Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
S – критерий тенденций ДжонкираСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Назначение критерия S Джонкира Критерий S предназначен для выявления тенденций изменения признака при переходе от выборки к выборке при сопоставлении трех и более выборок. Критерий S позволяет упорядочить обследованные выборки по какому-либо признаку: изменение свойств памяти с возрастом, обучаемость детей по социальным группам. В результате можно утверждать, что на первом месте по выраженности исследуемого признака стоит выборка, например, Б, на втором – А, на третьем – В и т.д. Интерпретация полученных результатов будет зависеть от того, по какому принципу были образованы исследуемые выборки. Здесь возможны два принципиально отличных варианта. 1. Если выборки различаются по качественным признакам (профессии, национальности, месту работы и т. п.), то можно упорядочить их по количественно измеряемому признаку (креативности, гибкости и т.п.). 2. Если выборки различаются по количественному признаку (возрасту, стажу работы, социометрическому статусу и др.), то упорядочить их можно по другому количественному признаку. Т.е. фактически установить меру связи между двумя количественными признаками. Гипотезы Н1: Тенденция возрастания значений признака при переходе от выборки к выборке является случайной. Н0: Тенденция возрастания значений признака при переходе от выборки к выборке не является случайной. Условия применения критерия S Джонкира 1. Измерение может быть проведено в шкале порядка, интервалов или отношений. 2. Выборки должны быть независимыми. 3. Количество элементов в каждой выборке должно быть одинаковым. Если число наблюдений неодинаково, то необходимо уравнивать 4. Нижняя граница применимости критерия: не менее трех выборок и не менее двух элементов в каждом наблюдении. Верхняя граница определяется таблицей 5 Приложения 1 – не более 6 выборок и не более 10 элементов в каждой выборке. Во всех других случаях следует пользоваться критерием H Крускала-Уолисса. Алгоритм подсчета критерия S – Джонкира 1. Проверить, выполняются ли ограничения 2. Упорядочить выборки слева направо в порядке возрастания значений исследуемого признака, опираясь на средние значения. Сформулировать гипотезы. 3. Занести данные в таблицу, оставив свободные столбцы рядом со значениями. 4. Начиная с крайнего левого столбца подсчитать для каждого индивидуального значения количество превышающих его значений во всех столбцах справа (Si). Полученные суммы записать рядом с каждым индивидуальным значением. 5. Подсчитать суммы полученных показателей по столбцам. 6. Подсчитать общую сумму S Si, просуммировав все суммы по столбцам. Эту общую сумму обозначить как A. 7. Подсчитать максимально возможное количество превышающих значений (B), которое мы получили бы, если бы все значения справа были выше значений слева: , (10.11) где с – количество выборок, n – количество наблюдений в каждой выборке. 8. Определить эмпирическое значение S по формуле: . (10.12) 9. По таблице 6 Приложения 1 определить критические значения S для данных n и с. 10. Для процесса принятия решения вычертить «ось значимости». Задача 10.1 В выборке из 28 мужчин-руководителей проводилось обследование с помощью 16-факторного личностного опросника Р.Б. Кетелла (форма А). В таблице приведены индивидуальные значения испытуемых по фактору N. Данные сгруппированы по возрастным группам. Можно ли утверждать, что есть определенная тенденция изменения значений фактора N при переходе от группы к группе? Индивидуальные значения по фактору N16PF в 4 возрастных группах руководителей внесены в таблицу 10.3.
Таблица 10.3
Решение Сначала необходимо проверить, есть ли возможность применить критерий Джонкира. В данном случае количество групп (с) меньше 6, количество испытуемых в каждой группе (n) меньше 10, при этом все группы численно равны. Следовательно, критерий S применим. Изменим последовательность расположения групп, упорядочив их по нарастанию значений фактора N, для чего придется поменять местами 4-ю и 3-ю группы. Гипотезы к задаче Н0: Тенденция возрастания значений по фактору N при переходе от группы к группе в последовательности 1-2-4-3 является случайной. Н1: Тенденция возрастания значений по фактору N при переходе от группы к группе в последовательности 1-2-4-3 не является случайной. Расчеты для нахождения эмпирического значения критерия отражены в таблице 10.4.
Таблица 10.4
Определим величину A: . Теперь определим величину B по формуле (10.11): . Определим эмпирическое значение S по формуле (10.11): . По таблице 6 Приложения 1 определим критические значения для данного количества групп (с =4) и данного количества испытуемых в каждой группе (n =7): . «Ось значимости»
Ответ Sэмп =92, Н0 отклоняется. Тенденция возрастания значений по фактору N не является случайной (при a £0,05). Фактор N имеет тенденцию возрастать при переходе от первой группы ко второй, а затем к четвертой; самые высокие значения приходятся на третью возрастную группу.
? ВОПРОСЫ И УПРАЖНЕНИЯ
5. Перечислите ограничения, которые накладывают на выборки критерий Розенбаума и критерий Джонкира. 6. Четыре группы испытуемых выполняли тест Бурдона в разных экспериментальных условиях. Задача состоит в том, чтобы установить, зависит ли эффективность выполнения теста от условий или, иными словами, существуют ли статистически достоверные различия в успешности выполнения теста между группами. В каждую группу входило пять испытуемых. Число ошибок показателя переключаемости внимания в процентах дано в таблице:
ТЕМА 11
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 2262; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.52.243 (0.006 с.) |