Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 3. Государство как основной институт политической системы обществаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
1. Происхождение и сущность государства. 2. Основные признаки и функции государства. 3. Формы государственного правления и государственного устройства. 4. Правовое государство и гражданское общество. Развитие правового государства и гражданского общества в РБ. 1. Государство–основной институт политической системы, совокупность взаимосвязанных учреждений и организаций, осуществляющих управление обществом. Используя его, власть организует, направляет и контролирует совместную деятельность и отношения индивидов, общественных групп и классов. Предшественниками государства были различные формы социальной саморегуляции и самоорганизации людей – традиции, нормы, обычаи, родоплеменные образования, характерные для первобытнообщинного строя. Государство появилось в результате разложения родоплеменного строя под действием таких факторов, как: 1) развитие общественного разделения труда и выделение управленческого труда в особую отрасль; 2) возникновение частной собственности и необходимость в создании специфических норм, правил и структур, регулирующих имущественные отношения; 3) потребность в вооруженной силе с целью сохранения или приумножения территории, собственности и т. п.; 4) демографические факторы, изменения в воспроизводстве самого человека: рост численности и плотности населения, переход к оседлому образу жизни, потребность общества в упорядочении брачных отношений; 5) социальная природа человека, проявляющаяся в стремлении к определенным формам общежития (семья, государство). Аристотель отмечал, что человек – существо в высшей степени коллективное и может реализовать себя только в рамках определённых форм общения. 6) Нельзя исключать и другие факторы, которые сыграли определенную роль в создании государств у многих народов: географическое положение, наличие естественных границ (пустыни, водные рубежи, высокогорья и др.), плодородные земли, климатические условия и т. д. Таким образом, государство возникло как результат естественного развития общества на известной ступени его зрелости. Первые государства появились в конце IV – начале III тыс. до н. э. на территории Древнего Востока, в древних Греции и Риме. Затем в Европе образовались военно-феодальные государства. Их сменили государства национальные.
В истории общественной мысли сложились следующие подходы к вопросу о происхождении государства. Теократические концепции связывают появление государства с божьим установлением. Они характерны для Античности и Средневековья. Патриархальная концепция рассматривает государство как продукт разросшейся до размеров государства семьи, при этом власть правителя трактуется как власть отца в семье, а отношения между подданными и властителями – как семейные отношения. Договорная концепция, развивавшаяся Т. Гоббсом, Дж. Локком и Ж.-Ж. Руссо, выводила государство из соглашения между правителями и подданными, заключенного в целях обеспечения порядка и организации общественной жизни. Психологическая теория исходит из того, что государство существует в силу наличия у человека психологических потребностей жить в рамках организованного сообщества либо в силу к склонности большинства к подчинению. Теория завоевания, созданная в XIX в. Л. Гумплоничем, объясняла возникновение государства завоеванием сильными в социально-экономическом отношении и воинственными народами слаборазвитых. В результате насилия прекращается феодальная раздробленность и образуется централизованное государство. Органическая концепция проводит аналогию между государством и живым организмом как в структуре, так и в функциях. Нарушение этой гармонии приводит к болезни всего организма и даже к его смерти. Ирригационная концепция связывает происхождение государства с необходимостью строительства крупных оросительных сооружений. Спортивная концепция выводит генезис государства из распространения спорта, системы физического воспитания в Спарте, что способствовало возникновению сильной армии и государства. Социально-экономическая концепция объясняет возникновение государства социальной и имущественной дифференциацией, возникновением частной собственности и классов, непримиримостью классовых противоречий, общественным разделением труда и потребностью экономически господствующего класса обеспечить политическое господство. 2. Государство имеет следующие отличительные признаки и атрибуты:
1. территория – это физическая, материальная основа государства, пространство, на которое распространяется его юрисдикция. Она нераздельна, неотчуждаема (государство, лишившееся территории, перестает быть государством). Территория определяется границами; 2. население –это совокупность людей, проживающих на территории данного государства и подчиняющихся его власти. Имеет устойчивую связь с государством в виде подданства или гражданства и пользуется его защитой внутри страны и за его пределами; 3. публичная власть – наличие специальной системы органов и учреждений, реализующих функции государственной власти (правительство, чиновничий аппарат); 4. суверенитет, т. е. верховенство и независимость государственной власти внутри страны и во внешних делах; государство обладает высшей властью на данной территории, самостоятельно определяет внутреннюю и внешнюю политику; 5. монопольное право на принуждение и соответствующие органы для осуществления этого права (армия, полиция, службы безопасности, суд); 6. монопольное право на издание законов и правовых актов, обязательных для всего населения; 7. монопольное право на взимание налогов и формирование общенационального бюджета, денежную эмиссию. Место и роль государства в политической системе общества во многом определяется его функциями, отражающими основные направления его деятельности. Функции государства делятся на внутренние и внешние. К внутренним функциям относятся: а) защиты существующего политического строя, экономической и социальной системы, прав человека; б) хозяйственно-организаторская функция (выработка экономической политики), формирование госбюджета, регулирование экономики; в) социальная функция (социальная защита населения, развитие медицины, пенсионное обеспечение): г) культурно-воспитательная функция (развитие культуры, науки, образования, организация досуга и др.); д) обеспечение законности и правопорядка. Внешними функциями государства являются: а) обеспечение обороноспособности, защита государственного суверенитета и территории страны от внешнего посягательства; б) защита интересов данного государства на международной арене; в) обеспечение делового партнерства и сотрудничества; г) участие в международном разделении труда, в решении глобальных проблем и др. Для осуществления всех этих функций формируется комплекс специальных органов и учреждений, которые в совокупности создают государственный механизм. Он включает, как правило, следующие элементы: органы законодательной власти, получающие легитимацию в результате выборов, – это парламенты, местные представительные органы власти и самоуправления; исполнительно-распорядительные органы, которые непосредственно управляют государственными делами, – это правительство и местные органы исполнительной власти; органы судебной власти, прокуратуры, охраны общественного порядка и безопасности, вооружённые силы. 3. Государства традиционно классифицируются по трем критериям – формам правления, формам территориального устройства и формам политического режима. Под формой правленияпонимается организация верховной государственной власти, система отношений ее органов друг с другом и с населением. Выделяют две основные формы правления: монархию и республику.
В монархии источником власти является одно лицо – монарх (король, император царь, шах и т. д.),и власть, как правило, передается по наследству. Глава государства занимает пост на неопределенный срок и не несет юридической ответственности за свои действия. Монархии бывают двух видов – абсолютные и ограниченные, конституционные. Абсолютная монархияхарактеризуется всевластием главы государства и не ограничена конституционными учреждениями. Дух этой формы ярко выражен в знаменитой фразе Людовика XIV: «Государство – это я». Правительство назначается монархом и ответственно перед ним. Абсолютные монархии преобладали в прошлом, а сейчас сохранились лишь в некоторых странах Ближнего Востока – Саудовской Аравии, Катаре, Омане, ОАЭ. Большинство монархий являютсяограниченными, конституционными.В них полномочия монарха строго ограничены законодательными системами. Власть монарха в конституционных монархиях не распространяется па сферу законодательной деятельности и ограничена в сфере управления. Законы принимаются парламентом; а правом вето монархи практически не пользуются. В зависимости от степени такого ограничения парламентом выделяют: 1. дуалистическую (двойственную) монархию (Иордания, Ма–рокко, Кувейт), при которой полномочия главы государства ограничены в сфере законодательства, но достаточно широки в сфере исполнительной власти. Монарх здесь вправе назначать правительство, которое ответственно перед ним. 2. парламентскую. Власть главы государства практически не распространяется на сферу законодательства и значительно ограничена в сфере исполнительной власти. Правительство образуется на основе парламентского большинства и несет ответственность не перед монархом, а перед парламентом. Оно осуществляет реальное управление страной, а премьер-министр является фактическим главой государства. Все издаваемые монархом распоряжения (указы) приобретают юридическую силу лишь после подтверждения главой правительства. Ответственность за их осуществление несет правительство. Тем самым монарх царствует, но не правит (Великобритания, Нидерланды, Бельгия, Швеция, Норвегия, Дания, Испания, Япония и др.). Институт монархии во многих странах (особенно европейских) сохраняется лишь потому, что он олицетворяет собой единство нации и незыблемость ее политической системы. Монархии обеспечивают преемственность в политическом развитии, являются охранителями традиций. Тем не менее наиболее распространенная в современном мире форма правления – республика (от лат. res – дело и publika – общественный). Источником власти в них является народное большинство, высшие органы власти избираются гражданами. В зависимости от того, кто формирует правительство, кому оно подотчетно и подконтрольно, республики подразделяются на три разновидности: парламентские, президентские и смешанные (полупрезидентские).
Главная особенность парламентской республики – образование правительства победившими на выборах партиями. Правительство ответственно перед парламентом. Правительство во главе с премьер-министром играет первостепенную роль в политической жизни. Премьер министр – первое лицо в государстве. Президент является главой государства, но выполняет в основном представительные функции. Парламентские республики существуют в таких, например, странах, как Италия, Германия, Греция, Швейцария. Индия и Австралия. Они отличаются частой сменой правительств и проведением внеочередных парламентских выборов. В президентской республике глава государства одновременно выступает и в качестве главы правительства (исполнительной власти). Он назначает правительство, не подотчетное парламенту. Парламент и президент независимы во взаимоотношениях. Президент избирается населением и не несет ответственности перед парламентом. Президент руководит вооруженными силами и администрацией. Парламент не вправе отправлять правительство в отставку, хотя и президент не в праве распустить парламент. Третьей основной разновидностью республики является полупрезидентская республика, или смешанная, сочетающая в себе признаки президентской и парламентской республик. Она существует в Австрии, Ирландии, Португалии, Польше, Финляндии, Франции, Болгарии и некоторых других странах. Ее главная характерная черта – двойная ответственность правительства: перед президентом и перед парламентом. Форма государственного устройстваотражает территориальную структуру государства, характер взаимоотношений центральных, региональных и местных органов власти. Унитарное государство – это простое, единое государство, которое характеризуют отсутствие самостоятельности у административно-территориальных единиц, единая конституция, признаваемая на всей территории, единое гражданство, единая система права и судебная система, (Франция, Швеция, Дания, Польша, Беларусь, Эстония и др.) Федерация отличается от унитарного государства тем, что входящие в нее территориальные единицы (штаты, провинции, кантоны, республики) являются субъектами государственного суверенитета. Это устойчивый союз государств, самостоятельных в пределах распределенных между ними и центром компетенций и имеющих собственные органы власти. К числу федераций ныне относятся Австралия, Австрия, Бельгия, Бразилия, Канада, Малайзия, Мексика, Нигерия, Россия, США, ФРГ, Швейцария. Штаты в США, земли в Австрии и ФРГ, кантоны в Швейцарии, провинции в Канаде. Конфедерация – временный союз независимых государств для осуществления конкретных совместных целей (военных, экономических). Ее члены передают в компетенцию союза решение ограниченного круга вопросов, чаще всего в области военной, внешнеполитической, транспорта и связи, денежной системы (ЕС, СНГ).
4. Концепция правового государстваимеет глубокие исторические и теоретические корни. Идея господства права, верховенства закона в жизни общества высказывалась еще в древности. Платон подчеркивал: «Я вижу близкую гибель того государства, где закон не имеет силы и находится под чьей-либо властью». Теория правового государства в ее целостном виде разработана Д. Локком, Ш. Монтескье, Т. Джефферсоном, И. Кантом и другими представителями либерализма. Сам термин «правовое государство» утвердился в XIX веке в трудах немецких юристов К.Т. Велькера, Р. фон Моля и др. Значительными вехами на пути к правовому государству стали Конституция США 1787 г. и Конституция Франции 1789 г., впервые закрепившие некоторые положения правовой государственности. Правовое государство – это государство, ограниченное в своих действиях правом, защищающим свободу личности и подчиняющим власть воле суверенного народа. В правовом государстве функционирует режим конституционного правления, существует развитая и непротиворечивая правовая система с эффективным контролем политики и власти. Осуществление внутренней и внешней политики государства, деятельность его органов, должностных лиц связаны правовыми нормами и подчинены им. Концепция правового государства обосновывает правовое равенство всех граждан, приоритет прав человека над законами государства, невмешательство государства в дела гражданского общества. Отличительные признаки правового государства: 1. Суверенитет народа. Это означает, что именно народ является конечным источником власти; государственный же суверенитет носит представительный характер. 2. Верховенство закона. Законы правового государства опираются на Конституцию страны и обладают наивысшей обязательной силой по сравнению со всеми иными нормативными актами, издаваемыми государственными органами. Закон не может быть отменен, изменен ни ведомственными актами, ни правительственными распоряжениями, ни решениями партии. В этой связи встает вопрос о качестве самого закона. Он должен соответствовать праву, быть гуманным, справедливым, прогрессивным, закреплять неотъемлемые права человека. 3. Всеобщность права, связанность правом самого государства и его органов. Государство, издавшее закон, не вправе его само же нарушать. Все органы государства и должностные лица действуют строго на основе и во исполнение законов, в пределах компетенции и в порядке, установленном правовыми нормами. 4. Взаимная ответственность государства и личности. Не только гражданин, отдельные организации и учреждения несут ответственность перед государством за выполнение своих обязанностей, но и государство, его должностные лица ответственны за свои действия перед гражданами. 5. Разделение властей между законодательной, исполнительной и судебной ветвями власти. Принцип требует самостоятельности, независимости, строгого разграничения компетенций этих трех властей, наличия системы сдержек и противовесов, с помощью которой каждая ветвь власти могла бы ограничивать другую. Одновременно принцип предполагает единство и взаимодействие властей. 6. Незыблемость свободы личности, ее прав, чести и достоинства. Права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат ему от рождения; права и свободы предоставлены в равной мере всем и каждому; осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать прав и свобод других лиц; каталог прав и свобод человека и гражданина должен соответствовать международным стандартам, зафиксированным во Всеобщей Декларации прав человека 1948 г., Пакте об экономических, социальных и культурных правах и Пакте о гражданских и политических правах 1966 г. 7. Наличие эффективных форм контроля и надзора за соблюдением прав и свобод граждан, реализацией законов и других нормативных актов, гибкого механизма гарантий свободы народного волеизъявления. Правовое государство призвано создать развитую и действенную систему судебных органов, арбитража, народного (государственного) контроля и т. п. Гражданское общество –это система самостоятельных независимых от государства общественных институтов и отношений, которые призваны обеспечить условия для самореализации отдельных индивидов и коллективов, реакции частных интересов и потребностей. Гражданское общество имеет сложную структуру и включает в себя экономические, духовные, нравственные, религиозные, этнические, семейные и другие отношения и институты, не опосредованные государством. Оно охватывает производственную и частную жизнь людей, их традиции, нравы, обычаи, сферы образования, науки, культуры. Интересы и потребности различных групп и индивидов выражаются и осуществляются через такие институты гражданского общества, как семья, церковь, политические партии, профессиональные, творческие объединения, кооперативы, социальные движения, органы общественной самодеятельности и др. Тем самым гражданское общество предполагает многообразие коллективов, территориальных общностей, культурных, национальных сообществ, т. е. множество социальных субъектов, относительно независимых от государства и способных к самоорганизации. В гражданском обществе, в отличие от государственных структур, преобладают не вертикальные (подчинения), а горизонтальные связи – отношения конкуренции и солидарности между свободными и равноправными партнерами. Базисом гражданского общества является многоукладная рыночная экономика, плюрализм форм собственности, самостоятельность субъектов хозяйствования, предоставление широкой деловой инициативы гражданам. Важным условием функционирования гражданского общества является также наличие развитой социальной структуры и многообразие различных групп слоев. Социальную основу гражданского общества составляет так называемый средний класс, включающий наиболее активную и мобильную часть населения. Духовная сфера гражданского общества предполагает плюрализм в области идеологии, реальную свободу слова, печати, совести, достаточно высокий уровень социального, интеллектуального, психологического развития личности. В современных условиях провести четкую грань между гражданским обществом и государством сложно. Государству надлежит управлять обществом, но не подчинять его себе полностью. Обществу следует жить своей полноценной жизнью, но не игнорировать государство. Границу взаимодействия должен устанавливать закон, не позволяющий им поглощать друг друга. Без государства гражданское общество существовать не может, а государство без развитого гражданского общества не является демократическим. Тем самым гражданское общество и государство призваны не противостоять друг другу как антиподы, а гармонично взаимодействовать на основе уважения права. Социальное государство – это государство, стремящееся к обеспечению достойных условий существования граждан, удовлетворению их материальных и духовных потребностей, социальной защищённости. Достигается это с помощью перераспределения национального дохода в пользу менее обеспеченных слоёв, проведения политики занятости, охраны труда, развития общедоступного образования, здравоохранения и т. д.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-29; просмотров: 2128; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.1.58 (0.016 с.) |