Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Оценка достоверности сдвига в значениях исследуемого признака
ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ
В психологических исследованиях часто бывает важно доказать, что в результате действия каких-либо факторов произошли достоверные изменения («сдвиги») в измеряемых показателях. Сдвиг – это разность между вторым и первым замерами показателей измеряемого признака у одного испытуемого. Сдвиги могут быть как отрицательными, так и положительными. Сдвиги, которые кажутся преобладающими, называют типичными, а сдвиги более редкого, противоположного направления – нетипичными. В зависимости от условий измерения различают сдвиги временные, ситуационные, умозрительные, структурные и сдвиги под влиянием экспериментального воздействия. Временной сдвиг – сопоставление показателей, полученных у одних и тех же испытуемых по одним и тем же методикам, но в разное время. Многократные обследования одних и тех же лиц на протяжении достаточно длительного отрезка их жизненного пути называются лонгитюдинальным исследованием. Ситуационный сдвиг – сопоставление показателей, полученных по одним и тем же методикам, но в разных условиях измерения (например, «покоя» и «стресса»). Умозрительный сдвиг – сопоставление показателей, измеренных в обычных и воображаемых условиях. Например, можно попросить испытуемого «представить себе», что он оказался в других условиях измерения: в будущем, в позиции других людей, которые оценивают его как бы со стороны, в состоянии разгневанного отца и т. п. Структурные сдвиги – сопоставление между собой разных показателей одних и тех же испытуемых, если они измерены в одних и тех же единицах, по одной и той же шкале. Например, можно исследовать экзаменационную успешность по разным дисциплинам. Сдвиг под влиянием – сопоставление показателей, измеренных до и после экспериментального воздействия. Например, что проведенный тренинг способствует развитию кратковременной памяти. В случае, если сдвиги окажутся статистически достоверными, это позволит утверждать, что экспериментальные воздействия были существенными, или эффективными. Однако сдвиг может объясняться и действием других, неучтенных причин. Для избежания заблуждения необходимо введение контрольной группы. При отсутствии контрольной группы сдвиг в экспериментальной группе может объясняться действием самых разных причин: временем суток, в которое производились замеры, или важным для испытуемых событием, которое произошло между замерами.
Если же в экспериментальной группе сдвиги окажутся достоверными, а в контрольной группе – недостоверными, то это, действительно, может свидетельствовать об эффективности воздействий. Если контрольная группа отсутствует, изменения можно изучать с помощью двух или более экспериментальных групп, различающихся по условиям и способам воздействия на них. Группы могут отличаться по экспериментальным условиям, условиям жизни, географическому расположению и т.п. Сопоставление групп, различающихся по этим признакам, позволит уточнить специфическое действие экспериментальных или естественно действующих факторов, хотя при этом следует помнить, что воздействие неучтенных факторов может оказаться еще более мощным. В некоторых исследованиях отсутствует возможность измерения двух замеров на одной и той же выборке. Тогда допускается сопоставление показателей разных выборок, уравновешенных по всем значимым для исследования признакам. Такими признаками могут быть: пол, возраст, профессия, уровень образования и т.п. Другой вариант «уравновешивания» – введение параллельных форм теста. В тех случаях, когда на результатах повторных замеров могут сказаться эффекты научения, приходится «до» измерять реакции испытуемого с помощью одного инструмента, а «после» – с помощью другого. В результате на измерениях может отразиться и действие фактора времени, и различия в параллельных формах теста. Создать параллельную форму методики не менее трудно, чем подобрать «уравновешенную» группу испытуемых. В таблице 11.1 приведена классификация сдвигов и критериев оценки их статистической достоверности:
Таблица 11.1
T – КРИТЕРИЙ ВИЛКОКСОНА Назначение Т – критерия Вилкоксона Критерий применяется для сопоставления показателей, измеренных в двух разных условиях на одной и той же выборке испытуемых. Он позволяет установить не только направленность изменений, но и их выраженность. С его помощью мы определяем, является ли сдвиг показателей в каком-то одном направлении более интенсивным, чем в другом. Гипотезы Н0: Интенсивность сдвигов в типичном направлении исследуемого признака не превосходит интенсивности сдвигов в нетипичном направлении. H1: Интенсивность сдвигов в типичном направлении исследуемого признака превышает интенсивность сдвигов в нетипичном направлении. Условия применения Т – критерия Вилкоксона 1) Измерение может быть проведено во всех шкалах, кроме шкалы номинальной. 2) Выборка должна быть связной. 3) Число элементов в сравниваемых выборках должно быть равным. 4) Минимальное количество испытуемых, прошедших измерения в двух условиях, – 5 человек. Максимальное количество испытуемых – 50 человек. 5) Нулевые сдвиги из рассмотрения исключаются, и количество наблюдений n уменьшается на количество этих нулевых сдвигов. Можно обойти это ограничение, сформулировав гипотезы, включающие отсутствие изменений, например: «Сдвиг в сторону увеличения значений превышает сдвиг в сторону уменьшения значений и тенденцию сохранения их на прежнем уровне». Алгоритм подсчета T – критерия Вилкоксона 1. Проверить ограничения. 2. Вычислить разность между индивидуальными значениями во втором и первом замерах («после» – «до»). 3. Определить, что будет считаться «типичным» сдвигом, и сформулировать соответствующие гипотезы. 4. Перевести сдвиги в абсолютные величины. 5. Проранжировать абсолютные величины разностей, начисляя меньшему значению меньший ранг. Проверить совпадение полученной суммы рангов с расчетной. 6. Подсчитать сумму рангов нетипичных сдвигов – Т. 7. Определить критические значения Т для данного n по таблице 7 Приложения 1. 8. Для процесса принятия решения вычертить «ось значимости». При построении «оси значимости» необходимо внимательно отнестись к тому, что «зона значимости» в данном случае простирается влево, а «зона незначимости» справа. Таким образом, если Тэмп меньше или равен Ткр, сдвиг в «типичную» сторону по интенсивности достоверно преобладает. Задача 11.1 Психолог проводит групповой тренинг. Его задача – выяснить, будет ли эффективен данный конкретный вариант тренинга для повышения уровня коммуникабельности. Уровень коммуникабельности измеряется с помощью теста до тренинга и после. Решение Результаты измерения уровня коммуникабельности у группы испытуемых и результаты решения приведены в таблице 11.2.
|
|||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 1658; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.174.216 (0.011 с.) |