Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Младшего, среднего и старшего школьного возрастаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
3.1. Средства физического воспитания. Основными средствами физического воспитания детей школьного возраста являются физические упражнения, потому что они позволяют формировать жизненно важные умения и навыки, развивать физические способности, повышать адаптивные свойства организма, восстанавливать ранее утраченные его функции. В практике физического воспитания широко используются физические упражнения из следующих разделов школьной программы. 1. Гимнастика. Основная гимнастика в наибольшей степени обеспечивает общую физическую подготовку, а также является школой двигательной культуры, так как формирует у детей способность управлять своими движениями координировано, точно, красиво. 2. Лёгкая атлетика. Арсенал основных средств из раздела лёгкой атлетики составляют самые распространённые и жизненно важные упражнения в ходьбе, беге, прыжках и метаниях. Средства лёгкой атлетики совершенствуют все физические качества, многие функциональные системы организма, прежде всего, сердечно-сосудистую и дыхательную системы. 3. Игры. Характерной чертой игр является ярко выраженная роль движений бега, прыжков, бросков, передач и ловли мяча, сопротивления и др. Двигательные действия направляются на преодоление различных трудностей и препятствий, встречающихся на пути достижения цели игры. Кроме того, в играх закрепляются и совершенствуются естественные движения. 4. Туризм, как средство физического воспитания, характеризуется естественной прикладностью. Это теоретическая, техническая и физическая подготовка к туристическим походам с активным способом передвижения и участию в туристических слётах и соревнованиях. 5. Плавание. Во время плавания человек находится в горизонтальном положении и в состоянии невесомости, что позволяет разгрузить позвоночник, расслабить многие мышцы и ощутить лёгкость движений. В циклических гребковых движениях вовлечены почти все мышцы человека, многие из которых в обычных условиях практически бездействуют. В плавании развиваются все физические качества и функциональные системы человека, прежде всего, сердечно-сосудистая и дыхательная. 6. Естественные силы природы являются важными средствами физического воспитания, позволяющими оптимизировать воздействия физических упражнений на организм человека. Более подробно средства физического воспитания школьников изложены в программе по физическому воспитанию.
3.2. Физическое воспитание детей младшего школьного возраста. Младший школьный возраст охватывает детей с 6 – 7 до 11 лет (1 –4 классы).
3.2.1. Особенности возрастного развития. Младший школьный возраст характеризуется относительно равномерным развитием опорно-двигательного аппарата, но интенсивность роста отдельных размерных признаков его различна. Так, длина тела увеличивается в этот период в большей мере, чем его масса. Суставы детей этого возраста очень подвижны, связочный аппарат эластичен, скелет содержит большое количество хрящевой ткани. Позвоночный столб сохраняет большую подвижность до 8 – 9 лет. Исследования показывают, что младший школьный возраст является наиболее благоприятным для направленного роста подвижности во всех основных суставах. Мышцы детей младшего школьного возраста имеют тонкие волокна, содержат в своём составе лишь небольшое количество белка и жира. При этом крупные мышцы конечностей развиты больше, чем мелкие. В этом возрасте почти полностью завершается морфологическое развитие нервной системы, заканчивается рост и структурная дифференциация нервных клеток. Однако функционирование нервной системы характеризуется преобладанием процессов возбуждения. Минутный объём дыхания возрастает с 3500 мл/мин у 7 летних детей до 4400 мл/мин у детей в возрасте 11 лет. Жизненная ёмкость лёгких возрастает с 1200 мл в 7 летнем возрасте до 2000 мл в 10 летнем. Для детей младшего школьного возраста естественной является потребность в высокой двигательной активности. Под двигательной активностью понимают суммарное количество двигательных действий, выполняемых человеком в процессе повседневной жизни. При свободном режиме за сутки дети 7 – 10 лет совершают от 12 до 16 тыс. движений. Естественная суточная активность девочек на 16 – 30 % ниже, чем мальчиков. Девочки в меньшей мере проявляют двигательную активность самостоятельно и нуждаются в большей доле организованных форм физического воспитания. По сравнению с весенним и осенним периодами года зимой двигательная активность детей падает на 30 – 45 %. С переходом от дошкольного воспитания к систематическому обучению в школе у детей 6 – 7 лет объём двигательной активности сокращается на 50 %. В период учебных занятий двигательная активность школьников не только не увеличивается при переходе из класса в класс, а наоборот, всё более уменьшается. Поэтому крайне важно обеспечить детям в соответствии с их возрастом и состоянием здоровья достаточный объём суточной двигательной деятельности.
3.2.2. Задачи физического воспитания в младшем школьном возрасте. Образовательные задачи с формированием жизненно важных двигательных умений и навыков и в приобретении знаний о значении физических упражнений для здоровья человека, влиянии физических упражнений на состояние здоровья, о режиме дня, личной гигиене, закаливании. Очень важно не упустить этот благоприятный период для формирования двигательных умений. Например, обучить плаванию в возрасте 7 –9 лет значительно легче, чем в более старшем возрасте. Оздоровительные задачи состоят в содействии естественному развитию организма детей, обеспечении его функциональных возможностей, формировании осанки, профилактике плоскостопия, устранению избыточного веса, развитию быстроты, координации движений, гибкости, скоростной силы и выносливости. Развитие быстроты и координации движений совпадает с периодом наиболее благоприятным для развития именно этих качеств. При развитии выносливости главным является повышение аэробных возможностей организма детей. Развитие силы связано с формированием осанки и укреплением отстающих в развитии мышечных групп. Гибкость у младших школьников следует поддерживать в оптимальных пределах, чтобы её показатели не снижались по мере естественного возрастного уменьшения эластичности тканей и увеличении мышечной массы. К воспитательным задачам относится воспитание интереса к физической культуре и спорту. Стойкий интерес может быть вызван только тогда, когда занятия физическими упражнениями будут приносить детям эмоциональную радость. Необходимо воспитывать дисциплинированность, доброжелательное отношение к товарищам, честность, отзывчивость, смелость при выполнении физических упражнений.
3.2.3. Особенности методики физического воспитания в младшем Школьном возрасте. Для младшего школьного возраста ведущими на уроке являются задачи совершенствования естественных двигательных действий (ходьба, бег, прыжки, метания, лазание и т.п.). При обучении основным видам движений обращать внимание на правильность и точность выполнения упражнений (школа движений). Из методов упражнения преимущество отдаётся целостному методу. Необходимо варьировать упражнения, изменять условия их выполнения, исходное положение, направление движения, так как многократное повторение одного и того же упражнения утомляет детей. Чем младше возраст обучаемых, тем чаще должна использоваться непосредственная помощь «проводка». Показ упражнений должен быть качественным и многократным. Использовать предметные ориентиры: флажки, кубики, обручи, а также разметку указателей мелом или краской на полу, стенах, асфальте. На каждом уроке проводить подвижные игры. Использовать образную речь, которая вносит элемент игры и эмоциональную окраску в ход занятий. Использовать сочетание выполнения упражнения с громким проговариванием – речитативом. Оценивать деятельность школьников, они должны быть уверены, что их старания будут оценены.
3.3. Физическое воспитание детей среднего школьного возраста. Средний школьный возраст (подростковый) охватывает детей в возрасте от 12 до 15 лет (5 – 8 классы).
3.3.1. Особенности возрастного развития. Средний школьный возраст характеризуется интенсивным ростом и увеличением размеров тела. Годичный прирост длины тела достигает 4 – 7 см главным образом за счёт удлинения ног. Масса тела прибавляется ежегодно на 3 – 6 кг. Наиболее интенсивный темп роста мальчиков происходит в 13 – 14 лет, когда длина тела прибавляется за год на 7 – 9 см. А у девочек происходит интенсивное увеличение роста в 11 – 12 лет в среднем на 7 см. В подростковом возрасте быстро растут длинные трубчатые кости верхних и нижних конечностей, ускоряется рост в высоту позвоночников. Позвоночный столб подростка очень подвижен. Чрезмерные мышечные нагрузки, ускоряя процесс окостенения, могут замедлять рост трубчатых костей в длину. В этом возрасте быстро развивается мышечная система. С 13 лет отмечается резкий скачёк в увеличении общей массы мышц, главным образом за счёт увеличения толщины мышечных волокон. Мышечная масса особенно интенсивно нарастает у мальчиков в 13 –14 лет, а у девочек – в 11 – 12 лет. Наблюдаются существенные различия в сроках полового созревания девочек и мальчиков. Половое созревание девочек наступает обычно на 1 – 2 года раньше, чем у мальчиков. В одном классе обучаются школьники с разной степенью полового созревания, а, следовательно, с разными функциональными и адаптивными возможностями. В подростковом возрасте приобретает особую актуальность проблема индивидуального обучения в условиях коллективных форм физического воспитания. У подростков на фоне морфологической и функциональной незрелости сердечно-сосудистой системы, а также продолжающегося развития центральной нервной системы особенно заметно выступает незавершённость формирования механизмов, регулирующих и координирующих различные функции сердца и сосудов. Поэтому адаптационные возможности системы кровообращения у детей 12 – 15 лет при мышечной деятельности значительно меньше, чем в старшем школьном возрасте. Их система кровообращения реагирует на нагрузки менее экономично. Полного морфологического и функционального совершенства сердце достигает лишь к 20 годам. В период полового созревания у подростков отмечается наиболее высокий темп развития дыхательной системы. Объём лёгких в возрасте с 11 до 14 лет увеличивается почти в два раза, значительно повышается минутный объём дыхания и растёт показатель жизненной ёмкости лёгких (ЖЕЛ), у мальчиков – с 1970 мл (12 летних) до 2600 мл (15 летних), у девочек – с 1900 мл (12 летних) до 2500 мл (15 летних). Режим дыхания у детей среднего школьного возраста менее эффективный, чем у взрослых. За один дыхательный цикл подросток потребляет 14 мл кислорода, в то время как взрослый – 20 мл. Подростки меньше, чем взрослые, способны задерживать дыхание и работать в условиях недостатка кислорода. У их быстрее, чем у взрослых, снижается насыщение крови кислородом. У детей среднего школьного возраста достаточно высокими темпами улучшаются координационные, силовые и скоростно-силовые способности, умеренно увеличиваются скоростные способности и выносливость. Низкие темпы наблюдаются в развитии гибкости.
3.3.2. Задачи физического воспитания. Образовательные задачи направлены на совершенствование приобретённых ранее и овладение новыми двигательными умениями и навыками. Обучать основам техники отдельных упражнений гимнастики, лёгкой атлетики, спортивных игр. Знания в области физической культуры должны обеспечить понимание значения физических упражнений для организма, обеспечить безопасность при выполнении упражнений и соблюдение гигиенических требований. Обучать основам самоконтроля и дозирования нагрузки по ЧСС во время занятий физическими упражнениями. Оздоровительные задачи направлены на устранение утомляемости, нарушения осанки и координации. Эти явления особенно характерны для первого этапа полового созревания, который приходится на 5 – 6 классы. Продолжать развитие двигательных качеств: быстроты, силы, скоростно-силовых, выносливости, гибкости. Воспитательными задачами являются: обеспечение мотивации к занятиям физическими упражнениями; воспитание привычки к самостоятельным занятиям в свободное время избранными видами спорта; воспитывать инициативность, самостоятельность, взаимопомощь, дисциплинированность, чувство ответственности.
3.3.3. Особенности методики физического воспитания в среднем Школьном возрасте. Особенностью урочных форм занятий с детьми среднего школьного возраста является углублённое обучение базовым видам двигательных действий (гимнастика, лёгкая атлетика, спортивные игры, плавание). Обучение двигательным действиям следует строить, опираясь на положительный перенос навыков. Обучая двигательным действиям, следует варьировать способы и условия их выполнения с тем, чтобы навыки не превращались в стереотипы. В подростковом возрасте увеличиваются индивидуальные различия детей, что необходимо учитывать в обучении движениям и при развитии физических качеств. Дифференцированный и индивидуальный подход особенно важен для учащихся, имеющих или низкие или высокие результаты.
3.4. Физическое воспитание юношей и девушек старшего Школьного возраста. Старший школьный возраст (юношеский) охватывает детей с 16 до 18 лет (9 – 11 классы).
3.4.1. Особенности возрастного развития. В старшем школьном возрасте завершается половое созревание. В этой связи чётко проявляются половые и индивидуальные различия, как в строении, так и в функциях организма. В этом возрасте замедляются рост тела в длину и увеличение его размеров в ширину, а также прирост в массе. Различия между юношами и девушками в размерах и формах тела достигают максимума. У старших школьников почти заканчивается процесс окостенения большей части скелета. Рост трубчатых костей в ширину усиливается, а в длину замедляется. Интенсивно развивается грудная клетка, особенно у юношей. Развитие костного аппарата сопровождается формированием мышц, сухожилий, связок. Мышцы развиваются равномерно и быстро, в связи с чем увеличивается мышечная масса и растёт сила. Появляются благоприятные возможности для воспитания силы и выносливости. У девушек в отличие от юношей наблюдается значительно меньший прирост мышечной массы, заметно отстаёт в развитии плечевой пояс, но зато интенсивно развиваются тазовый пояс и мышцы тазового дна. Грудная клетка, сердце, лёгкие, жизненная ёмкость лёгких, сила дыхательных мышц, максимальная лёгочная вентиляция и объём потребления кислорода также менее развиты, чем у юношей. В силу этого функциональные возможности органов кровообращения и дыхания у них оказываются гораздо ниже. Сердце юношей на 10 – 15 % больше по объёму и массе, чем у девушек; пульс реже на 6 –8 уд./мин, сердечные сокращения сильнее, что обуславливает больший выброс крови в сосуды и более высокое кровяное давление. Девушки дышат чаще и не так глубоко, как юноши; жизненная ёмкость их лёгких примерно на 100 см. куб. меньше.
3.4.2. Задачи физического воспитания. Образовательные задачи состоят в получении старшеклассниками необходимого объёма знаний, который позволит после окончания школы пользоваться средствами физического воспитания самостоятельно и осознанно на протяжении всей жизни. В старших классах происходит совершенствование ранее приобретённых двигательных умений и навыков. Оздоровительные задачи, общие для юношей и девушек, это создание у них верного и прочного представления о здоровом образе жизни, повышение всестороннего физического развития и высокой степени работоспособности. Задачи развития двигательных способностей у юношей и девушек в старших классах значительно различаются в связи с биологическими закономерностями их развития. Так, естественный прирост силы и выносливости у девушек завершается в 14 лет, в то время как у юношей рост этих качеств продолжается на протяжении ещё ряда лет. Подвижность в суставах у девушек выше, чем у юношей, и т.д. К воспитательным задачам относится формирование культуры поведения и устойчивой привычки к самостоятельным занятиям физическими упражнениями и избранными видами спорта.
3.4.3. Особенности методики физического воспитания в старшем Школьном возрасте. В старшем школьном возрасте уроки физической культуры с юношами и девушками проводятся раздельно. Анатомо-физиологические и психические особенности юношей и девушек требуют различного подхода к организации занятий, подбору средств и методов обучения двигательным действиям и воспитанию физических качеств, к дозировке физической нагрузки. В большей мере, чем в предыдущие годы, в процессе физического воспитания старшеклассников необходим дифференцированный подход. Требования к показу учителем упражнений возрастают. В старшем школьном возрасте в первую очередь следует уделять внимание развитию силовых и скоростно-силовых качеств, различным видам выносливости. Интенсификация обучения в этом возрасте идёт по пути усиления тренировочной направленности уроков.
РАЗДЕЛ 4. ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОГО
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 7208; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.103.204 (0.015 с.) |