Вопрос 9. Характеристика совершенной конкуренции. Механизм максимизации прибыли. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 9. Характеристика совершенной конкуренции. Механизм максимизации прибыли.



Конкуренция (от лат. concurrere – сталкиваться) – это соперничество между участниками рыночной экономики за лучшие условия производства, купли и продажи товаров.

Конкуренция – ключевая категория рыночных отношений. Она может быть внутриотраслевой и межотраслевой. Она может быть ценовой и неценовой.

В настоящее время можно выделить четыре основных вида конкуренции: совершенная конкуренция; монополистическая конкуренция; конкуренция в условиях олигополии; чистая монополия.

Рыночная структура характеризуется совершенной конкуренцией если ни один из продавцов (покупателей) не способен оказать существенного влияния на цену.

Особенности рынка совершенной конкуренции:

1. Множество производителей.

2. Низкая рыночная доля.

3. Идентичность продукции.

4. Свободный вход на рынок и выход из него.

Принципиальные варианты поведения фирмы в краткосрочном периоде.

Конкуренция является совершенной при наличии следующих условий:

1. Большое число фирм, производящих однородную продукцию

o размеры по сравнению с общим объемом рынка ничтожно малы - менее 1%;

o незначительное влияние со стороны фирмы на цены;

o исключается соглашение между фирмами.

2. Однородность продукции разных предприятий в составе данного сектора. Это простое условие сложно реализовать на практике, так как совершенно одинаковые товары могут быть неоднородными для покупателя в силу географического места продажи, условий обслуживания, рекламы, упаковки и других признаков.

3. Отсутствуют входные барьеры для вступления в отрасль нового производителя и возможности свободного выхода из него.

4. Равный доступ ко всем видам информации. Это значит, что все покупатели имеют полную информацию о характеристиках продукта, ценах на него, а производители располагают информацией о производственной технологии, ценах на факторы производства.

5. Свободный перелив капиталов из отрасли в отрасль (мобильность факторов производства).

6. Рациональное поведение всех участников, преследующих собственные интересы. Сговор в какой-либо форме исключен.

На совершенно конкурентном рынке покупателям стандартных продуктов или услуг безразлично, продукцию какой фирмы выбрать. Например, рынок картофеля, весьма вероятно, конкурентный. Много фермеров продает картофель каждый день. Ни один из них не имеет более 1% объема продаж на рынке за день. Если доля одного из них, за счет дополнительно проданного картофеля, возрастает до 2% это никак не повлияет на рыночную цену.

Фирма, продающая свою продукцию на конкурентном рынке, называется конкурентной фирмой, так как эти фирмы не могут воздействовать на цену, они выступают как принимающие цену.

Спрос на продукцию отдельной фирмы в условиях совершенной конкуренции абсолютно эластичен, кривая спроса - горизонтальная линия.

Это значит, что конкурентная фирма может продать любое количество товара по цене P0 или ниже ее.

Кривая спроса на рынке действительно имеет отрицательный наклон, когда рассматриваются все возможные комбинации выбора покупателя на рынке. Фирма, со своей стороны, может продать по цене равновесия любое количество единиц товара. Именно это и показывает горизонтально расположенная линия спроса фирмы.

Совершенно конкурентная фирма принимает цену на свою продукцию как данную, не зависящую от продаваемого ею объема продукции. Но при любой цене, превышающей P0 даже на небольшую величину, объем спроса равен 0. Фирма потеряет своих клиентов, если попытается поднять цену выше P0. Поэтому при выборе объема выпуска, обеспечивающего максимальную прибыль фирма будет рассматривать свой выпуск, как величину постоянную.

Свободный вход в отрасль и выход из нее гарантируют, что между действующими в отрасли производителями не возникает соглашение о повышении цен посредством снижения выпуска. Любое повышение цен может привлечь в отрасль новые фирмы, которые увеличат объем предложения.

Чисто конкурентные рынки решают две задачи:

· участвующие в производстве фирмы выпускают такой набор продуктов, который наиболее предпочтителен и полезен для потребителей;

· производство осуществляется с минимальными для общества издержками.

Рынок является совершенно конкурентным, если все продавцы в отрасли - совершенные конкуренты и имеется много покупателей, каждый из которых обладает информацией о ценах, действует независимо и объем его спроса относительно мал.

Группы покупателей, действующие сообща, могут воздействовать на цену, и рынок из совершенно конкурентного превращается в несовершенно конкурентный.

Обратим внимание на равновесие фирмы на рынке чистой конкуренции в краткосрочном периоде:

Целью фирмы является получение максимально возможной прибыли, которая в количественном измерении выступает как разница между общей выручкой и общими издержками. Следовательно, условиями, определяющими прибыль, являются издержки производства и общая выручка, зависящая, в свою очередь, от спроса на производимый продукт, поскольку

TR = P * Q.

При рассмотрении кривой спроса конкурентного производителя необходимо иметь ввиду 2 обстоятельства.

1. Поскольку доля каждой отдельной конкурентной фирмы в общем объеме предлагаемых товаров и услуг незначительна, то она не может повлиять на рыночную цену. Уровень цены диктуется рынком, задается извне, а фирма приспосабливается к нему. Поэтому кривая спроса на стандартизированный продуктов отдельной фирмы, имеющий много заменителей, совершенно эластична (угол наклона равен 0). Это означает, что фирма может продавать любое количество продукта, не воздействуя на уровень цены.

2. Цена за единицу продукта для покупателя является выручкой от единицы продукта, или средней выручкой, для продавца (P = AR).

AR =TR/Q =P · Q/Q = P.

Кроме того, поскольку все выпускаемые единицы продукции реализуется по одной цене, то выручка от реализации дополнительной единицы товара MR будет равна среднему доходу (выручке) и цене продукта на рынке:

MR = AR = P.

Таким образом, в связи с тем, что конкурентная фирма не может влиять на цену, у нее остается только единственная возможность увеличения прибыли - поиск такого объема производства, при котором TR – TC = max

В краткосрочном периоде осуществлять поиск объема производства, максимизирующего прибыль, фирма может лишь путем изменения величины переменных ресурсов. Решая эту задачу, фирма должна ответить на 3 вопроса:

1. следует ли производить?

2. если «да», то какой объем?

3. какая при этом прибыль будет получена?

В экономической теории существует два основных подхода к определению уровня производства, максимизирующего прибыль:

1.сравнение TR и TC;

2. сравнение MR и MC.

В современной экономике предпочтение отдается второму подходу. Каждый из этих подходов можно осуществить аналитическим и графическим путем.

Теперь рассмотрим механизм максимизации прибыли и минимизации убытков конкурентной фирмы.

Для определения уровня производства, при котором конкурентная фирма будет получать максимальную прибыль, используется два подхода:

1) сравнение общей выручки – TR и совокупных издержек – ТС;

2) сравнение предельной выручки - MR и предельных издержек - MC.

Однако если фирма не производит товары, то в краткосрочном периоде она все равно несет убытки в размере постоянных затрат.

Поэтому в краткосрочном периоде фирме имеет смысл продолжить функционирование, если при достигнутом уровне производства TR>TVC, так как некоторая часть выручки пойдет на оплату TFC.

Если же TR<TVC, фирма, осуществляя производство, понесла бы убытки больше постоянных затрат. Следует закрыться.

2) сравнение предельной выручки (MR) и предельных издержек (MC)

Общее правило для любой фирмы:

фирма будет максимизировать прибыли или минимизировать убытки, производя такой объем продукции, при котором MR = MC

Прибыль на единицу продукции равна разнице между ценой и средними издержками (Р – AC). Сравнение кривых MR и MC показывает, что когда MR > MC, продажа дополнительной единицы товара увеличивает прибыль, когда MR < MC, продажа дополнительной единицы товара понижает прибыль. Фирма максимизирует прибыль в точке е, где MR = MC, а объем производства, максимизирующий прибыль, равен Qe.

В данной ситуации убытки фирмы равны площади p*pc ce.

Для минимизации убытков фирма должна попытаться покрыть выручкой средние постоянные затраты: AFC = AC – AVC.

Если цена выше AVC, то фирме это удастся.

Таким образом, если p>AVC, то в краткосрочном периоде фирме стоит продолжить функционирование.

Если же p<AVC, - закрыться и оплатить убытки из собственного кармана.

Таким образом, фирма:

1. максимизирует прибыль, если Р>АС или TR>TC;

2. минимизирует убытки, если min AVC < P < min AC или TC > TR и <FC

3. закрывается, если P < min AVC или убытки больше постоянных издержек.

А теперь рассмотрим максимизацию прибыли чистой конкурентной фирмы в долговременном периоде.

В долгосрочном периоде изменяются не только размеры предприятий в результате проведения технической реконструкции, но и число фирм в отрасли.

Если, к примеру, p1>p*, то фирма получает прибыль.

Тогда в эту отрасль устремляются

дополнительные капиталы. Линия предложения в отрасли сдвигается из s1 в s2.

Но при p1 величина спроса в отрасли составляет Qd1, а величина предложения – Qs1.

Возникает избыток предложения и p падает.

Прибыли уменьшаются, что вызывает отток капитала из отрасли.

Если p2<p*, то в отрасли величина спроса возрастает, а предложения – падает. Возникает дефицит и цена растет.

В итоге в долгосрочном периоде оптимум конкурентной фирмы в (∙)e, где MR = MC = AC, т.е. при нулевой экономической прибыли (что не означает отсутствие бухгалтерской прибыли).

Кривая долгосрочного предложения отрасли не может быть получена суммированием кривых предложения отдельных фирм, т.к. в долгосрочном периоде число фирм изменяется. Поэтому принято различать отрасли с постоянными, возрастающими и снижающимися издержками производства.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 165; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.239.195 (0.018 с.)