Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: способы размножения организмов. Гаметогенез. Мейоз. Биологическая сущность и цитологические основы полового размножения.

Поиск

Цель работы: Изучить способы размножения организмов; механизмы поддержания постоянства кариотипа и создания генетического многообразия в ряду поколений при половом размножении.

Задачи:

1. Сравнить механизмы и значение полового и бесполого размножения.

2. Изучить этапы гаметогенеза и их цитологическую характеристику.

3. Проследить образование сперматозоидов по периодам гаметогенеза и фазам мейоза у особи с заданным генотипом.

4. Изучить на микропрепаратах строение яичника, семенника и сперматозоида млекопитающих.

Студент должен знать:

А) до изучения темы:

1. Сущность и биологическое значение полового и бесполого размножения.

2. Этапы гаметогенеза и мейоза.

3. Особенности мейоза, обеспечивающие генетическое разнообразие потомства.

4. Особенности развития и строения половых клеток.

Б) после изучения темы:

1. Подробную цитогенетическую характеристику этапов гаметогенеза и мейоза.

2. Особенности строения половых желез млекопитающих (яичник и семенник), зоны гаметогенеза.

Студент должен уметь:

1. Интерпретировать цитологическую картину событий мейоза, обеспечивающих редукцию числа хромосом и рекомбинацию наследственного материала.

2. Определять разные стадии гаметогенеза и мейоза по микропрепаратам.

Задания для самостоятельной внеаудиторной работы студентов по указанной теме:

1). Ознакомиться с теоретическим материалом по теме занятия с использованием конспектов лекций и рекомендуемой учебной литературы.

2). Ответить на вопросы для самоконтроля:

1. Классификация способов размножения.

2. Половые клетки (строение и функция).

3. Гаметогенез. Стадии гаметогенеза.

4. Мейоз. Фазы мейоза. Особенности мейоза в отличие от митоза. Биологическая сущность.

5. Биологическое значение полового размножения.

3). Проверить свои знания с использованием тестового контроля:

Выбрать правильный ответ (ответы).

1.Половое размножение одноклеточных организмов осуществляется в виде: 1)шизогонии, 2)спорообразования, 3)конъюгации, 4)копуляции.

2.Сущностью периода размножения при овогенезе является: 1)рост и дифференцировка клеток, 2)подготовка клеток к делению, 3)митотическое деление овогоний, 4)мейотическое деление овогоний.

3.В профазе 1 происходит: 1)деспирализация хромосом, 2)спирализация хромосом; 3)образование бивалентов; 4)расхождение хромосом к полюсам, 5)кроссинговер.

4.В мейозе расхождение гомологичных хромосом происходит в: 1)профазе 1, 2)метафазе 1, 3)анафазе 1, 4)телофазе 1, 5)анафазе 2.

5. Хромосомы располагаются в плоскости экватора в: 1)профазе 2, 2)метафазе 2, 3)метафазе 1, 4)телофазе 1, 5)анафазе 1..

6.Конъюгация гомологичных хромосом в мейозе необходима для: 1)удвоения хромосом; 2)кроссинговера; 3)упорядоченного расположения гомологичных хромосом.

7.Расхождение сестринских хроматид происходит в: 1)телофазе 1, 2)профазе 2, 3)метафазе 1, 4)метафазе 2, 5)анафазе 2.

8. Развитие половых клеток в яичнике идет до стадии: 1)яйцеклетки, 2)овоцита 2 порядка, 3)овоцита 1 порядка, 4)овогонии.

9.Сперматоциты 2 порядка имеет генетическую характеристику: 1)2n2c, 2)4n4c, 3)2n4c, 4)1n2c.

10. В анафазе 1 клетка имеет генетическую характеристику: 1)2n2c, 2)4n4c, 3)2n4c, 4)1n1c.

 

4). Заполните таблицу: Сравнительная характеристика митоза и мейоза.

 

Сравнительные показатели Митоз Мейоз
1. При образовании каких клеток происходит 2. Сколько раз удваивается ДНК 3. Сколько происходит делений 4. Имеется ли синаптонемальный комплекс 5. Происходит ли конъюгация 6. Что расположено на экваторе в метафазе 7. Что отходит к полюсам клетки в анафазу 8. В образовавшихся клетках сколько имеется а) хромосом из пары гомологичных хромосом б) генов из пары аллельных генов    

 

Сделайте выводы:

а) в чем состоит генетический смысл митоза?

б) в чем состоит генетический смысл мейоза?

 

Рекомендуемая литература:

Основная:

1.Биология (под ред. В.Н. Ярыгина). М., Высшая школа, в 2 т., 2008, т.1, разд. - 2.1, 2.2, 2.3.

2.Чебышев Н.В. Биология, М., 2005, глава 3.

3.Родина Н.Е., Косых А.А., Попова Н.Г. «Биология клетки».- Учебно-мет. пособие, КГМА, Киров, 2012.

4.Лекции по биологии.

 

Дополнительная:

1.А.А. Слюсарев "Биология с общей генетикой", 2011.

 

Ответы на тестовые задания: 1)3,4; 2)3; 3)2,3,5; 4)3; 5)2; 6)3; 7)5; 8)2; 9)4; 10)3.

 

Методические указания подготовлены: доцентом кафедры, к.б.н. Родиной Н.Е., зав.кафедрой, проф. Косых А.А. ___________________________________________

Методические указания утверждены на заседании кафедры № 10 от «02.04.2012».

Зав. кафедрой: ________________________

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«КИРОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ»

Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации

 

Кафедра биологии

Методические указания для студентов 1 курса

Специальности лечебное дело

по самостоятельной внеаудиторной работе

по дисциплине биология

Составитель: Родина Н.Е., Косых А.А.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-29; просмотров: 879; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.8.177 (0.008 с.)