Вопрос 1. Цели и задачи экономической политики государства. Основные формы регулирования экономики. Противоречия государственного регулирования экономики. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 1. Цели и задачи экономической политики государства. Основные формы регулирования экономики. Противоречия государственного регулирования экономики.



Вмешательство государства в процесс воспроизводства было характерно для всех этапов развития рыночной экономики. На ранних этапах оно сводилось к выявлению источников и учету государственных доходов, контролю за расходованием бюджетных средств, организации денежного обращения, охране правопорядка, организации национальной обороны и т.д. В настоящее время государство является необходимым и значительным субъектом любой экономики, регулирующая деятельность которого компенсирует несовершенство рынка.

Теоретическое обоснование роли государства в рыночной экономике связано с именем Дж. М. Кейнса, который доказал невозможность саморегулирования экономики в период спада, т.е. необходимость государственного регулирования как единственного средства, способного вывести экономику из кризисного состояния.

Приверженцы классических взглядов выступают против вмешательства государства в хозяйственную деятельность частных фирм, поскольку считают, что рыночный механизм способен эффективно регулировать экономику без управления из центра.

Опыт показал, что наибольшая эффективность экономики предполагает оптимальное сочетание рыночных и государственных регуляторов, т.е. смешанный тип управления.

Роль государства в рыночной экономике проявляется через выполняемые им функции. Функции государства подразделяются на две группы: создание нормальных условий для функционирования рыночной системы и стабилизация экономики.

I. Создание нормальных условий функционирования рыночной системы, что реализуется в следующих функциях:

а) обеспечение правовой базы деятельности хозяйствующих субъектов.

б) создание и поддержание нормальной общественной атмосферы.

в) защита конкуренции.

II. Стабилизация экономики. К данной группе функций относятся следующие:

а) перераспределение доходов. Для поддержания совокупного спроса правительство проводит политику перераспределения доходов в экономике. Основными каналами перераспределения являются трансфертные платежи, налоговая система, государственные программы социального обеспечения и страхования, рыночное вмешательство государства.

б) перераспределение ресурсов. Чисто рыночная экономика наиболее эффективно распределяет ресурсы с экономической точки зрения, однако при этом возникают ситуации, когда в интересах общества более целесообразным было бы иное распределение ресурсов. Пути перераспределения:

- принятие законодательства, понуждающего производителей осуществлять природоохранные мероприятия и нести все издержки, связанные с производство.

- введение специальных налогов на предприятия, загрязняющие окружающую среду.

в) контроль за уровнем занятости и инфляции в целях обеспечения полного использования ресурсов и стабильного уровня цен.

Во второй половине ХХ века возникла тенденция расширения масштабов государственной деятельности и усиления роли государства в экономической сфере. Причины этого связаны с расширением оборонного комплекса, появлением и развитием новых видов вооружений; ростом населения, развитием урбанизации, что требует увеличения расходов на содержание городов; расширением социальных программ; ухудшением состояния окружающей среды.

Следовательно, по мере развития экономики функции правительства расширяются и усложняются.

Государственное воздействие на экономические процессы осуществляется в двух формах: прямое и косвенное вмешательство.

Прямое вмешательство государства в экономику осуществляется по следующим направлениям:

- законодательная деятельность.

- деятельность государственного сектора экономики (государственное предпринимательство).

- административное регулирование.

Косвенное регулирование экономики осуществляется с помощью методов экономической политики. Ккосвенным (экономическим) методам государственного регулирования экономики относятся следующие;

- кредитно-денежная политика.

- фискальная (бюджетно-налоговая) политика.

- промышленная и аграрная политика.

- антимонопольная политика.

- социальная политика.

- внешнеэкономическая политика и пр.

Границы и направление государственного воздействия на экономику во многом зависят от политических и социальных программ правящих партий: консервативные и либеральные партии, как правило, сокращают сферу государственной деятельности в экономике, левые партии расширяют.

Вопрос 2. Функции и роль государственного бюджета.

Совокупность отношений, возникающих по поводу формирования целевых денежных фондов, называется финансовыми отношениями. Финансовые отношения включают: отношения между государством, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами - с другой; между физическими и юридическими лицами; между юридическими лицами; между государствами.

Финансовые отношения лежат в основе финансовой системы. Финансовая система государства - совокупность отдельных звеньев финансовых отношений, опосредующих образование, распределение и использование денежных средств; система финансовых учреждений государства.

Звеньями финансовой системы являются: бюджеты различных уровней, фонды социального, имущественного и личного страхования, валютные резервы государства, денежные фонды предприятий, фирм, различных коммерческих и некоммерческих структур, прочие специальные денежные фонды. Государственные финансы формируют государственный бюджет, с помощью которого государство осуществляет территориальное и межотраслевое перераспределение ВНП.

Главным звеном финансовой системы является государственный бюджет - годовой баланс денежных доходов и расходов государства, утвержденный в законодательном порядке. Структура доходов и расходов, их источники и роль бюджета в экономике страны во многом зависят от ее политического строя и социально-экономической ситуации.

 

Таблица 2.1. - Структура государственного бюджета

Расходы Доходы
Государственные закупки и инвестиции Трансфертные платежи Дотации и субсидии в экономику Целевые кредиты Государственные займы зарубежным странам Выплата процентов по государственным ценным бумагам Прочие Налоги прямые и косвенные Доходы от государственного сектора Государственные пошлины Займы внутренние и внешние Проценты на предоставленные займы Суммы, конфискованные по решению суда Прочие

 

В разных странах структура государственных расходов различна в зависимости от политики правительства. Если в рыночной системе государственный бюджет выступает как средство стабилизации и стимулирования экономического развития, то в административно-командных системах он служит единственным источником развития экономики.

Вторым по значимости финансовым звеном выступает система местных бюджетов, а также бюджетов субъектов федерации (в федеративных государствах). Доходы местных бюджетов формируются из соответствующих налогов и расходуются на развитие региональной инфраструктуры, охрану общественного порядка, благоустройство, инвестиции в непроизводственную сферу и др.

Наиболее распространенным принципом построения финансовой системы государства является принцип фискального федерализма, сущность которого сводится к четкому разграничению функций между отдельными звеньями финансовой системы. Так, правительство обеспечивает достижение общенациональных целей, осуществляя расходы на оборону страны, космические исследования, развитие фундаментальной науки и т.д. Местные органы власти при помощи бюджетно-налоговых мер стремятся к решению задач отдельных регионов.

Специальные внебюджетные фонды правительства образуют отдельное звено финансовой системы. К ним относятся: фонды государственного социального страхования, валютные резервы, различные целевые фонды. Источниками образования внебюджетных фондов являются налоговые поступления, отчисления из бюджета, специальные взносы.

Роль финансовой системы в экономике проявляется в выполняемых ею функциях:

- мобилизационная функция заключается в привлечении и аккумулировании денежных средств для решения государственных задач;

- распределительная функция связана с перераспределением национального дохода в целях оптимизации пропорций между потреблением и накоплением.

- контролирующая функция состоит в контроле со стороны государственных органов за использованием бюджетных средств хозяйствующими субъектами.

Учреждения, образующие финансовую систему, проводят финансовую политику государства. Финансовая политика - совокупность мероприятий по мобилизации финансовых ресурсов, их распределению и использованию для осуществления государством его функций. Выбор оптимальной финансовой политики осуществляется правительством исходя из целей хозяйственного развития страны, политической ориентации правительства, экономической и политической ситуации.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 291; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.142.248 (0.007 с.)