Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Вопрос 9. Потребительский выбор. Кривая безразличия.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Графически система предпочтений потребителя изображается с помощью кривых безразличия (впервые применены английским экономистом Ф.Эджуортом в 1881 г.). Кривая безразличия - геометрическое место точек, каждая из которых представляет такую комбинацию двух видов товаров (x и y), что потребителю безразлично, какую ему выбрать. Другими словами, кривая безразличия показывает альтернативные наборы товаров, обеспечивающие одинаковый уровень полезности. Комбинации благ, представляющие для потребителя большую или меньшую полезность, будут находиться либо выше, либо ниже нашей кривой безразличия. Любая точка, взятая наобум, вместе с другими точками, дающими ту же величину удовлетворения, может образовать кривую безразличия. Hабор кривых безразличия для одного потребителя и одной пары благ образует карту безразличия. Свойства кривых безразличия вытекают из тех аксиом, на которых базируется порядковый подход: 1. Hаборы на кривых безразличия, более удаленных от начала координат, обеспечивают потребителю большую полезность, а потому - предпочтительнее, чем наборы на менее удаленных кривых. 2. Касательная, проведенная к любой точке кривой безразличия, имеет отрицательный угол наклона. 3. Кривые безразличия не пересекаются. Предельной нормой замены благом X блага Y(MRSxy - marginal rate of substitution) называется количество блага Y, которое должно быть сокращено при увеличении блага X на одну единицу так, чтобы уровень удовлетворения потребителя не изменился. Если перейдем к бесконечно малым изменениям (приблизим точку B к точке A), то где U = const. В этом случае MRS равна угловому коэффициенту наклона касательной к кривой безразличия в точке A. Знак минус означает, что изменения количества двух благ происходят в противоположных направлениях, то есть положительному изменению одного блага соответствует отрицательное изменение другого. Это является дополнительным доказательством того, что касательная, проведенная к любой точке кривой безразличия, имеет отрицательный угол наклона. Если потребитель при выборе другого набора желает остаться на той же кривой безразличия, то прирост полезности от добавленного Q x должен быть равен потере полезности от изъятого Q y, то есть: Qx · MUx = - Qy · MUx => - Qy/ Qx =MUx/MUy = MRSxy Значит, предельная норма замены благом X блага Y может рассматриваться как отношение предельной полезности блага X к предельной полезности блага Y. Поскольку MUx уменьшается по мере замены товаром X товара Y, а MUy соответственно, увеличивается, отношениеMUx/MUy, равное MRSxy, уменьшается. Это проявляется на графике в убывании углового коэффициента наклона касательной по мере движения вниз вдоль кривой безразличия и объясняет ее вогнутый характер. Последнее означает, что в окрестности любой своей точки она находится выше касательной, проведенной к этой точке. Из вышеизложенного вытекает еще одно замечание. Уменьшающаяся предельная норма замены в порядковой теории имеет тот же смысл, что и убывающая предельная полезность в количественной теории. Только во втором случае полезность каждой дополнительной единицы товара оценивается в ютилах, а в первом - объемом другого товара, от которого потребитель готов отказаться. Выбор потребителя зависит не только от предпочтений, но и от экономических факторов. Потребитель старается максимизировать полезность, но он ограничен бюджетом. Бюджетное ограничение указывает, что общий расход должен быть не больше дохода. Если весь свой фиксированный доход (I) потребитель тратит на покупку товаров x и y в количествах Q x и Q y и по ценам Px и Py, то бюджетное ограничение может быть записано так: I = Px · Qx + Py · Qy. Решив это уравнение относительно Q y, мы получим уравнение бюджетной линии: Q y = -Px/Py · Q x +I/Py Бюджетная линия - это геометрическое место точек, представляющих наборы благ, покупка которых требует одинаковых затрат. Соотношение цен товаров Px/Py определяет наклон бюджетной линии, а отношение I/Py указывает на точку пересечения бюджетной линией оси y. Кривые безразличия и бюджетная линия используются для графической интерпретации ситуации потребительского равновесия. Равновесие потребителя соответствует такой комбинации покупаемых товаров, которая максимизирует полезность при наличном бюджетном ограничении. Потребитель израсходует все свои деньги и получит максимально возможное удовлетворение, если он приобретет комбинацию товаров, соответствующую точке, где бюджетная линия совпадает с касательной к наивысшей из доступных кривых безразличия. В этой точке наклон бюджетной линии (Px/Py) равен наклону кривой безразличия (dy / dx). Следовательно, условие равновесия может быть записано какPx/Py = MRSxy или dy / dx =Px/Py. Другими словами, в точке потребительского оптимума предельная норма замены двух благ равна обратному отношению цен этих благ. Эффект дохода и эффект замещения: Увеличение дохода при фиксированных ценах делает возможным для потребителя покупку наборов, которые раньше были ему недоступны; при этом бюджетная линия отодвигается от начала координат. При снижении дохода - ситуация обратная. Смещение бюджетной линии приводит к новой точке равновесия, поскольку на каждом уровне дохода потребитель выбирает самый полезный набор благ. Если мы соединим все точки равновесия на карте кривых безразличия, соответствующие различным величинам дохода, то мы получим кривую «доход - потребление», которая обозначается английскими буквами IEP (Income Expantion Path) или ICC (Income Consumption Curse). Если линия IEP имеет положительный наклон, поскольку оба товара являются супериорными, то есть с ростом дохода возрастает и их потребление. Бывают и другие ситуации, когда с ростом дохода потребление одного товара увеличивается, а другого сокращается. Линия IEP имеет отрицательный наклон, если один из товаров является инфериорным, то есть с ростом дохода потребление этого товара снижается. Теперь рассмотрим более подробно реакцию потребителя на снижение цены товара при неизменности цен прочих товаров и дохода потребителя. Пусть фруктовый набор включает в себя определенное количество хурмы и апельсинов, и пусть цена на хурму снизилась. Это приведет: 1) к росту покупательной способности потребителя или, другими словами, к росту его реального дохода. Он сможет приобрести прежний набор фруктов, который ранее был для него оптимален, за меньшую сумму денег, а на сэкономленные средства увеличить закупки обоих видов благ. 2) к увеличению потребления хурмы и уменьшению потребления апельсинов, так как потребитель будет замещать относительно подорожавшие апельсины относительно подешевевшей хурмой. Эти два процесса происходят одновременно и их трудно отделить один от другого. Первый процесс получил название эффекта дохода, а второй - эффекта замены. Под эффектом дохода понимается изменение спроса исключительно вследствие изменения реального дохода, а эффект замены означает изменение спроса на товар исключительно вследствие изменения его относительной цены. Идея разложения общего эффекта изменения цены на эффект замены и эффект дохода принадлежит российскому экономисту и математику Е.Е.Слуцкому, опубликовавшему в 1915 г. в итальянском журнале статью по этому поводу. Hо эта статья осталась для мировой науки незамеченной. Только благодаря работам Хикса и Аллена, опубликованным значительно позднее, мир ознакомился с решением этой проблемы. Версии Хикса и Слуцкого отличаются разными подходами к определению реального дохода. Согласно Хиксу, разные уровни денежного дохода, обеспечивающие один и тот же уровень удовлетворения, представляют одинаковый уровень реального дохода. А у Слуцкого - лишь тот уровень денежного дохода, который достаточен для приобретения одного и того же набора товаров, обеспечивает и неизменный уровень реального дохода. Сравнив два подхода к решению проблемы, можно сделать следующие выводы. 1. Линия Слуцкого всегда выше линии Хикса, так как первая является секущей к исходной кривой безразличия, а вторая - касательной к ней. Поэтому эффект замещения по Слуцкому всегда больше эффекта замещения по Хиксу, а эффект дохода по Слуцкому всегда меньше эффекта дохода по Хиксу. 2. Метод Хикса в большей мере соответствует основным положениям порядковой теории полезности, предполагает знание потребительских предпочтений, кривых безразличия, тогда как метод Слуцкого этого не требует и позволяет дать количественное решение задачи на основе наблюдаемых и регистрируемых фактов поведения потребителя на рынке.
Вопросы для самоконтроля 1. Какие типы хозяйств вы знаете?
11. Что такое спрос и предложение? 12. Что понимается под равновесной ценой товара? 13. Что такое эластичность спроса и гибкость цен? 14. Как связаны спрос и полезность товара? 15. Как звучит закон спроса? Приведите примеры его проявления в современных условиях. 16. К чему приведет увеличение спроса и сокращение предложения? 17. Если кривая предложения перемещается на графике вправо, то это может означать, что произошли какие события? 18. Если кривая спроса перемещается на графике влево, то это может означать, что произошли какие события? 19. Какие исключения из закона спроса вы знаете? Приведите примеры этих исключений. 20. Что произойдет со спросом в результате роста доходов потребителей? Приведите примеры. 21. Как фактор времени влияет на предложение?
Лекция №5 Тема: «Предприятие (фирма) – основное звено рыночной экономики» План лекции 1. Природа фирмы и ее роль в экономике. Теории фирмы. 2. Классификация по характеру предпринимательства, организационно-правовым формам и размерам. 3. Содержание и условия предпринимательской деятельности. Неопределенность и риски в экономике. 4. Модель выбора производителя. 5. Сущность издержек производства фирмы. Теория издержек. Классификация издержек 6. Затраты в краткосрочном периоде. 7. Затраты в долгосрочном периоде. 8. Общая, средняя, предельная выручка и прибыль предприятия. 9. Характеристика совершенной конкуренции. Механизм максимизации прибыли. 10. Сущность и классификация монополий. 11. Монополистическая конкуренция и ее признаки. Дифференциация продукта и ее основные формы. 12. Модели поведения олигополий. Виды и признаки олигополий.
Содержание лекции
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 238; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.115.139 (0.017 с.) |