Физического воспитания школьников. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Физического воспитания школьников.



Физическая культура является учебным предметом предусмотренным учебным планом во всех классах общеобразовательной и профессиональной школы. Содержание предмета регламентируется государственной программой, а практическая реализация осуществляется на уроках физической культуры. Посещение уроков физической культуры является обязательным для всех учащихся школы.

Деление учащихся на группы. В зависимости от состояния здоровья и физической подготовленности учащиеся делятся на основную, подготовительную и специальную медицинскую группы.

К основной группе относятся учащиеся без отклонений в физическом развитии и состоянии здоровья, а также с незначительными отклонениями функционального характера, но имеющие достаточную физическую подготовленность. Занятия по физической культуре с ними проводятся по школьной программе в полном объёме.

Подготовительная группа формируется из учащихся имеющих незначительные отклонения в состоянии здоровья и физическом развитии без существенных функциональных изменений, а также недостаточную физическую подготовленность. К этой группе относят школьники с нарушениями осанки и плоскостопием, а также часто болеющие.

В специальную медицинскую группу включаются учащиеся, имеющие такие отклонения в состоянии здоровья, которые являются противопоказанием к повышенной физической нагрузке и определённым физическим упражнениям. В зависимости от характера заболеваний учащихся рекомендуется разделять на подгруппы: с болезнями сердца, верхних дыхательных путей и лёгких, с аномалиями рефракции глаз, с ожирением, с заболеваниями желудочно-кишечного тракта.

Характерные черты урока:

1. Явно выраженная дидактическая направленность, обусловленная решением образовательных задач.

2. Руководящая роль учителя, направленная на преподавание предмета и воспитание учащихся.

3. Строгая регламентация деятельности учащихся и дозирования нагрузки.

4. Постоянный состав занимающихся и их возрастная однородность.

Требования к современному уроку физической культуры:

Ÿ учёт мотивов и интересов школьников к занятию физическими упражнениями;

Ÿ каждый урок должен быть тесно связан с предыдущими и последующими уроками;

Ÿ современный урок отличает хорошая организация самостоятельной учебной деятельности учащихся. На уроке должна быть сознательная рабочая дисциплина, предусматривающая инициативу и творчество учащихся;

Ÿ показательным является разнообразие организации деятельности учащихся, занятие нельзя строить по раз и навсегда избранному шаблону;

ŸНепременным условиям эффективности является необходимость достижения оптимальной двигательной активности всех учащихся на протяжении всего времени урока.

Ÿ учителю следует обеспечить контроль знаний, умений и навыков учащихся;

Ÿ урок должен проводиться в условиях отвечающих гигиеническим и эстетическим требованиям.

 

4.1.1. Постановка (определение) задач урока.

На каждом уроке школьники должны получать новые знания, умения и навыки, должны ощущать, что в процессе занятий улучшается их физическое развитие. Для этого учителю необходимо чётко определить конечную цель совместной работы с учащимися на год, семестр, серию уроков. Целью каждого учебного года является овладение материалом, предусмотренным школьной программой для данного класса. Реализуется цель путём постановки конкретных задач на каждый урок.

Конкретизация задач урока – решающий фактор разработки его содержания. Формулировка задач должна быть предельно краткой и ясной.

В методике физического воспитания все задачи, исходя из направленности, принято делить на три группы: образовательные, оздоровительные и воспитательные.

Задачи обучения (образовательные) не могут быть единственными в уроке, следует обязательно отразить и требования к развитию двигательных качеств и совершенствованию функциональных систем организма учащихся. При этом следует предусматривать именно то, что действительно может быть достигнуто в рамках одного урока.

1. Образовательные задачи связаны с формированием двигательных умений и навыков и приобретением специальных знаний. При конкретной постановке задач на урок целесообразно использовать следующие глаголы: «научить», «закрепить», «совершенствовать», «ознакомить», «оценить».

2. Решение оздоровительных задач предусматривает обеспечение оптимального физического развития, формирование осанки и обеспечение на занятиях наилучших условий для оздоровительного влияния упражнений на организм. Развитие двигательных способностей (физических качеств) принято относить к оздоровительным задачам, учитывая их значение для нормального функционирования всех органов и систем организма школьников. Конкретно на урок задачи ставятся, например, так: «Воспитывать (развивать) силу».

3. Воспитательные задачи, как правило, на конкретный урок не формулируются и в конспект урока не записываются. Решаются в зависимости от складывающейся ситуации на уроке. Уроки физической культуры имеют большие возможности влиять на становление личности учащихся, и если учитель управляет этим процессом, то достигает положительных результатов. Если этот процесс идёт стихийно, то может получиться даже отрицательный эффект. На уроке учащиеся вступают в определённые отношения друг с другом и с учителем, вырабатывают отношения к самим себе, к дисциплине, к труду, к вещам общественной собственности и т.п. Эти отношения, по возможности, необходимо планировать. Учитель обязан адекватно реагировать на неожиданно возникающие формы поведения учащихся во время занятий, используя их для нравственного воспитания школьников.

Перечисленные группы задач на конкретном уроке решаются комплексно, в неразрывной связи друг с другом.

 

4.1.2. Способы организации деятельности учащихся на уроке.

Способы управления учащимися заключаются в построениях и перестроениях для совместных действий, показа и выполнения упражнений, перехода от одного места занятий к другому.

Поочерёдный способ заключается в том, что каждый последующий ученик начинает выполнять упражнение только после окончания работы предыдущим занимающимся.

При поточном способе каждый последующий ученик включается в работу до окончания выполнения упражнений предыдущим (например, кувырки или ведение мяча с броском в кольцо).

Попеременный способ, когда учащиеся выстраиваются в две шеренги лицом друг к другу и выполняют упражнение ученики то одной, то другой шеренги (например, передача баскетбольного мяча).

Сущность фронтального способа заключается в том, что все учащиеся одновременно выполняют одинаковое задание. Его достоинство – максимальный охват учащихся двигательной деятельностью, т.е. высокая двигательная плотность урока.

При групповом способе учащиеся разделяются на группы. Наиболее рациональным следует считать разделение учеников по уровню их подготовленности. Применение этого метода приводит к снижению двигательной (моторной) плотности урока, поэтому, если на уроке используются снаряды с малой пропускной способностью, то для повышения занятости ожидающих очередь следует использовать выполнение дополнительных заданий, способствующих освоению основного упражнения.

Сущность индивидуального способа заключается в том, что отдельные ученики, получив те или иные задания, должны самостоятельно их выполнять. Этот способ организации учащихся больше подходит для старшеклассников.

Метод круговой тренировки относится как к способам организации деятельности на уроке, так и к методам развития физических качеств. Метод круговой тренировки предусматривает последовательное выполнение серий физических упражнений, подобранных и объединенных в комплекс, воздействующих на различные мышечные группы и функциональные системы и выполняемые в порядке последовательной смены «станций» (мест для каждого упражнения с соответствующим оборудованием), которые располагаются в зале или на площадке по замкнутому кругу. Занимающиеся переходят от выполнения одного упражнения к выполнению другого, передвигаясь как бы по кругу, закончив выполнение последнего упражнения в данной серии, они вновь возвращаются к первому. На каждой «станции» (обычно их 8 – 10) повторяется один вид физических упражнений. Число повторений упражнений на каждой «станции» устанавливается индивидуально, в зависимости от показателей так называемого «максимального теста» (МТ) – предварительного испытания на индивидуально доступное предельное число повторений упражнения. В качестве тренировочной нагрузки берут 1/2 или 1/3 МТ.

 

4.1.3. Проведение урока. Части урока.

В методике физического воспитания принято выделять три части урока.

I. Подготовительная часть урока проводится чтобы:

1) организовать учащихся и психологически настроить их к эффективной работе;

2) функционально подготовить организм учащихся к выполнению более интенсивных и трудных упражнений основной части.

Начинается урок общим построением класса. Затем следует рапорт дежурного ученика или физорга класса о готовности класса к уроку (процедура рапорта не обязательна). Далее учитель сообщает задачи урока.

Средствами подготовительной части урока являются построения и перестроения, ходьба, различные способы бега и прыжков, упражнения на внимание, общеразвивающие упражнения без предметов и с предметами, в движении, на месте, в парах. Упражнения в подготовительной части подбираются, учитывая содержание основной части урока.

Наиболее распространён фронтальный метод организации учащихся. В старших классах может использоваться групповой и индивидуальный методы организации занимающихся.

Длительность подготовительной части урока до 10 минут.

II. В основная части урока реализуются образовательные, оздоровительные и воспитательные задачи урока, предусмотренные учебной программой и планами, составленные учителем физической культуры.

Методические рекомендации по проведению основной части урока следующие:

1) Изучение нового материала следует проводить в период наивысшей работоспособности, как правило, в начале основной части урока;

2) При воспитании физических качеств соблюдать такую последовательность: скоростные упражнения, силовые упражнения, упражнения на выносливость;

3) Учитель должен обеспечить достаточно высокий уровень двигательной нагрузки путём достижения оптимальной интенсивности и необходимого количества повторений упражнений;

4) Учитель должен стремиться обеспечить оптимальное эмоциональное состояние учащихся, так как при этом успешнее осуществляется обучение движениям и развитие физических качеств. Эмоциональный настрой достигается путём применения игровых и соревновательных ситуаций, технических средств обучения, наглядности, музыкального сопровождения;

5) Учитель внимательно должен наблюдать за правильностью выполнения учениками заданий и оценивать их выполнение.

Нужно исходить из того, что эффективность урока определяется, кроме прочего, тем, насколько полно использовано выделенное время для реализации поставленных задач основной части урока.

Продолжительность основной части урока составляет 2/3 времени урока.

III. Заключительная часть урока используется для постепенного снижения уровня физического и эмоционального возбуждения. В заключительной части подводятся итоги урока, и оценивается деятельность учеников. Организуют это обычно фронтальным методом в построении в «шеренгу». Выполняются упражнения в «расслаблении», «на внимание», «на восстановление нормального дыхания» в движении и на месте.

Даже при остром дефиците времени заключительная часть урока должна быть проведена, хотя бы в предельно сжатой форме.

 

4.1.4. Разновидности (типы) школьных уроков физической культуры.

Исходя из содержания, уроки подразделяются на предметные и комплексные. В содержание основной части предметных уроков включают учебный материал из одного раздела учебной программы, например, лёгкая атлетика или спортивные игры. Комплексные уроки в одно занятие включают материалы из разных разделов учебной программы.

В зависимости от преимущественного решения поставленных на урок задач, уроки делятся на вводные, учебные изучения нового материала, учебные закрепления и совершенствования изученного материала, контрольные, и комбинированные.

Вводный урок проводят в начале учебного года или семестра. На этом уроке школьников знакомят с задачами предстоящих занятий, рассказывают о содержании учебного материала в соответствии в соответствии с учебной программой, объясняют правила поведения в спортивном зале, рассказывают о требованиях к спортивной одежде и обуви.

На учебных уроках изучения нового материала основное внимание обращается на правильность техники выполнения упражнений. Учитель, обнаружив ошибки, принимает меры к их исправлению, обеспечивает страховку при выполнении упражнений и обучает приёмам самостраховки.

Учебные уроки закрепления и совершенствования изученного материала служат преимущественно совершенствованию изученного материала и воспитанию физических качеств. На таких уроках возрастают объём и интенсивность физических нагрузок.

Контрольные уроки направлены на оценку техники выполнения изучаемых упражнений и уровня развития физических качеств.

Практически в каждом уроке присутствуют элементы обучения, закрепления, совершенствования, контроля. Такие уроки называют комбинированными.

 

4.1.5. Методы оценки качества урока физической культуры.

В настоящее время принято применять для оценки качества урока физической культуры метод письменного анализа урока в форме записи, метод пульсометрии и метод хронометрирования.

Анализ урока.

Главной задачей анализа должно быть установление эффективности учебной и воспитательной деятельности учителя и учащихся. Ведя запись возможно большего количества сведений, относящихся к разным сторонам урока, нужно указать, что способствовало решению поставленных задач урока, а что мешало, какие недостатки имели место и каковы их причины.

Для анализа урока предлагается следующая схема.

1. Подготовка учителя к уроку.

Наличие и качество поурочного рабочего плана и конспекта урока. Конкретность постановки задач на урок. Соответствие содержания урока планированию. Подготовка места занятий, оборудования и инвентаря, их исправность и санитарно-гигиеническое состояние.

2. Проведение учителем урока.

Своевременность начала и окончания урока. Чёткость строевых команд, построений и перестроений. Рациональность установки спортивных снарядов, раздачи и сбора мелкого инвентаря, разметки площадки. Внешний вид учителя, рабочая поза и показ упражнений. Ясность и конкретность постановки учебных заданий, проверка их выполнения и исправление ошибок. Применение технических средств обучения. Сочетание обучения двигательным умениям и навыкам с развитием физических качеств. Воздействие на осанку, целесообразность дозировки физической нагрузки, оптимальность чередования работы и отдыха. Разнообразие средств и методов обучения и их соответствие поставленным на урок задачам, особенностям учебного материала, подготовленности учащихся. Обеспечение безопасности, наличие страховки и помощи при выполнении упражнений. Учёт и оценка успеваемости учащихся. Отношение учителя к учащимся, соблюдение такта, проявление необходимой требовательности, умение пользоваться поощрением и порицанием.

3. Работа учащихся на уроке и их поведение.

Наличие и аккуратность спортивной одежды. Старательность и дисциплинированность. Умение выполнять физические упражнения, предусмотренные учебной программой. Участие в подготовке мест занятий, раздаче и сборе спортивного инвентаря. Взаимопомощь и страховка. Познавательная активность.

4. Выводы по результатам урока.

Решение задач урока. Образовательное, оздоровительное и воспитательное значение урока. Наиболее эффективные элементы урока. Рекомендации учителю, как избежать отрицательных сторон урока, если таковые имели место.

 

Метод пульсометрии.

Наиболее простым, изученным и информативным показателем динамики объёма и интенсивности физической нагрузки считается реакция сердечно-сосудистой системы, которая на практике осуществляется измерением динамики частоты сердечных сокращений (ЧСС).

ЧСС можно подсчитывать, накладывая пальцы на запястье руки или сонные артерии. Подсчёт ведётся в течение 10 сек. Под наблюдение берётся “средний” ученик. Обязательным является определение ЧСС до начала урока и после его окончания. Если урок имеет непрерывную физическую нагрузку, например, спортивные игры, то замеры ЧСС можно проводить через стандартные промежутки времени, например, через каждые 5 минут. Если урок характерен прерывающимися физическими упражнениями, например, упражнения на гимнастических снарядах, то замеры ЧСС следует проводить перед началом и по окончании выполнения упражнений.

Для составления кривой пульсометрии урока необходимо вести протокол.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 814; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.187.103 (0.038 с.)