МЛАДШЕГО, СРЕДНЕГО И СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

МЛАДШЕГО, СРЕДНЕГО И СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА



 

3.1. Средства физического воспитания.

Основными средствами физического воспитания детей школьного возраста являются физические упражнения, потому что они позволяют формировать жизненно важные умения и навыки, развивать физические способности, повышать адаптивные свойства организма, восстанавливать ранее утраченные его функции. В практике физического воспитания широко используются физические упражнения из следующих разделов школьной программы.

1.Гимнастика.Основная гимнастика в наибольшей степени обеспечивает общую физическую подготовку, а также является школой двигательной культуры, так как формирует у детей способность управлять своими движениями координировано, точно, красиво.

2. Лёгкая атлетика. Арсенал основных средств из раздела лёгкой атлетики составляют самые распространённые и жизненно важные упражнения в ходьбе, беге, прыжках и метаниях. Средства лёгкой атлетики совершенствуют все физические качества, многие функциональные системы организма, прежде всего, сердечно-сосудистую и дыхательную системы.

3. Игры. Характерной чертой игр является ярко выраженная роль движений бега, прыжков, бросков, передач и ловли мяча, сопротивления и др. Двигательные действия направляются на преодоление различных трудностей и препятствий, встречающихся на пути достижения цели игры. Кроме того, в играх закрепляются и совершенствуются естественные движения.

4. Туризм,как средство физического воспитания, характеризуется естественной прикладностью. Это теоретическая, техническая и физическая подготовка к туристическим походам с активным способом передвижения и участию в туристических слётах и соревнованиях.

5. Плавание.Во время плавания человек находится в горизонтальном положении и в состоянии невесомости, что позволяет разгрузить позвоночник, расслабить многие мышцы и ощутить лёгкость движений. В циклических гребковых движениях вовлечены почти все мышцы человека, многие из которых в обычных условиях практически бездействуют. В плавании развиваются все физические качества и функциональные системы человека, прежде всего, сердечно-сосудистая и дыхательная.

6. Естественные силы природыявляются важными средствами физического воспитания, позволяющими оптимизировать воздействия физических упражнений на организм человека.

Более подробно средства физического воспитания школьников изложены в программе по физическому воспитанию.

 

3.2. Физическое воспитание детей младшего школьного возраста.

Младший школьный возраст охватывает детей с 6 – 7 до 11 лет (1 –4 классы).

 

3.2.1.Особенности возрастного развития.

Младший школьный возраст характеризуется относительно равномерным развитием опорно-двигательного аппарата, но интенсивность роста отдельных размерных признаков его различна. Так, длина тела увеличивается в этот период в большей мере, чем его масса.

Суставы детей этого возраста очень подвижны, связочный аппарат эластичен, скелет содержит большое количество хрящевой ткани. Позвоночный столб сохраняет большую подвижность до 8 – 9 лет. Исследования показывают, что младший школьный возраст является наиболее благоприятным для направленного роста подвижности во всех основных суставах.

Мышцы детей младшего школьного возраста имеют тонкие волокна, содержат в своём составе лишь небольшое количество белка и жира. При этом крупные мышцы конечностей развиты больше, чем мелкие.

В этом возрасте почти полностью завершается морфологическое развитие нервной системы, заканчивается рост и структурная дифференциация нервных клеток. Однако функционирование нервной системы характеризуется преобладанием процессов возбуждения.

Минутный объём дыхания возрастает с 3500 мл/мин у 7 летних детей до 4400 мл/мин у детей в возрасте 11 лет. Жизненная ёмкость лёгких возрастает с 1200 мл в 7 летнем возрасте до 2000 мл в 10 летнем.

Для детей младшего школьного возраста естественной является потребность в высокой двигательной активности. Под двигательной активностью понимают суммарное количество двигательных действий, выполняемых человеком в процессе повседневной жизни. При свободном режиме за сутки дети 7 – 10 лет совершают от 12 до 16 тыс. движений. Естественная суточная активность девочек на 16 – 30 % ниже, чем мальчиков. Девочки в меньшей мере проявляют двигательную активность самостоятельно и нуждаются в большей доле организованных форм физического воспитания.

По сравнению с весенним и осенним периодами года зимой двигательная активность детей падает на 30 – 45 %.

С переходом от дошкольного воспитания к систематическому обучению в школе у детей 6 – 7 лет объём двигательной активности сокращается на 50 %.

В период учебных занятий двигательная активность школьников не только не увеличивается при переходе из класса в класс, а наоборот, всё более уменьшается. Поэтому крайне важно обеспечить детям в соответствии с их возрастом и состоянием здоровья достаточный объём суточной двигательной деятельности.

 

3.2.2. Задачи физического воспитания в младшем школьном возрасте.

Образовательные задачи с формированием жизненно важных двигательных умений и навыков и в приобретении знаний о значении физических упражнений для здоровья человека, влиянии физических упражнений на состояние здоровья, о режиме дня, личной гигиене, закаливании.

Очень важно не упустить этот благоприятный период для формирования двигательных умений. Например, обучить плаванию в возрасте 7 –9 лет значительно легче, чем в более старшем возрасте.

Оздоровительные задачи состоят в содействии естественному развитию организма детей, обеспечении его функциональных возможностей, формировании осанки, профилактике плоскостопия, устранению избыточного веса, развитию быстроты, координации движений, гибкости, скоростной силы и выносливости.

Развитие быстроты и координации движений совпадает с периодом наиболее благоприятным для развития именно этих качеств. При развитии выносливости главным является повышение аэробных возможностей организма детей. Развитие силы связано с формированием осанки и укреплением отстающих в развитии мышечных групп. Гибкость у младших школьников следует поддерживать в оптимальных пределах, чтобы её показатели не снижались по мере естественного возрастного уменьшения эластичности тканей и увеличении мышечной массы.

К воспитательным задачам относится воспитание интереса к физической культуре и спорту. Стойкий интерес может быть вызван только тогда, когда занятия физическими упражнениями будут приносить детям эмоциональную радость. Необходимо воспитывать дисциплинированность, доброжелательное отношение к товарищам, честность, отзывчивость, смелость при выполнении физических упражнений.

 

3.2.3. Особенности методики физического воспитания в младшем

Школьном возрасте.

Ÿ Для младшего школьного возраста ведущими на уроке являются задачи совершенствования естественных двигательных действий (ходьба, бег, прыжки, метания, лазание и т.п.).

Ÿ При обучении основным видам движений обращать внимание на правильность и точность выполнения упражнений (школа движений).

Ÿ Из методов упражнения преимущество отдаётся целостному методу.

Ÿ Необходимо варьировать упражнения, изменять условия их выполнения, исходное положение, направление движения, так как многократное повторение одного и того же упражнения утомляет детей.

Ÿ Чем младше возраст обучаемых, тем чаще должна использоваться непосредственная помощь «проводка».

Ÿ Показ упражнений должен быть качественным и многократным.

Ÿ Использовать предметные ориентиры: флажки, кубики, обручи, а также разметку указателей мелом или краской на полу, стенах, асфальте.

Ÿ На каждом уроке проводить подвижные игры. Использовать образную речь, которая вносит элемент игры и эмоциональную окраску в ход занятий.

Ÿ Использовать сочетание выполнения упражнения с громким проговариванием – речитативом.

Ÿ Оценивать деятельность школьников, они должны быть уверены, что их старания будут оценены.

 

3.3. Физическое воспитание детей среднего школьного возраста.

Средний школьный возраст (подростковый) охватывает детей в возрасте от 12 до 15 лет (5 – 8 классы).

 

3.3.1. Особенности возрастного развития.

Средний школьный возраст характеризуется интенсивным ростом и увеличением размеров тела. Годичный прирост длины тела достигает 4 – 7 см главным образом за счёт удлинения ног. Масса тела прибавляется ежегодно на 3 – 6 кг. Наиболее интенсивный темп роста мальчиков происходит в 13 – 14 лет, когда длина тела прибавляется за год на 7 – 9 см. А у девочек происходит интенсивное увеличение роста в 11 – 12 лет в среднем на 7 см.

В подростковом возрасте быстро растут длинные трубчатые кости верхних и нижних конечностей, ускоряется рост в высоту позвоночников. Позвоночный столб подростка очень подвижен.

Чрезмерные мышечные нагрузки, ускоряя процесс окостенения, могут замедлять рост трубчатых костей в длину.

В этом возрасте быстро развивается мышечная система. С 13 лет отмечается резкий скачёк в увеличении общей массы мышц, главным образом за счёт увеличения толщины мышечных волокон. Мышечная масса особенно интенсивно нарастает у мальчиков в 13 –14 лет, а у девочек – в 11 – 12 лет.

Наблюдаются существенные различия в сроках полового созревания девочек и мальчиков. Половое созревание девочек наступает обычно на 1 – 2 года раньше, чем у мальчиков. В одном классе обучаются школьники с разной степенью полового созревания, а, следовательно, с разными функциональными и адаптивными возможностями. В подростковом возрасте приобретает особую актуальность проблема индивидуального обучения в условиях коллективных форм физического воспитания.

У подростков на фоне морфологической и функциональной незрелости сердечно-сосудистой системы, а также продолжающегося развития центральной нервной системы особенно заметно выступает незавершённость формирования механизмов, регулирующих и координирующих различные функции сердца и сосудов. Поэтому адаптационные возможности системы кровообращения у детей 12 – 15 лет при мышечной деятельности значительно меньше, чем в старшем школьном возрасте. Их система кровообращения реагирует на нагрузки менее экономично. Полного морфологического и функционального совершенства сердце достигает лишь к 20 годам.

В период полового созревания у подростков отмечается наиболее высокий темп развития дыхательной системы. Объём лёгких в возрасте с 11 до 14 лет увеличивается почти в два раза, значительно повышается минутный объём дыхания и растёт показатель жизненной ёмкости лёгких (ЖЕЛ), у мальчиков – с 1970 мл (12 летних) до 2600 мл (15 летних), у девочек – с 1900 мл (12 летних) до 2500 мл (15 летних).

Режим дыхания у детей среднего школьного возраста менее эффективный, чем у взрослых. За один дыхательный цикл подросток потребляет 14 мл кислорода, в то время как взрослый – 20 мл. Подростки меньше, чем взрослые, способны задерживать дыхание и работать в условиях недостатка кислорода. У их быстрее, чем у взрослых, снижается насыщение крови кислородом.

У детей среднего школьного возраста достаточно высокими темпами улучшаются координационные, силовые и скоростно-силовые способности, умеренно увеличиваются скоростные способности и выносливость. Низкие темпы наблюдаются в развитии гибкости.

 

3.3.2.Задачи физического воспитания.

Образовательные задачи направлены на совершенствование приобретённых ранее и овладение новыми двигательными умениями и навыками. Обучать основам техники отдельных упражнений гимнастики, лёгкой атлетики, спортивных игр. Знания в области физической культуры должны обеспечить понимание значения физических упражнений для организма, обеспечить безопасность при выполнении упражнений и соблюдение гигиенических требований. Обучать основам самоконтроля и дозирования нагрузки по ЧСС во время занятий физическими упражнениями.

Оздоровительные задачи направлены на устранение утомляемости, нарушения осанки и координации. Эти явления особенно характерны для первого этапа полового созревания, который приходится на 5 – 6 классы. Продолжать развитие двигательных качеств: быстроты, силы, скоростно-силовых, выносливости, гибкости.

Воспитательными задачами являются: обеспечение мотивации к занятиям физическими упражнениями; воспитание привычки к самостоятельным занятиям в свободное время избранными видами спорта; воспитывать инициативность, самостоятельность, взаимопомощь, дисциплинированность, чувство ответственности.

 

3.3.3. Особенности методики физического воспитания в среднем

Школьном возрасте.

Особенностью урочных форм занятий с детьми среднего школьного возраста является углублённое обучение базовым видам двигательных действий (гимнастика, лёгкая атлетика, спортивные игры, плавание).

Ÿ Обучение двигательным действиям следует строить, опираясь на положительный перенос навыков.

Ÿ Обучая двигательным действиям, следует варьировать способы и условия их выполнения с тем, чтобы навыки не превращались в стереотипы.

Ÿ В подростковом возрасте увеличиваются индивидуальные различия детей, что необходимо учитывать в обучении движениям и при развитии физических качеств.

Ÿ Дифференцированный и индивидуальный подход особенно важен для учащихся, имеющих или низкие или высокие результаты.

 

3.4. Физическое воспитание юношей и девушек старшего

Школьного возраста.

Старший школьный возраст (юношеский) охватывает детей с 16 до 18 лет (9 – 11 классы).

 

3.4.1.Особенности возрастного развития.

В старшем школьном возрасте завершается половое созревание. В этой связи чётко проявляются половые и индивидуальные различия, как в строении, так и в функциях организма. В этом возрасте замедляются рост тела в длину и увеличение его размеров в ширину, а также прирост в массе. Различия между юношами и девушками в размерах и формах тела достигают максимума.

У старших школьников почти заканчивается процесс окостенения большей части скелета. Рост трубчатых костей в ширину усиливается, а в длину замедляется. Интенсивно развивается грудная клетка, особенно у юношей. Развитие костного аппарата сопровождается формированием мышц, сухожилий, связок. Мышцы развиваются равномерно и быстро, в связи с чем увеличивается мышечная масса и растёт сила. Появляются благоприятные возможности для воспитания силы и выносливости.

У девушек в отличие от юношей наблюдается значительно меньший прирост мышечной массы, заметно отстаёт в развитии плечевой пояс, но зато интенсивно развиваются тазовый пояс и мышцы тазового дна. Грудная клетка, сердце, лёгкие, жизненная ёмкость лёгких, сила дыхательных мышц, максимальная лёгочная вентиляция и объём потребления кислорода также менее развиты, чем у юношей. В силу этого функциональные возможности органов кровообращения и дыхания у них оказываются гораздо ниже.

Сердце юношей на 10 – 15 % больше по объёму и массе, чем у девушек; пульс реже на 6 –8 уд./мин, сердечные сокращения сильнее, что обуславливает больший выброс крови в сосуды и более высокое кровяное давление. Девушки дышат чаще и не так глубоко, как юноши; жизненная ёмкость их лёгких примерно на 100 см. куб. меньше.

 

3.4.2.Задачи физического воспитания.

Образовательные задачи состоят в получении старшеклассниками необходимого объёма знаний, который позволит после окончания школы пользоваться средствами физического воспитания самостоятельно и осознанно на протяжении всей жизни. В старших классах происходит совершенствование ранее приобретённых двигательных умений и навыков.

Оздоровительные задачи, общие для юношей и девушек, это создание у них верного и прочного представления о здоровом образе жизни, повышение всестороннего физического развития и высокой степени работоспособности. Задачи развития двигательных способностей у юношей и девушек в старших классах значительно различаются в связи с биологическими закономерностями их развития. Так, естественный прирост силы и выносливости у девушек завершается в 14 лет, в то время как у юношей рост этих качеств продолжается на протяжении ещё ряда лет. Подвижность в суставах у девушек выше, чем у юношей, и т.д.

К воспитательным задачам относится формирование культуры поведения и устойчивой привычки к самостоятельным занятиям физическими упражнениями и избранными видами спорта.

 

3.4.3. Особенности методики физического воспитания в старшем

Школьном возрасте.

В старшем школьном возрасте уроки физической культуры с юношами и девушками проводятся раздельно. Анатомо-физиологические и психические особенности юношей и девушек требуют различного подхода к организации занятий, подбору средств и методов обучения двигательным действиям и воспитанию физических качеств, к дозировке физической нагрузки.

В большей мере, чем в предыдущие годы, в процессе физического воспитания старшеклассников необходим дифференцированный подход.

Требования к показу учителем упражнений возрастают.

В старшем школьном возрасте в первую очередь следует уделять внимание развитию силовых и скоростно-силовых качеств, различным видам выносливости.

Интенсификация обучения в этом возрасте идёт по пути усиления тренировочной направленности уроков.

 

РАЗДЕЛ 4. ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОГО



Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.232.88 (0.013 с.)