Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Обобщенная структура моделирования процессов в техносфереСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Приведем ряд правил и приемов моделирования, облегчающих исследование техносферных процессов. Необходимость в подобной методике или обобщенной технологии создания и анализа моделей обусловлена трудоемкостью соответствующего процесса, необходимостью привлечения к нему различных специалистов. Особенно это характерно для процессов в техносфере, которые отличаются не только большим разнообразием, но и высокой сложностью, что указывает на потребность в знании не только многих наиболее общих законов, но и частых закономерностей. Например, к числу наиболее общих законов техносферы относятся уравнения баланса массы, количества движения и энергии вообще, справедливые при определенных условиях для любых материальных тел и технологических процессов, независимо от их структуры, состояния и химического состава. Уравнения данного класса подтверждены огромным количеством экспериментов и в силу этого должны применяться, например, при математическом моделировании процессов в техносфере. Более частные соотношения другого класса в физике и механике обычно называют физическими уравнениями или уравнения состояния. Допустим, закон Гука устанавливает соотношение между величиной механического напряжения и деформацией упругих тел, а уравнение Клапейрона делает примерно то же, но уже применительно к идеальным газам. Следовательно, разработчикам моделей нужно знать и эти частности с тем, чтобы использовать их при исследовании некоторых техносферных процессов, поскольку они описывают особенности поведения материальных тел при воздействии реально существующих внешних и внутренних факторов. Наконец, объективная сложность современных процессов в техносфере исключает возможность их всестороннего изучения с помощью одной модели какого-либо типа. Напротив, моделирование таких процессов предполагает их представление в виде системы взаимодействующих и зачастую разнородных компонентов. Это означает, что и модель процесса их функционирования также может содержать в себе несколько разнотипных субмоделей. Вот почему необходимо знать не только совокупность отдельных правил и приемов моделирования, но и этапы построения, проверки и использования моделей. Основные этапы моделирования представлены на рис. 8. Рис. 8. Основные этапы процесса моделирования Этап 1. Решение о создании новой, в особенности алгоритмической или численной, модели следует принимать в случае отсутствия более простых путей решения возникшей проблемы (допустим, путем модификации уже существующих моделей). Необходимость в новых моделях возникает при проведении исследований на стыке различных отраслей, выполнении проектно-конструкторских работ на производстве и транспорте, создании там автоматизированных систем управления, планирования и контроля. При этом в качестве заказчика обычно выступает организация, заинтересованная в новой модели и финансирующая работы по ее созданию. После принятия такого решения она осуществляет поиск наиболее подходящего исполнителя своего заказа и предоставляет ему для обследования моделируемый объект. Эту миссию и последующие этапы моделирования чаще всего исполняет рабочая группа, включающая специалистов разного профиля - конструкторов, технологов, эксплуатационников, а также прикладных математиков и экспертов по системной инженерии безопасности. Конечной целью этапа 1 моделирования служит разработка соответствующего технического задания, для этого необходимо предварительно: а) тщательно обследовать собственно моделируемый объект или процесс с целью выявления основных его свойств, параметров и факторов; б) собрать и проверить доступные экспериментальные данные об объектах-аналогах и провести дополнительные испытания при необходимости; в) проанализировать литературные источники и сравнить между собой построенные ранее модели данного объекта или ему подобные; г) систематизировать и обобщить весь накопленный материал, разработать общий план создания и использования комплекса моделей. Предназначением данного этапа является формирование содержательной постановщиками задачи моделирования. При этом особую значимость приобретает составление перечня вопросов, на которые должна ответить новая модель. Подготовка такого списка посильна лишь специалистам, не только хорошо разбирающимся в предметной области, но и довольно коммуникабельным, т. е. умеющим общаться различными людьми. Подобных экспертов иногда называют постановщиками задач. Кроме упомянутого, они должны уметь выделять главное из большого числа нечетко высказанных мнений других специалистов и расплывчато сформулированных пожеланий заказчика. Лишь на основе этого главного, выделенного из всей собранной информации, постановщик может сформулировать такие требования к будущей модели, которые, с одной стороны, удовлетворят заказчика, с другой - удовлетворят ограничениям на сроки и ресурсы, выделенные для создания и реализации модели. Из перечисленных требований видно, насколько велика ответственность постановщика задачи и насколько могут быть тяжелы ошибки и просчеты, опущенные им. Поэтому специалисты данного профиля особенно высоко ценятся, являясь «золотым фондом» исследовательских коллективов. Думается, что по своему образованию постановщик задачи моделирования рассматриваемых здесь техносферных процессов должен быть экспертом в области системной инженерии безопасности либо математиком-прикладником. Завершая рассмотрение этапа 1 обобщенной структуры процесса моделирования, еще раз подчеркнем его важность и ответственность. В целом обследование объекта и проработка соответствующего технического задания могут составлять до 30 % Времени, отпущенного нa создание модели, а с учетом возможного уточнения и переформулировки - и того более. Этап 2. Следующим (после оформления техзадания) этапом служит концептуальная постановка задачи или семантическое моделирование исследуемого объекта. В отличие от содержательной постановки этот этап выполняется рабочей группой без привлечения заказчика. В качестве же исходной информации здесь используются полученные к этому моменту сведения о моделируемом объекте и его аналогах, а также уточненные ранее требования к будущей модели. Анализ и совместное обсуждение членами рабочей группы сделанной ранее содержательной постановки задачи и имеющихся у них когнитивных моделей позволяет синтезировать и более формализованную, концептуальную модель. Напомним, что концептуальная модель - это сформулированный в терминах конкретной отрасли теории и практики перечень основных вопросов, интересующих заказчика, а также совокупность гипотез относительно свойств и поведения объекта моделирования. Следует отметить, что наибольшие трудности при формулировке концептуальной модели приходятся преодолевать для моделей, находящихся на стыке различных дисциплин. В интересующем нас аспекте техносферы - ее безопасности - это всегда относится к моделированию процесса появления происшествий в человеко-машинных системах. В самом деле, здесь нередко встречается разное представление об одних и тех же категориях, используемых, например, в общественных и технических науках. А проявляются подобные разночтения при формулировании совокупности гипотез о поведении, как отдельных компонентов, так и всей человеко-машинной системы. Особенно это характерно для случаев возникновения там ошибок, отказов и нерасчетных внешних воздействий, являющихся звеньями причинной цепи возможного техногенного происшествия. Дело в том, что различные специалисты выдвигают различные версии развития подобных ситуаций, подтверждая их теми теоретическими доводами и экспериментальными данными, которые позаимствованы из близкой им области. В частности, при моделировании аварийности и травматизма не все «человековеды» воспринимают гипотезу о случайном характере появления происшествий. Тогда как «технари» не могут согласиться, например, с так называемым синдромом безопасности, формирующимся у персонала по истечении примерно двух лет работы и проявляющимся в этот период в резком росте предпосылок к аварийности и травматизму по вине непосредственно работающих на технике. А специалисты по гигиене труда никак не могут согласиться с тем, что влияние напряженности труда в определенных ситуациях может благотворно сказываться на безошибочности человека-оператора. И все же обычно удается прийти к взаимоприемлемым предположениям относительно поведения моделируемого объекта, определиться с концептуальной моделью и приступить к ее оформлению в виде какой-либо семантической модели. В случае моделирования аварийности и травматизма данное явление может быть интерпретировано в виде явления, декомпозируемого на потоки случайных событий - аварий и несчастных случаев. При этом каждое из них считается результатом возникновения совокупности других событий, образующих причинную цепь, вследствие которой и появляется конкретное происшествие. В ряде случаев на этом данный этап не завершается, а полученные на нем результаты могут оформляться в более формализованной форме. Например, только что рассмотренное для примера явление удобно представлять не только в словесной форме, но и в виде каких-либо схематических рисунков, увязывающих отдельные предпосылки в причинную цепь, а случайные происшествия – в соответствующие потоки событий. Логично предположить, что оформление результатов концептуального моделирования в форме подобных причинно-следственных диаграмм, является документально оформленным результатом, пригодным для контроля и предварительного анализа. Этап 3. Должным образом оформленная концептуальная постановка задачи моделирования должна быть подвержена всесторонней проверке, а затем и предварительному (качественному) анализу. Цель данного этапа состоит в проверке обоснованности (смысловой состоятельности) концептуальной постановки задачи и корректности ее оформления в виде соответствующей семантической модели. Это также осуществляется членами рабочей группы, иногда с привлечением не входящих в нее экспертов (преимущественно для аудиторской помощи). Проверке подлежат все принятые ранее гипотезы и другие исходные предположения, касающиеся поведения моделируемого объекта. Особое внимание при этом уделяется контролю состава и способов описания тех его факторов, которые приняты существенными, т. е. подлежащими учету в моделях, а также свойств и пара метров объекта, исключенных из последующего рассмотрения как второстепенные. Для принятия соответствующих решений здесь используются объективно действующие законы, включая и упомянутые выше уравнения баланса, и другие определяющие соотношения. Если в ходе предыдущего этапа концептуальная модель была оформлена в Виде каких-либо наглядных рисунков или смысловых диаграмм, то и они подлежат пристальному исследованию. Его цель - проверка строгости определения и обозначения учитываемых там категорий, выявление других возможных недочетов и погрешностей. Что касается диаграммы причинно – следственных связей, то наиболее распространенными ошибками в их изображении являются ее недостающие или избыточные элементы, а так же излишне произвольная трактовка учитываемых там событий и связей между ними. Иногда на данном этапе моделирования уже могут быть получены те дополнительные сведения об объекте-оригинале, ради которых он подвергается моделированию. Особенно часто это удается сделать в результате качественного анализа смысловых диаграмм, позволяющих учесть и изобразить на бумаге или экране компьютера такое количество существенных факторов, которым невозможно мысленно манипулировать одновременно. Особенно актуально применение подобных диаграмм при моделировании опасных процессов в техносфере. Например, среди изображенных таким образом десятков факторов, реально влияющих на аварийность и травматизм, могут быть выявлены их сочетания, включающие в себя малое число факторов, появление и отсутствие которых необходимо и достаточно соответственно для возникновения и недопущения конкретных происшествий. Этап 4. После завершения про верки концептуальной постановки задачи и предварительного анализа соответствующей семантической модели рабочая группа приступает к построению математической модели, а затем к выбору наиболее подходящего метода ее исследования. Наиболее предпочтительной считается аналитическая постановка и такое же решение моделируемой задачи, поскольку в этом случае используется арсенал математического анализа, включая оптимизацию. Чаще всего оператором А: Х у здесь служат системы алгебраических уравнений, для получения которых применяются различные методы аппроксимации имеющихся статистических данных. Особая ценность аналитического моделирования заключается в возможности точного решения поставленной задачи, в том числе нахождения оптимальных (наилучших в каком-то смысле) результатов. Вместе с тем область использования аналитических методов ограничена размерностью учитываемых факторов и зависит от уровня развития соответствующих разделов математики. Поэтому для создания математических моделей сложных систем и процессов (как в техносфере, например) требуются уже алгоритмические модели, которые могут давать лишь приближенные решения. Степень приближения результатов, например, численного и имитационного моделирования зависит от погрешностей, обусловленных преобразованием исходных математических соотношений в численные или имитационные алгоритмы, а также от ошибок округления, возникающих при выполнении любых расчетов на электронно-вычислительной технике в связи с конечной точностью представления чисел в ее памяти. Вот почему основным требованием к каждому такому алгоритму служит необходимость получения решения исходной задачи за конечное число шагов с заданной точностью. Говоря об особенностях только что пере численных алгоритмических моделей, отметим лишь следующее. В случае применения численного метода совокупность исходных математических соотношений заменяется конечномерным аналогом, обычно получаемы в результате замены функций непрерывных аргументов на функции дискретных параметров. После такой дискретизации составляется вычислительный алгоритм, который представляет собой последовательность арифметических и логических действий, позволяющих за конечное число шагов получить решение дискретной задачи. А вот при имитационном моделировании, дискретизации подвергаются не математические соотношения, как в предыдущем случае, а сам объект исследования, который разбивается на отдельные компоненты. Кроме того, здесь не записывается совокупность математических соотношений, описывающих поведение всего объекта-оригинала. Вместо этого обычно составляется алгоритм, моделирующий функционирование моделируемого объекта с помощью аналитических или алгебраических моделей. Следует заметить, что использование математической модели, построенной с применением алгоритмических методов, аналогично проведению экспериментов с реальным объектом, только вместо натурного эксперимента с объектом проводится машинный (вычислительный) эксперимент с его моделью. Именно это обстоятельство наряду с бурным развитием цифровой техники и вычислительной математики сделало рассмотренные здесь алгоритмические модели и методы исследования наиболее перспективными. Конечно же, и они имеют ограничения, связанные с невозможностью получения результатов решения в аналитической форме, а также с ограниченной пока мощностью и быстродействием компьютеров. Что касается контроля правильности математических соотношений, то он достигается выполнением следующих обязательных проверок: а) контроль размерностей, включающий правило, согласно которому приравниваться, складываться, перемножаться и делиться могут только величины одинаковой размерности. При переходе же к вычислениям он дополняется требованием соблюдения одной и той же системы единиц для значений всех параметров; б) проверка порядков, состоящая в сравнении порядков складываемых или вычитаемых величин и исключении из математических соотношений малозначимых параметров; в) контроль характера зависимостей, предполагающий, что направление и скорость изменения выходных параметров модели должны быть такими, как это следует из физического смысла изучаемых процессов; г) проверка экстремальных ситуаций, которая осуществляется наблюдением за выходными результатами модели после приближения ее параметров к предельно допустимым для них значениям, делающим математические соотношения более простыми и наглядными; д) контроль физического смысла, связанный с установлением физического смысла результата и проверкой его неизменности при варьировании параметров модели от исходных до промежуточных и граничных значений; е) проверка математической замкнутости, состоящая в выявлении и принципиальной возможности решения системы математических соотношений и получения на ее основе однозначно интерпретируемого результата. Поясним, что математически замкнутой или «корректно поставленной задачей» принято считать такую ее постановку, при которой малым изменениям непрерывно меняющихся исходных данных соответствуют такие же незначительные изменения выходных результатов. При неудовлетворении этого условия применение численных алгоритмов не допустимо. Этап 5. Для облегчения или ускорения моделирования сложных процессов, происходящих в техносфере, рабочей группе обычно требуется использовать электронно-вычислительную технику. В свою очередь, это указывает на потребность в соответствующих алгоритмах и компьютерных программах. Несмотря на наличие в настоящего время богатого арсенала математических алгоритмов и прикладных программ, нередко возникает необходимость в самостоятельной разработке новых. Этап 6. Предполагается, что системное исследование включает в себя качественный и количественный этапы. Предназначение первого - выявление общих закономерностей, связанных с функционированием моделируемого объекта. Качественный анализ модели и проверка адекватности полученных с ее помощью результатов осуществляется рабочей группой, иногда с привлечением представителей заказчика. Цель же количественного анализа достигается решением таких двух задач: а) прогнозирование соответствующих характеристик моделируемого объекта; б) априорная оценка эффективности различных стратегий его совершенствования. Для сложных объектов вторая задача считается приоритетной в силу затруднительности, а в ряде случаев - и принципиальной невозможности точного количественного прогноза интегральных показателей. Процедура количественного анализа зависит от вида полученной математической модели. Для сравнительно простых аналитических соотношений она проводится преимущественно вручную, с использованием инструментариев математического анализа и исследования операций. Тогда как анализ не поддающихся этому, т. е. довольно сложных или громоздких моделей, реализуется на электронной вычислительной технике с помощью подобранных либо специально разработанных численных и имитационных алгоритмов. Решение упомянутых выше двух задач количественного анализа осуществляется путем проведения соответствующих расчетов при реальных или предполагаемых значениях учитываемых параметров моделируемого объекта. В отличие от первой задачи, предполагающей проведение одного ручного или машинного счета, при оценке эффективности различных стратегий уже требуется несколько вычислительных экспериментов. При этом каждый из них отличается значениями исходных параметров модели, целенаправленное изменение которых ожидается от внедрения каких либо мероприятий, направленных, например, на улучшение компонентов человеко-машинных систем. Проверка же адекватности модели проводится путем установления соответствия между результатами моделирования и какими-либо другими данными, непосредственно относящимися к решаемой задаче. В качестве эталона сравнения чаще всего рекомендуется использовать эмпирические данные (натурные эксперименты, статистику), либо подобные результаты, полученные в ходе решения так называемой тестовой задачи с помощью других моделей. Подобная проверка должна доказать не только правомерность принятых при моделировании гипотез, но и удовлетворительную (оговоренную техническим заданием) точность моделирования. Следует различать качественное и количественное согласие результатов сравнения. В первом случае достаточно лишь совпадения некоторых характерных особенностей в распределении оцененных параметров, например их знаков, тенденций изменения, наличия экстремальных точек и т.д. Если эти требования соблюдаются, то уместно оценить совпадение и на количественном уровне. При этом для моделей с оценочными функциями оно может оцениваться расхождением в 10-15 %, а для используемых в управляющих и контролирующих системах - в 1- 2 % и ниже. Наиболее типичными причинами неадекватности результатов моделирования обычно являются следующие: а) значения параметров модели не соответствуют области, определяемой принятой системой гипотез; б) выбранная совокупность гипотез верна, но константы и параметры в использованных моделью определяющих соотношениях установлены неточно; в) вся исходная совокупность принятых гипотез не применима для изучаемого объекта или условий его функционирования. Для устранения этих и подобных причин требуется проведение дополнительных исследований, как объекта-оригинала, так и самой модели. Если полученная модель оказывается неадекватной в интересующей заказчика области параметров, то следует уточнить значения ее констант и исходных параметров. Если же и в этом случае не удается получить положительных результатов, то единственной возможностью улучшения модели остается изменение принятых гипотез. Данное решение фактически означает возвращение ко второму и последующим этапам разработки модели, на что указывают стрелки рис. 2.2, выходящие из его нижних блоков и направленные к верхним. Контрольные вопросы 1. Что такое модель и каково предназначение моделирования? 2. Укажите главные виды моделей и методов моделирования. 3. Назовите отличительные признаки материальных и идеальных моделей. 4. В чем отличие между когнитивной и содержательной моделями? 5. Чем отличаются между собой смысловые и знаковые модели? 6. Какова цель дескриптивного, нормативного и ситуационного моделирования? 7. Какое моделирование называется математическим? 8. По каким признакам классифицируются математические модели? 9. В чем состоит основная ценность аналитических моделей? 10. Перечислите причины и способы описания неопределенности моделей. 11. Когда необходимо применять методы приближенного моделирования? 12. Кто участвует в разработке содержательной постановки задачи? 13. На основании какой информации формулируется концептуальная (семантическая) модель объекта-оригинала? 14. Какие функции выполняет постановщик задачи? 15. Укажите, какая из постановок задач (содержательная, концептуальная, математическая) является наиболее формализованной. 16. Что понимается под математической замкнутостью и корректностью математических соотношений? 17. Моделирование каких объектов чаще всего проводится приближенными методами - численным или имитационными? 18. Назовите основные погрешности приближенных методов моделирования. 19. Укажите главные способы проверки корректности математических моделей. 20. Какие задачи решаются в ходе количественного анализа модели? 21. Перечислите вероятные причины возможной неадекватности модели.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 1006; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.55.210 (0.011 с.) |