ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ТЕМА 3. ГОСУДАРСТВО КАК ОСНОВНОЙ ИНСТИТУТ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ОБЩЕСТВА



1. Происхождение и сущность государства.

2. Основные признаки и функции государства.

3. Формы государственного правления и государственного устройства.

4. Правовое государство и гражданское общество. Развитие правового государства и гражданского общества в РБ.

1.Государство–основной институт политической системы, совокуп­ность взаимосвязанных учреждений и организаций, осуществляющих управление обществом. Используя его, власть организует, направляет и контролирует совместную деятельность и отношения индивидов, общественных групп и классов. Предшественниками государства были различные формы соци­альной саморегуляции и самоорганизации людей – традиции, нормы, обычаи, родоплеменные образования, характерные для первобытно­общинного строя.

Государство появилось в результате разложения родоплеменного строя под действием таких факторов, как:

1) развитие общественного разделения труда и выделение управлен­ческого труда в особую отрасль;

2) возникновение частной собственности и необходимость в создании специфических норм, правил и структур, регулирующих имуще­ственные отношения;

3) потребность в вооруженной силе с целью сохранения или приум­ножения территории, собственности и т. п.;

4) демографические факторы, изменения в воспроизводстве самого человека: рост численности и плотности населения, переход к оседлому образу жизни, потребность общества в упорядочении брачных отношений;

5) социальная природа человека, проявляющаяся в стремлении к определенным формам общежития (семья, государство). Аристотель отмечал, что человек – существо в высшей степени коллективное и может реализовать себя только в рамках определённых форм общения.

6) Нельзя исключать и другие факторы, которые сыграли определенную роль в создании государств у многих народов: географическое положение, наличие естественных границ (пустыни, водные рубежи, высокогорья и др.), плодородные земли, климатические условия и т. д.

Таким образом, государство возникло как результат естественного развития общества на известной ступени его зрелости. Первые государства появились в конце IV – начале III тыс. до н. э. на территории Древнего Востока, в древних Греции и Риме. Затем в Европе образовались военно-феодальные государства. Их сме­нили государства национальные.

В истории общественной мысли сло­жились следующие подходы к вопросу о происхождении государства.

Теократические концепции связывают появление государства с божьим установлением. Они характерны для Античности и Средне­вековья.

Патриархальная концепция рассматривает государство как продукт разросшейся до размеров государства семьи, при этом власть правителя трактуется как власть отца в семье, а отношения между подданными и властителями – как семейные отношения.

Договорная концепция, развивавшаяся Т. Гоббсом, Дж. Локком и Ж.-Ж. Руссо, выводила государство из соглашения между правите­лями и подданными, заключенного в целях обеспечения порядка и организации общественной жизни.

Психологическая теория исходит из того, что государство существует в силу наличия у человека психологических потребностей жить в рамках организованного сообщества либо в силу к склонности большинства к подчинению.

Теория завоевания, созданная в XIX в. Л. Гумплоничем, объясняла возникновение государства завоеванием сильными в социально-экономическом отношении и воинственными народами слаборазвитых. В результате насилия прекращается феодальная раздробленность и образуется централизованное государство.

Органическая концепция проводит аналогию между государством и живым организмом как в структуре, так и в функциях. Нарушение этой гармонии приводит к болезни всего организма и даже к его смерти.

Ирригационная концепция связывает происхождение государства с необходимостью строительства крупных оросительных сооружений.

Спортивная концепция выводит генезис государства из распространения спорта, системы физического воспитания в Спарте, что способствовало возникновению сильной армии и государства.

Социально-экономическая концепция объясняет возникновение государства социальной и имущественной дифферен­циацией, возникновением частной собственности и классов, непримиримостью классовых противоречий, общественным разделением труда и потребностью экономи­чески господствующего класса обеспечить политическое господство.

2. Государство имеет следующие отличительные признаки и атрибуты:

1. территория – это физическая, материальная основа государства, пространство, на которое распространяется его юрисдикция. Она нераздельна, неотчуждаема (государство, лишившееся территории, перестает быть государством). Территория определяется границами;

2. насе­ление –это совокупность людей, проживающих на территории данно­го государства и подчиняющихся его власти. Имеет устойчивую связь с государством в виде подданства или гражданства и пользуется его защитой внутри страны и за его пределами;

3. публичная власть – наличие специальной системы органов и учреждений, реализующих функции государственной власти (правительство, чиновничий аппарат);

4. суверенитет, т. е. верховенство и независимость государственной власти внутри страны и во внешних делах; государство обладает высшей властью на данной территории, самостоятельно определяет внутреннюю и внешнюю политику;

5. монопольное право на принуждение и соответствующие органы для осуществления этого права (армия, полиция, службы без­опасности, суд);

6. монопольное право на издание законов и правовых актов, обяза­тельных для всего населения;

7. монопольное право на взимание налогов и формирование обще­национального бюджета, денежную эмиссию.

Место и роль государства в политической системе общества во многом определяется его функциями, отражающими основные направления его деятельности. Функции государства делятся на внутренние и внешние.

К внутренним функциям относятся:

а) защиты существующего политического строя, экономи­ческой и социальной системы, прав человека;

б) хозяйственно-организаторская функция (выработка экономической политики), формирование госбюджета, регулирование эконо­мики;

в) социальная функция (социальная защита населения, развитие медицины, пенсионное обеспечение):

г) культурно-воспитательная функция (развитие культуры, науки, образования, организация досуга и др.);

д) обеспечение законности и правопорядка.

Внешними функциями государства являются:

а) обеспечение обороноспособности, защита государственного суверенитета и территории страны от внешнего посягательства;

б) защита интересов данного государства на международной арене;

в) обеспечение делового партнерства и сотрудничества;

г) участие в международном разделении труда, в решении глобальных проблем и др.

Для осуществления всех этих функций формируется комплекс специальных органов и учреждений, которые в совокупности создают государственный механизм. Он включает, как правило, следующие элементы: органы законодательной власти, получающие легитимацию в ре­зультате выборов, – это парламенты, местные представительные органы власти и самоуправления; исполнительно-распорядительные органы, которые непосредст­венно управляют государственными делами, – это правительство и местные органы исполнительной власти; органы судебной власти, прокуратуры, охраны общест­венного порядка и безопасности, вооружённые силы.

3.Государства традиционно классифицируются по трем критериям – формам правления, формам территориального устройства и формам политического режима.

Под формой правленияпонимается организация верховной государствен­ной власти, система отношений ее органов друг с другом и с населени­ем. Выделяют две основные формы правления: монархию и республику.

Вмонархии ис­точником власти является одно лицо – монарх (король, император царь, шах и т. д.),и власть, как правило, передается по наслед­ству. Глава государства занимает пост на неопределенный срок и не несет юридической ответственности за свои действия. Монархии бывают двух видов – абсолютные и ограниченные, конституционные. Абсолютная монархияхарактеризуется всевластием главы государства и не ограничена конституционными учреждениями. Дух этой формы ярко выражен в знаменитой фразе Людовика XIV: «Государство – это я». Прави­тельство назначается монархом и ответственно перед ним. Абсолютные монархии преобладали в прошлом, а сейчас сохранились лишь в не­которых странах Ближнего Востока – Саудовской Аравии, Катаре, Омане, ОАЭ. Большинство монархий являютсяограниченными, конституционными.В них полномочия монарха строго ограни­чены законодательными системами. Власть монарха в конституционных монархиях не распространя­ется па сферу законодательной деятельности и ограничена в сфере управления. Законы принимаются парламентом; а правом вето монархи практически не пользуются. В зависимости от степени такого ограничения парламентом выделяют:

1. дуалистическую (двойственную) монархию (Иордания, Ма–рокко, Кувейт), при которой полномочия главы государства ограничены в сфере законодательства, но достаточно широки в сфере исполнительной власти. Монарх здесь вправе назначать правительство, которое ответственно перед ним.

2. парламентскую. Власть главы государства практически не распространяется на сферу законодательства и значительно ограничена в сфере исполнительной власти. Правительство образуется на основе парламентского большинст­ва и несет ответственность не перед монархом, а перед парламентом. Оно осуществляет реальное управление страной, а премьер-министр является фактическим главой государства. Все издаваемые монархом распоряжения (указы) приобретают юридическую силу лишь после подтверждения главой правительства. Ответственность за их осуществление несет правительство. Тем самым монарх царствует, но не правит (Ве­ликобритания, Нидерланды, Бельгия, Швеция, Норвегия, Дания, Испания, Япония и др.). Институт монархии во многих странах (особенно европейских) сохраняется лишь потому, что он олицетворяет собой единство нации и незыблемость ее политической системы. Монархии обеспечивают преемственность в политическом развитии, являются охранителями традиций.

Тем не менее наиболее распространенная в современном мире фор­ма правления – республика (от лат. res – дело и publika – общественный). Источником власти в них является народ­ное большинство, высшие органы власти избираются гражданами. В зависимости от того, кто формирует правительство, кому оно подотчетно и подконтрольно, республики подразделяются на три разновидности: парламентские, президентские и смешанные (полу­президентские).

Главная особенность парламентской республики – образование правительства победившими на выборах партиями. Правительство ответственно перед парламентом. Правительство во главе с премьер-министром играет первостепенную роль в политической жизни. Премьер министр – первое лицо в государстве. Президент является главой государства, но выполняет в основном представительные функции. Парламентские республики существуют в таких, например, стра­нах, как Италия, Германия, Греция, Швейцария. Индия и Австралия. Они отличаются частой сменой правительств и проведением внеоче­редных парламентских выборов.

В президентской республике глава государства одновременно вы­ступает и в качестве главы правительства (исполнительной власти). Он назначает правительство, не подотчетное парламенту. Парламент и президент независимы во взаимоотношениях. Президент избирается населением и не несет ответственности перед парламентом. Президент руководит вооруженными силами и администрацией. Парламент не вправе отправлять правительство в отставку, хотя и президент не в праве распустить парламент.

Третьей основной разновидностью республики является полупрезидентская республика, или смешанная, сочетающая в себе признаки президентской и парламентской республик. Она существует в Австрии, Ирландии, Португалии, Польше, Финляндии, Франции, Болгарии и некоторых других странах. Ее главная характерная черта – двойная ответственность правительства: перед президентом и перед парламентом.

Форма государственного устройстваотражает территориальную структуру государства, характер взаимоотношений центральных, региональных и местных органов власти.

Унитарное государство – это простое, единое государство, которое характеризуют отсутствие самостоятельности у административно-территориальных единиц, единая конституция, признавае­мая на всей территории, единое гражданство, единая система права и судебная система, (Франция, Швеция, Дания, Польша, Беларусь, Эстония и др.)

Федерация отличается от унитарного государства тем, что входя­щие в нее территориальные единицы (штаты, провинции, кантоны, республики) являются субъектами государственного суверенитета. Это устойчивый союз государств, самостоятельных в пределах рас­пределенных между ними и центром компетенций и имеющих собст­венные органы власти. К числу федераций ныне относятся Австралия, Австрия, Бельгия, Бразилия, Канада, Малайзия, Мексика, Нигерия, Россия, США, ФРГ, Швейцария. Штаты в США, земли в Австрии и ФРГ, кантоны в Швейцарии, провинции в Канаде.

Конфедерация – временный союз независимых государств для осуществления конкретных совместных целей (военных, экономических). Ее члены передают в компетенцию союза решение ограниченного круга вопросов, чаще всего в области военной, внешнеполитической, транспорта и связи, денежной системы (ЕС, СНГ).

4. Концепция правового государстваимеет глубокие исторические и теоретические корни. Идея господства права, верховенства закона в жизни общества высказыва­лась еще в древности. Платон подчеркивал: «Я вижу близ­кую гибель того государства, где закон не имеет силы и находится под чьей-либо властью». Теория правового государства в ее целостном виде раз­работана Д. Локком, Ш. Монтескье, Т. Джефферсоном, И. Кантом и другими представителями либерализма. Сам термин «правовое государство» утвердился в XIX веке в трудах немецких юристов К.Т. Велькера, Р. фон Моля и др. Значительны­ми вехами на пути к правовому государству стали Кон­ституция США 1787 г. и Конституция Франции 1789 г., впервые закрепившие некоторые положения правовой го­сударственности.

Правовое государство – это государство, ограниченное в своих действиях правом, защищающим свободу личности и подчиняющим власть воле суверенного народа. В правовом государстве функционирует режим конституционного правления, существует развитая и непро­тиворечивая правовая система с эффективным контролем политики и власти. Осуществление внутренней и внешней политики государства, деятельность его органов, должно­стных лиц связаны правовыми нормами и подчинены им. Концепция правового государства обосновывает правовое равенство всех граждан, приоритет прав человека над за­конами государства, невмешательство государства в дела гражданского общества.

Отличительные признаки правового государства:

1. Суверенитет народа. Это означает, что именно народ является конечным источником власти; государственный же суверенитет носит представительный характер.

2. Верховенство закона. Законы правового государства опираются на Конституцию страны и обладают наивысшей обязательной силой по сравнению со всеми иными нормативными ак­тами, издаваемыми государственными органами. Закон не может быть отменен, изменен ни ведомственными актами, ни правительственными распоряжениями, ни решениями партии. В этой связи встает вопрос о качестве самого за­кона. Он должен соответствовать праву, быть гуманным, спра­ведливым, прогрессивным, закреплять неотъемлемые пра­ва человека.

3. Всеобщность права, связанность правом самого государ­ства и его органов. Государство, издавшее закон, не впра­ве его само же нарушать. Все органы государства и долж­ностные лица действуют строго на основе и во исполнение законов, в пределах компетенции и в порядке, установ­ленном правовыми нормами.

4. Взаимная ответственность государства и личности. Не только гражданин, отдельные организации и учреждения несут ответственность перед государством за выполнение своих обязанностей, но и государство, его должностные лица ответственны за свои действия перед гражданами.

5. Разделение властей между законо­дательной, исполнительной и судебной ветвями власти. Принцип требует самостоятельности, независимости, строгого разграничения компетенций этих трех властей, наличия системы сдержек и противовесов, с помощью которой каждая ветвь власти могла бы ограни­чивать другую. Одновременно принцип предполагает единство и взаимодействие властей.

6. Незыблемость свободы личности, ее прав, чести и дос­тоинства. Права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат ему от рождения; права и свободы предоставлены в равной мере всем и каждому; осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать прав и свобод других лиц; каталог прав и свобод человека и гражданина должен соответствовать международным стандартам, зафиксированным во Всеоб­щей Декларации прав человека 1948 г., Пакте об экономи­ческих, социальных и культурных правах и Пакте о граж­данских и политических правах 1966 г.

7. Наличие эффективных форм контроля и надзора за со­блюдением прав и свобод граждан, реализацией законов и других нормативных актов, гибкого механизма гарантий свободы народного волеизъявления. Правовое государство призвано создать развитую и действенную систему судеб­ных органов, арбитража, народного (государственного) кон­троля и т. п.

Гражданское общество –это система самостоятельных независимых от государства общественных институтов и отношений, которые призваны обеспечить условия для самореализации отдельных индивидов и коллективов, реа­кции частных интересов и потребностей.

Гражданское общество имеет сложную структуру и включает в себя экономические, духовные, нравственные, религиоз­ные, этнические, семейные и другие отношения и институты, не опосредованные государством. Оно охватывает производственную и частную жизнь людей, их традиции, нравы, обычаи, сферы образования, науки, культуры. Интересы и потребности различных групп и индивидов выражаются и осуществляются через такие институты гражданского общества, как семья, церковь, политические партии, профессиональные, творческие объединения, кооперативы, социальные движения, органы общественной самодеятельности и др. Тем самым гражданское общество предполагает многообразие коллективов, территориальных общностей, культурных, национальных сообществ, т. е. множество социальных субъектов, относительно не­зависимых от государства и способных к самоорганизации. В гражданском обществе, в отличие от государственных структур, преобладают не вертикальные (подчинения), а горизонтальные связи – отношения конкуренции и соли­дарности между свободными и равноправными партнерами.

Базисом гражданского общества является многоукладная рыночная экономика, плюрализм форм собственно­сти, самостоятельность субъектов хозяйствования, предоставление широкой деловой инициативы гражданам.

Важ­ным условием функционирования гражданского общества является также наличие развитой социальной структуры и многообразие различных групп слоев. Социальную основу гражданского общества составляет так называемый средний класс, включающий наиболее активную и мобильную часть населения.

Духов­ная сфера гражданского общества предполагает плюрализм в области идеологии, реальную свободу слова, печати, совести, достаточно высокий уровень социального, интеллектуального, психологического развития личности.

В современных условиях провести четкую грань между гражданским обществом и государством сложно. Государству надлежит управлять обществом, но не подчинять его себе полностью. Обществу следует жить своей полноценной жизнью, но не игнорировать государство. Границу взаимодействия должен устанавливать закон, не позволяющий им поглощать друг друга. Без государства гражданское общество существовать не может, а государство без развитого гражданского общества не является демократическим. Тем самым гражданское общество и государство призваны не противостоять друг другу как антиподы, а гармонично взаимодействовать на основе уважения права.

Социальное государство – это государство, стремящееся к обеспечению достойных условий существования граждан, удовлетворению их материальных и духовных потребностей, социальной защищённости. Достигается это с помощью перераспределения национального дохода в пользу менее обеспеченных слоёв, проведения политики занятости, охраны труда, развития общедоступного образования, здравоохранения и т. д.





Последнее изменение этой страницы: 2016-12-29; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.109.55 (0.012 с.)