Вопрос 6. Понятие «благосостояние населения». Показатели, характеризующие уровень и качество жизни. Причины неравенства доходов. Цели и уровни социальной политики государства. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 6. Понятие «благосостояние населения». Показатели, характеризующие уровень и качество жизни. Причины неравенства доходов. Цели и уровни социальной политики государства.



Основным фактором уровня благосостояния в рыночной экономике являются доходы. Доход представляет собой определенное количество денежных средств и материальных благ, полученных владельцем какого-либо ресурса за его вклад в общественное производство либо в виде трансфертного платежа в течение года. Иначе: доход - это годовой приток денежных средств (и материальных благ).

Денежный доход служит источником богатства, под которым понимается имеющиеся в собственности у человека (семьи) материальные блага и финансовые активы.

Доходы выступают в следующих формах:

1. Денежные доходы, которые включают все денежные поступления за определенный период времени: заработная плата, рента, процент, прибыль, выигрыши в азартных играх, трансфертные платежи и пр.

2. Натуральные доходы - совокупность материальных благ, полученных из социальных фондов, произведенных в личных подсобных хозяйствах, а также услуги, оказанные членами семьи.

Главную роль в благосостоянии населения играют денежные доходы. Поскольку их уровень подвержен влиянию инфляции, то различаются номинальные и реальные доходы. Номинальный доход характеризует сумму денежных поступлений без учета инфляции; реальный доход равен совокупности материальных и нематериальных благ и услуг, которую получатель может приобрести на свой номинальный доход за вычетом налогов и других обязательных платежей при существующих ценах.

Обобщающим показателем, характеризующим уровень благосостояния, служит величина национального дохода в расчете на душу населения.

Формирование доходов в рыночной экономике происходит в соответствии со следующими принципами:

- соответствие размеру вклада в общественное производство.

- соответствие количеству и качеству произведенного ВНП.

- соответствие законам спроса и предложения.

- соответствие законодательству и государственным гарантиям.

Совокупность доходов работающих и неработающих членов семьи в денежной, натуральной форме и в виде услуг образуют семейный доход, а его формирование, использование, согласование доходов и расходов образует бюджет домохозяйства.

Поскольку доходы каждого домохозяйства формируются за счет разных источников, то номинальная величина личных доходов населения различна. Главной причиной неравенства в распределении доходов выступает жесткость и беспристрастность рыночной системы, определяющей прямую зависимость доходов от величины вклада в общественное производство. Специфическими факторами неравенства доходов являются:

- различия в способностях.

- образование и профессиональное обучение.

- профессиональные наклонности.

- владение собственностью.

- монополизация рынка.

- случайные факторы - удача или несчастье.

- дискриминация по расовому, религиозному, половому признаку.

В России немаловажным фактором неравенства выступает также высокая степень бюрократизации государственной власти.

Для определения степени неравенства в распределении доходов среди населения страны применяются несколько методов.

1) Графический метод. Сущность данного метода заключается в построении графика распределения доходов между семьями в экономике - кривой Лоренца.

2) Индекс концентрации доходов - коэффициент Джини, который назван по имени итальянского экономиста и статистика К. Джини. По мере выравнивания доходов коэффициент стремится к 0 и наоборот.

3) Децильный коэффициент - показатель, при помощи которого осуществляется сопоставление доходов 10% наиболее обеспеченных и 10% малообеспеченных семей.

Аналогично производится расчет квинтильного коэффициента, который характеризует соотношение между доходами 20% наиболее и 20% наименее обеспеченного населения.

Неравенство в распределении доходов выступает одним из условий и стимулов развития рыночной экономики. Важной проблемой является определение оптимальной степени неравенства, т.е. структуры распределения доходов, при которой максимально задействованы стимулы к деловой активности, и в то же время не возникает социальной напряженности. В экономической теории сформировались две точки зрения на проблему неравенства доходов:

а) Сторонники неравенства доходов считают, что в этом случае сохраняется основа для развития экономики - стимулы к труду, инвестированию, предпринимательскому риску. В свою очередь, деловая активность хозяйствующих субъектов приведет к росту объема распределяемого дохода, тем самым, повышая уровень жизни социально уязвимых групп населения.

б) Сторонники равного распределения доходов утверждают, что:

- при равенстве доходов торжествует принцип социальной справедливости;

- общество полнее удовлетворяет свои потребности;

- улучшается сбыт продукции за счет повышения совокупного спроса;

- с максимальной полезностью используются денежные средства.

Основная роль в решении этой проблемы принадлежит государству: проводя социальную политику, государство решает фундаментальную проблему соотношения между равенством доходов и эффективностью.

Рассмотрим уровень и качество жизни, социальную политику государства:

Доходы домохозяйств определяют уровень жизни населения в стране. Уровень жизни - социально-экономическая категория, которая характеризует степень удовлетворения физических, духовных и социальных потребностей населения. На уровень жизни влияют следующие факторы:

- степень развития потребностей населения;

- количество и качество благ, используемых для удовлетворения этих потребностей;

- достигнутая ступень развития производительных сил и производственных отношений;

- величина национального богатства, прежде всего накопленного имущества населения.

- экономическая политика правительства.

Уровень жизни выражает система количественных и качественных показателей, к которым относятся:

* Общий объем потребляемых благ и услуг, а также величина потребления на душу населения и структура потребления;

* Размер реальных доходов населения;

*Стоимость жизни.

* Продолжительность рабочего времени;

* Условия труда (интенсивность труда, режим рабочего дня, наличие бытовых служб, уровень шума, загазованности, запыленности и пр.);

* Жилищные условия (обеспеченность жильем, степень доступности приобретения жилья, степень комфортности жилья и т.д.);

* Развитие систем здравоохранения, образования, культуры.

Наиболее обобщающим параметром уровня жизни является стоимость жизни. Для ее оценки используется показатель потребительской корзины. Потребительская корзина представляет собой рыночную стоимость материальных благ и услуг, соответствующую определенному уровню потребления. Минимальная потребительская корзина рассчитывается для стандартной семьи, состоящей из четырех человек, включая двух детей школьного возраста. Она охватывает минимально необходимый потребительский набор, сокращение которого социально неприемлемо. Минимальная потребительская корзина является основой для расчета прожиточного минимума - рыночной стоимости минимального количества благ, необходимых для человека.

Прожиточный минимум является чертой, за которой начинается бедность и обнищание населения. Под бедностью понимается экономическая ситуация, при которой располагаемого дохода недостаточно для удовлетворения текущих потребностей семьи. Если же дохода семьи недостаточно для удовлетворения основных потребностей - это означает нищету. Уровень потребления семьи, а, следовательно, ее принадлежность к той или иной социальной категории, зависит не только от величины доходов, но и от таких факторов, как размер семьи, доля иждивенцев в ней, состояние здоровья членов семьи, географические и климатические условия и др. Бедность более характерна для многодетных и неполных семей.

Более достоверным является показатель рыночной потребительской корзины, который характеризует стоимость набора благ и услуг, потребляемых среднестатистической семьей.

Уровень жизни является количественным показателем и характеризует преимущественно экономический аспект благосостояния. Наиболее полно отражает благосостояние нации показатель качества жизни, характеризующий не степень, а качество удовлетворения потребностей населения. Качество жизни выражает система показателей:

- качество товаров и услуг, потребляемых населением;

- использование свободного времени;

- здоровье нации, продолжительность жизни населения;

- уровень образования населения;

- экологическое состояние страны и др.

Оценка качества жизни затрудняется из-за сложности выражения качественных параметров в количественной и денежной форме. Но в настоящее время статистической комиссией ООН рассматривается вопрос об использовании нового показателя благосостояния населения – индекса человеческого развития. За его основу взята величина ВНП (НД) в расчете на душу населения, которая затем корректируется при помощи системы коэффициентов, отражающих различные качественные стороны жизни населения.

Социальная политика представляет собой систему государственных мероприятий, направленных на создание благоприятных условий труда и жизни населения, обеспечение социальной справедливости и социальной защищенности граждан. Цель социальной политики заключается в решении задач, обеспечивающих нормальную жизнедеятельность общества:

- социальная защита человека;

- обеспечение условий для повышения благосостояния общества;

- формирование и поддержание оптимальной социальной структуры общества;

- развитие социальной инфраструктуры, обеспечение приемлемого качества ее продукции;

- формирование экономических стимулов деловой активности;

- создание условий для всестороннего развития и самореализации человека.

Решение названных задач во многом определяется экономическими ресурсами, которые государство может направить на эти цели.

Основной задачей социальной политики является формирование эффективной системы социальной защиты. Социальная защита населения заключается в обеспечении реализации социальных прав граждан, социальных групп и классов, закрепленных законодательными и нормативными актами. В данной области социальная политика осуществляется по следующим направлениям:

- поддержка социально уязвимых слоев населения, которые по объективным причинам не в состоянии обеспечить себе минимальный уровень потребления.

- обеспечение реализации права человека на труд. Государство гарантирует равноправие субъектов на рынке труда, свободу в выборе профессии, сферы деятельности, места проживания.

- регулирование занятости населения осуществляется путем проведения политики занятости.

Макроэкономическая социальная политика охватывает всю систему социально-экономических отношений в обществе и направлена на гармонизацию социально-экономических отношений всех субъектов рыночной экономики за счет:

- обеспечения социальной справедливости в обществе.

- сглаживания имущественного и социального расслоения населения;

- ослабления противоречий между экономическими субъектами и предотвращение социальных конфликтов.

Социальная защита населения как главная составляющая социальной политики государства осуществляется в двух формах:

- активная форма социальной защиты ориентирована на ускоренную адаптацию трудоспособного населения к изменяющейся экономической ситуации;

- пассивная форма реализуется в осуществлении выплат социальных трансфертов, оказанию социальной помощи, выдаче дотаций.

Вопросы для самоконтроля

1. Чем объясняется участие государства в современной экономике?

2. Как трактует хозяйственную роль государства неоклассическое направление?

3. Как разделить структурный и циклический дефициты бюджета, и в чем состоит смысл этого разделения?

4. Каковы пути совершенствования государственной финансовой политики?

6. Каковы причины дефицита госбюджета?

7. Каковы меры по снижению бюджетного дефицита?

8. Какие функции выполняют финансы?

9. Какие возникают проблемы в проведении фискальной политики?

10.Какие виды фискальной политики бывают?

11.Какова роль финансовой системы?

12. Что такое налоги? Каковы их виды?

13. При наличии каких элементов налог считается установленным?

14. Как соотносятся прямые и косвенные налоги?

15. Как происходит и какие последствия имеет перемещение налогового бремени?

16. Как измеряется дифференциация доходов?

17. Каковы наиболее действенные методы государственного регулирования экономики?

18. Какими чертами характеризуется современная налоговая система?

19. Каковы причины возникновения бюджетного дефицита?

20. Какой долг более обременителен для экономики – внутренний или внешний? Почему?

21. Каковы основные источники доходов в России?

22. Каковы преимущества и недостатки неравенства в распределении доходов?

23. Каковы положительные и отрицательные последствия вмешательства государства в экономику?

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

а) основная литература:

1. Гребнев Л.С. Экономика: учебник. Издательство: Логос, 2013. /ЭБС:http://www.knigafund.ru/books/171690/.

2. Елисеев А. С. Экономика: Учебник для бакалавров. Издательство: Дашков и К, 2014. /ЭБС:http://www. knigafund.ru/books/172191/.

3. Экономическая теория: Учебник для бакалавров / Под общ. ред. А. А. Кочеткова.-5-е изд. перераб. и доп.- М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2014. /ЭБС:http://www. knigafund.ru/books/169797/.

4. Салихов Б. В. Экономическая теория: Учебник / Б. В. Салихов/ - 3-е изд., перераб. и доп.-М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2014.

/ЭБС:http://www. knigafund.ru/books/172192/.

б) дополнительная литература:

1. Гребнев Л.С. Экономика: учебник. Издательство: Логос, 2011. /ЭБС:http://www.knigafund.ru/books/112648/.

2. Войтов А.Г. Экономическая теория. Учебник для бакалавров. Издательство: Дашков и К, 2012. /ЭБС:http://www. knigafund.ru/books/138606/.

3. Экономика: Учебник/ Борисов Е.Ф., Петров А.А., Березкина Т.Е.. – Москва: Проспект, 2012.

4. Экономическая теория: Учебник для бакалавров. Под ред. Кочеткова А. А. Издательство: Дашков и К, 2013. /ЭБС:http://www. knigafund.ru/books/169797/.

5. Толмачева Р. П. Экономическая теория: Учебник для бакалавров. Издательство: Дашков и К, 2013. /ЭБС:http://www. knigafund.ru/books/169795/.

6. Харвей Дж. Современная экономическая теория: учебное пособие. Издательство: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. /ЭБС:http://www. knigafund.ru/books/169610/.

7. Экономика. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по неэкономическим направлениям). Под общей редакцией Г. М. Самошиловой, М. Ю. Маковецкого. Издательство: Издательство Омского государственного университета им. Ф. М. Достоевского, 2012. /ЭБС:http://www. knigafund.ru/books/172638/.

 

Нормативно-правовые акты:

1. Гражданский кодекс РФ.

2. Бюджетный кодекс РФ.

3. Налоговый кодекс РФ

4. О защите конкуренции: Федеральный закон РФ от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ.

5. О естественных монополиях: Федеральный закон РФ от 17 авг. 1995 г. № 147-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями).

6. Об акционерных обществах: Федеральный закон РФ от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями)

7. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации: Федеральный закон РФ от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ.

8. О Центральном банке Российской Федерации (Банке России): Федеральный закон РФ от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями).

9. О банках и банковской деятельности: Федеральный закон РФ от 3 февраля 1996 г. № 17-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями).

10. О рынке ценных бумаг: Федеральный закон РФ от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями).

в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы

  1. http://www.libertarium.ru/library - библиотека материалов по экономической тематике;
  2. http://www.finansy.ru - материалы по социально-экономическому положению и развитию в России;
  3. http://www.ise.openlab.spb.ru/cgi-ise/gallery - Галерея экономистов;
  4. http://www.cbr.ru - Официальный сайт Центрального банка России (аналитические материалы);
  5. http://www.rbc.ru - РосБизнесКонсалтинг (материалы аналитического и обзорного характера);
  6. http://www.budgetrf.ru - Мониторинг экономических показателей;
  7. http:/www.government.ru – Официальный сайт Правительства Российской Федерации;
  8. http://www.minfin.ru – Официальный сайт Министерство финансов Российской Федерации;
  9. http://www.gks.ru – Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации;
  10. http:/www.cemi.rssi.ru.Web-сайт Центрального экономико-математического института РАН (ЦЭМИ РАН)– электронный ресурс;
  11. http:/www.indem.ru - Региональная политика России: адаптация к разнообразию. Труды фонда «Индем», 2005;
  12. http://atlas.socpol.ru/index.shtml -Социальный атлас российских регионов. Независимый институт социальной политики.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 707; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.199.88 (0.048 с.)