Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие и краткая характеристика моделейСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Без особого преувеличения можно сказать, что в своей осознанной жизни человек имеет дело с большим количеством самых различных моделей. При этом чаще всего он их использует в качестве аналога своего или чьего-то будущего поведения либо какого-либо реального процесса или объекта. Однако особенно широко понятия «модель» и «моделирование» распространены в сфере науки, образования, а также при выполнении проектно-конструкторских работ и в серийном техническом производстве. Обычно термин «модель» там используется для обозначения а) устройства, воспроизводящего строение или действие какого-либо другого устройства (уменьшенное, увеличенное или в натуральную величину), и б) аналога (чертежа, плана, графика, схемы, описания...) конкретного явления, предмета или процесса. Важное место при составлении всех моделей принадлежит умению людей строить соответствующие гипотезы и пользоваться аналогиями. Первое понятие часто определяют как предсказание или предположительное суждение, основанное на некотором количестве опытных данных, наблюдений и догадок. Тогда как под аналогией обычно подразумевается представление о каком-либо частном сходстве, причем такое сходство может быть как существенным, так и несущественным, в зависимости от уровня абстрагирования, определяемого конечной целью исследования. Гипотезы и аналогии, в определенной мере отражающие реальный, объективно существующий мир, должны обладать наглядностью или сводиться к удобным для человека логическим схемам. Вот почему моделями также считают некоторые образы или логические схемы, упрощающие рассуждения и логические построения или позволяющие проводить такие эксперименты, которые уточняют представления людей об окружающем их мире. Другими словами, модель обычно играет роль как бы некоторого заменителя реального объекта и используется для его изучения. Только что сделанные пояснения позволяют сделать следующие определения рассматриваемых здесь категорий. Модель - такой материальный или мысленно представляемый объект, который в процессе познания (изучения) замещает объект-оригинал, сохраняя некоторые его важные для данного исследователя типичные черты. Моделирование - процесс построения и использования модели. Как следует из данных определений, все модели и методы моделирования с определенной условностью могут быть разделены на следующие наиболее общие классы: материальные (реально существующие) и идеальные (мысленно воображаемые) Примерами материальных моделей служат лабораторные установки, макеты автомашин, а идеальных - описание или представление любых явлений, процессов и предметов с помощью графических и математических символов и даже слов. Кроме того, среди моделей последней группы иногда выделяют когнитивный тип модели, понимая под ним мысленный образ конкретных объектов, допустим, персонажей какого-либо прочитанного вами литературного произведения. Поскольку один и тот же объект может восприниматься разными людьми по-разному, то и создаваемая ими модель зависит от множества субъективных факторов - объема и качества знаний, особенностей мышления и эмоционального состояния, ряда других причин, зачастую не доступных рациональному осознанию. Естественно, что по этим же причинам всегда будут отличаться между собой и модели одного и того же объекта, создаваемые разными людьми или тем же самым человеком, но, например, в разном возрасте. Второй (после субъективности восприятия) особенностью моделей служит их относительная неполнота. Дело в том, что при моделировании исследователь всегда исходит из вполне определенной цели, учитывая только наиболее существенные для ее достижения факторы. Поэтому любая созданная им модель не тождественна оригиналу: для сравнительно простых объектов она может быть совершеннее оригинала, тогда как для сложных объектов она всегда значительно проще его. К другим важным характеристикам моделей следует отнести то, что называют адекватностью, а также степень их сложности и предсказательности (или потенциальности). Если результаты использования модели удовлетворяют цели, т. е. могут быть пригодными, например, для прогнозирования поведения или свойств оригинала, то говорят, что модель адекватна реальности. Однако, учитывая заложенную при создании неполноту модели, можно утверждать, что идеально адекватная сложному объекту модель принципиально невозможна. Что касается сложности (или простоты) модели, то уместно сказать следующее: из двух моделей, позволяющих достичь желаемой цели, предпочтение должно быть отдано более простой. При этом адекватность и простота модели далеко не всегда представляют собой противоречивые требования. Следовательно, для сложного объекта можно создать множество разных моделей, отличающихся по степени полноты, адекватности и сложности. Наконец, говоря о предсказательности модели, обычно имеют в виду ее пригодность для получения новых знаний об объекте-оригинале. Обоснованно считается, что хорошая модель содержит в себе потенциальное знание, которое человек, исследуя ее, может приобрести, сделать доступным для других и использовать в практических целях. Именно свойство потенциальности, иногда называемое «богатством» модели, позволяет ей выступать в качестве самостоятельного объекта исследования. Следующая (после особенностей) группа характеристик рассматриваемых здесь моделей касается предназначения, а точнее, тех функций, ради которых они и создаются. Самым важным и наиболее распространенным предназначением моделей является их применение в целях исследования и прогнозирования поведения сложных процессов и явлений, в том числе интересующих нас здесь - техносферных. Дело в том, что ряд подобных объектов вообще не может быть изучен непосредственным образом, например, в силу быстротечности их процессов, дороговизны или опасности натурного исследования. Недопустимы также эксперименты с экономикой и прошлым, какого-то государства, поскольку в первом случае всегда будут страдать люди, а во втором - история, которая, как известно, «не терпит сослагательного наклонения». По этим причинам, проведению крупных и/или сложных экспериментов всегда должно предшествовать создание и исследование различных моделей, вначале идеальных, а затем и материальных, при необходимости. Тем более что в последнее время появилась мощная электронно-вычислительная техника, позволяющая проводить так называемые машинные эксперименты - не столь дорогостоящие и в то же время довольно обстоятельные (учитывающие колоссальное число объективно действующих факторов). Второе, не менее важное предназначение моделей состоит в том, что с их помощью выявляются наиболее существенные факторы, формирующие те или иные свойства объекта-оригинала. Заметим - не все его факторы и свойства, а лишь те, которые интересуют разработчика и пользователя модели. Например, исследуя движение тел в атмосфере, конструктор самолета может выяснить, что их ускорение существенно зависит от массы, формы и шероховатости поверхности, но практически не зависит от цвета последней. Наконец, модель позволяет научиться управлять самим объектом, апробируя различные варианты воздействия на него. Использовать в этих целях оригинал часто бывает экономически не выгодно или рискованно. Допустим, получить первые навыки в управлении тем же самолетом безопаснее, быстрее и дешевле на его тренажерной модели, чем непосредственно подвергать неоправданному риску себя и такую дорогостоящую машину. Более того, поскольку свойства реальных сложных объектов непрерывно меняются с течением времени, то особое значение приобретает задача прогнозирования их состояния под воздействием этого и других факторов. Например, при проектировании, изготовлении и эксплуатации любого сложного технического устройства желательно уметь прогнозировать изменения надежности и безопасности его функционирования, а также определять наиболее эффективные меры по поддержанию таких свойств. Таким образом, модели и моделирование вообще нужны для того, чтобы а) понять, как устроен конкретный объект-оригинал; каковы его структура, основные свойства, закономерности функционирования и развития; б) научиться управлять объектом и процессом его функционирования, в том числе определять наилучшие для него управляющие воздействия при заданных целях и критериях; в) прогнозировать прямые и косвенные последствия реализации конкретных способов и форм воздействия на моделируемый объект.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 569; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.10.152 (0.008 с.) |