Музыканты. Вазопись. Древняя Греция. VI В. До Н. Э. Уличные музыканты. Мозаика. Древний рим. I в. Н. Э. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Музыканты. Вазопись. Древняя Греция. VI В. До Н. Э. Уличные музыканты. Мозаика. Древний рим. I в. Н. Э.



Под воздействием древнегреческой культуры развивалась музыка Древнего Рима. Римская религиозная музыка включала напевы салиев, «арвальских братьев» (коллегий жрецов). На праздниках, посвящённых сбору урожая, жрецы в шлемах, с копьями и мечами в руках, танцевали под звуки труб и пение. Поэтические произведения исполняли под аккомпанемент струнных инструментов. В театре же самым распространённым жанром была пантомима, исполнявшаяся танцором-солистом под звуки оркестра и пение хора. Римляне устраивали и музыкальные соревнования — так называемые капитолийские состязания. В Римской империи увлечение музыкой было всеобщим. Например, император Нерон, стремившийся прослыть великим певцом и актёром, участвовал в музыкальных состязаниях и требовал, чтобы ему присуждали главные призы. Профессия учителя музыки пользовалась уважением и почётом.

Музыкальная культура Средневековья —чрезвычайно объёмное и разностороннее историческое явление. Специфической особенностью музыки Средневековья, наложившей отпечаток на все сферы деятельности человека в то время, являлась руководящая роль церкви в политике, этике, искусстве и т. д. Музыке отводилась, пожалуй, самая трудная роль: она должна была помочь молящемуся отрешиться от повседневных забот, забыть о личных чувствах и целиком сосредоточиться на том, что открывали ему библейские тексты и церковные таинства. Её содержание, образность, вся её эстетическая сущность воплощали отрицание ценностей земной жизни ради воздаяния после смерти, проповедь аскетизма, отрешённости от внешних благ. Этой цели служили песнопения, главными особенностями которых долгое время оставались одноголосие (певчие одновременно исполняли одну мелодию) и отсутствие инструментального сопровождения. Одноголосие, по мысли авторов песнопений, как нельзя лучше выражало важные богословские идеи: оно являлось символом единого Бога и единой Церкви. Звучание же музыкальных инструментов оказывало мощное воздействие на чувства человека, чего как раз и стремилась избежать Церковь.

До начала XIII в. церковная музыка создавалась почти исключительно в монастырях. Сочиняя песнопение, монах строго следовал канонам (правилам) и традициям и не стремился создать произведение, отличающееся от прежних образцов. Он не считал себя автором, ибо единственным творцом в его понимании был Бог. Свою задачу композитор видел в другом: воплотить замысел Божий. Возможно, именно таким миропониманием объясняется тот факт, что подавляющее большинство музыкальных произведений этой эпохи анонимно.

Традиции западноевропейской церковной музыки восходят к IV—V вв. Ранний этап их формирования связан с деятельностью богослова и проповедника святого Амвросия Медиоланского (около 340—397) — он одним из первых стал сочинять гимны для богослужений. Амвросию принадлежит важное нововведение в практику церковной музыки — разделение хора на два состава, находящиеся по разные стороны алтаря. Составы поочерёдно пели между молитвенными текстами музыкальные фрагменты. Такие фрагменты назывались антифонами (от греч. «анти'фонос» — «звучащий в ответ»), а принцип их исполнения, основанный на чередовании двух хоров, — антифонным пением.

К VIII веку в европейских странах постепенно формируется традиция литургического пения, основой которой является григорианский хорал— свод систематизированных Папой Григорием I одноголосных хоровых пений. Музыкальные средства направлены на решение главной задачи — передать особое состояние, когда мысли молящегося сосредоточены на Христе, а чувства приведены в идеальное равновесие, приносящее душе просветление и внутренний покой. Они передают внутреннюю, молитвенную работу души в общении с Богом и прекрасно согласуются с архитектурой католического храма, все детали которой подчёркивают такое же неуклонное движение — по прямой от входа к алтарю.

Первые попытки создания многоголосных произведений относятся ещё к VII—IX вв., но по-настоящему многоголосие стало развиваться начиная с XII столетия. Оно не только несло духовные идеи (как одноголосие), но также раскрывало богатство человеческой мысли. Возникло многоголосие под значительным влиянием схоластики (от греч. «схоластико'с» — «школьный», «учёный») — направления в богословии, утверждавшего, что человеческий разум может в известных пределах понять и объяснить истины веры.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-29; просмотров: 502; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.207.129 (0.004 с.)