Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Вопрос 1. Цели и задачи экономической политики государства. Основные формы регулирования экономики. Противоречия государственного регулирования экономики.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Вмешательство государства в процесс воспроизводства было характерно для всех этапов развития рыночной экономики. На ранних этапах оно сводилось к выявлению источников и учету государственных доходов, контролю за расходованием бюджетных средств, организации денежного обращения, охране правопорядка, организации национальной обороны и т.д. В настоящее время государство является необходимым и значительным субъектом любой экономики, регулирующая деятельность которого компенсирует несовершенство рынка. Теоретическое обоснование роли государства в рыночной экономике связано с именем Дж. М. Кейнса, который доказал невозможность саморегулирования экономики в период спада, т.е. необходимость государственного регулирования как единственного средства, способного вывести экономику из кризисного состояния. Приверженцы классических взглядов выступают против вмешательства государства в хозяйственную деятельность частных фирм, поскольку считают, что рыночный механизм способен эффективно регулировать экономику без управления из центра. Опыт показал, что наибольшая эффективность экономики предполагает оптимальное сочетание рыночных и государственных регуляторов, т.е. смешанный тип управления. Роль государства в рыночной экономике проявляется через выполняемые им функции. Функции государства подразделяются на две группы: создание нормальных условий для функционирования рыночной системы и стабилизация экономики. I. Создание нормальных условий функционирования рыночной системы, что реализуется в следующих функциях: а) обеспечение правовой базы деятельности хозяйствующих субъектов. б) создание и поддержание нормальной общественной атмосферы. в) защита конкуренции. II. Стабилизация экономики. К данной группе функций относятся следующие: а) перераспределение доходов. Для поддержания совокупного спроса правительство проводит политику перераспределения доходов в экономике. Основными каналами перераспределения являются трансфертные платежи, налоговая система, государственные программы социального обеспечения и страхования, рыночное вмешательство государства. б) перераспределение ресурсов. Чисто рыночная экономика наиболее эффективно распределяет ресурсы с экономической точки зрения, однако при этом возникают ситуации, когда в интересах общества более целесообразным было бы иное распределение ресурсов. Пути перераспределения: - принятие законодательства, понуждающего производителей осуществлять природоохранные мероприятия и нести все издержки, связанные с производство. - введение специальных налогов на предприятия, загрязняющие окружающую среду. в) контроль за уровнем занятости и инфляции в целях обеспечения полного использования ресурсов и стабильного уровня цен. Во второй половине ХХ века возникла тенденция расширения масштабов государственной деятельности и усиления роли государства в экономической сфере. Причины этого связаны с расширением оборонного комплекса, появлением и развитием новых видов вооружений; ростом населения, развитием урбанизации, что требует увеличения расходов на содержание городов; расширением социальных программ; ухудшением состояния окружающей среды. Следовательно, по мере развития экономики функции правительства расширяются и усложняются. Государственное воздействие на экономические процессы осуществляется в двух формах: прямое и косвенное вмешательство. Прямое вмешательство государства в экономику осуществляется по следующим направлениям: - законодательная деятельность. - деятельность государственного сектора экономики (государственное предпринимательство). - административное регулирование. Косвенное регулирование экономики осуществляется с помощью методов экономической политики. Ккосвенным (экономическим) методам государственного регулирования экономики относятся следующие; - кредитно-денежная политика. - фискальная (бюджетно-налоговая) политика. - промышленная и аграрная политика. - антимонопольная политика. - социальная политика. - внешнеэкономическая политика и пр. Границы и направление государственного воздействия на экономику во многом зависят от политических и социальных программ правящих партий: консервативные и либеральные партии, как правило, сокращают сферу государственной деятельности в экономике, левые партии расширяют. Вопрос 2. Функции и роль государственного бюджета. Совокупность отношений, возникающих по поводу формирования целевых денежных фондов, называется финансовыми отношениями. Финансовые отношения включают: отношения между государством, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами - с другой; между физическими и юридическими лицами; между юридическими лицами; между государствами. Финансовые отношения лежат в основе финансовой системы. Финансовая система государства - совокупность отдельных звеньев финансовых отношений, опосредующих образование, распределение и использование денежных средств; система финансовых учреждений государства. Звеньями финансовой системы являются: бюджеты различных уровней, фонды социального, имущественного и личного страхования, валютные резервы государства, денежные фонды предприятий, фирм, различных коммерческих и некоммерческих структур, прочие специальные денежные фонды. Государственные финансы формируют государственный бюджет, с помощью которого государство осуществляет территориальное и межотраслевое перераспределение ВНП. Главным звеном финансовой системы является государственный бюджет - годовой баланс денежных доходов и расходов государства, утвержденный в законодательном порядке. Структура доходов и расходов, их источники и роль бюджета в экономике страны во многом зависят от ее политического строя и социально-экономической ситуации.
Таблица 2.1. - Структура государственного бюджета
В разных странах структура государственных расходов различна в зависимости от политики правительства. Если в рыночной системе государственный бюджет выступает как средство стабилизации и стимулирования экономического развития, то в административно-командных системах он служит единственным источником развития экономики. Вторым по значимости финансовым звеном выступает система местных бюджетов, а также бюджетов субъектов федерации (в федеративных государствах). Доходы местных бюджетов формируются из соответствующих налогов и расходуются на развитие региональной инфраструктуры, охрану общественного порядка, благоустройство, инвестиции в непроизводственную сферу и др. Наиболее распространенным принципом построения финансовой системы государства является принцип фискального федерализма, сущность которого сводится к четкому разграничению функций между отдельными звеньями финансовой системы. Так, правительство обеспечивает достижение общенациональных целей, осуществляя расходы на оборону страны, космические исследования, развитие фундаментальной науки и т.д. Местные органы власти при помощи бюджетно-налоговых мер стремятся к решению задач отдельных регионов. Специальные внебюджетные фонды правительства образуют отдельное звено финансовой системы. К ним относятся: фонды государственного социального страхования, валютные резервы, различные целевые фонды. Источниками образования внебюджетных фондов являются налоговые поступления, отчисления из бюджета, специальные взносы. Роль финансовой системы в экономике проявляется в выполняемых ею функциях: - мобилизационная функция заключается в привлечении и аккумулировании денежных средств для решения государственных задач; - распределительная функция связана с перераспределением национального дохода в целях оптимизации пропорций между потреблением и накоплением. - контролирующая функция состоит в контроле со стороны государственных органов за использованием бюджетных средств хозяйствующими субъектами. Учреждения, образующие финансовую систему, проводят финансовую политику государства. Финансовая политика - совокупность мероприятий по мобилизации финансовых ресурсов, их распределению и использованию для осуществления государством его функций. Выбор оптимальной финансовой политики осуществляется правительством исходя из целей хозяйственного развития страны, политической ориентации правительства, экономической и политической ситуации.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 325; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.46.68 (0.011 с.) |