Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Зарубежная музыка и музыка России конца XIX — начала XX века

Поиск

На рубеже XIX—XX столетий в европейской культуре сосуществовали разные художественные направления. Одни развивали традиции XIX в., другие возникли в результате творческих поисков современных мастеров. Самым значительным явлением музыкального искусства стал поздний романтизм. Его представителей отличал повышенный интерес к симфонической музыке и грандиозным масштабам сочинений. Для своих произведений композиторы создавали сложные философские программы.

В последней трети XIX столетия появилось новое направление — импрессионизм (фр. impressionisme, от impression — «впечатление»), первоначально во французской живописи. Музыканты-импрессионисты стремились передать тонкие и сложные ощущения, добивались изысканности и утончённости звучания. Именно поэтому им был близок литературный символизм (70-е гг. XIX в. — 10-е гг. XX в.), зародившийся также во Франции. Символисты исследовали сферы неизведанные и таинственные, пытались познать «идеальный мир», скрытый под покровом действительности. Композиторы-импрессионисты нередко обращались к поэзии и драматургии символизма.

Усложнение языка и форм музыки, проявившееся сначала в позднем романтизме, а затем и в других течениях, вызвало к жизни неоклассицизм (первая часть слова — «нео» в переводе с греческого означает «новый»). Он появился в европейской музыке в первой четверти XX столетия. Композиторы стремились вернуться к ясности гармоний, простоте мелодий и форм, красоте и доступности музыкального языка. Они обращались к полифонии, возрождали клавесинную музыку XVIII в. Возник интерес к старинным концертным жанрам — сюите, кончерто гроссо и др.

«Последний из великого рода полнокровных немецких музыкантов» — так охарактеризовал Рихарда Штрауса (1864—1949) австрийский писатель Стефан Цвейг. В конце 80-х гг. Штраус познакомился с музыкой Рихарда Вагнера (дирижировал его операми в Веймаре). Под влиянием немецкого композитора Штраус обратился к опере. Первое сочинение подобного рода — «Гунтрам» (1893 г.). Это романтическое произведение; его музыкальный язык несложен, мелодии красивы и напевны.

С 1900 г. опера стала ведущим жанром в творчестве Рихарда Штра- уса. «Саломея» (1905 г.; по пьесе английского писателя Оскара Уайльда) и «Электра» (1908 г.; по трагедии австрийского писателя Хуго Гофмансталя) предвосхищают музыкальный экспрессионизм (см. статью «Новая венская школа»). Обострённая выразительность и напряжённость музыки, болезненно нервные образы героинь, сложные вокальные партии и трагическое содержание — таковы основные черты этих сочинений Штрауса.

Опера «Кавалер розы» (1910 г.) обозначила перелом в творчестве композитора. С неё начался возврат к «классическим» традициям. В том же стиле композитор писал оперы до конца своей жизни. Такие произведения Штрауса, как «Ариадна на Наксосе» (1912 г.), «Молчаливая женщина» (1935 г.), «Дафна» (1937 г.), отличает простота и ясность музыкального языка, в них автор использовал бытовые танцевальные жанры.

Творческая деятельность Рихарда Штрауса продолжалась более семидесяти лет. Начинал композитор как поздний романтик, затем пришёл к экспрессионизму и, наконец, обратился к неоклассицизму.

Экспрессионизм (от латинского expressio— «выражение»), направление в литературе и искусстве первой четверти XX века, провозгласившее единственной реальностью субъективный духовный мир человека, а его выражение— главной целью искусства. Проявление экспрессионизма в музыке привело к существенной деформации традиционных средств выразительности (атональность, додекафония и др.), выразилось в особом внимании к необычным возможностям тембра, высокой громкости, динамическим контрастам.

Австрийский композитор и дирижёр Густав Малер (1860—1911) — один из последних представителей романтизма в музыке. Его отличает обострённый интерес к внутреннему миру героев, стремление понять и передать противоречия между личностью и обществом, показать трагедию мыслящего человека. Исследователи считают, что в произведениях Малера позднеромантические черты сочетаются с чертами экспрессионизма. Творчество композитора представлено, прежде всего, симфониями и песнями. Характерное для творчества композитора соединение героического начала и горькой иронии, драмы и насмешки оказало большое влияние на развитие европейского музыкального искусства.

Основоположник музыкального импрессионизма — французский композитор, пианист и дирижёр Клод Дебюсси (1862—1918). В его творчестве на первый план вышла гармония (а не мелодия), важная роль отводилась красочности звучания оркестра. Главными стали нюансы звучания, которые, как и в живописи, отражали оттенки настроений, чувств и впечатлений. В 90-х гг. Дебюсси тесно общался с художниками-импрессионистами и поэтами-символистами. В эти годы начался расцвет его творческой деятельности. Композитор создал ряд произведений, принёсших ему широкое признание публики.

Яркими образцами импрессионизма стали симфонические произведения Дебюсси — прелюдия «Послеполуденный отдых фавна», «Ноктюрны», «Море». Композитор не признавал жанра симфонии в её чистом виде. Он предпочитал свободные симфонические сюиты, в которых каждая часть имеет собственное содержание.

Самое крупное симфоническое произведение композитора — «Море» (1905 г.). Здесь изображена то умиротворённая, то бушующая стихия. Как и в других сочинениях, поэтичны и необычны названия частей: «На море от зари до полудня», «Игра волн», «Диалог ветра и моря».

Единственная законченная опера Дебюсси — «Пеллеас и Мелизанда» (1902 г.). Она написана по пьесе бельгийского поэта и драматурга-символиста Мориса Метерлинка. В центре сочинения — сложный духовный мир человека. Встречи двух влюблённых, Пеллеаса и Мелизанды, их диалоги —- основа сюжета. несмотря на всю условность действия, идея оперы проста и понятна — композитор воспевает красоту и силу любви, готовой преодолеть любые препятствия.

В годы Первой мировой войны (1914— 1918 гг.) композитор активно занимался критической деятельностью — в своих литературных творениях он призывал к свободе творчества.

Творчество французского композитора Мориса Жозефа Равеля (1875—1937) связано с импрессионизмом. Некоторые критики даже считали его подражателем Клода Дебюсси, основоположника направления. Однако у Равеля импрессионизм получил самостоятельную трактовку. Большое место в творческом наследии Мориса Равеля принадлежит фортепианным произведениям. Одна из ранних пьес — «Игра воды» воссоздаёт излюбленный образ импрессионизма. В пьесе слышится шум фонтанов, каскадов и ручьёв.

Количество симфонических сочинений Равеля невелико. Через многие годы после «Испанской рапсодии» Равель вновь обратился к образам Испании. Русская балерина Ида Рубинштейн заказала композитору балет на испанскую тему. Так появилось «Болеро» (1928 г.), ставшее самым знаменитым сочинением Равеля. «Болеро» — пример того, насколько полно и необычно может быть использован симфонический оркестр. С. С. Прокофьев назвал партитуру произведения «чудом композиторского мастерства». По форме «Болеро» — вариации на неизменную мелодию.

Морис Равель, как и Клод Дебюсси, был тесно связан с русской культурой. В постановке балета «Дафнис и Хлоя» участвовали прославленные мастера Русских сезонов С.П. Дягилева: балетмейстер М.М. Фокин, художник Л.С. Бакст, главные исполнители Т.П. Карсавина и В.Ф. Нижинский. В 1912 г. Равель сделал переложение для оркестра фортепианного цикла М.П. Мусоргского «Картинки с выставки». Эта работа стала одним из высших достижений композитора.

Веризм (итал. verismo, от vero—«правдивый, истинный»)— реалистическое течение в итальянском искусстве, получившее распространение в конце XIX века в литературе, живописи, музыке. Важнейшие черты веризма— социально-критическая направленность, интерес к жизни крестьянства, стремление передать переживания своих героев, драматическая напряженность, эмоциональность. Близкий натурализму, веризм нередко подменял настоящие человеческие чувства мелодраматизмом.

Самым крупным после Джузеппе Верди итальянским оперным композитором второй половины XIX — начала XX в. считают Джакомо Пуччини (1858—1924). Его творчество тесно связано с веризмом, но по сравнению с другими представителями этого течения композитор работал масштабнее и глубже. В центре произведений Пуччини — герои, живущие чувствами. Однако они никогда не становятся жертвами слепой страсти; это сильные люди, которые несут полную ответственность за свои поступки.

По окончании консерватории Пуччини написал свою первую оперу «Виллисы», которая была одобрена критиками, но надолго в репертуаре не задержалась. Композитор,ободренный этим первым, пусть и небольшим успехом, продолжает сочинять в оперном жанре. Одну за другой он создает оперы «Эдгар» (1885–1888), «Манон Леско» (1890–1892), «Богема»(1893–1895), «Тоска» (1896–1899), «Мадам Баттерфляй» (1901–1903), «Девушка с Запада» (1907–1910), «Ласточка» (1914–1916). При выборе подходящего оперного либретто Пуччини обращается к самым разным литературным источникам, ища сюжеты, отличающиеся взрывами страстей, насыщенные острыми драматическими моментами. Незадолго до смерти, последовавшей в 1924 году, Пуччини приступает к работе над новой оперой — «Турандот», но закончить ее не успевает (это за него впоследствии сделает композитор Альфано).

Музыке Пуччини присущи лиризм, выразительность, экспрессивность. Используя опыт Вагнера, Пуччини старается отойти от завершенных музыкальных номеров, применяет лейтмотивы. Его стиль оказался новым для итальянской оперы и оказал значительное воздействие не только на младших современников Пуччини, но и на развитие оперного искусства в целом.

На рубеже XIX—XX столетий завершился длительный и сложный процесс освоения русскими музыкантами традиций, стилей и жанров европейской культуры. К концу XIX в. Петербургская и Московская консерватории стали солидными учебными заведениями. Из их стен вышли все выдающиеся композиторы той эпохи и немало прекрасных исполнителей. Сложились школы инструменталистов, певцов и танцовщиков. Русское оперное и балетное искусство покорило европейскую публику. В развитии музыкального театра важную роль сыграли Императорский Мариинский театр в Петербурге и Московская частная русская опера, созданная российским промышленником и меценатом Саввой Ивановичем Мамонтовым (1841 — 1918).

В русской музыке рубежа веков переплелись черты позднего романтизма и импрессионизма. Велико было влияние литературно-художественных направлений, и, прежде всего символизма. Однако крупные мастера вырабатывали собственные стили. Их творчество трудно отнести к какому-либо определённому течению, и это — доказательство зрелости русской музыкальной культуры.

В творчестве Сергея Васильевича Рахманинова (1873—1943) — композитора и пианиста-виртуоза — гармонично соединились традиции русского и европейского искусства. Для большинства музыкантов и слушателей сочинения Рахманинова — художественный символ России. На творческий почерк композитора серьёзное влияние оказал фольклор (что типично для многих мастеров) и особенно русское средневековое духовное музицирование, в частности знаменное пение. В то же время музыка Рахманинова — важная часть позднего романтизма Европы. После 1917 г. Рахманинов был вынужден жить за границей — в Швейцарии и США. Его композиторская и особенно исполнительская деятельность стали явлением, без которого невозможно представить себе культурную жизнь Запада 20— 40-х гг.

Наследие Рахманинова включает в себя оперы и симфонии, камерно-вокальную и хоровую духовную музыку, но больше всего композитор писал для фортепиано. Рахманинов как и Лист, тяготел к мощной, монументальной виртуозности, стремился уподобить фортепиано по богатству красок симфоническому оркестру. Немало общего у русского композитора с другим выдающимся пианистом — Фридериком Шопеном. Обоих мастеров сближает трепетное отношение к национальным традициям. Творчество Рахманинова можно считать завершением традиций европейской романтической фортепианной музыки.

Среди фортепианных произведений особенно выделяются два цикла прелюдий (1903, 1910 гг.) и два цикла под названием «Этюды-картины» (19П, 1917 гг.). В пьесах лирического склада, входящих в циклы, поражает, прежде всего, красота мелодии — мягкой и нежной, сложной по рисунку, но при этом понятной слушателю. Эмоциональной силой и виртуозным блеском отличаются быстрые, драматичные по характеру пьесы, в которых Рахманинов использует все возможности инструмента. Звон колоколов — центральная звуковая идея фортепианных концертов Рахманинова, и, прежде всего самого популярного — Второго (1901 г.). С поразительной точностью и простотой этот образ воссоздаётся в аккордовом вступлении к первой части, представляющем собой сольную партию фортепиано. Праздничные перезвоны рисует музыка финала.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-29; просмотров: 2304; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.198.113 (0.011 с.)