Вопрос 4. Характеристика современной налоговой системы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 4. Характеристика современной налоговой системы.



Налог - обязательный, безвозвратный, безвозмездный платеж в бюджет, осуществляемый населением и предприятиями в определенных законодательством размерах и в установленные сроки. Сущность налогов состоит в денежных отношениях государства с юридическими и физическими лицами: налоги выражают обязанность физических и юридических лиц участвовать в формировании денежных ресурсов государства.

В современных условиях налоги выполняют следующие функции:

- фискальную;

- регулирующую;

- стимулирующую;

- контролирующую;

На размер налогов влияет ряд факторов, основными из которых являются: величина национального дохода, структура населения, социальная и экономическая политика правительства, фаза экономического цикла.

В своей работе "Исследование о природе и причинах богатства народов" А. Смит сформулировал основополагающие принципы налогообложения для любой экономической системы:

* Подданные государства должны участвовать в содержании правительства согласно доходу, каким они пользуются под покровительством и защитой государства.

* Налог, который обязан уплачивать отдельный субъект налога, должен быть точно определен (срок уплаты, способ платежа, сумма платежа).

* Каждый налог должен взиматься тогда и тем способом, когда и как плательщику удобнее оплатить его.

* Каждый налог должен быть установлен таким образом, чтобы он брал и удерживал из кармана народа возможно меньше сверх того, что он приносит казначейству государства.

На основе этих принципов к настоящему времени сложилось две концепции налогообложения: принцип полученных благ и принцип платежеспособности.

Решение о применении той или иной концепции налогообложения в каждом конкретном случае принимает правительство исходя из социально-экономических потребностей государства.

Современная налоговая система отличается следующими чертами:

- обязательность уплаты налогов;

- дифференциация налоговых ставок по уровням доходов и социальным группам;

- применение системы льгот для отдельных социальных групп;

- наличие необлагаемого минимума дохода;

- исключение двойного налогообложения;

- гибкость налоговых ставок, их адаптивность к изменению экономических условий.

Классификация налогов:

1. В зависимости от применяемых ставок налогообложения: твердые, пропорциональные, прогрессивные, регрессивные налоги.

2. В зависимости от способа взимания: прямые налоги и косвенные.

3. В зависимости от использования: общие и специфические.

4. В зависимости от получателя: федеральные, республиканские и местные.

Важнейшей проблемой налоговой политики является определение оптимальной ставки налогообложения, которая обеспечила бы максимальную величину налоговых поступлений в бюджет. Зависимость между размером налоговой ставки и величиной поступлений в бюджет налоговых платежей была исследована американским ученым А. Лаффером и получила название эффекта Лаффера: рост налоговой ставки обеспечивает увеличение налоговых поступлений до оптимального значения налоговой ставки. Дальнейшее повышение налоговой ставки приведет к снижению налоговых поступлений в бюджет, поскольку налоговая политика приобретает конфискационный характер. При ставке налогообложения, равной 100%, налоговые поступления в бюджет равны нулю. Превышение оптимального размера налоговых ставок снижает конкурентоспособность отечественной продукции, ухудшает экономическое положение предприятий, подрывает стимулы к честному труду, стимулирует уклонение от налогов и развитие теневой экономики.

Бюджетный дефицит - величина, на которую в данном году расходыбюджета превышают его доходы. Если правительство расходует бюджетные средства, исходя из запланированной суммы поступлений, а фактические поступления в бюджет недостаточны, то образуется дефицит государственного бюджета.

Причины образования дефицита различны:

- возрастание затрат на финансирование ВПК;

- экономические кризисы;

- необоснованная денежная эмиссия;

- повышение доли нетрудоспособного населения;

- увеличение расходов на содержание аппарата государственного управления;

- широкомасштабное развитие теневой экономики;

- просчеты в управлении национальной экономикой;

- стихийные бедствия и пр.

Бюджетный дефицит является источником государственного долга. Государственный (национальный) долг представляет собой общую сумму бюджетных дефицитов, накопленных за все время существования государства. Различается внутренний и внешний государственный долг.

Внутренний государственный долг - это долг государства своему населению. Внешний государственный долг - долг иностранным государствам, организациям, фирмам и отдельным лицам.

Наличие крупного государственного долга порождает негативные последствия в национальной экономике:

1) Усиление неравенства в доходах.

2) Если для финансирования процентных выплат увеличивается налоговое бремя, это оказывает депрессивное воздействие на экономику.

3) Если внутренний государственный долг снижает уровень жизни существующего поколения, то внешний долг является бременем, переходящим на следующие поколения.

4) Значительный государственный долг затрудняет достижение баланса в международной торговле.

Наличие внутреннего долга не ведет к банкротству правительства, поскольку правительство имеет постоянный источник доходов в виде налогов, может эмитировать деньги, привлекать новые займы для погашения предыдущих. Вместе с тем рост внешнего долга снижает международный авторитет страны; растет неуверенность населения в завтрашнем дне.

В силу названных причин проблема покрытия дефицита государственного бюджета является одной из самых важных в государственной экономической политике. Для ее решения используются следующие пути:

- сокращение государственных расходов;

- ужесточение налогообложения;

- сокращение государственного сектора экономики;

- осуществление внутреннего государственного займа;

- эмиссия денег;

- отказ от долга или его части применяется крайне редко, т.к. подрывает репутацию государства и возможности получения кредитов в будущем.

Методы управления государственным долгом включают:

- пролонгирование долга предполагает продление срока погашения долга. В этом случае растут суммы процентов, т.к. процент уплачивается по сумме займа и невыплаченного процента.

- реструктуризация долга означает переведение долга в ранг долгосрочных без увеличения процентных выплат.

- конверсия долга связана с превращением части внешнего долга в иностранные инвестиции путем продажи странам-кредиторам недвижимости, паев в акционерном капитале, предоставления прав пользования морской зоной и природными ресурсами и т.п.

- продажа безнадежных долгов другим странам выражается в уступке прав на получение ранее выданных зарубежным странам займов другим государствам.

Сбалансированный государственный бюджет предполагает равенство его доходной и расходной частей, их соответствие, "жизнь по средствам". Вместе с тем бездефицитность бюджета еще не означает экономического процветания страны.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 93; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.130.31 (0.008 с.)