Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Развитие вокально-хоровых навыков, упражнения на развитие слуха и голоса, певческие импровизации способствуют становлению разносторонней певческой деятельности.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
1. Расскажите о воспитательном значении пения и приведите доказательные примеры. 2. Почему необходимо воспитывать координацию слуха и голоса в процессе обучения пению? 3. Каковы необходимые условия охраны голоса ребенка? 4. Назовите педагогические задачи обучения пению. 5. Каковы программные требования по развитию музыкального слуха, их значение в подготовке детей к обучению в школе? 6. Охарактеризуйте песенное творчество, условия его формирования у детей дошкольного возраста. 7. Перечислите основные требования к песенному репертуару. 8. Расскажите о последовательном разучивании песни в старших группах детского сада. 9. Приведите примеры приемов обучения различным певческим навыкам. 10. Сравните методику обучения пению детей младших и старших групп. 11. Как проверяется достигнутый уровень музыкального развития и объем приобретенных певческих навыков детей 5—7 лет? 12. Проанализируйте по таблице 5 развитие певческих навыков (дикция, ансамбль) детей разных возрастных групп. 13. Дайте полную характеристику (анализ) какой-либо песни, используя предложенную схему. 14. Проанализируйте песню из репертуара одной из возрастных групп и докажите, соответствует ли она программным требованиям. 15. Спойте знакомую песню в различных тональностях, транспонируя ее на секунды, терцию вверх и вниз. 16. Спойте песню в указанной тональности, определите с помощью инструмента, камертона тонику (основной звук тональности) и тоническое трезвучие (I, III, V ступеней лада). 17. Какие методические приемы можно использовать, обучая пению детей младшей и старшей групп? 18. Расскажите о трех типах певческих упражнений для детей дошкольного возраста. 19. Перечислите основные певческие навыки и умения. 20. Как ведется подготовка дошкольников к обучению пению по нотам? 21. Приведите примеры использования словесной и изобразительной наглядности при ознакомлении детей с новой песней. 22. Исполните вместе с детьми знакомую им песню и предложите драматизировать ее. 23. Понаблюдайте, исполняют ли дети знакомые попевки, песни в своей повседневной жизни (в играх, на прогулке и т. д.). 24. Подберите поэтические тексты (четверостишие) для сочинения детьми старшего дошкольного возраста певческих импровизаций различного характера.
Стр. 115 ГЛАВА VI. МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ
Общая характеристика
Значение ритмики
«Есть что-то удивительное в том, как соединяются между собой развивающие ребенка начала — игра, язык и песня. С полным основанием можно сказать, что детская песня рождается в играх. Практика детских игр является как бы первоначальной школой музыкальной культуры детей... Может быть, ответ на вопрос о том, что такое русская пляска для детей, нужно искать в этих играх. В них выведен тот красивый ритмичный рисунок, который доступен ребенку, и дан он в форме игры»,— писала А. П. Усова.[27] В этих образных словах подчеркивается мудрость народной педагогики, которая умело использовала и передавала ребенку все лучшее, что есть в ее опыте. Широкое распространение в начале XX века во многих странах получила система ритмического воспитания, основанная швейцарским музыкантом-педагогом Э. Жаком-Далькрозом. Его метод сводится к тому, чтобы, используя специально подобранные тренировочные упражнения, развивать у детей (начиная с дошкольного возраста) музыкальный слух, память, внимание, ритмичность, пластичную выразительность движений. Эти положения заслуживают внимания и учитываются советской педагогикой, получая дальнейшую разработку на основе научных данных физиологии, психологии, музыкознания. Положительное влияние музыки на общефункциональную деятельность организма доказано. Об этом писал И. М. Сеченов, характеризуя взаимосвязь слуховых и мышечных ощущений. Развитие музыкальных способностей осуществляется в процессе совершенствования слуха и умения согласовывать свои движения с музыкой. Необходимо возможно раньше начать развивать эти умения в доступной и интересной для детей дошкольного возраста форме: ритмических упражнений, музыкальных игр, танцев, хороводов. Советская психология также утверждает, что воздействие музыки на общефункциональную деятельность ребенка вызывает в нем двигательные'реакции. По мнению психолога Б. М. Теплова,
Стр. 116 восприятие музыки «совершенно непосредственно сопровождается теми или другими двигательными реакциями, более или менее точно передающими временный ход музыкального движения...»[28]. Путем подбора соответствующих музыкальных произведений можно вызывать определенные двигательные реакции, организовывать и влиять на их качество. В нашей стране система музыкально-ритмического воспитания разработана Н. Г. Александровой, М. А. Румер, Е. В. Коноровой В. А. Гринер и др. Применительно к дошкольному возрасту специальные исследования проведены Н. А. Ветлугиной, А. В. Кенеман и их учениками М. Л. Палавандишвили, А. Н. Зиминой В разработке содержания ритмики участвовали М. А. Румер Т. С. Бабаджан, Н. А. Метлов, Ю. А. Двоскина. Несколько позднее в работе приняли участие А. Н. Заколпская, С. Г. Товбина Е. Н. Соковнина, В. В. Цивкина, Е. П. Иова, И. В. Лифиц и др. Некоторые предложения по совершенствованию этой системы внесли С. Д. Руднева, Л. С. Генералова.
Музыка и движение
Различные музыкальные произведения вызывают у детей эмоциональные переживания, рождают определенные настроения, под влиянием которых и движения приобретают соответствующий характер. Например, торжественное звучание праздничного марша радует, бодрит. Это выражается в подтянутой осанке, точных, подчеркнутых движениях рук и ног. Спокойный, плавный характер пляски, напротив, позволяет сделать осанку свободнее, движения неторопливыми, более мягкими, округлыми. Связь между музыкой и движением не ограничивается только согласованностью их общего характера. Развитие музыкального образа, сопоставление контрастных и сходных музыкальных построений, ладовая окрашенность, особенности ритмического рисунка, динамических оттенков, темпа — все это может отражаться и в движении. Художественный образ, развиваясь во времени, передается с помощью сочетания и чередования средств музыкальной выразительности. Движение также располагается во времени: изменяется его характер, направление, развертывается рисунок построения, чередуется индивидуальная и групповая его последовательность. Принцип контрастности и повторности в музыке вызывает по аналогии контрастный характер движения и его повторность. Несложные ритмы, акценты воспроизводятся хлопками, притопами, динамические, темповые обозначения — изменением напряженности, скорости, амплитуды и направления движений. Движение помогает полнее воспринимать музыкальное произведение, которое в свою очередь придает ему особую выразительность. В этом взаимодействии музыка занимает ведущее положение, движения же становятся своеобразным средством выра-
Стр. 117 жения художественных образов. Например, фортепианная пьеса «Поем» Е. Тиличеевой изображает движение поезда, которое передается легким (несколько «шаркающим»), постепенно ускоряющимся бегом. Стремительный характер произведения «Летчики, следите за погодой!» М. Раухвергера требует соответствующего выражения в беге. Некоторые средства музыкальной выразительности, если они играют доминирующую роль, также вносят в движение соответствующие изменения. Сравним две русские народные мелодии: «Сеяли девушки яровой хмель» и «На горе-то калина». В первом случае отчетливо воспринимается форма произведения, состоящая из повторяющихся, четко заканчивающихся фраз. Это соответствует ходьбе вперед и назад (небольшими шеренгами) и точным остановкам в конце музыкальных фраз. В другом случае задорный характер песни передан ярким мелодическим оборотом и подчеркнут ритмом:
Ну, что ж, кому дело, калина. Ну кому какое дело, малина.
В движении это передается четкими притопами. Так в условиях интересной, увлекательной деятельности — ритмики — совершается музыкально-эстетическое развитие ребенка. Занятия ритмикой способствуют формированию личности ребенка, его познавательной, волевой и эмоциональной сфер. Познавательные способности развиваются в силу того, что дети многое узнают благодаря разнообразной тематике музыкальных игр, хороводов, ознакомлению с художественными движениями. Например, изображая в танце конькобежцев, дети получают правильное представление о спокойном и плавном скольжении по льду. Однако познавательные процессы во время занятий ритмикой активизируются в том случае, если ребенок может сосредоточиться на особенностях музыкальных средств выразительности. Речь идет о слуховом внимании, его устойчивости. Ребенок, следя за развитием художественного образа, внимательно слушает. Чем сложнее и объемнее музыкальное произведение, чем больше движений при этом используется, тем интенсивнее развивается слуховое внимание. Оно в свою очередь способствует развитию музыкальной памяти, которая опирается на слуховой и двигательный анализаторы. Выполняя движения под музыку, дети мысленно представляют тот или иной образ. Следует отметить, что каждый раз ребенок воспроизводит музыкально-игровой образ по-своему в новых, необычных связях, комбинируя (на основе ранее воспринятого) элементы танца, характерные черты персонажа, видоизменяя их в новые, незнакомые движения. В игре, например, нужно передать образ хитрой лисы и трусливого зайца. Дети, используя характерные движения, передают не только облик и характер персонажей, но и отношение к ним. Так рождается творческое воображение. Стр. 118 Музыкально-ритмические движения можно рассматривать как волевые проявления, так как ребенок действует, сознательно выполняя поставленные перед ним задачи. Музыка и движения как бы рассказывают о чем-то, выражая торжество, праздничное веселье, ощущение радости труда, восхищение природой или сочувствие несчастью, и т. д. На ранних этапах музыкального развития дети непроизвольны в своих действиях. Но постоянно возникающая ситуация — необходимость действовать под музыку — развивает волевые качества. Игры, танцы требуют быстрой реакции на внешний раздражитель, своевременного переключения с одного движения на другое, умения быстро и точно его тормозить. В игре «Медведь и зайцы» дети, изображающие зайцев, должны присесть и не шевелиться до тех пор, пока «медведь» не уйдет. Музыка В. Ребикова, передающая образ большого медведя, настораживает детей, заставляет их сохранить полную неподвижность. Инсценируя русскую народную песню «Как на тоненький ледок» детям следует (соответственно характеру мелодии и тексту) своевременно «упасть» с санок, вовремя подбежать на помощь и т Необходимо быстро, четко изменить движение, рассчитать время чтобы преодолеть пространство. Дети испытывают радость от хорошо выполненного задания, чувствуя ловкость, податливость своего тела. Музыкально-ритмические движения заставляют ребят переживать выраженное в музыке. А это в свою очередь оказывает влияние на качество исполнения. Радуясь музыке, ощущая красоту своих движений, ребенок эмоционально обогащается, испытывает особый подъем, жизнерадостность. Эмоциональная отзывчивость малышей выражается прежде всего в непроизвольных движениях во время слушания музыки: изменяется мимика, непроизвольно двигаются руки, ноги, туловище. Старшие дети проявляют эмоциональную отзывчивость посредством произвольных движений в процессе игры. Например, в момент соревнования (после окончания музыки) ребятам достаточно услышать первые музыкальные звуки, как они вновь организуются и становятся на места. Занятия ритмикой являются воспитывающим процессом и помогают развитию многих сторон личности ребенка: музыкально-эстетической, эмоциональной, волевой и познавательной. § 2. Программные требования развития музыкально-ритмических движений
Программа последовательного освоения музыкально-ритмических движений составлена на основе проведенных научных исследований и обобщения опыта практических занятий ритмикой в детском саду с учетом возрастных особенностей дошкольников.
Стр.119
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-29; просмотров: 631; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.93.61 (0.007 с.) |