Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Художественные системы, творческие методы, литературные направления, течения и стилиСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
При изучении историко-литературного процесса очень важно определить понятие об основной и наиболее широкой форме художественного развития, по отношению к которой все остальные художественные образования выступают как ее внутренние разновидности. В последние два десятилетия за такой формой исторического развития литературы в нашем литературоведении все более закрепляется термин художественная система. Художественная система К настоящему времени понятие о художественной системе уже приобрело, как это обычно происходит с искусствоведческими понятиями, несколько значений. Например, в книге И.Неупокоевой «История всемирной литературы»[136] системой называются и мировая литература в целом («макросистема всемирной литературы»), и вся литература исторической эпохи, и национальная литература в целом, и литературное направление, жанр, стиль, творческая индивидуальность писателя и отдельное произведение. Понятие «художественная система» оказывается здесь настолько многозначным, что теряет всякую определенность и воспринимается как подмена множества литературоведческих терминов одним словом «система». Такому предельно широкому толкованию противостоит очень узкое понимание художественной системы, характерное для современного формально-структурного похода к искусству. С этой точки зрения художественная система — это «поэтический текст как особым образом организованная семиотическая структура»[137], текст как замкнутая в себе система речевых знаков, значение которых самоценно, оно не выходит за рамки данного текста. Нам представляется наиболее плодотворным понимание художественной системы, предложенное М.Б.Храпченко. Он распространяет понятие «система» на отдельные произведения, на творчество писателя и литературное направление, но главное — дает достаточно четкое определение художественной системы как целостности, обладающей своими устойчивыми компонентами (имеются в виду компоненты и содержания, и формы) и устойчивыми связями между ними. «В настоящее время, — пишет Храпченко, — на первый план следует выдвинуть раскрытие внутренних соотношений в тех или иных структурных образованиях, соотношений между их различными составными частями, компонентами. При этом речь идет не только о взаимодействиях компонентов, но и об их соподчиненности, их месте и роли в той общей функции, которую выполняет литературное явление»[138]. Иначе говоря, он призывает к тому, чтобы распространить системно-структурный принцип исследований на все стороны художественного творчества и на его связи с другими областями общественной жизни. Такую постановку вопроса разделяют, правда, не все наши ученые. Так, существует точка зрения, согласно которой содержание художественного творчества, обладая системностью, не имеет вместе с тем своей структуры, оно лишь воплощается в структурно орга- низованной системе художественных средств. Г.Н.Поспелов утверждает, например, что «структурно организована только форма художественных произведений, но не их содержание само по себе. Содержание же, обладающее взаимоотношением своих сторон, всегда системно, но не структурно»[139]. На первый взгляд эта позиция может показаться просто странной, так как она противоречит общетеоретическому пониманию системы, которое предполагает обязательное изучение ее структуры, то есть совокупности устойчивых связей между элементами, а также их функций, роли и места в функционировании и развитии данной целостности. Однако позиция Поспелова вполне объясняется его пониманием художественного содержания, вернее, связи составляющих содержание сторон. Это понимание, которое разделяют многие исследователи, основано на том, что стороны художественного содержания — жизненная характерность, ее осмысление и идейно-эмоциональная оценка — присутствуют в произведении каждая самостоятельно, не образуя органической содержательной целостности, а лишь вступая друг с другом в определенную систему взаимосвязи. Их единство обнаруживается, с этой точки зрения, только в форме, каждый элемент которой служит одновременно и «средством выражения ее идеологического осмысления и эмоциональной оценки»[140]. На самом же деле, как было показано, реальная жизненная характерность сливается в процессе творчества с авторским отношением к жизни, оплодотворяется им, в результате чего рождается новая, художественная характерность определенного типа. Эта художественно претворенная характерность с ее отношением к окружающему миру и составляет собственно художественное содержание, содержательную художественную целостность, имеющую свою вполне определенную структуру, основными компонентами которой являются тип характерности и тип связей ее с другими характерностями, с миром в целом. Все это очень четко прослеживается на материале эпических и драматических произведений литературы, когда их содержание анализируется в понятиях характеров и обстоятельств. Литературоведы уже с давних пор относят одни произведения к классицизму, другие — к романтизму, третьи — к реализму прежде всего по типу характеров героев и их связи с окружающими обстоятельствами, то есть по структуре их содержания. Точно так же проводится различение реалистических произведений и произведений модернистской литературы. По типам характеров и их связи с обстоятельствами литературоведы различают и разновидности самой реалистической литературы. Все это представляет собой, в сущности, не что иное, как разграничение разных художественных систем по структуре их содержания. При этом для уточнения содержательных структурных компонентов каждой системы очень важно установить типологическую связь между данной художественной системой и однородными системами в других областях общественной жизни, выяснить общий для них исторически сложившийся тип общественного сознания и деятельности. Тогда структурный анализ художественного творчества органически соединится с конкретно-историческим подходом к художественным явлениям, а художественная система в целом предстанет как порожденная определенным временем и определенной общественной тенденцией и поэтому имеющая свои вполне определенные историко-генетические границы и определенные условия своего функционирования за пределами этих границ, в общечеловеческой художественной культуре. Покажем это для начала на примере литературы западноевропейского Просвещения. Наши исследователи этой литературы уже давно заметили, что характеры положительных героев в художественном творчестве просветителей не детерминированы окружающими их конкретными социальными обстоятельствами и выступают как родовые человеческие характеры, заданные естественной природой. Вот что, например, писал в 30-е годы Д.Обломиевский в исследовании о романах Филдинга: «Характер у Филдинга существует вне социальных категорий. Социальные свойства он дает или в карикатурном, сниженном виде (торизм Уэстерна), или в отголосках, отзвуках, то есть, по существу, за пределами характера и действия (леди Буби). Социальные свойства не определяют структуры характера. Социальные свойства — это шелуха, накипь на подлинных качествах. Человек определяется у него изнутри. Он предшествует обществу и общественным связям. Он потенциально несет в себе возможные эмпирические обстоятельства. Влияние социальной среды не настолько глубоко, чтобы перестроить характер...»[141] В «комических романах» Филдинга, которые специалисты считают вершиной английского Просвещения[142], развернуты колоритные и достоверные картины из жизни всех сословий английского общества того времени, типизированы нравы этих сословий, изображено социальное неравенство и выявлена социальная противопоставленность общественной жизни. Но все это богатство конкретно-исторической действительности функционирует в романе как непосредственное, конкретно-чувственное утверждение исконной человеческой добродетели в нелегкой борьбе со всевозможными общественными пороками и извращениями естественной человеческой природы. «Ничто не ограничивало диапазона наблюдений и размышлений, какими он мог делиться со своими читателями, — пишет современный исследователь творчества Филдинга, — за исключением только одного, постоянно провозглашаемого Филдингом принципа — верности природе. «Дело просвещенного, принципиального читателя — справляться с книгой Природы, откуда списаны все события нашей истории, хоть и не всегда с точным обозначением страницы», — предупреждает автор «Истории Тома Джонса, найденыша»[143]. В другом месте этого романа Филдинг конкретизирует свой принцип верности человеческой природе в его отношении к социальному расслоению общества: «Мы предложим сначала человеческую природу свежему аппетиту нашего читателя в том простом и безыскуственном виде, в каком она встречается в деревне, а потом начиним и приправим ее всякими тонкими французскими и итальянскими специями притворства и пороков, которые изготовляются при дворах и в городах»[144]. Первоисточником положительных характеров у Филдинга, таких, как Джозеф Эндрюс и Том Джонс, пастор Адамс и сэр Олверти, Фанни и Софья Вестерн, были, конечно, характеры лучших людей английского общества того времени, носителей нравственной чистоты народа и выразителей его стремлений. Но эти положительные качества, сформировавшиеся исторически, отразились в романах Филдинга в особом художественно-творческом преломлении, как проявление исконного, данного от природы и неизменного в своей сущности идеала человеческого существования. В то же время отрицательные стороны английской общественной жизни, также сложившиеся исторически, предстают в этих романах как нечто противоестественное, чуждое подлинной природе человека, уродливое отклонение от нее, например в образах леди Буби и леди Белла- стон, пастора Траллибера и Блойфила. В целом в романах Филдинга обнаруживается вполне определенная содержательная структура: с одной стороны, положительное начало жизни, которое предстает как нормальное естественное состояние человека, с другой — отрицательные явления как нечто ненормальное, уродливое: противоестественное. Между этими двумя сторонами художественного содержания здесь нет органической взаимосвязи, они находятся лишь в механическом взаимодействии между собой, в виде подавления и вытеснения друг друга. Это вполне определенно обнаруживается и в произведениях, в которых просветители создают сложные, противоречивые характеры. Сложность таких характеров состоит в том, что они заключают в себе разнородные свойства, но каждое из этих свойств существует само по себе, без качественного взаимодействия друг с другом, как, например, в характере Манон Леско у Прево или племянника Рамо у Дидро. Манон потому и остается всегда верной господину де Грие, несмотря на измены ему, что ее естественное чувство к нему не претерпевает никаких качественных изменений, не поддается никакому воздействию со стороны. Оно, сохраняя свою первородную чистоту, лишь сосуществует в ее характере с другими, порочными качествами, навязанными ей условиями ее общественного существования. Рамо, наделенный от природы как хорошими, так и дурными качествами, усвоил, что преуспеть в обществе он сможет только благодаря дурным качествам, а хорошие могут лишь помешать ему. И он старается заглушить доброе начало в своей натуре, подавить его, а свою низменную природу довести, напротив, до совершенства. Но Рамо вынужден признать в конце концов, что хорошие качества «ничем не заглушишь», что они вдруг «ни с того ни с сего» прорываются у него и сводят на нет все, что достигнуто на дурном пути. Кроме того, Рамо противопоставлен цельный, добродетельный характер его собеседника, носителя незыблемой нравственной нормы и вечных законов разума, перед судом которого и раскрываются дурные качества Рамо. Противопоставленность положительной характерности общественной жизни как заданной от природы отрицательным свойствам как противоестественным или уродливым отклонениям от нормального состояния человеческой природы — это самые общие структурные показатели художественного содержания в просветительском искусстве XVIII века. Они — то главным образом и придают этому искусству определенную системность, внутреннее единство при всем многообразии конкретного содержания и форм. Однако эта художественная структура, как вся просветительская художественная система, отнюдь не изолирована от других областей общественной жизни XVIII века, напротив, она органически связана с однородными для нее явлениями в других областях, представляя собой, по существу, не что иное, как специфически художественное проявление общего для эпохи Просвещения типа духовного и духовно-практического освоения жизни, сложившегося исторически. Об этом свидетельствуют и философия, и политика, и социология, и этика, и эстетика XVIII века. Просветительская философия во всех ее направлениях (материалистическом, пантеистическом, деистическом) объясняла общественную жизнь, исходя из заданности ее «примерных» свойств родовой естественной природой человека. Из естественного состояния выводились и чувства человека, и общественное сознание, разум, который поэтому и был провозглашен просветителями критерием истины. Естественной природой оправдывалась капиталистическая система производства и распределения, в естественной природе искали опору для защиты социального неравенства или, напротив, с целью его осуждения. В области политической мысли формулировались естественные права человека и строились на их основе различные доктрины. Из естественной природы человека выводились нормы нравственного поведения и создавались соответствующие ей системы воспитания. В естественной природе видели источник эстетического чувства и его художественной способности подражать творческим силам природы. И все это, как и в художественном творчестве просветителей, происходило не изолированно от реальной действительности, но в ней самой, как различные формы реального утверждения новых сил общества. «Думавшие и способные люди, — засвидетельствует потом Гете о просветителях XVIII века, — задались ясно промелькнувшим в их глазах убеждением, что непосредственное соприкосновение с природой и основанные на этом взгляде исследования были самым лучшим средством для того, чтобы человечество могло достичь преследуемых им целей»[145]. Восприятие и освоение общественной жизни людей как естественной или противоестественной по своей сущности является общей принципиальной особенностью Просвещения XVIII века, его общей методологической основой. Своеобразие этой методологии в области художественного творчества состоит прежде всего в том, что она реализуется здесь как принцип расширенного конкретно-чувствен- ного воспроизведения существенных свойств жизни, как принципы, которые формируются и функционируют только в процессе собственно художественного освоения жизни, являются достоянием художественно-творческого содержания. Просветительское представление о добром начале в человеке как его естественном свойстве органически сливалось на основе этих принципов с действительными положительными ценностями жизни, становилось душой и сердцем конкретно-чувственного бытия персонажей художественных произведений, первоисточником их несгибаемой воли, предельного упорства перед лицом пороков окружающей их среды. Таким образом, искусство Просвещения XVIII века — это специфически художественная разновидность вполне определенного типа духовного и духовно-практического освоения жизни. Просветительский тип общественной деятельности определил наиболее существенные черты метода этого искусства, на основе которого сложилась определенная художественная целостность — просветительская художественная система со своими устойчивыми внутренними и внешними содержательными связями. И в целом понятие художественной системы в его наиболее широком значении можно определить как специфически художественную разновидность исторически складывающегося типа общественного сознания и деятельности, обладающую своими содержательными компонентами и своим типом связи между ними, а следовательно, и своими самыми общими особенностями художественной формы. В истории мирового искусства это такие художественные образования, как античная классика, гуманистическая литература Возрождения, классицизм, литература Просвещения XVIII века, романтизм, реализм, модернизм. Каждое из этих художественных образований сложилось на основе предшествовавшего художественного опыта в результате его существенного обновления в рамках своего типа духовно-практического освоения мира, имеет свою содержательную структуру, свои особенности художественной формы и составляет качественно своеобразное образование в мировом художественном развитии. Конечно, названные художественные системы далеко не исчерпывают всех системных образований в истории мирового искусства. Но они достаточно определенно характеризуют наиболее широкую форму системного образования в мировой литературе. При этом имеется в виду, что каждое художественное явление внутри художественной системы — произведение, творчество художника или особой группы художников — имеет системный характер. С другой стороны, неправомерно, на наш взгляд, распространять понятие «системы» на более широкий круг художественных явлений, например на всю художественную литературу какой-то исторической эпохи или на всю национальную литературу, как это делает И.Неупокоева. Литература эпохи состоит из разнородных художественных явлений, включает в себя разные художественные системы — и в мировой литературе, и в отдельных национальных литературах. Конечно, эти художественные системы не изолированы друг от друга, находятся во взаимодействии и противодействии, существуют переходные явления. Поэтому можно говорить о совокупности художественных систем той или иной эпохи, о их взаимосвязи, но не о структурном единстве, не о целостности всей литературы эпохи. Другое дело, что какая-то художественная система в данную эпоху занимает особо важное место в национальной художественной культуре или в ряде национальных художественных культур. Она порождается этой эпохой и в наибольшей мере отвечает ее духовным запросам, например романтизм для первой трети XIX века в европейской литературе, реализм для второй половины того же столетия. При этом, однако, важно учитывать, что каждая художественная система общечеловеческой значимости способна удовлетворять определенную духовную потребность и вне своей эпохи и поэтому может развиваться и далее наряду с более поздними художественными системами, особенно если они оказываются не в состоянии удовлетворить эту потребность.
Понятие художественной системы в данном здесь значении определяет основную форму исторического развития литературы. Поэтому необходимо далее определить соотношение этого понятия с другими понятиями, в которых также изучаются закономерности историко-литературного процесса, — с творческим методом, литературным течением, литературным направлением, стилем. Творческий метод Понятие о творческом методе в литературе было заимствовано из других областей общественного сознания и деятельности, сначала из науки, затем из философии. Это вызывало и особенно вызывает в настоящее время отрицательное отношение к этому понятию как чужеродному для науки о литературе. Такое отношение к понятию метода вполне оправдано для тех случаев, когда его значение из другой области сознания и деятельности прямолинейно переносится на литературу и искусство в целом. Такой перенос приводит к искаженному представлению о художественном творчестве и является действительно чужеродным для литературоведения. Однако по общей своей сути понятие метода явилось очень важным приобретением науки об искусстве. Оно означает духовнопрактический опыт людей, творчески применяемый ими для дальнейшего освоения природы и общественного бытия. Поэтому метод — это универсальная категория общественного сознания и деятельности. Она конкретизируется по отношению к каждой особой исторически выделившейся области духовно-практической и собственно духовной деятельности человека, в результате чего складываются соответствующие научные понятия, которые получают разные терминологические обозначения. В нашем литературоведении и искусствознании это понятие стало обозначаться терминами «творческий метод» или, что то же самое по значению, «художественный метод». Задача теории литературы и искусства в целом состоит в настоящее время в том, чтобы выработать собственно литературоведческое (искусствоведческое) определение метода. Решение этой задачи осложняется тем, что в истории литературоведения преобладало толкование художественного метода в духе других областей общественного сознания, что отразилось на многочисленных литературоведческих исследованиях художественного творчества. Поэтому литера-
туроведу надо знать, как по-разному трактовалось понятие художественного метода и каковы собственно литературоведческие (искусствоведческие) определения художественного метода. Понятие метода в искусствознании возникало всегда, когда решался вопрос об отношении произведений художественного творчества к реальной действительности. Свое терминологическое обозначение метода оно получило впервые во второй половине XIX века в теории натурализма, в частности в «Экспериментальном романе» Золя. В эстетике натурализма термин «метод» был заимствован из науки и трактовался по отношению к художественному творчеству как объективно достоверное образное познание естественной и общественной природы человека в разнообразнейших ее типичных проявлениях. В отечественной науке об искусстве теоретическая разработка понятия метода началась в 20-е годы. Она была выдвинута тогда в качестве основного понятия литературоведения теоретиками РАПП, и тогда же начались споры о значении этого понятия, которые в той или иной форме продолжались все последующие десятилетия и продолжаются теперь. В определении рапповцев метод означал принципы философского осмысления писателем изображаемой действительности. С их точки зрения, в мировом искусстве существуют два прямо противоположных и враждебных друг другу метода — «методы реализма и романтики как методы более или менее последовательных материализма и идеализма в художественном творчестве»[146]. Это было прямое отождествление метода в искусстве с философскими взглядами художника. Оно тогда же вызвало острую полемику, которая продолжалась до середины 30-х годов. В результате в советском искусствознании утвердилась «новая» концепция метода как принципов собственно художественного познания объективной действительности. С этой точки зрения реализм рассматривается как отражение реальной действительности в ее собственной, объективной значимости, как такое объективно истинное воспроизведение жизни, которое осуществляется непосредственно в ходе ее художественного познания, а следовательно, возможно даже вопреки философским и вообще теоретическим взглядам художника. Считалось, что реализм в этом его значении составляет сущность художественного творчества, присущ всем эпохам исторического развития искусства, включая древнейшие времена, и является определяющим началом этого развития. Всякое другое искусство стало рассматриваться как неполноценное, ущербное и в конечном счете враждебное реализму. Все это привело к тому, что в конце 40-х — начале 50-х годов сформировалась концепция, согласно которой все мировое искусство делилось на реалистическое и антиреалистиче- ское, а история искусства стала изучаться «как история становления, формирования и развития объективно правдивого, иначе говоря, реалистического искусства и его борьбы с различными анти- реалистическими течениями»[147]. В 1957 году по вопросам реализма состоялась широкая дискуссия в Институте мировой литературы им. А.М.Горького, которая, можно считать, положила начало новому этапу в изучении проблемы художественного метода. Основное значение дискуссии состояло в том, что она убедительно показала научную несостоятельность концепции «реализм — антиреализм», ее неисторический, схоластический характер и открыла путь для углубленного конкретно-историческо- го исследования художественного процесса. Непосредственным объектом критики на дискуссии явилась прежде всего книга Г.А.Недошивина «Очерки теории искусства», где концепция «реализм — антиреализм» получила наиболее полное выражение. При этом, однако, большинство участников дискуссии возражало не против трактовки реализма в книге Недошивина, а лишь против того, что реализм выдавался Недошивиным за единственный подлинно художественный метод и распространялся на всю историю искусства. Иными словами, «не трогая реализма», ученые старались отстоять правомерность и других форм художественного освоения — «нереалистических», как их теперь стали именовать, то есть таких, которые нельзя без грубых натяжек назвать «объективно правдивыми», но которые дали высокие и высочайшие образцы художественного творчества, как, например, искусство античности, классицизма, романтизма. «Нельзя, — говорил, например, А.Зись, — подводить все явления искусства под одно направление — реализм. В искусстве могут существовать прекрасные нереалистиче-
ские явления, которые, однако, неверно было бы именовать антиреалистическими». Недошивин уже в ходе дискуссии отказался от своей концепции «реализм — антиреализм», но его определение реализма как научно достоверного воспроизведения сущности жизни, исключающее активное, творчески преобразующее вмешательство художника в жизнь, глубоко укоренилось в теории реалистического метода и до сих пор имеет своих сторонников и защитников. Излюбленной идеей сторонников такого понимания реализма является идея «самодвижения» объективного жизненного материала в процессе художественного творчества: «самодвижение» диктует писателю законы объективного мира, корректирует собственное отношение художника к жизни, вплоть до полного «совпадения» с ней, или, когда писатель слишком неподатлив, вступает в «борьбу» с этим отношением и тем самым создает крайне противоречивых художников — Данте, Гете, Бальзака, Достоевского, Толстого... «Самодвижение» произведений литературы есть, выражаясь языком физики, результирующее движение, составляющими которого являются, с одной стороны, движение предмета (объекта) художественного творчества, а с другой — направленность авторского отношения к жизни. Другое дело, в каком направлении идет «самодвижение» «слившегося» объективного и субъективного содержания творчества: в том же, в каком осуществляется общественный процесс, или в каком-либо ином. Но общественно-исторический процесс — это опять-таки не «совпадение» активной человеческой деятельности с объективным, то есть вне этой деятельности существующим, ходом истории. Объективный ход истории порождает необходимость дальнейшего развития, тогда как его действительность, его реальное содержание и формы являются результатом практической деятельности людей, результатом приведенных в действие их духовных и физических сил. В книге С.М.Петрова «Реализм» сформулирован многообещающий общий подход к изучению проблемы художественного метода. Автор исходит из того, что искусство «является художественнопрактическим освоением мира», познанием «в форме созидания, как бы вторичного сотворения мира при помощи художественных образов». Поэтому и метод в искусстве характеризуется как со стороны объекта художественного освоения, так и со стороны субъекта: «Таким образом, формирование и развитие художественного метода от- ражает как развитие самой действительности, так и развитие общественного сознания в его специфической эстетической форме»[148]. Далее ученый целиком уходит в исследование проблемы реализма дает развернутые определения его существенных родовых черт, но здесь обнаруживается, что ни в один из этих определителей (всесторонность изображения внутреннего мира человека, социальный и психологический детерминизм в изображении человеческой личности, историзм) не вошло то, что в общей теоретической посылке называлось «художественно-практическим освоением мира», «созиданием», «сотворением мира». Каким-то роковым образом все свелось опять-таки исключительно к научно достоверному познанию действительности, к отражению ее такой, какова она есть, а от «художественно-практического» воздействия на нее не осталось ничего. Полагая, что проблема метода может быть решена только в гносеологическом плане, Г.Н.Поспелов в ряде своих выступлений по этому вопросу настойчиво утверждает, что понятие метода следует закрепить только за познавательной стороной искусства и не распространять его на другие стороны содержания художественных произведений. С этой точки зрения в мировом искусстве существуют опять-таки только два метода — реалистический, предполагающий «верность воспроизведения социальных характеров, в их внутренних закономерностях», и нереалистический, «нормативный», когда «социальные характеры» подчиняются в процессе творчества «субъективной идейно-эмоциональной направленности творческой мысли писателя, обладающей той или иной степенью исторической отвлеченности»[149]. В противоположность Поспелову М.С.Каган попытался решить проблему метода с учетом всех сторон содержания и формы художественных произведений. «... Творческий метод, — пишет он, — нельзя рассматривать, как это чаще всего делается в нашей эстетике, в узкогносеологическом плане, как способ познания искусством жизни. Познавательная установка является лишь одной из четырех главных позиций творческого метода наряду с оценочной, созидательной и «языкотворческой» его установками». Каган подчеркива- ет, что под методом следует понимать единство этих «четырех» главных позиций», составляющих «систему принципов, управляющих процессом художественного освоения человеком мира». Однако при дальнейшем исследовании автор сосредоточивает свое внимание не на единстве этих сторон, а на многообразии конкретных значений каждой из них, в результате чего получается не «система принципов», а простой набор из способов обобщения (типизация, идеализация, символизация), различных видов оценки (перечисляются идеологические доктрины) и всевозможных форм художественного воплощения («жизнеподобных образов» или «неправдоподобных, фантастических, гротескных»). Охвачены все стороны и элементы художественного содержания и формы, но не сказано ничего определенного о творческом методе, даже если его понимать по М.Кагану как систему принципов, управляющих художественно-творческим процессом. За рамками предложенной им «системы» не остается ничего, чем бы она могла управлять. Одновременно оправдываются, по существу, и все односторонние толкования художественного метода. В каждом конкретном случае метод, оказывается, повернут какой-то своей одной гранью, которая «получает значение структурной доминанты, а другие грани действуют лишь опосредованно, имеют подчиненное значение». В реализме такой гранью считается познавательный принцип, в романтизме — оценочный, в модернизме — созидательный. Четвертый принцип — «языкотворческий» — лишается права выступать «структурной доминантой, потому что тогда «искусство неизбежно встает на путь формализма». Но раз так, то так же неизбежно искусство встает на путь натурализма, когда главным становится познавательный процесс, или превращается в чистую публицистику, когда «распухает» оценочная грань. Но и то и другое находится если не за границей, то во всяком случае на границе собственно художественного творчества. Что же касается творческой, созидательной стороны, то она в концепции Кагана не имеет для искусства в целом существенного значения — «структурной доминантой творческого метода созидательная установка становится лишь у футуристов, дадаистов и сюрреалистов, ибо тут основной художественной задачей является конструирование чего-то вообще несоизмеримого с жизненной реальностью»[150]. Снова и снова реалистическому искусству отказывают в деятельной, преобразовательной функции, хотя на самом деле это искусство потому прежде всего и является реалистическим, что оно придает творческой, преобразовательной функции максимально реальное значение. Доказательством является сама история. Какая другая литература любой другой эпохи может сравниться по силе активизирующего воздействия на духовную и духовно-практическую жизнь своих современников с реалистической литературой XIX века в России? Однако современный теоретик искусства продолжает утверждать, что в этой литературе оценочная и созидательная стороны имеют второстепенное значение. Трудности при теоретическом осмыслении реалистического искусства и проблемы художественного метода в целом возникают главным образом потому, что наша теория еще далеко не достаточно раскрыла творческую природу искусства, и прежде всего творческую природу художественного содержания. Художественная литература является по сути своей продолжением духовно-практического опыта людей в сфере творческого воображения. Писатель рождается тоща, когда определенный духовнопрактический опыт людей завладевает им и требует от него дальнейшей, максимальной, более того, предельной, сверхпредельной, безграничной реализации, что возможно только в творческом воображении человека. Так появляется неповторимая художественная индивидуальность и ее творческий метод. Гегель определил метод как «сознание внутренней формы самодвижения ее содержания», то есть, если перевести это на наш язык в применении к специфике художественного творчества, метод — это тот или иной тип духовно-практического опыта людей, творчески освоенный писателем в качестве первоосновы своего расширенного художественно-творческого воспроизведения жизни, в качестве абсолютного принципа, через призму которого писатель перерабатывает все, что оказывается в сфере его творческого восприятия. Художник не просто воспроизводит тот или иной тип общественных отношений в какой-то системе типических образов. Прежде чем это сделать, он всей своей жизнью впитывал в себя определенный опыт общественного бытия, претворяя его в принцип художественно расширенного воспроизведения мира, в «строй души» своей и своего художественного творчества. Это выражение — «строй души»- взято из «Фауста» Гете в переводе Пастернака, где оно употреблено для характеристики именно основного творческого принципа художника. В ответ на реплику директора театра в «Прологе в театре», который предлагает поэту руководствоваться его, директора, меркантильными интересами, и в ответ комику, который видит смысл творчества в развлекательности, поэт так говорит о той силе, которая властвует над настоящим художником в процессе творчества:
Созвучный миру строй души его, Вот этой тайной власти существо.
Искусство является одной из форм активной творческой деятельности, художественным освоением жизни с определенной направленностью. И так же как все другие относительно самостоятельные области общественной деятельности, искусство вырабатывает свой творческий метод, отличающийся от методов других областей и своим объективным первоисточником, и специфическими особенностями общественной функции <
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 2442; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.167.85 (0.014 с.) |