Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 5. Политические процессыСодержание книги
Поиск на нашем сайте
И ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ 1. Сущность и структура политического процесса, его стадии и виды. 2. Государственная политика и управление. 3. Понятие, типология и функции политических партий. 4. Понятие партийных систем и их типы. 5. Политические партии в Республике Беларусь. 1. Политический процесс выступает как форма функционирования политической системы общества, совокупность действий субъектов политики по осуществлению своих функций в сфере власти. Политический процесс раскрывает движение, динамику, эволюцию политических явлений, конкретное изменение их состояний во времени и пространстве. Он не имеет четкого начала и конца, представляя собой бесконечную совокупность локальных процессов борьбы, конфликтов, компромиссов, сотрудничества, интеграции и т. д. Содержаниеполитического процесса может быть самым разнообразным: разработка какой-либо концепции (перестройки, демократизации, приватизации, разгосударствления и т. д.), формирование общественного мнения по той или иной проблеме, создание новых управленческих структур, проведение выборов и т. д. Его содержание определяют: степень разделения и уравновешенности 3-х ветвей власти и уровень ее централизации, взаимодействие партийных и государственных структур, способы нахождения и реализации решений, отношения между правящей и оппозиционной элитами, профессионализм и компетентность элит и т. д. В структуру политического процесса, как правило, включают субъекта как носителя власти, объекта как направление воздействия и результат развития, а также средства, методы, ресурсы и исполнителей политических процессов. В качестве ресурсов могут выступать технические и финансовые средства, наука, настроения масс, общественное мнение и др. Выделяют следующие режимы протекания политического процесса: 1. режим функционирования, когда политическая система воспроизводит сложившиеся и характерные для нее институты и признаки. Власть больше придерживается традиций, чем вводит инновации, применяет устоявшиеся механизмы господства, соблюдает преемственность в развитии политических связей. Воспроизводство представительных органов власти осуществляется путем выборов, а исполнительных органов – путем ротаций, конкурсов, избраний. Стабильность поддерживается средствами государственного насилия или мерами власть имущих по удовлетворению и гармонизации интересов различных общественных групп, а также идеологическим воздействием на сознание и поведение граждан (пример – «застойные» явления в СССР в годы правления Брежнева);
2. режим развития, который отличаетсянепрерывностью и устойчивостью качественных изменений. Целенаправленно внедряемые инновации, творческие, социально эффективные действия властных институтов выводят систему на качественно новый, более цивилизованный уровень существования. Власть пытается применить методы управления, отвечающие происходящим переменам как внутри общества, так и на международной арене. Политическая система гибко приспосабливается к требованиям общественной среды, чутко и конструктивно на них реагирует. При этом политическое развитие сопровождается борьбой различных тенденций и идеологических течений. Своевременные ответы на вызовы времени позволяют развитым государствам приспособиться к новым условиям, преодолевать кризисы; 3. режим упадка или распада политической целостности. Он характеризуется нестабильностью общества, кризисом, недовольством граждан, неспособностью государственных органов к преодолению социальных противоречий. Принимаемые властью решения не выполняются, сама власть теряет свою легитимность, доверие масс, может сложиться революционная ситуация. Примером могут служить события в Речи Посполитой в XVIII в., в России в 1917 г. Упадок, по существу, означает распад сложившейся политической целостности (падение политического режима, роспуск партий, захват государства внешними силами и др.). Политическое участие – это действие, предпринимаемое частными лицами с целью оказать влияние на государственную политику или на выбор политических лидеров. Политическое участие бывает постоянным и эпизодическим, организованным и неорганизованным. Степень его организованности во многом зависит от политического режима. При авторитарном и тоталитарном режимах оно чаще всего вынужденное или принудительное, при демократическом – свободное и сознательное. Политическая деятельность– разновидность активности, направленной на сознательное изменение или сохранение существующих политических отношений, в результате которого получается их новое качество, либо консервируется старое. Политическая деятельность реализуется в практических действиях, направленных на реализацию политических целей, выполнение политических программ.
Любой политический процесс можно разделить на 5 фаз. Первая фаза – фаза формирования (вызревания) политических приоритетов. Вторая – выдвижение политических приоритетов в политическую повестку дня. Третья – формулирование политических проблем и принятие по ним политических решений. Четвертая – приведение в действие механизма реализации принятых решений (политическая инструментализация). Пятая – оценка результатов политических решений. Политические решения должны обеспечивать стабильность в обществе. Если это не происходит, то начинают обостряться социально-политические противоречия, наступает стадия деградации и распада политической системы. На этой стадии одни политические силы вынуждены уступать свое лидирующее место другим, стремящимся провести революционные преобразования в политической системе. Типология политических процессов. 1. По значимости для общества их можно разделить на: а) базовые характеризуют разнообразные изменения в различных областях политической жизни, которые касаются модификации ее базовых, основных свойств (требования демократизации системы, повышения зарплаты и др., которые выходят на первый план всей политической жизни) и б) периферийные, выражающие изменения во второстепенных областях и не влияющие непосредственно на власть (взаимоотношения между партиями, между кланами); 2. С точки зрения сфер компетенции государства выделяют: а) внутриполитические (происходят внутри страны) и б) внешнеполитические (международные). Характер, направленность и динамика последних может оказать влияние на внутриполитические процессы. 3. С точки зрения характера политического участия субъектов политики политические процессы подразделяют наа ) ангажированные (санкционированные, т. е. разрешенные властями, с непосредственным участием общества, характерные для демократических режимов) и б) неангажированные (стихийные, инициативные, не связанные с разрешением властей, характерные для авторитарных стран). 4. С точки зрения публичности можно выделить а) открытые (явные), предполагающие свободное, открытое выявление интересов граждан – выборы, обсуждение проблем в СМИ ) и б) скрытые (тайные), закулисные действия определенных структур, подготовка в тайне важных решений (это может быть деятельность как секретных госучреждений (органы безопасности, разведка), так и нелегальных, теневых структур неполитического характера (теневая экономика, черный рынок, мафиозные корпорации и др.). 5. С позиции устойчивости политической системы различают а) стабильные процессы, имеющие устойчивые формы политического поведения, отработанный механизм принятия решений, легитимность режима, отсутствие конфликтов и др. и б) нестабильные, возникающие в условиях кризиса власти и всей общественной системы. 6. Если за основу взять критерий масштабности, то можно выделить а) глобальные (происходящие в масштабах всего земного шара ), б) региональные и в) локальные (отражают интересы отдельных регионов и стран ), г) частные политические процессы (например, межличностное взаимодействие в руководстве партии ).
Глубокое понимание содержания, структуры, типов политических процессов позволяет раскрыть динамику политической жизни страны. 2. Государственное управление рассматривается в качестве целенаправленного воздействия государства на общественные процессы и явления, отношения и деятельность людей. Эта социальная деятельность осуществляется на профессиональных началах органами государственного управления и должностными лицами. Субъектами государственное управления могут выступать центральные государственные органы и органы местного управления и самоуправления. Управляемымиобъектами в зависимости от уровня социальной общности могут быть человек, коллективы и объединения людей, общество в целом; в зависимости от сферы общественной жизни можно выделить экономические, политические, социальные и духовно-идеологические объекты. Государственное управление воплощается в государственной политике, в выработке конкретного политического курса. Оно включает решение общих (публичных) дел, согласование действий граждан, защиту совместных интересов и оперирует определенными способами и методами реализации государственной власти. Методы и средства имеют комплексный характер, подразделяясь на правовые (конституция, законы, указы, постановления и др.), программно-целевые (национальные и региональные концепции, проекты и программы), экономические (реализуются через финансово-кредитную систему, хозяйственное законодательство, нормы, лимиты и др.), административно-распорядительные (основаны на силе власти: запрет, разрешение, предупреждение и реализуются через квоты, лицензии и др.), социально-психологические (политическая агитация и пропаганда, личные встречи руководства с трудовыми коллективами, индивидуальное поощрение). Государственное управление включает в себя: а) административное управление – это процесс планирования, организации, мотивации и контроля за работой всей системы; б) экономическое управление – это процесс, через который система обеспечивает усиление хозяйственного потенциала, в интересах человеческого развития; в) политическое управление – это процесс постановки общенациональных задач развития, разработка политики, принятие решений на государственном уровне. В него вовлечены все органы государственной власти, политические и общественные институты, частный сектор и организации гражданского общества.
Вся система государственного управления имеет три уровня: общенациональный, региональный и местный. Каждому из уровней отведена особая, автономная сфера компетенции, каждый подчинен в политическом отношении другим органам. Общенациональный уровень включает администрацию главы государства или премьер-министра в зависимости от господствующей в стране формы правления. Региональный уровень составляют органы государственно-административного управления республик, краев, областей, штатов, земель, провинций и т. д., или, иначе говоря, субъектов федерации в федеративных республиках и административные единицы среднего звена в унитарных государствах. Нижний, местный уровень представлен органами местного самоуправления, которые могут принять собственные решения. Типы государственного управления. 1) В зависимости от характера взаимоотношений центральной власти и органов административно-территориальных единиц выделяют координационное (характерное для федераций и конфедераций, когда наряду с едиными центральными органами власти существуют и периферийные, обладающие полной или частичной самостоятельностью) и субординационное (основано на административном подчинении периферии центру, характерно для унитарных государств) управление. 2) По воздействию на объект и в зависимости от самого объекта управления выделяют отраслевое (предполагает наличие вертикали соподчиненности от центра до предприятия) и функциональное (осуществляется органами исполнительной власти по направлениям: экономика, социальное развитие, оборона, безопасность и т. д.). 3) В зависимости от масштаба временных рамок: стратегическое управление (определят долгосрочную перспективу развития как по всем, так и по отдельным сферам и направлениям. Выделяют стратегии отраслевые – ресурсосберегающие технологии и т. д., функциональные – подавление инфляции, привлечение инвестиций и т. д., общеполитические – стабилизация, перестройка и т. д.); тактическое управление (кратковременное управление, которое предполагает конкретные действия по реализации намеченных целей); оперативное управление (направлено на решение текущих задач и возникающих новых проблем). Среди основных принципов организации государственного управления можно выделить принцип системности, научности (в основе управленческих действий лежат научные подходы и методы), организационно-структурный принцип, отражающий характер, закономерности и специфику конкретной структуры; принцип иерархичности (подчинение нижестоящих органов вышестоящим); принцип законности и контроля. Главные принципы государственной политики РБ – планомерность, последовательность, постепенность, преемственность. Сильная, эффективная государственная власть, политическая стабильность в нашей стране – важнейшие условия государственного курса на эволюционное и поступательное развитие национальной экономики и интеграции в мировую экономику. 3. Важное место в современном обществе и политической системе принадлежит политическим партиям (от лат. pars – часть, группа).
Политическая партия – это организованная группа единомышленников, основанное на идеологических и политических ценностях добровольное объединение людей, имеющее определенную организационную структуру, представляющее общественные классы, социальные группы и слои, стремящееся к реализации своих интересов и целей путем завоевания или сохранения политической власти либо участия в ней. Партии прошли длительный путь формирования и эволюции. В политологии общепринята предложенная М. Вебером классификация этапов в истории становления партий: аристократические группировки (объединяли немногочисленных представителей политической элиты), политические клубы (ориентировались на привлечение к активной политической деятельности людей, пользующихся влиянием в важных сферах общественной жизни), современные массовые партии, обладающие определенной идеологией и организационной структурой. На появление партий существенное влияние оказали распространение всеобщего избирательного права, появление парламентов и парламентаризма как формы организации и осуществления государственной власти, развитие буржуазного сегмента общества, оформление рабочего класса, обострение социальных противоречий, распространение либеральных идей. Типология политических партий. 1. По характеру функционирования в соответствии с членством: кадровые (незначительны по численному составу, ограничиваются объединением влиятельных общественных деятелей и их сторонников, основаны на системе свободного членства, основной структурный элемент – комитет, без регулярной уплаты членских взносов, характерны добровольные пожертвования. Примерами служат Республиканская и Демократическая партии США, Консервативная партия в Англии) и массовые (характерна жесткая организация, сплоченность, сложная иерархическая структура, обязательность членских взносов, идеологическая направленность). 2. В зависимости от характера, направленности деятельности партии подразделяются на: революционные, выступающие за глубокие, коренные изменения в общественных отношениях; реформистские, защищающие умеренные изменения в разных сферах жизни общества, не посягающие на основы строя; консервативные, стоящие на позициях сохранения основных черт современной жизни; реакционные, ставящие перед собой задачи восстановления старых структур. 3. С марксистских классовых позиций выделяют – буржуазные, мелкобуржуазные, крестьянские и пролетарские партии. 4. В зависимости от участия в осуществлении власти партии подразделяют на: правящие, которые обладают большинством мест в парламенте, образуют правительство; оппозиционные партии, которые динамичны и подвергают критике существующее правительство и выступают за реформы. 5. По условиям деятельности оппозиционные партии могут подразделяться на легальные (разрешенные, зарегистрированы и действуют в рамках закона), полулегальные (не зарегистрированы, но и не запрещены) и нелегальные (запрещены государством и действуют незаконными традиционными методами). 6. В зависимости от шкалы политического спектра: правые (они традиционно отстаивают сильное государство, сохраняющее частную собственность и сложившуюся социальную систему), левые, которые выступают за реализацию коммунистических, социалистических, социал-демократических идеалов, передачу средств производства в общественную собственность, твердые социальные гарантии; партии «центра», занимающие п ромежуточное место между «левыми» и «правыми», сторонники идей консенсуса. Пройдя через выборы и попав в парламент, политические партии становятся парламентскими (мажоритарные, доминирующие, миноритарные). Основнымифункциям партий являются: идеологическая (партия в своей программе стремится обосновать направление стратегии развития общества и конечную цель. Естественно партия выражает и объединяет общественные интересы, просвещает, мобилизирует граждан); политическая ( призвана обеспечивать связь населения с государственными структурами, осуществляет отбор и рекрутирование политических лидеров и элит для всех уровней политической системы). Партия участвует и проводит избирательные кампании, осуществляет контроль над властью); организаторская ( направлена на реализацию решений через органы власти, а также на совершенствование партийных структур, партийного строительства). 4. Существуя и действуя в конкретных исторических условиях, политические партии вступают во взаимоотношения с социальной средой и друг с другом – так они образуют партийную систему. Партийная система общества – это совокупность всех существующих и действующих в стране политических партий и принципы взаимосвязи между ними. Партийные системы каждой страны имеют свои особенности, связанные с историко-культурной средой, экономическим развитием государства, политической системой, режимом, традициями и т. д. Типология партийных систем представлена различными подходами. Так, выделяют буржуазно-демократическую, фашистскую, авторитарную и социалистическую системы. Известна переходная партийная система. На современном этапе наибольшее распространение получила типология партийных систем, основанная на количественном критерии. Беспартийные системы сегодня существуют примерно в 20 странах мира (Катар, Кувейт, Ливия, Нигерия, Оман и др.). Причинами могут быть отсутствие предпосылок для возникновения партий (например, абсолютные монархии), теократия в стране (отсутствие светской политики; пример – Ватикан), запрещение партий (Гана, Иордания) или временная приостановка их деятельности. Однопартийная система представлена государством с единой доминирующей и монопольно властвующей партией. Такие системы возникают в результате стремления государства слить все партии в одну, лояльную ему, а также монополизировать всю политическую власть. Так, Коммунистической партии СССР на законодательном уровне была обеспечена монополия на руководящую и направляющую роль в государстве. При однопартийной системе партия не имеет конкурента, способного вместе с ней вести борьбу за государственную власть. Двухпартийные системы предполагают наличие демократических традиций, а также опыта соперничества двух основных сильных и наиболее влиятельных политических партий, способных конкурировать между собой. Причем каждая из них способна самостоятельно завоевать большинство в парламенте, создать свое правительство и стать, таким образом, правящей партией (например, в Великобритании) или приводит к власти президента (США). Проигравшая партия приобретает статус оппозиционной. М ногопартийная система означает, что в стране существуют три и более партий, и ни одна из них не в состоянии самостоятельно править.При указанной системе создается коалиционное правительство, опирающееся на большую часть членов парламента. Политические системы Италии, Бельгии, Голландии отличаются господством многопартийной организации политической жизни. Как правило, в многопартийных системах ни одна партия не способна завоевать поддержку большинства избирателей. Они типичны для парламентской формы правления и в большинстве случаев имеют своим результатом коалиционные правительства или кабинеты министров. Здесь ни одна партия не способна выступить в качестве представителя всей нации или её большинства и поэтому не может формировать правительство без привлечения поддержки представителей других партий. Нередко такая фрагментарность обрекает парламентские коалиции на неустойчивость, а правительства, основанные на них, – на постоянную нестабильность. Внутри самих партийных систем нередко заключаются партийные соглашения, которые чаще всего называются блоками и коалициями. В борьбе за власть партии объединяются в союзы, блоки. Причем составить конкуренцию таким объединениям представляется довольно сложным. Так, во Франции накануне президентских, парламентских, кантональных выборов обычно формируются два блока – правых и левых сил. Однако прогресс общества зависит не от количества действующих партий, а от умения партийных элит своевременно решать проблемы общества и степени поддержки политики партии населением. 5. Многопартийная система в Беларуси оформляется еще в начале XX в. в рамках Российской империи. С 20-х гг. ХХ в. в СССР устанавливается однопартийная система в лице Коммунистической партии, а иные партии были объявлены вне закона и прекратили свою деятельность. Коммунистическая партия Беларуси являлась частью общесоюзной компартии. В тоже время КПБ-КПСС сыграла важную организаторскую, интегративную, мобилизационную роль в превращении БССР в индустриально развитое государство. Во второй половине 80-х гг. ХХ в. с вызреванием социально-экономического и политического кризиса происходит падение авторитета, моральной поддержки КПБ-КПСС. В результате развития демократических процессов к началу 90-х гг. ХХ в. многопартийная жизнь на Беларуси восстанавливалась в сложных условиях глубокого экономического и политического кризиса, недоверия общества к партиям, социальной апатии и др. В 1994 г. был принят Закон «О политических партиях», который устанавливал правовые нормы деятельности политических партий в Беларуси. К концу 1997 г. в Беларуси было зарегистрировано 43 политические партии. В соответствии с декретом Президента Республики Беларусь от 26 января 1999 г. была проведена перерегистрация политических партий, профессиональных союзов, иных общественных объединений, а также их символики. Согласно декрету для создания и деятельности политической партии необходимо не менее одной тысячи учредителей (членов) от большинства областей Беларуси и Минска. Некоторые мелкие партии слились, объединились в более крупные или наоборот поляризовались. В 2005 г. Национальным собранием РБ были внесены дополнения и изменения в Закон «О политических партий». Основные положения законодательства, регулирующие деятельность политических партий в Беларуси, следующие: Во-первых, политической партией является добровольное общественное объединение, преследующее политические цели. Членом партии может быть гражданин Республики Беларусь, достигший 18-летнего возраста. Численность партии не может быть менее 1000 чел. Во-вторых, запрещается деятельность на территории Беларуси партии иностранных государств, а также партии, проповедующие насильственное низвержение конституционного строя, войну, национальную, социальную и религиозную рознь. В-третьих, партийные организации создаются по территориальному принципу, членами партий не могут быть судьи, прокурорские работники, сотрудники МВД и КГБ, военнослужащие. В-четвертых, партии не имеют права заниматься предпринимательской деятельностью, за исключением продажи и распространения агитационных материалов о себе. В-пятых, партия может быть ликвидирована только по решению своего партийного съезда или решению Верховного суда РБ. На 1 января 2015 г. зарегистрировано в РБ 15 политических партий. По шкале политического спектра партии можно разделить следующим образом. К правому течению следует отнести Консервативно-Христианскую Партию БНФ, Партию БНФ, Объединенную гражданскую партию. К центристским партиям можно отнести Либерально-демократическую партию, Белорусскую социал-демократическую грамаду, Белорусскую социал-демократическую партию (Народная Грамада), Белорусскую аграрную партию, Республиканскую партию труда и справедливости, Социал-демократическую партию Народного Согласия, Республиканскую партию. К левому направлению определяют – Белорусскую партию левых «Справедливый мир», Коммунистическую партию Белоруссии, Белорусскую патриотическую партию. Белорусское общество находится на начальном этапе складывания многопартийности. С формированием многоукладной экономики в стране происходит структурирование интересов различных социальных сил, что и является объективной предпосылкой организационного оформления заинтересованных социальных групп в политические партии. Следует признать, что рейтинг партий в обществе низкий и большая часть из них имеет формальных характер. Политические партии в Беларуси в своем большинстве не выходят за рамки выборов в парламент и пока не оказывают серьезного влияния на характер деятельности властных структур белорусского государства. Жизнедеятельность современного общества определяется не только государством и политическими партиями, но и различными объединениями граждан, которые призваны наиболее полно выражать интересы самых различных групп населения и обеспечивать взаимодействие между ними и властью. В наше время не все интересы людей могут быть реализованы через государственные структуры и политические партии. Значительную роль в решении жизненно важных проблем играют общественные объединения. Появление общественно-политических объединений было обусловлено социально-экономическими преобразованиями. Переход к рыночной экономике, приведший к усложнению социально-классовой структуры общества, к формированию новых социальных слоев и групп со своими специфическими интересами (фермеров, кооператоров, предпринимателей и т. д.). Отсюда потребность в объединениях, способных выразить и защитить их интересы. Принятием в октябре 1994 г. Закона об общественных объединениях были заложены правовые основы их деятельности. В отличие от политических партий они не ставят перед собой цели завоевания политической власти, а лишь стремятся повлиять на нее. Их общими чертами являются: массовость, пестрота социальной базы, добровольность, интерес как побудительный мотив к объединению. Для участников типичны: сравнительно молодой возраст, достаточно высокий уровень образования, зачастую критическое отношение к сложившемуся общественному порядку, нацеленность на общечеловеческие проблемы и др. Их деятельность носит неоднородный характер и включает различные социальные направления. К распространенным формам объединений современности следует отнести: Общественное объединение – это добровольное объединение граждан, образованное на общности интересов. Общественное движение – относительно массовое объединение граждан, стремящихся к реализации общей цели. В нем отсутствуют жесткая централизованная организация, фиксированное членство, программу заменяет цель, состав участников неоднороден, идеология включает широкий политический спектр политических ориентации. О бщественной организация представляет собой стабильное централизованное образование, имеющее устав, управленческий аппарат, постоянное членство с уплатой определенного денежного взноса. Для нее характерны массовость, заинтересованность, добровольность. Общественный фонд – не имеющая членство организация, целью которой является формирование имущества на основе добровольных взносов. Общественные союзы создаются родственными общественными объединениями на основе договоров и уставов. Типология общественно-политических движений и организаций может проводиться по различным основаниям: 1) с учетом масштаба: местные, региональные, национальные, международные; 2) по целям и сферам деятельности выделяют антивоенные, экологические, правозащитные, религиозные и др.; 3) по половозрастным признакам: молодежные, детские, женские, пенсионеров и др.; 4) на фундаменте экономического интереса: профсоюзы, кооперативные организации, предпринимательские союзы; 5) по социальной основе: рабочие, крестьянские, буржуазные, дворянские собрания; 6) на основе творческого интереса: союзы писателей, композиторов, художников и др.; 7) по профессиональному признаку: юристов, врачей, учителей; 8) природоохранные: экологические, любителей животных, охраны и восстановления исторических памятников; 9) гуманитарного плана: общества инвалидов-колясочников, волонтерские и другие организации. В РБ действует примерно 2400 общественных объединений. Почти треть всех объединений осуществляет свою деятельность в Минске. Среди зарегистрированных свыше 150 молодежных, 40 женских, более 110 научно-технических, около 100 национально-культурных. Например: профсоюзные объединения (самые многочисленные), «Белая Русь», БРСМ, Белорусский союз женщин, Белорусская женская лига, Белорусская федерация футбола, Белорусский фонд мира, Белорусский литературный союз, «Эхо Чернобыля», Белорусский КВН, «Бацькаўшчына» (аб’яднанне беларусаў свету), ДОСАФ, общество «Динамо», ОСВОД, Белорусское отделение Красного Креста, объединения ветеранов войны и труда, воинов-афганцев, компьютерные клубы, любителей путешествий и туризма, аэроклубы, любителей фольклора и народного творчества, авто-, мото- и велолюбителей, детские (пионеров, октябрят, скаутов, гайдов) и многие другие. Практически все они активно участвуют в жизни республики, выражая интересы различных слоев белорусского общества. Общественные объединения выполняют следующие функции: представляют и защищают интересы граждан, объединяют граждан, помогая им обрести сторонников и единомышленников. С их помощью общество постепенно приобретает четкую структуру, способствуют решению отдельных социальных проблем, ибо не только привлекают внимание общества к негативным явлениям, но и предлагают свои варианты решения, свою помощь, выполняют посреднические функции между государственными органами и гражданами и таким образом обеспечивают между ними обратную связь и осуществляют социальный контроль над властными структурами; оказывают влияние на формирование общественного мнения. Реализация названных функций в общественно-политической жизни страны является необходимым условием для эффективного функционирования политической системы, а также важнейшим показателем развитости гражданского общества.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-29; просмотров: 334; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.35.116 (0.019 с.) |