Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема: Тип Членистоногие. Подтип трахейнодышащие. Класс Насекомые.
Цель занятия: Изучить морфологию и биологию насекомых – возбудителей и переносчиков заболеваний человека. Задачи: 1.Изучить особенности морфологии и биологии отрядов насекомых, имеющих медицинское значение. 2.Изучит медицинское значение тараканов, блох, вшей и двукрылых 3.Познакомиться с компонентами и характеристикой природных очагов трансмиссивных заболеваний, передающихся кровососущими насекомыми. 4.На микропрепаратах освоить навыки идентификации видовой принадлежности и стадий развития кровососущих насекомых. 5.Познакомиться с методами профилактики трансмиссивных заболеваний, передающимися насекомыми. В результате изучения материала студент должен: Знать: До изучения темы: 1. Классификацию и характеристику класса Насекомые. 2. Особенности морфологии жизненные циклы вшей, блох, комаров, мух. 3. Роль изученных представителей класса насекомых в переносе возбудителей трансмиссивных болезней человека. После изучения темы: 1. Отличительные особенности морфологии самцов и самок изучаемых насекомых. 2. Механизмы и способы передачи возбудителей заболеваний. 3. Составные компоненты и характеристику очагов трансмиссивных заболеваний (чумы, сыпного и возвратного тифа). Студент должен уметь: 1.Идентифицировать на микропрепаратах эктопаразитов человека: вшей, блох, комаров, клопов. 2.Определять ротовые аппараты мух. 3. Составить схему и дать характеристику природного очага чумы. Задания для самостоятельной внеаудиторной работы студентов по указанной теме: 1). Ознакомиться с теоретическим материалом по теме занятия с использованием конспектов лекций и рекомендуемой учебной литературы. 2). Ответить на вопросы для самоконтроля: 1. Особенности строения и развития насекомых. 2. Отряд вши. Приспособления к паразитическому образу жизни. Медицинское значение. Понятие облигатно-трансмиссивных заболеваний. 3. Отряд блохи. Особенности строения и образа жизни. Пути заражения человека чумой. Характеристика природного очага чумы. 4. Отряд клопы. Особенности строения. Медицинское значение. 5. Муха - механический переносчик заболеваний. Особенности строения тела. Ротовой аппарат комнатной мухи, осенней жигалки. 6. Возбудители миазов - оводы, вольфартова муха.
7. Кровососущие насекомые - слепни, мокрецы, мошки. 8. Медицинское значение москитов. 9. Меры борьбы с насекомыми - возбудителями и переносчиками заболеваний. 3). Проверить свои знания с использованием тестового контроля: Выберите правильный ответ (ответы): 9. Постоянные эктопаразиты человека, развитие которых происходит с неполным метаморфозом,: а)блохи, б) вши, в)комары, г)москиты, д)муха це-це. 10. Временные эктопаразиты человека, развитие которых происходит с полным метаморфозом,: а)блохи, б) вши, в)комары, г)москиты, д)муха це-це, е)клопы. 11. Эктопаразиты, являющиеся возбудителями болезней человека,: а)тараканы, б)муха це-це, в)триатомовый клоп, г)блохи, д)головная вошь, е)лобковая вошь. 12. К специфическим переносчикам возбудителей болезней человека относятся: а)блоха, б) клещ поселковый, в)муха комнатная, г)головная вошь, д) грызуны, д) свиньи. 13. Переносчики возбудителей болезней человека: а)вольфартова муха, б)головная и платяная вошь, в)аргазовый клещ, г)чесоточный клещ, д)грызуны. 14. По числу видов животных-резервуаров природный очаг может быть: а)моногастальным, б) полигастальным, в)моновекторным, г) поливекторным, д)факультативным. 15. По числу родов переносчиков природный очаг может быть: а)моногастальным, б) полигастальным, в)моновекторным, г) поливекторным, д)факультативным, е)трансмиссивным. 16. Установить соответствие Переносчик: 1)платяная вошь, 2)блоха крысиная, 3)комнатная муха Болезнь: а)возвратный тиф, б) дизентерия, в)холера, г)болезнь Лайма, д)чума, е)сыпной тиф. 17. Установить соответствие Переносчик: 1) головная вошь, 2)комнатная муха, 3)блоха крысиная Болезнь: а)дизентерия, б)фтириоз, в)сыпной тиф, г)педикулез, д)чума. 18. Дополнить: введение возбудителя в ранку при укусе кровососущего насекомого – это ___________________. 4). Оформить в альбоме и заполнить таблицы: А) Сравнительная характеристика синантропных и паразитических насекомых
Б)Сравнительная характеристика двукрылых – переносчиков заболеваний и паразитов
Литература: Основная литература: 1.Биология: в 2 кн. Кн. 2., Гл. 21: Учеб. для медиц. cпец. вузов /В.Н. Ярыгин, В.И.Васильева, И.Н.Волков, В.В.Синельщикова; Под ред. В.Н. Ярыгина. -М,: Высш. шк., 2008. 2.Лекции по биологии. Дополнительная: 1. Медицинская паразитология. В 2-х частях. Часть 1: Учебно-методическое пособие для студентов медицинских вузов/ Составители: Н.Е. Родина, Е.Ю. Виноградова, А.А. Косых. - Киров: КГМА, 2005. – 40с. 2. Медицинская паразитология. В 2-х частях. Часть 2: Учебно-методическое пособие для студентов медицинских вузов/ Составители: Н.Е. Родина, Е.Ю. Виноградова, А.А. Косых. - Киров: КГМА, 2005. – 66с. 3. Чебышев Н.В., Гринева Г.Г., Козарь М.В., Гуленков С.И. Биология (Учебник). – М.: ВУНМЦ, 2005.
Ответы на тестовые задания: 1б; 2е; 3де; 4абг; 5бв; 6аб; 7вг; 8)1ае,2д,3бв; 9)1в,2а,3д; 10)инокуляция. Методические рекомендации подготовлены: доцентом кафедры биологии к.б. н. Родиной Н.Е и зав. кафедрой, проф. Косых А.А. ________________________________ Методические указания утверждены на заседании кафедры № 10 от «02.04. 2012 г.» Зав. кафедрой:_______________
Государственное бюджетное образовательное учреждение Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «КИРОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ» Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации
Кафедра биологии Методические указания для студентов 1 курса Специальности лечебное дело по самостоятельной внеаудиторной работе по дисциплине биология Составитель: Родина Н.Е., Косых А.А.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-29; просмотров: 534; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.234.83 (0.011 с.) |