Тема. Микроскоп. Типы клеточной организации. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема. Микроскоп. Типы клеточной организации.



Тема. Микроскоп. Типы клеточной организации.

Цель изучения темы: Ознакомиться с устройством микроскопа, освоить технику микроскопирования и приготовления временных микропрепаратов. На примере бактериальных, растительных и животных клеток познакомиться с типами клеточной организации и показать общность в организации структурной и функциональной единицы живых организмов.

Задачи:

1. Изучить устройство микроскопа МБР-1 и правила работы с ним.

2. Приготовить временные микропрепараты растительных клеток.

3. Изучить особенности строения растительных и животных клеток, их многообразие.

4. Изучить зависимость формы животной клетки от выполняемой функции.

5. Познакомиться со строением бактериальных клеток.

Студент должен знать:

1) до изучения темы (базисные знания):

- возможности применения микроскопа для изучения биологических объектов.

2) после изучения темы:

- принцип устройства микроскопа и правила работы с ним;

- методику приготовления временных микропрепаратов.

Студент должен уметь:

1. Пользоваться микроскопом для изучения постоянных микропрепаратов.

2. Изготавливать временные микропрепараты, зарисовывать изучаемые объекты в альбом.

Задания для самостоятельной внеаудиторной работы студентов по указанной теме:

1). Ознакомиться с теоретическим материалом по теме занятия с использованием конспектов лекций и рекомендуемой учебной литературы.

2). Ответить на вопросы для самоконтроля:

  1. Методы изучения клеток.
  2. Устройство микроскопа и правила работы с ним.
  3. Понятие о временных и постоянных микропрепаратах.
  4. Использование световой и электронной микроскопии в медицине.
  5. Современные методы изучения биологических объектов.

Рекомендуемая литература:

Основная:

1. Биология (под ред. В.Н. Ярыгина). М., Высшая школа, в 2 т., 2008, т.1, разд. - 2.1, 2.2, 2.3.

2. Чебышев Н.В. Биология, М., 2005, глава 1, 2, 3.

3. Родина Н.Е., Косых А.А., Попова Н.Г. «Биология клетки».- Учебно-мет. пособие, КГМА, Киров, 2012.

4. Лекции по биологии.

Дополнительная:

1. А.А. Слюсарев "Биология с общей генетикой", 2011.

 

Методические указания подготовлены: доцентом кафедры, к.б.н. Родиной Н.Е., зав.кафедрой, проф. Косых А.А. ___________________________________________

Методические указания утверждены на заседании кафедры № 10 от «02.04.2012».

Зав. кафедрой: ________________________


Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«КИРОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ»

Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации

 

Кафедра биологии

Методические указания для студентов 1 курса

Специальности лечебное дело

по самостоятельной внеаудиторной работе

по дисциплине биология

Составитель: Родина Н.Е., Косых А.А.

Родословная семьи с гемофилией.

 
 

5) Оформить таблицу в альбоме:

Таблица 1

Характеристика основных стадий онтогенеза

Периоды и стадии онтогенеза Беспозвоночные Амфибии Рептилии, птицы Млекопитающие
1. Эмбриональный период: · тип яйца · тип дробления · тип бластуды · тип гаструлы · тип нейрулы · провизорные органы · наличие плаценты 2. Постэмбриональный период: · тип развития        

Таблица 2

Органогенез у млекопитающих

Зародышевые листки Зачатки образующихся органов
1. Эктодерма 2. Энтодерма 3. Мезодерма  

Литература:

Основная:

1.Учебник "Биология" в 2х томах под ред. В.Н. Ярыгина, 2008, т. 1.

2. Чебышев Н.В. Биология, М., 2005, глава 3.

3.Лекции по биологии.

Дополнительная:

1. Учебник «Биология с общей генетикой», А.А. Слюсарев, 2011.

 

Ответы на тестовые задания: 1)1; 2)2; 3)1,4; 4)2,3; 5)3; 6)2; 7) 2,3,5; 8)2.

 

Методические указания подготовлены: доцентом кафедры, к.б.н. Родиной Н.Е., зав.кафедрой, проф. Косых А.А. ___________________________________________

Методические указания утверждены на заседании кафедры № 10 от «02.04.2012».

Зав. кафедрой: ________________________

 

 

 

 

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«КИРОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ»

Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации

 

Кафедра биологии

Методические указания для студентов 1 курса

Специальности лечебное дело

по самостоятельной внеаудиторной работе

по дисциплине биология

Составитель: Родина Н.Е., Косых А.А.

Тема Регуляция онтогенеза.

Цель: Изучить основные механизмы регуляции онтогенеза; влияние вредных факторов на организм человека и механизмы образования пороков развития.

Задачи:

1. Изучить основные факторы регуляции развития плацентарных млекопитающих;

2. Изучить основные механизмы эмбриогенеза;

3. Изучить тератогенные факторы среды и их значение в формировании пороков человека.

В результате изучения материала студент должен:

Знать:

А) до изучения темы:

1. Основные механизмы онтогенеза;

2.Основные факторы регуляции развития плацентарных млекопитающих;

3.Воздействие вредных факторов среды на зародыш.

Б) после изучения темы:

1. Ведущие механизмы эмбриогенеза на разных стадиях развития;

2. Особенности генетической, нервной и гуморальной регуляции развития;

3. Роль тератогенных факторов среды в формировании пороков развития;

4. Классификация пороков развития.

Уметь:

1. Объяснять механизмы возникновения пороков развития.

Задания для самостоятельной внеаудиторной работы студентов по указанной теме:

1). Ознакомиться с теоретическим материалом по теме занятия с использованием конспектов лекций и рекомендуемой учебной литературы.

2). Ответить на вопросы для самоконтроля:

1.Основные механизмы онтогенеза: дифференциация, детерминация,

тотипотентность, интеграция, эмбриональная индукция.

2. Генетическая регуляция дифференцировки.

3. Клеточные процессы в период дробления, гаструляции, органогенеза.

4. Критические периоды развития.

5.Тератогенные факторы среды и их значение в формировании пороков развития человека.

6. Классификация пороков развития.

3). Проверить свои знания с использованием тестового контроля:

Выберите правильный ответ (ответы):

1.Генетическая регуляция онтогенеза у позвоночных осуществляется путем:

А)уменьшения числа генов в процессе развития, б)репрессии генов, в)дерепрессии генов, г)дерепрессии и репрессии генов.

2.Гормональная регуляция развития у млекопитающих начинается в период:

А)гаструляции, б)дробления, в)гисто- и органогенеза, г)плодный.

3.Хордомезодерма является эмбриональным индуктором: а)вторичной кишки, б)нервной трубки, в)выделительной системы.

4.Синдактилия у человека возникает вследствие нарушения клеточных процессов: а)сгущения мезодермальных клеток, б)адгезии, в)избирательной гибели, г)миграции.

5.Критические периоды развития у человека: а)образование зиготы, б)имплантация, в) плацентация, г)дробление, д) роды.

6.Сущность механизма эмбриональной индукции: а)перемещение пластов клеток, б)репродукция клеток, в) сегрегация клеток, г)взаимодействие частей зародыша.

7.Механизмы возникновения наследственных пороков развития: а)мутации в клетках зачатков органов, б)генеративные мутации, в)нарушения закладки органов.

8.Механизмы возникновения ненаследственных пороков развития: а)мутации в клетках зачатков органов, б)генеративные мутации, в)нарушения закладки органов.

4). Решите задачу: В результате тератогенного воздействия в эмбриогенезе произошло нарушение адгезии клеток зачатков структур лица – небных отростков, а также носовых отростков между собой и с верхнечелюстными отростками. Назовите последствия нарушений межклеточных взаимодействий.

 

Литература:

Основная:

1.Учебник "Биология" в 2х томах под ред. В.Н. Ярыгина, 2008, т. 1.

2. Чебышев Н.В. Биология, М., 2005, глава 3.

3.Лекции по биологии.

Дополнительная:

1. Учебник «Биология с общей генетикой», А.А. Слюсарев, 2011.

 

Ответы на тестовые задания: 1г; 2в; 3б; 4в; 5бвд; 6г; 7б; 8ав.

 

Методические указания подготовлены: доцентом кафедры, к.б.н. Родиной Н.Е., зав.кафедрой, проф. Косых А.А. ___________________________________________

Методические указания утверждены на заседании кафедры № 10 от «02.04.2012».

Зав. кафедрой: ________________________

 

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«КИРОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ»

Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации

 

Кафедра биологии

Методические указания для студентов 1 курса

Специальности лечебное дело

по самостоятельной внеаудиторной работе

по дисциплине биология

Составитель: Родина Н.Е., Косых А.А.

Тема: Общие закономерности гомеостаза. Виды гомеостаза. Генетический гомеостаз и его нарушения. Виды регенерации. Трансплантация как возможность восстановления структурного и физиологического гомеостаза (семинар).

Цель работы: Иметь представление о гомеостазе как свойстве живых систем, обеспечивающем самоподдержание стабильности организма.

Задачи:

1. Изучить основные виды гомеостаза и механизмы его поддержания

2. Изучить основные закономерности физиологической и репаративной регенерации, значение для практической медицины.

3. Изучить виды трансплантации и ее практическое значение.

Студент должен

Знать:

1.основные виды гомеостаза и механизмы его поддержания;

2.закономерности физиологической и репаративной регенерации; факторы, стимулирующие регенерацию;

1. медицинское значение регенерации органов и тканей;

2. биологическую сущность и типы трансплантации, ее медицинское значение.

Уметь:

1.подготовить доклад и написать реферат на заданную тему;

2.объяснить причины и механизмы, приведшие к нарушению гомеостаза, и их последствия для организма.

Задания для самостоятельной внеаудиторной работы студентов по указанной теме:

1). Ознакомиться с теоретическим материалом по теме занятия с использованием конспектов лекций и рекомендуемой учебной литературы.

2). Написать реферат и подготовить доклад по одной из предложенных тем:

1. Виды гомеостаза (генетический, физиологический, структурный):

а) Генетический гомеостаз, механизмы его поддержания (репликация, репарация, точное распределение генетического материала при митозе и мейозе, апоптоз). Нарушение генетического гомеостаза и его последствия;

б) Физиологический гомеостаз – поддержание внутренней среды организма;

в) Структурный гомеостаз – поддержание биологического постоянства и целостности биологической системы на разных уровнях организации.

ХОРДОВЫХ ЖИВОТНЫХ

Классы животных, представители Первичная среда обитания Функции Строение кожи Производные кожи
Эпидермис Кориум Железы
Ланцетник Рыбы Амфибии Рептилии Птицы Млекопитающие            

 

Сравнительная характеристика пищеварительной системы позвоночных животных

Классы Позвоночных Зубы Хар-ка слюнных желез Пищеварительные железы Отделы пищеварительной трубки
Форма Зубная система Функция Передний Средний Задний
Рыбы Амфибии Рептилии Млекопитающие                

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО МЕДИЦИНСКОЙ ПРОТОЗООЛОГИИ

1. Формы биотических связей в природе: симбиоз, комменсализм, хищничество, паразитизм.

2. Сущность явления паразитизма.

3. Классификация паразитов (паразитизм факультативный, истинный, ложный; временный, постоянный; экто- и эндопаразиты).

4. Взаимоотношения в системе паразит-хозяин.

5. Приспособления простейших к паразитическому образу жизни.

6. Понятие инвазии и инвазионных болезней.

7. Способы и источники инвазирования.

8. Понятия: окончательный, промежуточный и резервуарный хозяин.

9. Патогенное действие простейших, паразитоносительство.

10. Систематика простейших.

11. Простейшие - возбудители заболеваний человека (дизентерийная амеба, лейшмании, трипаносомы, трихомонады, лямблии, малярийные плазмодии, токсоплазмы, балантидий). Их морфология, биология, локализация в организме человека, биология развития, размножение, раздражимость.

12. Заболевания, вызываемые простейшими. Их распространенность и профилактика.

13. Понятие антропоноза, зооантропоноза, природно-очагового заболевания, трансмиссивного заболевания.

14. Пути заражения человека паразитическими простейшими, био- и геопротисты.

15. Лабораторная диагностика заболеваний, вызываемых паразитическими простейшими.

3). Проверить свои знания с использованием тестового контроля:

1. Антропозоонозными заболеваниями являются: а)малярия, б)токсоплазмоз, в)амебиаз, г)лямблиоз, д)кожный лейшманиоз.

2. Антропонозными заболеваниями являются: а)малярия, б)токсоплазмоз, в)амебиаз, г)лямблиоз, д)балантидиаз.

3. Назовите внутриклеточных паразитов человека: а)трипаносома, б)малярийный плазмодий, в)лямблия, г)токсоплазма.

4. Диагностическими стадиями малярийного плазмодия являются: а)тканевой шизонт, б)стадии эндоэритроцитарной шизогонии, в)спорозоит, г) микро- и макрогаметы.

5. При каких заболеваниях основным способом диагностики является обнаружение цист в фекалиях?: а)амебиазе, б) токсоплазмозе, в)балантидиазе, г) висцеральном лейшманиозе, д)лямблиозе.

6. Установить соответствие: ПАРАЗИТ: 1)лямблия, 2)трихомонада. ИНВАЗИОННАЯ СТАДИЯ ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА: а)ооциста, б)безжгутиковая форма, в)вегетативная стадия, г)циста.

7. Установить соответствие: ПАРАЗИТ: 1)токсоплазма, 2)лямблия кишечная. ЛОКАЛИЗАЦИЯ У ЧЕЛОВЕКА: а)тонкая кишка б)клетки внутренних органов, в)миочеполовые пути, г)клетки крови.

8. Установить соответствие: ПАРАЗИТ: 1)лейшмании, 2)балантидий. ПУТЬ ИНВАЗИИ: а)фекально-оральный, б)трансплацентарный, в)трансмиссивный путем инокуляции, г)контактный.

 

А) Сравнительная характеристика синантропных и паразитических насекомых

  Тараканы Клоп постельный Триатомовые клопы Вошь платяная Вошь головная Вошь лобковая Блоха человеческая
1. Латинское название отряда 2. Метаморфоз (полный или неполный) 3. Тип строения ротового аппарата 4. Экологическая категория (синантропный вид, временный эктопаразит, постоянный эктопаразит) 5. Переносчик (механический, специфическ.) какого заболевания 6. Механизм заражения              

 

Б)Сравнительная характеристика двукрылых – переносчиков заболеваний и паразитов

Характеристика Комнатная муха (Musca domestica) Осенняя жигалка (Stomoxis calcitrans) Москиты (рода Phlebotomus) Муха це-це (Glossina palpalis) Вольфартова муха (Wohlfar. magnif)
1. Латинское название семейства 2. Распространение 3. Особенности размножения (откладка яиц или отрождение личинок) 4. Места выплода личинок 5. Тип строения ротового аппарата у имаго 6. Какой переносчик (механичес-кий или специфический) каких заболеваний? 7. Механизм заражения          

Литература:

Основная литература:

1.Биология: в 2 кн. Кн. 2., Гл. 21: Учеб. для медиц. cпец. вузов /В.Н. Ярыгин, В.И.Васильева, И.Н.Волков, В.В.Синельщикова; Под ред. В.Н. Ярыгина. -М,: Высш. шк., 2008.

2.Лекции по биологии.

Дополнительная:

1. Медицинская паразитология. В 2-х частях. Часть 1: Учебно-методическое пособие для студентов медицинских вузов/ Составители: Н.Е. Родина, Е.Ю. Виноградова, А.А. Косых. - Киров: КГМА, 2005. – 40с.

2. Медицинская паразитология. В 2-х частях. Часть 2: Учебно-методическое пособие для студентов медицинских вузов/ Составители: Н.Е. Родина, Е.Ю. Виноградова, А.А. Косых. - Киров: КГМА, 2005. – 66с.

3. Чебышев Н.В., Гринева Г.Г., Козарь М.В., Гуленков С.И. Биология (Учебник). – М.: ВУНМЦ, 2005.

 

Ответы на тестовые задания: 1б; 2е; 3де; 4абг; 5бв; 6аб; 7вг; 8)1ае,2д,3бв; 9)1в,2а,3д; 10)инокуляция.

Методические рекомендации подготовлены: доцентом кафедры биологии к.б. н. Родиной Н.Е и зав. кафедрой, проф. Косых А.А. ________________________________

Методические указания утверждены на заседании кафедры № 10 от «02.04. 2012 г.»

Зав. кафедрой:_______________

 

 

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«КИРОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ»

Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации

 

Кафедра биологии

Методические указания для студентов 1 курса

Специальности лечебное дело

по самостоятельной внеаудиторной работе

по дисциплине биология

Составитель: Родина Н.Е., Косых А.А.

Перечень микропрепаратов

1. Самка иксодового клеща 2. Самец иксодового клеща 3. Личинка иксодового клеща 4. Нимфа иксодового клеща 5. Ротовые органы иксодового клеща 6. Аргазовый клещ 7. Вошь человеческая (самка) 8. Вошь человеческая (самец) 9. Блоха 10. Клоп постельный (самка, самец) 11. Ротовые органы комнатной мухи 12. Ротовые органы мухи-жигалки 13. Ротовые органы самки комара Анофелес 14. Ротовые органы самца комара Анофелес 15. Личинка комара Анофелес 16. Куколка комара Анофелес 17. Ротовые органы самки комара Кулекс 18. Ротовые органы самца комара Кулекс 19. Личинка комара Кулекс 20. Куколка комара Кулекс

Алгоритм анализа микропрепарата:

1)Дать название биологического объекта.

2)Определить систематическое положение паразита (на русском и латинском языках).

3)Рассмотреть строение и указать все видимые структуры.

4)Обосновать методы лабораторной диагностики и профилактики заболевания, вызываемого или переносимого данным паразитом.

 

Литература:

Основная литература:

1.Биология: в 2 кн. Кн. 2., Гл. 21: Учеб. для медиц. cпец. вузов /В.Н. Ярыгин, В.И.Васильева, И.Н.Волков, В.В.Синельщикова; Под ред. В.Н. Ярыгина. -М,: Высш. шк., 2008.

2.Лекции по биологии.

Дополнительная:

1.Медицинская паразитология. В 2-х частях. Часть 1: Учебно-методическое пособие для студентов медицинских вузов/ Составители: Н.Е. Родина, Е.Ю. Виноградова, А.А. Косых. - Киров: КГМА, 2005. – 40с.

2.Медицинская паразитология. В 2-х частях. Часть 2: Учебно-методическое пособие для студентов медицинских вузов/ Составители: Н.Е. Родина, Е.Ю. Виноградова, А.А. Косых. - Киров: КГМА, 2005. – 66с.

3.Чебышев Н.В., Гринева Г.Г., Козарь М.В., Гуленков С.И. Биология (Учебник). – М.: ВУНМЦ, 2005.

 

Методические рекомендации подготовлены: доцентом кафедры биологии к.б. н. Родиной Н.Е и зав. кафедрой, проф. Косых А.А. ________________________________

Методические указания утверждены на заседании кафедры № 10 от «02.04. 2012 г.»

Зав. кафедрой:_______________

Тема. Микроскоп. Типы клеточной организации.

Цель изучения темы: Ознакомиться с устройством микроскопа, освоить технику микроскопирования и приготовления временных микропрепаратов. На примере бактериальных, растительных и животных клеток познакомиться с типами клеточной организации и показать общность в организации структурной и функциональной единицы живых организмов.

Задачи:

1. Изучить устройство микроскопа МБР-1 и правила работы с ним.

2. Приготовить временные микропрепараты растительных клеток.

3. Изучить особенности строения растительных и животных клеток, их многообразие.

4. Изучить зависимость формы животной клетки от выполняемой функции.

5. Познакомиться со строением бактериальных клеток.

Студент должен знать:

1) до изучения темы (базисные знания):

- возможности применения микроскопа для изучения биологических объектов.

2) после изучения темы:

- принцип устройства микроскопа и правила работы с ним;

- методику приготовления временных микропрепаратов.

Студент должен уметь:

1. Пользоваться микроскопом для изучения постоянных микропрепаратов.

2. Изготавливать временные микропрепараты, зарисовывать изучаемые объекты в альбом.

Задания для самостоятельной внеаудиторной работы студентов по указанной теме:

1). Ознакомиться с теоретическим материалом по теме занятия с использованием конспектов лекций и рекомендуемой учебной литературы.

2). Ответить на вопросы для самоконтроля:

  1. Методы изучения клеток.
  2. Устройство микроскопа и правила работы с ним.
  3. Понятие о временных и постоянных микропрепаратах.
  4. Использование световой и электронной микроскопии в медицине.
  5. Современные методы изучения биологических объектов.

Рекомендуемая литература:

Основная:

1. Биология (под ред. В.Н. Ярыгина). М., Высшая школа, в 2 т., 2008, т.1, разд. - 2.1, 2.2, 2.3.

2. Чебышев Н.В. Биология, М., 2005, глава 1, 2, 3.

3. Родина Н.Е., Косых А.А., Попова Н.Г. «Биология клетки».- Учебно-мет. пособие, КГМА, Киров, 2012.

4. Лекции по биологии.

Дополнительная:

1. А.А. Слюсарев "Биология с общей генетикой", 2011.

 

Методические указания подготовлены: доцентом кафедры, к.б.н. Родиной Н.Е., зав.кафедрой, проф. Косых А.А. ___________________________________________

Методические указания утверждены на заседании кафедры № 10 от «02.04.2012».

Зав. кафедрой: ________________________


Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«КИРОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ»

Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации

 

Кафедра биологии

Методические указания для студентов 1 курса

Специальности лечебное дело

по самостоятельной внеаудиторной работе

по дисциплине биология

Составитель: Родина Н.Е., Косых А.А.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-29; просмотров: 459; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.70.157 (0.107 с.)