Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 12. Модели поведения олигополий. Виды и признаки олигополий.

Поиск

Олигополия является своеобразной разновидностью конкуренции. Олигополии нельзя в чистом виде отнести к совершенной или несовершенной конкуренции. Олигополистические отрасли характеризуются наличием нескольких фирм, каждая из которых обладает значительной долей рынка. Фирмы, находящиеся в таких условиях, являются взаимозависимыми; поведение любой из них оказывает непосредственное воздействие и само испытывает на себе влияние со стороны конкурентов. Продукты могут быть фактически одинаковыми или значительно дифференцированными. Причинами, лежащими в основе развития олигополии, являются эффект масштаба, другие барьеры, а также преимущества слияния. Неопределенности, присущие не основанному на тайном соглашении ценообразовании, благоприятствуют тайному сговору. Для участвующих в тайном сговоре олигополистов характерна тенденция к максимизации общих прибылей, то есть к поведению их в некоторой степени как чистых монополистов. Лидерство в ценах представляет менее формальное средство тайного соглашения, при котором крупнейшая или наиболее эффективная форма в отрасли предпринимает изменение цен, а другие фирмы следуют за ней. Рыночные доли в олигополистических отраслях обычно определяются на базе неценовой конкуренции. Упор на неценовую конкуренцию своими корнями уходит в две следующие основные причины:

1. Конкуренты фирмы могут достаточно быстро и легко ответить на снижение цен. Вследствие этого возможность значительного увеличения чьей-либо рыночной доли достаточно мала; конкуренты быстро аннулируют любое возможное увеличение продаж, отвечая на снижение цен. И конечно, всегда существует риск, что ценовая конкуренция ввергнет участников в гибельную войну цен. Менее вероятно, что неценовая конкуренция выйдет из-под контроля.

Олигополисты считают, что благодаря неценовой конкуренции могут быть получены более долговременные преимущества перед конкурентами, потому что изменения продукта, усовершенствования производственной технологии и удачные рекламные трюки не могут быть также быстро и так же полно дублированы, как снижение цен.

2.Вторая причина, объясняющая то, почему олигополисты делают основной упор на неценовую конкуренцию, заключается в следующем: промышленные олигополисты обычно обладают значительными финансовыми ресурсами, на которые можно поддерживать рекламу и развитие продукта. Следовательно, хотя неценовая конкуренция является основной чертой как отраслей с монополистической конкуренцией, так и олигополистических отраслей, последние обычно имеют более значительные финансовые ресурсы, которые позволяют им более полно заниматься неценовой конкуренцией.

Является ли с точки зрения общества, олигополия «эффективной» рыночной структурой? Сегодня можно выделить две основные различные точки зрения на экономические последствия олигополии.

Первая (традиционная) точка зрения полагает, что поскольку олигополия близка по структуре к монополии, следует ожидать, что она действует приблизительно аналогичным образом. Можно даже утверждать, что олигополия является фактически менее желательной, чем чистая монополия, по той простой причине, что чистая монополия часто подвергается государственному регулированию, для того чтобы уменьшить злоупотребления рыночной властью. Неофициальное тайное соглашение между олигополистами может дать в результате цены и объемы производства, подобные тем, к которым приводит чистая монополия, хотя при этом сохранится внешняя видимость конкуренции нескольких независимых фирм.

Традиционная точка зрения оспаривается точкой зрения Шумпетера – Гелбрейта, в соответствии с которой крупные олигополистические фирмы с рыночной властью необходимы для достижения быстрых темпов научно-технического прогресса. Утверждается, во-первых, что современная научно-исследовательская деятельность по разработке новых продуктов и производственных технологий является невероятно дорогостоящей. Поэтому только крупные олигополистические фирмы способны финансировать обширную работу в области научных исследований и опытно-конструкторских разработок (НИОКР). Во-вторых, существование барьеров для вступления дает олигополисту некоторую уверенность в том, что он будет получать прибыли, определенную часть которых можно направить на НИОКР. Таким образом, существование олигополий и конкуренция в условиях олигополии вызывают неоднозначные взгляды и мнения на эффективность их существования и функционирования на рынках.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Какие функции выполняет предпринимательство?

2. Какие вы знаете организационно-правовые формы предпринимательства?

3. Сущность реорганизации и банкротства?

4. Значение экономического риска для предпринимательства?

5. Что следует понимать под экономической категорией «затраты»?

6. Чем отличаются индивидуальные затраты от общественных?

7. В каком случае индивидуальные затраты предприятия совпадают с общественными?

8. В каком случае общественные затраты предприятия могут носить положительную динамику снижения?

9. Чем явные затраты отличаются от неявных затрат?

10. Что собой представляет бухгалтерский подход в определении затрат производства?

11. Что собой представляет экономический подход в определении затрат производства?

12. В какой взаимосвязи находятся общие затраты и переменные затрат?

13. Что собой представляют предельные затраты и каким способом они вычисляются?

14. Какие виды средних затрат вы знаете? Какими способами рассчитываются эти величины? Какие взаимосвязи существуют между ними?

15. В чем заключается главное отличие затрат производства в долгосрочном периоде от краткосрочного?

16. Какая взаимосвязь существует между средними общими затратами и эффектом масштаба производства?

17. Какие виды дохода фирмы вы знаете?

18. В какой взаимосвязи находятся следующие величины: общая выручка, средняя выручка, предельная выручка?

19. Какие виды прибыли вам известны?

20. В чем заключается разница между бухгалтерским и экономическим подходами в определении прибыли производства?

21. Какие основные черты характеризуют рынок совершенной конкуренции?

22. Какие два обстоятельства следует учитывать при рассмотрении кривой спроса конкурентной фирмы?

23. В какой зависимости находится средняя и предельная выручка относительно цены на рынке совершенной конкуренции?

24. Какие два подхода используются для определения уровня производства, при котором конкурентная фирма будет получать максимальную прибыль?

25. Какое правило должно выполнятся, для того чтобы фирма максимизировала прибыль или минимизировала убытки?

26. Какое существует условие (на совершенно конкурентном рынке) для принятия решения о необходимости закрытия фирмы?

27. Каковы характерные черты механизма рынка несовершенной, или монополистической конкуренции?

28. Что такое чистая (полная) монополия, дуополия, олигополия и монополистическая конкуренция с дифференциацией продукта?

29. В чем характерные особенности монопсонии?

 

Лекция №6

Тема: «Рынки ресурсов»

План лекции

 

    1. Денежный рынок: понятие, структура, институты.
    2. Спрос на деньги. Предложение денег. Равновесие на денежном рынке.
    3. Реальный и фиктивный капитал. Происхождение, сущность и формы фиктивного капитала.
    4. Ценные бумаги и их виды. Фондовая биржа.
    5. Рынок труда: содержание, сущность, современные особенности. Специфика товара на рынке труда. Спрос и предложение труда.
    6. Формы, системы, виды заработной платы. Сущность категории «человеческий капитал».
    7. Теория факторных доходов.
    8. Рынок земли. Специфические свойства земли как фактора производства. Спрос и предложение на землю.
    9. Арендная плата и рента. Дифференциальная рента I и II. Абсолютная рента. Монопольная рента. Цена земли.

 

Содержание лекции



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 235; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.86.143 (0.008 с.)