Оценка достоверности сдвига в значениях исследуемого признака 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Оценка достоверности сдвига в значениях исследуемого признака



 

 

ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ

 

В психологических исследованиях часто бывает важно доказать, что в результате действия каких-либо факторов произошли достоверные изменения («сдвиги») в измеряемых показателях.

Сдвиг – это разность между вторым и первым замерами показателей измеряемого признака у одного испытуемого. Сдвиги могут быть как отрицательными, так и положительными. Сдвиги, которые кажутся преобладающими, называют типичными, а сдвиги более редкого, противоположного направления – нетипичными.

В зависимости от условий измерения различают сдвиги временные, ситуационные, умозрительные, структурные и сдвиги под влиянием экспериментального воздействия.

Временной сдвиг – сопоставление показателей, полученных у одних и тех же испытуемых по одним и тем же методикам, но в разное время.

Многократные обследования одних и тех же лиц на протяжении достаточно длительного отрезка их жизненного пути называются лонгитюдинальным исследованием.

Ситуационный сдвиг – сопоставление показателей, полученных по одним и тем же мето­дикам, но в разных условиях измерения (например, «покоя» и «стресса»).

Умозрительный сдвиг – сопоставление показателей, измеренных в обычных и воображае­мых условиях. Например, можно попросить испытуемого «представить себе», что он оказался в других условиях измерения: в будущем, в позиции других людей, кото­рые оценивают его как бы со стороны, в состоянии разгневанного отца и т. п.

Структурные сдвиги – сопоставление между собой разных показателей одних и тех же испытуемых, если они измерены в одних и тех же единицах, по одной и той же шкале. Например, можно исследовать экзаменацион­ную успешность по разным дисциплинам.

Сдвиг под влиянием – сопоставление показателей, измеренных до и после экспериментального воздействия. Например, что проведенный тренинг способствует развитию кратковременной памяти.

В случае, если сдвиги окажутся статистически достоверными, это позволит утверждать, что экспериментальные воздействия были существенными, или эффективными. Однако сдвиг может объясняться и действием других, неучтенных причин. Для избежания заблуждения необходимо введение контрольной группы.

При отсутствии контрольной группы сдвиг в экспериментальной группе может объясняться действием самых разных причин: временем суток, в которое производились замеры, или важным для испытуемых событием, которое произошло между замерами.

Если же в экспериментальной группе сдвиги окажутся достоверными, а в контрольной группе – недос­товерными, то это, действительно, может свидетельствовать об эффек­тивности воздействий.

Если контрольная группа отсутствует, изменения можно изучать с помощью двух или более экспериментальных групп, различающихся по условиям и способам воздействия на них. Группы могут отличаться по экспериментальным условиям, условиям жизни, географическому расположению и т.п. Сопоставление групп, различающихся по этим признакам, позволит уточнить специфиче­ское действие экспериментальных или естественно действующих факто­ров, хотя при этом следует помнить, что воздействие неучтенных факторов может оказаться еще более мощным.

В некоторых исследованиях отсутствует возможность измерения двух замеров на одной и той же выборке. Тогда допускается сопоставление показателей разных выборок, уравновешенных по всем значимым для исследования признакам. Такими признаками могут быть: пол, возраст, профессия, уровень образования и т.п.

Другой вариант «уравновешивания» – введение параллельных форм теста. В тех случаях, когда на результатах повторных замеров могут сказаться эффекты научения, приходится «до» измерять реакции испытуемого с помощью одного инструмента, а «после» – с помощью другого. В результате на измерениях может отразиться и действие фак­тора времени, и различия в параллельных формах теста. Создать параллельную форму методики не менее трудно, чем подобрать «уравновешенную» группу испытуемых.

В таблице 11.1 приведена классификация сдвигов и критериев оценки их статистической достоверности:

 


Таблица 11.1

 

  Виды сдвигов Условия   Критерии оценки достоверности сдвига
Кол-во замеров Кол-во групп
§ временные § ситуационные § умозритель­ные § структурные § сдвиги под влиянием экспериментальных воздействий, если нет контрольной группы     G - критерий знаков; Т - критерий Вилкоксона
3 и более   L - критерий тенденций Пейджа; cr2 - критерий Фридмана
§ сдвиги под влиянием экспериментальных воздействий при наличии контрольной группы       Вариант 1 - сопоставление значений «до» и «после» отдельно по экспериментальной и контрольной группам: G - критерий знаков; Т - критерий Вилкоксона Вариант 2 – сопоставление сдвигов в двух группах: Q - критерий; U - критерий Манна-Уитни; j*- критерий Фишера
3 и более   Сопоставление значений от­дельно по экспериментальной и контрольной группам: L - критерий тенденций Пейджа; cr2 - критерий Фридмана

 


 

T – КРИТЕРИЙ ВИЛКОКСОНА

Назначение Ткритерия Вилкоксона

Критерий применяется для сопоставления показателей, измерен­ных в двух разных условиях на одной и той же выборке испытуемых.

Он позволяет установить не только направленность изменений, но и их выраженность. С его помощью мы определяем, является ли сдвиг показателей в каком-то одном направлении более интенсивным, чем в другом.

Гипотезы

Н0: Интенсивность сдвигов в типичном направлении исследуемого признака не превосходит интенсивности сдвигов в нетипичном направлении.

H1: Интенсивность сдвигов в типичном направлении исследуемого признака превышает интенсивность сдвигов в нетипичном направлении.

Условия применения Ткритерия Вилкоксона

1) Измерение может быть проведено во всех шкалах, кроме шкалы номинальной.

2) Выборка должна быть связной.

3) Число элементов в сравниваемых выборках должно быть равным.

4) Минимальное количество испытуемых, прошедших измерения в двух условиях, – 5 человек. Максимальное количество испытуемых – 50 человек.

5) Нулевые сдвиги из рассмотрения исключаются, и количество наблю­дений n уменьшается на количество этих нулевых сдвигов. Можно обойти это ограничение, сформулировав гипотезы, включающие отсутствие изменений, например: «Сдвиг в сторону увеличения значений превышает сдвиг в сторону уменьше­ния значений и тенденцию сохранения их на прежнем уровне».

Алгоритм подсчета Tкритерия Вилкоксона

1. Проверить ограничения.

2. Вычислить разность между индивидуальными значениями во втором и первом замерах («после» – «до»).

3. Определить, что будет считать­ся «типичным» сдвигом, и сформулировать соответствующие гипоте­зы.

4. Перевести сдвиги в абсолютные величины.

5. Проранжировать абсолютные величины разностей, начисляя мень­шему значению меньший ранг. Проверить совпадение полученной суммы рангов с расчетной.

6. Подсчитать сумму рангов нетипичных сдвигов – Т.

7. Определить критические значения Т для данного n по таблице 7 Приложения 1.

8. Для процесса принятия решения вычертить «ось значимости». При построении «оси значимости» необходимо внимательно отнестись к тому, что «зона значимости» в данном случае простирается влево, а «зона незначимости» справа. Таким образом, если Тэмп меньше или равен Ткр, сдвиг в «типичную» сторону по интенсивности достоверно преобладает.

Задача 11.1

Психолог проводит групповой тренинг. Его задача – выяснить, будет ли эффективен данный конкретный вариант тренинга для повышения уровня коммуникабельности. Уровень коммуникабельности измеряется с помощью теста до тренинга и после.

Решение

Результаты измерения уровня коммуникабельности у группы испытуемых и результаты решения приведены в таблице 11.2.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 1658; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.174.216 (0.011 с.)