Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кафедра теории и методики физической культуры

Поиск

ТАВРИЧЕСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

КАФЕДРА ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

 

 

 

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА

ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

ЧАСТЬ III

ЧАСТНЫЕ МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

РАЗЛИЧНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУПП ЛЮДЕЙ

ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ

ШКОЛЬНИКОВ И СТУДЕНТОВ

 

 

Учебное пособие

для студентов факультета физической культуры и спорта

Рецензент:

декан факультета физической культуры и спорта ТНУ,

заслуженный работник физической культуры и спорта Украины,

кандидат биологических наук

доцент Кровяков В.Ф.

 

 

Пичугин Е.П.

Теория и методика физического воспитания: Учебное пособие для

студентов факультета физической культуры и спорта.

Издательский центр «КрымОлимпАкадемия», 2008. –62 с.

 

В учебном пособии представлены современные знания основных положений теории и методики физического воспитания. В третьей части пособия показаны особенности физического воспитания дошкольников, школьников и студентов.

Для студентов высших учебных заведений физического воспитания и спорта. Может быть использовано преподавателями вузов, учителями физической культуры, спортивными тренерами.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

РАЗДЕЛ 1. ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО

ВОЗРАСТА ……………………………………………………………..5

1.1. Возрастная периодизация детей дошкольного возраста ……………………...5

1.2. Содержание и методика физического воспитания детей преддошкольного

возраста …………………………………………………………………………..5

1.3. Формы занятий и средства физического воспитания детей дошкольного

возраста …………………………………………………………………………..9

РАЗДЕЛ 2. ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В СИСТЕМЕ ОБЩЕГО

ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ, ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК

ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА …………………………………………11

2.1. Социально-педагогическое значение, цель и задачи физического

воспитания детей школьного возраста ………………………………………..11

РАЗДЕЛ 3. ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

МЛАДШЕГО, СРЕДНЕГО И СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО

ВОЗРАСТА ……………………………………………………………13

3.1. Средства физического воспитания …………………………………………..13

3.2. Физическое воспитание детей младшего школьного возраста …………… 14

3.2.1. Особенности возрастного развития …………………………………………14

3.2.2. Задачи физического воспитания в младшем школьном возрасте …………15

3.2.3. Особенности методики физического воспитания в младшем

школьном возрасте …………………………………………………………...16

3.3. Физическое воспитание детей среднего школьного возраста ……………..16

3.3.1. Особенности возрастного развития …………………………………………16

3.3.2. Задачи физического воспитания …………………………………………….17

3.3.3. Особенности методики физического воспитания в среднем

школьном возрасте …………………………………………………………...18

3.4. Физическое воспитание юношей и девушек старшего школьного

возраста ……………………………………………………………………….18

3.4.1.Особенности возрастного развития …………………………………………18

3.4.2. Задачи физического воспитания …………………………………………….19

3.4.3. Особенности методики физического воспитания в старшем школьном

возрасте ……………………………………………………………………….19

РАЗДЕЛ 4. ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОГО

ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ………….20

4.1. Урок физической культуры – основная форма организации физического

воспитания школьников ……………………………………………………….21

4.1.1. Постановка (определение) задач урока ……………………………………..22

4.1.2. Способы и методы организации деятельности учащихся на уроке …………………23

4.1.3. Проведение урока. Части урока …………………………………………………………..24

4.1.4. Разновидности (типы) школьных уроков физической культуры …………25

4.1.5. Методы оценки качества урока физической культуры ……………………25

4.1.6. Подготовка учителя к уроку физической культуры ……………………….29

4.1.7. Оценка успеваемости учащихся на уроках физической культуры ……….30

4.2. Внеурочные формы занятий физической культурой и спортом …………..33

4.2.1. Формы физического воспитания в режиме учебного дня …………………33

4.2.2. Внеклассные занятия физическими упражнениями ………………………..34

4.2.3. Планирование внеурочной работы по физической культуре и спорту……34

РАЗДЕЛ 5. ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ НА УРОКАХ

ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ШКОЛЕ ………………………...35

5.1. Структура и содержание «Программы для общеобразовательных учебных заведений ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА 5 – 12 классы» ………………..35

5.2. Документы планирования, составляемые учителем физкультуры ………….37

РАЗДЕЛ 6. ОСНОВЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

РАЗДЕЛ 1. ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО

ВОЗРАСТА

 

1.1. Возрастная периодизация детей дошкольного возраста.

Дошкольный возраст охватывает период жизни от рождения до 6 – 7 лет. Именно в этот период осуществляется наиболее интенсивный рост и развитие важнейших систем организма и их функций, закладывается база для всестороннего развития физических и духовных способностей. Основой всестороннего развития ребёнка в первые годы жизни является физическое воспитание.

В настоящее время принято деление на определённые возрастные периоды с учётом совокупности анатомо-физиологических особенностей организма и условий жизни, воспитания и обучения.

I – преддошкольный возраст: от рождения до 3 лет.

II – дошкольный возраст: от 3 до 6, 7 лет.

Продолжительность отдельных возрастных периодов в значительной степени подвержена изменениям. Как хронологические рамки возраста, так и его характеристики определяются биологическими и социальными факторами.

1.2. Содержание и методика физического воспитания детей

Преддошкольного возраста.

Основная задача физического воспитания детей преддошкольного возраста – обеспечение оптимального режима физической активности для достижения положительного эмоционального состояния, нормального физического, нервно-психического развития и укрепления здоровья.

Режим – это последовательное распределение во времени основных физиологических потребностей детей: сна, приёма пищи, бодрствования и оздоровительных мероприятий (закаливающие процедуры, массаж, гимнастика, подвижные игры и т. д.).

Правильный режим создаёт благоприятные условия для физиологического и психического развития ребёнка, обеспечивает его уравновешенное бодрое состояние, предохраняет от переутомления.

Основными средствами физического воспитания малышей до года являются гимнастические упражнения, массаж, закаливание, плавание. Детей старше двух лет – ежедневная утренняя гимнастика, гигиеническая гимнастика после дневного сна, закаливание, плавание, организованные занятия физическими упражнениями в яслях и

Гимнастические упражнения включают в себя рефлекторные (ответ на раздражение кожно-нервного аппарата ребёнка), пассивные (производятся взрослыми), пассивно-активные (с помощью взрослых и частично самостоятельно ребёнком), активные (выполняются самостоятельно ребёнком).

На использовании врождённых рефлексов построены многие упражнения гимнастических комплексов: рефлекторное ползание на животе и спине, рефлекторные повороты вправо и влево, рефлекторное обхватывание игрушки и т.п. Обучение происходит на базе безусловных рефлексов и затем переходит в активные движения.

При составлении комплексов учитываются индивидуальные и возрастные особенности ребёнка.

Занятия проводятся ежедневно в одни и те же часы.

Радостное настроение, положительный эмоциональный тонус необходимо поддерживать у детей всех возрастов. Это залог хорошего психического и физического развития. Многократные движения рук и ног при выполнении гимнастических упражнений так называемого “комплекса оживления” уменьшают тонус сгибателей, общая подвижность укрепляет мышечную систему, содействует развитию органов дыхания, улучшению кровообращения и пищеварения. Некоторые упражнения “комплекса оживления” нужно проводить во время каждого переодевания перед кормлением.

Закаливание является эффективным средством использования естественных сил природы и гигиенических факторов в укреплении здоровья и физическом развитии детей дошкольного возраста.

Основное правило закаливания – не кутать ребёнка и обеспечить максимальное пребывание на свежем воздухе. Чем активнее ребёнок, чем больше и энергичнее двигается, тем легче его нужно одевать, но так, чтобы он не мёрз. Для детей одинаково вредно и охлаждение и перегревание.

Закаливание воздушными процедурами способствует сокращению сосудов кожи и уменьшению теплоотдачи. Если эту способность тренировать систематически, то ребёнку не будет опасна никакая простуда. Основной принцип закаливания – систематичность процедур. Закаливание воздушными процедурами нужно начинать с проветривания помещения. Температура воздуха в помещении, где находятся грудные дети, должна быть 21° – 22°. В прохладную погоду комнату проветривать не менее 3 – 4 раз в день, а летом окна держать открытыми как можно дольше. Дети чрезвычайно чувствительны к недостатку свежего воздуха, они становятся вялыми, у них ухудшается сон и аппетит. Недопустимо курение в комнате, где находятся дети.

Осенью и зимой при приёме воздушных процедур для детей до 6 месяцев температура воздуха должна быть 21° – 22°, для детей после года 18° – 20°. Продолжительность первых процедур для детей грудного возраста 2 – 3 минуты, после года – 5 минут. Постепенно это время увеличивают на 2 – 3 минуты через каждые 3 – 4 дня и доводят до 30 минут. Температуру воздуха снижают через каждые 5 – 6 дней на один градус и доводят до 18° – 19° для детей до года и 15° – 16° – после года.

Весной, при температуре 22° – 24°, процедуры принимаются в защищённых от прямых солнечных лучей и сильного ветра местах. Лучшее время для проведения этих процедур с 9 до 12 часов и с 16 до 18 часов. Продолжительность в первые дни 10 минут, затем её постепенно увеличивают до 1 часа.

Солнечная радиация благотворно влияет на физическое развитие ребёнка. Укрепляет и оздоравливает его, повышает сопротивляемость организма неблагоприятным факторам. Ультрафиолетовые лучи имеют бактерицидное и противорахитное действие. При этом болезнетворные микробы быстро гибнут, и воздух в помещении очищается. Ультрафиолетовые лучи стимулируют образование в жировой клетчатке витамина D, который способствует обмену солей фосфора и кальция, необходимых для укрепления костей ребёнка, благотворно влияет на процессы кроветворения. Однако солнечные лучи приносят пользу только при правильном и осторожном их использовании. От недозированного, длительного облучения солнечными лучами у ребёнка возникает бессонница, ухудшается аппетит, он становится вялым и капризным. Принимать солнечные процедуры лучше всего вблизи водоёмов, в тихом безветренном месте с 9 до 12 и с 16 до 18 часов. В это время не сильно жарко и ультрафиолетовое облучение наиболее эффективно. Не рекомендуется проводить процедуры натощак или сразу же после еды, так как при перегревании тела уменьшается выделение желудочного сока, нарушается процесс пищеварения. В первые дни на солнце можно находиться не более 5 – 6 минут. Постепенно длительность процедуры увеличивают в среднем на 1 минуту, доводя её до 10 – 15 минут одномоментного пребывания на солнце при этом ежедневное суммарное время пребывания на солнце составляет 40 – 50 минут.

Водные процедуры эффективны в закаливании ребёнка, они достаточно просты и легко дозируютя.

Водные процедуры начинают с умывания. Тёплую воду постепенно охлаждают до 14°. Ребёнку моют лицо, руки, шею и верхнюю часть груди. Через некоторое время можно приступить к обтиранию тела смоченной в воде рукавичкой, губкой или влажным полотенцем. В воду для обтирания рекомендуется добавлять морскую соль (одну столовую ложку на 3 – 4 литра воды). Сначала обтирают руки, затем шею, грудь, живот, спину и ноги. Все движения выполняют быстро и энергично. Процедура длится не более 1 – 2 минут. Затем тело растирают сухим полотенцем до покраснения кожи.

Обливание из лейки или под душем проводят после солнечной процедуры или после утренней гимнастики, когда ребёнок привыкнет к обтиранию. Эта процедура считается более сильным средством закаливания, чем обтирание, поскольку вода попадает сразу на всё тело. Высота падения воды во время этой процедуры не должна превышать 40 – 50 см. Сначала обливают спину, затем грудь и живот, правый и левый бок. После окончания процедуры тело растирают сухим полотенцем до покраснения кожи.

Во многих семьях детей приучают мыть ноги в прохладной воде в течение всего года. Благодаря этому меньше потеют ноги, укрепляются мышцы и связки стопы, предупреждается возникновение плоскостопия.

Особенно способствует закаливанию детей купание в естественном водоёме. Начинают купание при температуре воздуха не менее 25 и воды 22. Продолжительность купания от 1 – 2 минут с постепенным увеличением до 5 – 10 минут. Следует помнить, что нельзя купать ребёнка натощак и раньше, чем через 1 – 1,5 часа после еды. Взрослые не должны позволять вспотевшим детям нырять в прохладную воду. В воде нужно постоянно двигаться или плавать. После купания дети должны вытереться полотенцем и согреться на солнце.

Нет однозначного ответа на целесообразность парить ребёнка в бане. Учёные чаще всего дают отрицательный ответ, объясняя это тем, что организм ребёнка развивается в дошкольный период особенно интенсивно и сердце несёт большую нагрузку. Чрезмерная жара в парной будет представлять опасность для сердечно-сосудистой системы ребёнка.

Родители, дети которых часто простужаются и болеют, стараются теплее одевать своего ребёнка, сокращают время его прогулок в прохладную погоду, запрещают им бегать, оберегают их от подвижных игр со сверстниками. Кроме того, постоянное напоминание о том, что ребёнок может простудиться и заболеть, угнетающе действует на его психику. Для детей, имеющих ослабленное здоровье, нет лучшего лекарства, чем активная двигательная деятельность и закаливание организма.

Массаж способствует укреплению здоровья, улучшает функционирование кровеносной и мышечной систем, улучшает обмен веществ, оказывает положительное влияние на развитие психики ребёнка. Массаж воздействует не только на поверхностные и глубоко расположенные ткани, но и рефлекторно на весь организм в целом.

В результате массажа через кожу, как наиболее обширную воспринимающую поверхность организма, раздражение передаётся в центры коры большого мозга, где создаются очаги возбуждения, оказывающие тонизирующее действие на центральную нервную систему и тем самым стимулирующие её функциональную способность.

В раннем детском возрасте массаж вместе с гимнастическими упражнениями можно применять, начиная с одномесячного возраста, как средство физического развития ребёнка.

Техника массажа у детей включает применение всех четырёх приёмов классического массажа: поглаживание, растирание, разминание и вибрацию.

Массаж рекомендуется сочетать с гимнастическими упражнениями.

Плавание. Практические занятия в ванне с совершенно здоровыми детьми можно начинать со средины первого или в начале второго месяца жизни ребёнка.

Грудной ребёнок не боится воды. И если в ванне у ребёнка появляется страх, то виноваты в этом родители. Необходимо ни на секунду не оставлять ребёнка одного в ванне. Во время проведения занятия необходимо создавать ребёнку эмоционально насыщенную обстановку. С ребёнком нужно всё время ласково разговаривать, не помешает тихая мелодичная музыка. Занятия по плаванию должны проходить весело, живо, в непрерывном контакте между ребёнком и взрослым. Вот почему важно, чтобы хотя бы первые занятия проходили при совместном погружении ребёнка и родителя в воду. Чувствуя рядом мать или отца, ребёнок меньше пугается.

Цель в течение 9 – 12 месяцев научить ребёнка самостоятельно держаться на поверхности воды в течение 20 – 30 минут; нырять на небольшую глубину, доставать со дна предметы (игрушки), плавать под водой в течение 7 – 8 секунд.

В дальнейшем занятия должны постепенно усложняться и сводиться к более уверенному пребыванию ребёнка в воде с более высокой двигательной активностью. Ребёнка надо непременно приобщить летом к купанию в естественных водоёмах, а зимой – в бассейне.

 

1.3. Формы занятий и средства физического воспитания детей

Дошкольного возраста.

Формы организации физического воспитания детей подразделяются на урочные и неурочные.

Урочные формы – это физкультурные занятия в дошкольных учреждениях, неурочные – физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня, организованные групповые, индивидуальные, а также самостоятельные занятия.

В дошкольном учебном учреждении (детском саду) всем формам физкультурных занятий отведено определённое место в режиме дня. Содержание регламентируется программой воспитания в дошкольном учебном учреждении (детском саду).

Формы физического воспитания детей дошкольного возраста:

Ÿ занятия физическими упражнениями в форме урока;

Ÿ занятия физическими упражнениями в режиме дня: утренняя гимнастика, гигиеническая гимнастика после дневного сна, подвижные игры, спортивные развлечения, физкультминутки, прогулки;

Ÿ физкультурные праздники;

Ÿ самостоятельные занятия детей.

Занятия урочного типа проводят не реже трёх раз в неделю продолжительностью от 20 минут в младшей группе и до 35 в подготовительной. Занятие состоит из подготовительной, основной и заключительной частей.

Задача подготовительной части – организовать детей, сконцентрировать их внимание на предстоящих двигательных заданиях, а также подготовить организм к выполнению упражнений основной части.

В основной части осуществляется формирование и совершенствование двигательных умений и навыков, развитие физических качеств. В эту часть занятия, кроме предусмотренных программой упражнений, обязательно включают подвижную игру.

В заключительной части осуществляется постепенный переход детей в относительно спокойное состояние. Для этого используются ходьба, малоподвижные игры, хороводы.

Утренняя гимнастика проводится ежедневно перед завтраком.

Систематическое и квалифицированное проведение утренней гимнастики играет существенную роль в системе физического воспитания детей дошкольного возраста, так как расширяет их двигательный режим, оказывает на них не только оздоровительное, но воспитательное и образовательное воздействие.

Обычно, для первой младшей группы комплекс включает 3 – 4 упражнения игрового и подражательного характера в сочетании с ходьбой, бегом, подскоками продолжительностью до 5 минут, то для подготовительной к школе группы его увеличивают до 7 – 8 упражнений продолжительностью до 12 минут. К детям седьмого года жизни требования возрастают – общеразвивающие упражнения они повторяют 10 – 12 раз, продолжительность бега в среднем доводится до 2 – 5 минут.

Подвижные игры организует воспитатель ежедневно по несколько раз во время прогулок до обеда и после дневного сна. Игра – важная самостоятельная деятельность детей и занимает значительное место в их жизни.

В воспитательной работе дошкольного учебного учреждения (детском саду) большое внимание уделяется играм творческого характера, одной из форм которых служит игра с разнообразными предметами. Игровые действия определяются игровыми предметами: с обручами надо бегать, прыгать; мячи – бросать, катать и т.п. Эти игры мало регламентированы, просты по структуре, допускают любое количество участников и относительную самостоятельность детей. Наличие широких возможностей действовать сообразно со своими силами делает такие игры наиболее доступными и привлекательными для детей.

Интересным и весьма эффективным для дошкольников видом игровой деятельности являются игры-задания, содержание которых составляют доступные детям действия (добежать первым до условной черты, докатить обруч до конца дорожки не уронив его и т.п.).

Более сложный вид подвижных игр, широко применяемый для физического воспитания дошкольников, - сюжетные игры с правилами. Они требуют от детей умения действовать в коллективе, согласовывать свои движения с другими участниками игры, выполнять установленные правила. Типичным примером сюжетной подвижной игры может служить игра “два мороза”.

Прогулки занимают большое место в режиме дня дошкольников. На них отводится от 50 минут до 2 часов в первой и второй половинах дня.

Основное назначение прогулок – длительное пребывание детей на открытом воздухе, заполненное подвижными играми и физическими упражнениями.

Воспитатель должен специально готовиться к проведению прогулок. Продумать маршрут, предусмотреть места отдыха, игры, спортивные развлечения, подготовить необходимый инвентарь. Желательно, чтобы в проведении прогулок за пределы дошкольного учебного учреждения (детского сада) участвовали не менее двух взрослых.

Физкультурная минутка проводится во время малоподвижных занятий по счёту, развитию речи и т.п. с целью удержать или повысить умственную работоспособность, активизировать функции организма, подавляемые статическими положениями тела, содействовать выпрямлению и разгрузке позвоночника.

Спортивными развлечениями условно названы упражнения из различных видов спорта, в связи с применением их без установки на спортивный результат. Главная их задача – развлечение, относительная свобода действий, наличие эмоциональных игровых моментов и элементов соревнования. Спортивные развлечения можно считать хотя и элементарной, но действенной формой начальной спортивной подготовки дошкольников.

Физкультурные праздники и дни здоровья проводятся в дошкольном учебном учреждении (детском саду) эпизодически в старшей и подготовительной группах. Назначение таких праздников и дней здоровья – продемонстрировать результаты, достигнутые в овладении физическими упражнениями и играми за определённый промежуток времени. Детям предоставляется возможность посоревноваться в праздничной обстановке. Местом проведения праздника может быть зал, площадка, плавательный бассейн.

Самостоятельна двигательная деятельность детей. Наряду с организованными формами физкультурных занятий рекомендуется создавать условия для самостоятельной двигательной деятельности детей, которая строится на самодеятельных началах по их желанию и инициативе. Содержание её постепенно расширяется в связи с накоплением старшими дошкольниками двигательного опыта. Стимулирующее воздействие на самостоятельную двигательную активность оказывает оснащение прогулочных площадок специальным оборудованием и инвентарём.

Самостоятельные занятия физическими упражнениями должны быть обеспечены педагогическим руководством воспитателя или родителями. При этом надо избегать чрезмерной регламентации деятельности детей, предоставлять им самостоятельность, поощрять инициативность, стремление к двигательному творчеству, развивать организаторские способности. Желательно также участие воспитателя или родителя в некоторых играх. Это повышает интерес детей к двигательной деятельности, позволяет лучше руководить группой и направлять деятельность каждого ребёнка.

 

 

РАЗДЕЛ 2. ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В СИСТЕМЕ ОБЩЕГО

ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ, ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК

ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

2.1. Социально-педагогическое значение, цель и задачи физического

Образовательные задачи.

1.Формирование и совершенствование жизненно важных двигательных умений и навыков.

2.Овладение специальными знаниями в области физического воспитания и спорта. Учащиеся должны знать: роль и значение физической культуры в обществе и семье; какое влияние оказывают физические упражнения на функциональные системы организма; правила самостоятельной тренировки; основные приёмы самоконтроля во время во время занятий физическими упражнениями и т.д.

Оздоровительные задачи.

1.Укрепление здоровья, содействие нормальному физическому развитию, формирование правильной осанки, гармоничное развитие различных мышечных групп и функциональных систем организма, укрепление нервной системы, активизация обменных процессов.

2.Обеспечение оптимального для каждого возраста и пола гармоничного развития физических качеств.

В младшем школьном возрасте необходимо обращать внимание на всестороннее развитие физических качеств, однако акценты делаются на воспитание координационных способностей, а также быстроты движений. В среднем школьном возрасте большое внимание уделяется скоростной и скоростно-силовой подготовке. В старшем школьном возрасте целесообразно проводить работу по воспитанию скоростно-силовых и особенно силовых качеств, а также общей и анаэробной выносливости.

3.Повышение сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям внешней среды.

При любой возможности уроки физической культуры и другие занятия физическими упражнениями целесообразно проводить на свежем воздухе, а не в зале.

4.Повышение общей работоспособности и привитие гигиенических навыков.

Школьники должны ежедневно выполнять какие-либо физические упражнения, достаточно продолжительное время находиться под воздействием естественных сил природы, соблюдать режимы учёбы и отдыха, сна, полноценного питания.

Воспитательные задачи.

1.Воспитание потребности и желания самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности и укрепления здоровья.

2.Воспитание личностных моральных, волевых, эстетических, нравственных и др. качеств.

 

 

РАЗДЕЛ 3. ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

Школьном возрасте.

Ÿ Для младшего школьного возраста ведущими на уроке являются задачи совершенствования естественных двигательных действий (ходьба, бег, прыжки, метания, лазание и т.п.).

Ÿ При обучении основным видам движений обращать внимание на правильность и точность выполнения упражнений (школа движений).

Ÿ Из методов упражнения преимущество отдаётся целостному методу.

Ÿ Необходимо варьировать упражнения, изменять условия их выполнения, исходное положение, направление движения, так как многократное повторение одного и того же упражнения утомляет детей.

Ÿ Чем младше возраст обучаемых, тем чаще должна использоваться непосредственная помощь «проводка».

Ÿ Показ упражнений должен быть качественным и многократным.

Ÿ Использовать предметные ориентиры: флажки, кубики, обручи, а также разметку указателей мелом или краской на полу, стенах, асфальте.

Ÿ На каждом уроке проводить подвижные игры. Использовать образную речь, которая вносит элемент игры и эмоциональную окраску в ход занятий.

Ÿ Использовать сочетание выполнения упражнения с громким проговариванием – речитативом.

Ÿ Оценивать деятельность школьников, они должны быть уверены, что их старания будут оценены.

 

3.3. Физическое воспитание детей среднего школьного возраста.

Средний школьный возраст (подростковый) охватывает детей в возрасте от 12 до 15 лет (5 – 8 классы).

 

3.3.1. Особенности возрастного развития.

Средний школьный возраст характеризуется интенсивным ростом и увеличением размеров тела. Годичный прирост длины тела достигает 4 – 7 см главным образом за счёт удлинения ног. Масса тела прибавляется ежегодно на 3 – 6 кг. Наиболее интенсивный темп роста мальчиков происходит в 13 – 14 лет, когда длина тела прибавляется за год на 7 – 9 см. А у девочек происходит интенсивное увеличение роста в 11 – 12 лет в среднем на 7 см.

В подростковом возрасте быстро растут длинные трубчатые кости верхних и нижних конечностей, ускоряется рост в высоту позвоночников. Позвоночный столб подростка очень подвижен.

Чрезмерные мышечные нагрузки, ускоряя процесс окостенения, могут замедлять рост трубчатых костей в длину.

В этом возрасте быстро развивается мышечная система. С 13 лет отмечается резкий скачёк в увеличении общей массы мышц, главным образом за счёт увеличения толщины мышечных волокон. Мышечная масса особенно интенсивно нарастает у мальчиков в 13 –14 лет, а у девочек – в 11 – 12 лет.

Наблюдаются существенные различия в сроках полового созревания девочек и мальчиков. Половое созревание девочек наступает обычно на 1 – 2 года раньше, чем у мальчиков. В одном классе обучаются школьники с разной степенью полового созревания, а, следовательно, с разными функциональными и адаптивными возможностями. В подростковом возрасте приобретает особую актуальность проблема индивидуального обучения в условиях коллективных форм физического воспитания.

У подростков на фоне морфологической и функциональной незрелости сердечно-сосудистой системы, а также продолжающегося развития центральной нервной системы особенно заметно выступает незавершённость формирования механизмов, регулирующих и координирующих различные функции сердца и сосудов. Поэтому адаптационные возможности системы кровообращения у детей 12 – 15 лет при мышечной деятельности значительно меньше, чем в старшем школьном возрасте. Их система кровообращения реагирует на нагрузки менее экономично. Полного морфологического и функционального совершенства сердце достигает лишь к 20 годам.

В период полового созревания у подростков отмечается наиболее высокий темп развития дыхательной системы. Объём лёгких в возрасте с 11 до 14 лет увеличивается почти в два раза, значительно повышается минутный объём дыхания и растёт показатель жизненной ёмкости лёгких (ЖЕЛ), у мальчиков – с 1970 мл (12 летних) до 2600 мл (15 летних), у девочек – с 1900 мл (12 летних) до 2500 мл (15 летних).

Режим дыхания у детей среднего школьного возраста менее эффективный, чем у взрослых. За один дыхательный цикл подросток потребляет 14 мл кислорода, в то время как взрослый – 20 мл. Подростки меньше, чем взрослые, способны задерживать дыхание и работать в условиях недостатка кислорода. У их быстрее, чем у взрослых, снижается насыщение крови кислородом.

У детей среднего школьного возраста достаточно высокими темпами улучшаются координационные, силовые и скоростно-силовые способности, умеренно увеличиваются скоростные способности и выносливость. Низкие темпы наблюдаются в развитии гибкости.

 

3.3.2. Задачи физического воспитания.

Образовательные задачи направлены на совершенствование приобретённых ранее и овладение новыми двигательными умениями и навыками. Обучать основам техники отдельных упражнений гимнастики, лёгкой атлетики, спортивных игр. Знания в области физической культуры должны обеспечить понимание значения физических упражнений для организма, обеспечить безопасность при выполнении упражнений и соблюдение гигиенических требований. Обучать основам самоконтроля и дозирования нагрузки по ЧСС во время занятий физическими упражнениями.

Оздоровительные задачи направлены на устранение утомляемости, нарушения осанки и координации. Эти явления особенно характерны для первого этапа полового созревания, который приходится на 5 – 6 классы. Продолжать развитие двигательных качеств: быстроты, силы, скоростно-силовых, выносливости, гибкости.

Воспитательными задачами являются: обеспечение мотивации к занятиям физическими упражнениями; воспитание привычки к самостоятельным занятиям в свободное время избранными видами спорта; воспитывать инициативность, самостоятельность, взаимопомощь, дисциплинированность, чувство ответственности.

 

3.3.3. Особенности методики физического воспитания в среднем

Школьном возрасте.

Особенностью урочных форм занятий с детьми среднего школьного возраста является углублённое обучение базовым видам двигательных действий (гимнастика, лёгкая атлетика, спортивные игры, плавание).

Ÿ Обучение двигательным действиям следует строить, опираясь на положительный перенос навыков.

Ÿ Обучая двигательным действиям, следует варьировать способы и условия их выполнения с тем, чтобы навыки не превращались в стереотипы.

Ÿ В подростковом возрасте увеличиваются индивидуальные различия детей, что необходимо учитывать в обучении движениям и при развитии физических качеств.

Ÿ Дифференцированный и индивидуальный подход особенно важен для учащихся, имеющих или низкие или высокие результаты.

 

3.4. Физическое воспитание юношей и девушек старшего

Школьного возраста.

Старший школьный возраст (юношеский) охватывает детей с 16 до 18 лет (9 – 11 классы).

 

3.4.1. Особенности возрастного развития.

В старшем школьном возрасте завершается половое созревание. В этой связи чётко проявляются половые и индивидуальные различия, как в строении, так и в функциях организма. В этом возрасте замедляются рост тела в длину и увеличение его размеров в ширину, а также прирост в массе. Различия между юношами и девушками в размерах и формах тела достигают максимума.

У старших школьников почти заканчивается процесс окостенения большей части скелета. Рост трубчатых костей в ширину усиливается, а в длину замедляется. Интенсивно развивается грудная клетка, особенно у юношей. Развитие костного аппарата сопровождается формированием мышц, сухожилий, связок. Мышцы развиваются равномерно и быстро, в связи с чем увеличивается мышечная масса и растёт сила. Появляются благоприятные возможности для воспитания силы и выносливости.

У девушек в отличие от юношей наблюдается значительно меньший прирост мышечной массы, заметно отстаёт в развитии плечевой пояс, но зато интенсивно развиваются тазовый пояс и мышцы тазового дна. Грудная клетка, сердце, лёгкие, жизненная ёмкость лёгких, сила дыхательных мышц, максимальная лёгочная вентиляция и объём потребления кислорода также менее развиты, чем у юношей. В силу этого функциональные возможности органов кровообращения и дыхания у них оказываются гораздо ниже.

Сердце юношей на 10 – 15 % больше по объёму и массе, чем у девушек; пульс реже на 6 –8 уд./мин, сердечные сокращения сильнее, что обуславливает больший выброс крови в сосуды и более высокое кровяное давление. Девушки дышат чаще и не так глубоко, как юноши; жизненная ёмкость их лёгких примерно на 100 см. куб. меньше.

 

3.4.2. Задачи физического воспитания.

Образовательные задачи состоят в получении старшеклассниками необходимого объёма знаний, который позволит после окончания школы пользоваться средствами физического воспитания самостоятельно и осознанно на протяжении всей жизни. В старших классах происходит совершенствование ранее приобретённых двигательных умений и навыков.

Оздоровительные задачи, общие для юношей и девушек, это создание у них верного и прочного представления о здоровом образе жизни, повышение всестороннего физического развития и высокой степени работоспособности. Задачи развития двигательных способностей у юношей и девушек в старших классах значительно различаются в связи с биологическими закономерностями их развития. Так, ес



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 718; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.239.135 (0.015 с.)