Информационно-аналитическое сопровождение избирательной кампании 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Информационно-аналитическое сопровождение избирательной кампании



ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ КАМПАНИИ

1. Этапы информационно-аналитическогосопровождения

Информационно-аналитическое сопровождение избирательной кампании – неотъемлемая составная часть избирательного процесса. Подавляющее большинство кандидатов, баллотирующихся в органы политической власти в развитых демократических странах используют услуги специалистов - политологов и социологов, а также услуги специализированных фирм для социально-политического сопровождения своих избирательных кампаний. Эти исследования призваны помочь кандидатам во многих отношениях. Во-первых, они способствуют ознакомлению с “политической анатомией” электората, что дает возможность определить условия, при которых можно рассчитывать на большинство голосов; во-вторых, они позволяют установить мнениеизбирателей о кандидате и его программе; в-третьих, дают возможность выявить круг проблем, наиболее волнующих избирателей. В целом социологическое и политологическое сопровождение избирательных кампаний содействует выработке оптимальной для кандидата стратегии и тактики в избирательном марафоне. В соответствии с основными этапами избирательной кампании можно выделить этапы социально-политического сопровождения.

Эти исследования, в зависимости от временных рамок избирательной кампании, можно разделить на: предварительные, позволяющие кандидату принять решение об участии в выборах или отказаться от него; мониторинговые исследования, позволяющие вести слежение за социально-политическими ориентациями избирателей и фиксировать происходящие изменения в их отношениях к кандидатам; специальные исследования, цель которых выяснить специфические вопросы, возникающие в ходе избирательной кампании (например: имеет ли для избирателей значение религиозная принадлежность или семейное положение кандидатов), а также определить смысл и значение новых факторов, возникающих в ходе кампании; итоговые исследования позволяют определить мотивы голосования, эффективность средств пропагандистского воздействия, расстановку социально-политических сил, а также получить другую информацию, необходимую для деятельности вновь избранного политического деятеля и для участников будущих выборов.

Исследование предвыборной ситуации и мониторинг избирательной кампании

Исследование предвыборной ситуации включает в себя комплекс вопросов об электорате, об избирательных предпочтениях, ответ на которые может быть получен различными методами.

1. Изучение статистических данных о населении избирательного округа, включающее в себя получение информации об экономических особенностях избирательного округа, об основных социальных, профессиональных, демографических, религиозно-национальных группах населения округа.

2. Важную информацию о политической и ценностной ориентации населения, проживающего на территории избирательного округа можно получить при анализе итогов предыдущих выборов. Немало ценной информации может дать политический контент-анализ материалов местной печати и других средств массовой информации, действующих в округе. При недостатке материальных ресурсов у кандидата частично дополнить анализ предвыборной ситуации поможет метод деловой игры.

3. Но наиболее достоверная и актуальная информация о предвыборной ситуации может быть получена только в результате социологического исследования. Нет необходимости говорить о том, что исследование должно проводиться репрезентативно не только по основным социально-демографическим общностям, но и по типичным избирательным участкам. В противном случае исследование вообще лучше не проводить, поскольку искаженная, неадекватная информация только дезориентирует кандидата и приводит его к неверным решениям.

Информацию, получаемую в ходе исследования предвыборной ситуации, можно разбить на несколько блоков.

1. Определение социально-экономического фона избирательной кампании связано с оценкой социального самочувствия населения: общей удовлетворенности материальными, культурно-бытовыми, жилищными, экологическими условиями, выполняемой работой. Эта информация позволяет оценить уровень стремления населения к переменам или к сохранению социальных условий.

2. Политическая ориентация избирателей определяется ответами на вопросы об отношении респондентов к политическим партиям, их лидерам или к парламентских фракциям с отчетливыми политическими позициями. Для различных социальных групп составляется диаграмма политической ориентации населения в целом. Эта диаграмма позволяет сделать предварительный вывод о том, в какой мере политическая позиция кандидата, представляющего определенную социально-политическую силу, будет поддержана или отвергнута населением избирательного округа. Для того, чтобы оценить, насколько активно будут поддерживать (или не поддерживать) кандидата основные социальные группы, составляется диаграмма интенсивности политической ориентации населения. В качестве примера может быть взят избирательный округ, в котором основные группы рабочих и инженерно-технических работников составляют соответственно 20 и 40 процентов от общего числа избирателей. На примере видно, что социальная группа ИТР в целом более настроена на поддержку, а социальная группа рабочих на противодействие партии, представляющей кандидата. Блок вопросов, связанных с определением политических ориентаций населения может быть дополнен выяснением отношения к органам и руководителям центральной и местной власти от данного округа.

3. Опыт избирательных кампаний показывает, что не меньшее значение, чем политическая ориентация кандидата, имеет его имидж. Поэтому в предварительное исследование включается определение социально-политического портрета ожидаемого избирателями округа кандидата. Этот блок вопросов позволяет выяснить значение профессии, образования, пола, партийности, возраста и других особенностей кандидата для основных социальных групп и для большинства населения. Из совокупности этих ответов можно составить социальный портрет некоего идеального для данного электората кандидата. Имея полученную предварительную информацию, a также зная свои ресурсы, кандидат сможет принять решение об участии в предстоящей избирательной кампании, оценив вероятность проведения выборов, свои шансы и шансы предполагаемых соперников на победу.

Знание кандидатов и определение их рейтинга

Информация, получаемая в ходе этого блока мониторингового исследования может относиться ко всем кандидатам, некоторым кандидатам, или одному из них. Получить информацию для последнего варианта позволяет вопрос: “Знакомы ли Вы с деятельностью кандидата N?” и набор взаимоисключающих ответов: – знаком с производственной и общественно-политической деятельностью кандидата N;

– знаю только фамилию кандидата N;

– о кандидате N ничего не знаю, но хотел бы узнать;

– кандидат N меня не интересует;

– никто из кандидатов меня не интересует;

– затрудняюсь ответить

Аналогичным образом происходит слежение за знанием избирателями предвыборных программ кандидатов. Изменение распределения избирателей, в различной степени проявляющих внимание к кандидатам и их программам, позволяет не только оценить интерес к кандидату, но и корректировать пропагандистские усилия команды.

Через все виды агитационной продукции должен проходить единый лозунг избирательной кампании, а самое главное – весь материал должен содержать информацию, презентующую архетип кандидата, лидера партии или избирательного объединения.

Нейтрализация оппонента. Целесообразно использование ряда таких приемов: – навязывание во время диалога своих сюжетов, a именно тех, к которым представители организации заранее готовы, потому способны вести диалог по своим правилам достаточно уверенно, используя убедительные аргументы, в том числе и для опровержения доводов оппонентов, легко просчитываемых при тщательной предварительной подготовке (заставить оппонента втянуться в эту “игру”);

– “провоцирование” оппонента на использование аргументов, в истинности которых можно сомневаться (предположительно, опираясь на опыт предшествующих споров, бесед), и тщательная подготовка контрдоводов на основе документальных источников (такой прием возможен при условии, если будет задан разговор на конкретную тему, и тогда не составит особого труда его разложение по “косточкам” и дирижирование ходом диалога в нужном для себя направлении); – нащупывание слабых мест оппонента, в том числе извлечение из его биографии (особенно политической) компрометирующих материалов, фактов. Вместе с тем этот прием нуждается в равновесном подходе, чтобы критичный момент как средство политической компрометации не использовался грубо, безнравственно, а учитывал особенности психологического восприятия аудитории, отрицательно реагирующей на “топорные” выпады;

– извлечение фрагментов из газетных, журнальных и других публикаций, телевизионных и радио-интервью, противоречащих друг другу и свидетельствующих об отсутствии должной принципиальности и убежденности в своей правоте оппонента, и их использование в процессе диалога в целях “подмочить” имидж собеседника; – перехватывание инициативы во время диалога с помощью домашней заготовки в тот момент, когда становится ясным, что оппонент выглядит сильнее, убедительнее (этим приемом успешно пользовался В.Жириновский особенно во время диалогов с В.Липицким, когда в атакующей манере спора выводил собеседника из привычной для него рационально спокойной манеры рассуждения); – максимальное извлечение выгоды из деклараций, других программных документов своей организации, лозунгов, используемых в процессе предвыборной борьбы для создания своего привлекательного имиджа, и подача их в сравнении с явно слабыми позициями политических документов оппонентов (нахождение популистских положений, декларативных, но явно невыполнимых обещаний, не подкрепленных никакими расчетами); – “заказ” газетных и журнальных публикаций, аргументированно и тонко, а не прямолинейно и не в лобовую “поддевающих” имидж оппонента; – использование как крайней меры критических приемов в острой и даже резкой форме, если оппонент занимается явной демагогией, подтасовыванием фактов, a иногда и открытой или закамуфлированной ложью. При формировании имиджа особая роль принадлежит телевидению. К примеру, малый экран “очеловечил” образ “железного солдата” Д.Эйзенхауэра и привел его в Белый Дом. Тактически важна оперативность изготовления видеоклипов. Так, в США рекламный ролик делается в течение двух часов. Это позволяет сверхоперативно реагировать на политическую агитацию, в том числе и на рекламу политического соперника. Популизмом и немалой эффективностью обладают, такие тактические приемы: обещай, обещай, авось поверят; предлагай простые решения сложных проблем; не лишай людей надежды, перспективы жить лучше; если хочешь поразить противника, то бей наотмашь; сочувствуя сопернику – возвышаешь себя; шокируй публику предельной откровенностью; часто повторяй “я один из вас” (плохо жилось, маленькая квартира, невысокая зарплата).

Итак, имидж – его формирование и использование в политической работе обладает значительным организационно-политическим, идеологическим, мобилизационным зарядом. На практике выработаны эффективные технологии этого процесса, предполагающие создание группы “имидже делателей”, разработку сценария создания и “продвижения” имиджа к избирателям. Целесообразна организация “идентификационной” рекламы организации, ее лидеров: воссоздание фрагментов биографии, способствующих формированию имиджа (обыгрывание моральных качеств – простоты, душевности, скромности, деловых, профессионализма, управленческой культуры, организационных навыков; показ манеры поведения, общения с молодыми людьми, детьми, рабочими, инвалидами, женщинами, отсутствия закомплексованности и организация “негативной рекламы”, раскрывающей слабые стороны оппонентов, имеющей, по свидетельству западных политологов, долгую жизнь), Важна и выработка тактики “предварительного обезвреживания”, предполагающей опережение соперника по времени обсуждения вопроса, который может быть выбран им как объект атаки.

 

ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ КАМПАНИИ

1. Этапы информационно-аналитическогосопровождения

Информационно-аналитическое сопровождение избирательной кампании – неотъемлемая составная часть избирательного процесса. Подавляющее большинство кандидатов, баллотирующихся в органы политической власти в развитых демократических странах используют услуги специалистов - политологов и социологов, а также услуги специализированных фирм для социально-политического сопровождения своих избирательных кампаний. Эти исследования призваны помочь кандидатам во многих отношениях. Во-первых, они способствуют ознакомлению с “политической анатомией” электората, что дает возможность определить условия, при которых можно рассчитывать на большинство голосов; во-вторых, они позволяют установить мнениеизбирателей о кандидате и его программе; в-третьих, дают возможность выявить круг проблем, наиболее волнующих избирателей. В целом социологическое и политологическое сопровождение избирательных кампаний содействует выработке оптимальной для кандидата стратегии и тактики в избирательном марафоне. В соответствии с основными этапами избирательной кампании можно выделить этапы социально-политического сопровождения.

Эти исследования, в зависимости от временных рамок избирательной кампании, можно разделить на: предварительные, позволяющие кандидату принять решение об участии в выборах или отказаться от него; мониторинговые исследования, позволяющие вести слежение за социально-политическими ориентациями избирателей и фиксировать происходящие изменения в их отношениях к кандидатам; специальные исследования, цель которых выяснить специфические вопросы, возникающие в ходе избирательной кампании (например: имеет ли для избирателей значение религиозная принадлежность или семейное положение кандидатов), а также определить смысл и значение новых факторов, возникающих в ходе кампании; итоговые исследования позволяют определить мотивы голосования, эффективность средств пропагандистского воздействия, расстановку социально-политических сил, а также получить другую информацию, необходимую для деятельности вновь избранного политического деятеля и для участников будущих выборов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-07; просмотров: 261; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.224.90.25 (0.017 с.)