Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Некоторые условия использования музыкального сопровождения

Поиск

 

Выполнение разнообразных физических упражне­ний под музыку возможно в тех детских садах, где хорошо поставлена работа по физическому и му­зыкальному воспитанию, т. е. большинство детей данной возрастной группы успешно справляются с программными требованиями.

Применение музыкального сопровождения в процессе обучения физическим упражнениям зависит от этапов их разучивания. При ознакомлении с движением, его показе музыка облегчает восприя­тие. После показа упражнения дается ее характеристика. Например, воспитатель показывает упражнение с обручем в сопровождении «Вальса» Б. Асафьева, затем говорит: «Музыка спокойная, певучая, негромкая, и движения должны быть мягкими, неторопливыми, плавными».

Разучивание отдельных элементов движения проводится без музыки, так как ее восприятие на этом этапе снижает сознательное управление двигательными навыками и может привести к механи­ческому их воспроизведению. Когда упражнение освоено, его вновь проводят с музыкальным сопровождением. Такая методика обуче-

 

Стр.219

Вальс

Музыка Б. Асафьева

[Темп вальса]

Стр.220

Веселое путешествие

Музыка Д. Кабалевского

[Стремительно]

Игровая

Музыка И. Кишко

[Не спеша, певуче]

Стр.221

Стр.222

Английская народная мелодия

[С юмором]

 

ния повышает точность, четкость выполнения движений, вырази­тельность.

В качестве музыкального сопровождения упражнений в основных видах движений используются народная, классическая музыка, сочинения советских и зарубежных авторов.

Исполнение произведений должно быть качественным, правиль­ным, нельзя допускать акцентированных сильных долей тактов, произвольного повторения отдельных фраз, введения лишних пауз, синкоп и т. п. Все это искажает замысел композитора, нарушает содержание сочинения и снижает его художественные качества.

Различные музыкальные произведения в грамзаписи также могут быть с успехом использованы в качестве сопровождения на утренней гимнастике и физкультурном занятии.

Использование музыки на физкультурных занятиях, утренней гимнастике способствует укреплению организма и развитию музыкальности.

Стр.223

Музыка и развлечение

 

Значение и содержание развлечений

 

Развлечения с использованием музыки (концерты, детские оперы, музыкальные игры-драматизации, кукольные спектакли, веселые соревнования, викторины и т. д.) являются важным средством углубления музыкальных представлений детей, совершенствования музыкального восприятия.

Вдумчивое использование развлечений расширяет сферу педаго­гического влияния на всестороннее развитие дошкольников способ­ствует проявлению положительных качеств личности

Многие развлечения связаны с разнообразными видами искус­ства: изобразительным, музыкой, литературой, театром, кино Их содержание отражается в конкретных темах, взятых из жизни (от­ношение к природе — «Осенние приметы», любовь к родному краю — «Ай да березка!», бережное отношение к игрушкам — «Кто вино­ват?» и т. д.), обнаруживая непосредственную связь с воспитатель­ными и образовательными задачами детского сада.

Насыщенность развлечений эмоциональными и занимательными моментами повышает заинтересованность, а следовательно, и актив­ность детей ко всему, что предлагается им в ходе развлечений. Коллективные сопереживания детей формируют у них зачатки со­циальных чувств и отношений.

Содержание развлечений складывается из специально подобран­ного художественного материала различного характера, в зависи­мости от поставленных целей. Этим материалом определяется смысловая направленность развлечений, их тематическое единство и жанровые особенности.

Содержание развлечений влияет на форму (концерт композиция или игровое действие) и организацию их проведения. Развитие сюжета требует театрализации. Для передачи образа желательно разработать композицию. Загадки и аттракционы лучше подавать в форме концерта, соревнования и т. д.

 

Место музыки в развлечениях

 

Музыка в развлечениях используется по-разному: в одном случае она составляет основное содержа­ние (музыкальные игры, концерты, детские оперы,

хореографические миниатюры, хороводы), в другом — применяется частично (спектакли, игры-драматизации, музыкально-литератур­ные композиции). Но во всех случаях необходимо, чтобы в исполь­зовании музыки соблюдалась целесообразность: либо как ведущего элемента, определяющего основу развлечения, либо как средства, обогащающего и дополняющего содержание. Правильное нахожде­ние места музыки в развлечениях поможет точно отобрать музыкаль­ные произведения и этим создать необходимое настроение, атмос­феру и, следовательно, более целенаправленно осуществлять педа­гогическое воздействие на детей.

Не следует часто использовать новые музыкальные произведения. Узнавание детьми знакомых мелодий в несколько неожидан-

 

Стр.224

Ных для них ситуациях или необычной обстановке вызывает эмоциональный подъем, способствует расширению музыкальных представлений Включение знакомых песен, танцев, игр, выученных ранее назанятиях, доставит им подлинное удовольствие и радость.

Как правило, в развлечениях музыка звучит либо в исполнении взрослых (песни, инструментальные пьесы), либо в исполнении детей (песни, танцы, игры и т. д.). При этом важно учитывать принцип доступности: в первом случае — для восприятия ее детьми, во втором — для исполнения ее детьми. Однако всегда это должна быть яркая, образная музыка, с простой, запоминающейся мелодией, с достаточно выразительной аранжировкой.

Можно использовать и грамзапись. Сольное, хоровое и оркест­ровое звучание музыки в исполнении музыкантов, известных хоровых коллективов способствует развитию эстетического восприятия музы­ки. Это может быть и отдельный музыкальный фрагмент, представ­ляющий собой законченную музыкальную форму.

Музыку на любых звуковоспроизводящих устройствах (магнито­фонах, электрофонах) целесообразно включать с целью оформления театральных действий, при создании общего музыкального или ритмического фона, свойственного некоторым видам развлечений.

 

Виды и формы развлечений

 

В детском саду проводятся разнообразные раз­влечения. Виды их зависят от характера участия в них детей. С одной стороны, это развлечения, где дети выступают в роли слушателей или зрителей; такие развлечения обычно готовятся и проводятся взрослыми. Сценарий, как правило, включает более сложный репертуар (имеется в виду исполнительство, а не восприятие его детьми). Содержание чаще всего носит познавательный характер (знакомство с творчеством композитора, писателя, поэта, с жанровыми особенностями искусства, с раз­личными сторонами общественной и социальной жизни).

С другой стороны, это развлечения, где дети — сами активные участники и исполнители (конечно, руководит их деятельностью взрослый). Репертуар при этом должен быть доступен возрастным возможностям детей, учитывать уровень их знаний, умений и на­выков. Основная цель таких развлечений — активизировать, объе­динить творческие проявления ребят, выявить их инициативу, вы­звать эмоциональный подъем и просто доставить радость.

В то же время проводятся и такие развлечения, в которых активное участие принимают и взрослые, и дети. Содержание этих развлечений должно быть разработано так, чтобы действия детей и взрослых логично объединялись.

Формы развлечений могут быть чрезвычайно многообразны и вариативны, поскольку зависят не только от поставленных целей и задач, но и от жанровых особенностей используемого репертуара, от его тематической направленности и смысловой насыщенности. Композиции, концерты, спектакли, игры, соревнования, викторины, карнавальные театрализованные шествия и т. п. — все это формы развлечений, созданные воображением их организаторов, проявление

 

Стр.225

их творческого и педагогического мастерства. Вместе с тем суще­ствуют некоторые общие моменты, свойственные этим развлечениям Рассмотрим некоторые из них.

Концерты обычно включают различные виды (номера) деятель­ности: сольное, ансамблевое, хоровое исполнение песен плясок художественное чтение, игру на музыкальных инструментах ис­полнение небольших сценок. Но можно организовать концерт, ис­пользуя один из видов деятельности, например, выступление хора оркестра детских инструментов и т. д. Концерты бывают темати­ческими и театрализованными (т. е. красочно оформленными, костю­мированными, с использованием показа диапозитивов, грамзаписи). Участие в концертах доступно старшим дошкольникам. Они вы­ступают, показывая свои умения товарищам, детям других групп. При этом проявляются исполнительские навыки, инициатива, твор­ческая выдумка. В проведении детских концертов руководящая роль отводится взрослым. Воспитатели составляют программу концерта, учитывая заявки детей на участие в нем, следят за тем, чтобы соблюдалась последовательность чередования видов деятель­ности в номерах и нагрузка на его участников.

Музыкально-литературные композиции создаются на основе монтажного соединения различных по жанру, стилю, ритму и со­держанию художественных литературных произведений, предна­значенных для коллективного исполнения их детьми или взрослыми (возможно и их совместное участие).

Музыка в композиции, с одной стороны, помогает соединять различные художественные тексты в одно целое самостоятельное произведение, с другой же стороны, она может выступать в ней как равный компонент с заранее предусмотренным эмоциональным воздействием.

Драматургия композиции требует стремительно развивающегося действия, что достигается за счет резкой, порой неожиданной смены ритмов, использования технических средств выразительности (свет, шумы, диапозитивы), лаконичных деталей оформления, условности их решения.

Композиция хороша своей массовостью, позволяющей занять практически всех желающих. Но не следует делать ее чрезмерно затянутой и громоздкой, лаконичность всегда облегчает восприятие и участие в ней детей.

Музыкальные игры и игры-забавы являются интересной формой развлечения и могут проводиться с детьми всех возрастов. Сюжет­ность и образность этих развлечений органически сочетаются с музыкой.

Игры-забавы с оттенком юмора, занимательности чаще всего проводятся с самыми маленькими детьми. Это «Ладушки», «Идет коза рогатая» «Сорока-белобока», различные варианты пряток, когда воспитатель ищет детей, или прячется сам и т. д. Сочетая музыку с игровыми шутливыми действиями, воспитатель создает непринужденную обстановку для детей.

 

Стр.226

Игры-забавы помогают собрать, переключить внимание детей внести определенную разрядку, снять утомление и создать припод­нятое настроение. С этой целью они проводятся со средними и стар­шими дошкольниками.

Различные ритмические попевки и приговаривания с одновремен­ным похлопыванием, притопыванием, постукиванием интересны для ребят и могут выполняться вместе с воспитателем или самостоя­тельно. Например, народная прибаутка «Барашеньки» исполняется на одном звуке. Важно выдержать ритм, который сопровождает действия детей:

строки 1—4 — притопывают, изображая барашков;

строки 5—6 — подражают игре на скрипочке.

Музыкальные игры более развернуты по содержанию, чем игры-забавы. В развлечениях они чаще всего театрализованы, дополнены новыми моментами по сравнению с занятиями, где они обычно разучиваются с детьми. Именно элементы новизны повышают интерес к ним у детей, активизируют детское исполнение и создают при­поднятое, радостное настроение. Эти развлечения не являются зрелищными, поскольку дети сами участники. Поэтому перед на­чалом воспитатель или музыкальный руководитель должен создать радостную, приподнятую атмосферу, настроить на возможную сюрпризность.

 

 

Стр.227

Музыкальная игра для детей 4 лет «Зайчики», украинская народная мелодия в обработке М.Красева

[Не очень скоро, легко]

Зайчики-дети сидят в своих норках (за стульчиками). На вступление они выходят из норок и встают около них.

Такты 1—4. Взявшись за руки, кружатся.

Такты 5—8. Прыгают на двух ногах или бегают по залу. С окончанием музыки возвращаются в норки.

Игра повторяется.

Эта игра разучивается на занятии. Но чтобы провести ее в форме развлечения, включаются элементы новизны. Это могут быть шапочки с ушками. Вводится также новый персонаж (волк или лиса). Роль волка исполняет кто-либо из детей, под­готовленный заранее. Волк появляется с окончанием музыки, и дети-зайчики быстро убегают в свои норки.

 

Новая игрушка. Одной из форм развлечений может быть внесе­ние в группу новой игрушки. Новизна, ее внешняя привлекатель­ность радует ребенка. Воспитатель действует с игрушкой, объясняет, как с ней играть, дает характеристику художественному образу. В руках увлеченного взрослого игрушка оживает, становится лю­бимой, желанной для ребенка. Исполненная при этом пляска или

 

Стр.228

песня сближает детей с игрушкой, помогает использовать ее в дальнейших самостоятельных играх.

Например, воспитатель показывает детям игрушечного зайца и читает стихотворение 3. Петровой:

Зайку сделали из плюша,

У него большие уши

И особенный талант:

Этот зайка не зазнайка,

Этот зайка — музыкант!

 

Одновременно он поглаживает зайца, передвигает по полу (имитируя прыжки), затем сажает игрушку и поет песню «Заяц» С. Рустамова:

 

Серый заяц, погоди,

От меня не уходи...

Заяц



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-29; просмотров: 644; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.86.134 (0.008 с.)