Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Типы художественного содержанияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Под типами художественного содержания здесь будет рассмотрено художественно претворенное содержание существенных сторон общественного и личного бытия людей, повторяющееся в тех или иных разновидностях в литературе разных эпох. Литературные роды представляют собой наиболее широкие художественные образования, соответствующие самым крупным сферам конкретночувственного состояния мира. Но каждая из этих сфер имеет свои внутренние существенные разновидности, составляющие реальную первооснову вполне определенных типов художественного содержания, причем таких типов содержания, реальный первоисточник которых может находиться в любой из трех сфер конкретночувственного бытия, лежащих в основе литературных родов и поэтому представляющих собой всеобщую типологию художественного содержания.
Под существенными сторонами жизни, составляющими основу этой типологии, имеется в виду то, что Гегель называл «всеобщими силами действия» или «великими мотивами искусства», определяющими характеры героев художественных произведений и придающими им соответствующий пафос. В качестве таких мотивов Гегель называл «семью, родину государство, церковь, славу, дружбу, сословие, достоинство, а в романтическом мире особенно честь, любовь и т. п.»[81]. В целом существенные стороны реального бытия обусловливают, мотивируют не только характеры персонажей художественных произведений, придавая им значение типических характеров, но и другие виды художественной типизации — типическую ситуацию, типическое настроение, переживание, размышление, отношение, то есть то, что в разделе о лирике было обозначено как лирические мотивы. Понятие мотива приобрело особо широкое применение в сравнительно-историческом литературоведении. Александр Веселовский определил мотив как «формулу, отвечавшую на первых порах общественности на вопросы, которые природа всюду ставила человеку, либо закреплявшую особенно яркие, казавшиеся важными или повторявшиеся впечатления действительности»[82]. Веселовский различает простейшие мотивы (такие, как «солнце кто-то похищает (затмение), молнию-огонь сносит с неба птица... злая старуха изводит красавицу, либо ее кто-то похищает и ее приходится добывать силой и ловкостью» и т.п.), восходящие к стихийному народному осознанию явлений природы и общественной жизни. И комбинации мотивов в собственно художественном творчестве — сюжеты — «это сложные схемы, в образности которых обобщились известные акты человеческой жизни и психики в чередующихся формах бытовой действительности»[83]. Веселовский отмечает далее, что с таким «обобщением соединена уже и оценка действия, положительная или отрицательная» и что это вело «к схематизации (т.е. обобщению, типологии. — И.В.) действующих лиц, типов»[84]. В сущности, в понятие сюжета Веселовский вкладывал значение типа художественного содержания, повторяющегося в бесчисленных творческих модификациях разных эпох и в разных национальных литературах. Традиционной типологией художественного творчества занимается эстетическая теория, выделяя такие категории, как героическое, трагическое, комическое. Но эстетические категории относятся и к искусству, и к реальной действительности и нуждаются в конкретизации по отношению к отдельным видам искусства. В современном отечественном литературоведении типология художественного содержания обстоятельно исследуется в трудах Г.Н.Поспелова и его учеников в понятиях художественного пафоса и жанрового содержания. В общем определении этих понятий Г.Н.Поспелов рассматривает пафос как идейно-эмоциональное отношение писателя к воспроизведенной им жизни, а жанровое содержание как проблематику художественных произведений. Но по существу речь идет при этом о всей целостности художественного содержания и о его типологии. Например, давая развернутое определение пафоса, он пишет: «В литературно-художественных произведениях писатели всегда выражают свои идейно-эмоциональные оценки изображаемых общественно-исторических характерностей жизни. Однако эти оценки только тогда бывают убедительными для читателей и слушателей, только тогда находят в их сознании соответствующий отклик, когда они вытекают не из идейного «произвола» писателя, но из правдиво осмысляемых ими объективных существенных свойств и противоречий самих изображаемых характеров, когда им свойственна поэтому какая-то глубина и определенность»[85]. Напомню, что и Белинский, конкретизируя на материале трагедий «Ромео и Джульетта» и «Гамлет» свое понимание пафоса как авторской идеи, выводит пафос этих произведений из сущности характеров главных действующих лиц. Далее типы художественного содержания в литературе будут рассмотрены как такие его разновидности, каждая из которых представляет собой художественно претворенную характерность существенной стороны общественного или личного бытия, повторяющуюся по-своему в разных национальных литературах разных эпох. Другими словами, тип художественного содержания — это творческий синтез устойчивой характерности жизни, возведения ее до всеобщей значимости, осмысления, оценки и пересоздания в воображении писателя. Для терминологического обозначения таких типов художественного содержания будут использованы в большинстве случаев уже существующие в теории литературы и эстетике термины, так или иначе обозначающие разновидности художественного содержания. Прежде всего это термины, которые Г.Н.Поспелов применяет к разновидности пафоса и жанрового содержания: героика, трагизм, драматизм, сентиментализм, романтика, юмор, сатира (в теории Г.Н.Поспелова это разновидности пафоса); этологический. романический (разновидности жанрового содержания, в обозначении Г.Н.Поспелова). В нашем толковании разновидностей (типов) художественного содержания каждая из них может стать жанрообразующим фактором и придать художественному произведению в целом соответствующий пафос. Но в других случаях тот же тип художественного содержания, будучи включенным в произведение, не выполняет такой функции. Например, сентиментальность в романе Гете «Страдания юного Вертера» определяет и жанровые особенности, и пафос этого произведения, а в романе Диккенса «Домби и сын» не является определяющей, хотя и присутствует в романе, существенно усиливаясь в его концовке. Или комизм, так характерный для трагедий Шекспира. При всей его значимости не он, а трагическое определяет жанровую доминанту и пафос этих произведений. В целом типы художественного содержания можно разделить на однородные и неоднородные, сложные. Однородным является такое художественное содержание, в котором типизирована и творчески преобразована одна существенная сторона внешнего, объективного, или внутреннего, субъективного, бытия людей. В качестве таких типов художественного содержания далее будут рассмотрены героический, этологический («нраво-описательный»), сентиментальный, интеллектуальный и самоценно-личностный («романтика»). Сложный тип художественного содержания представляет собой творческое освоение разных сторон жизни в их противоречивой взаимосвязи. Это трагический, драматический и романический типы художественного содержания. Качественно иную разновидность внутренне противоречивого художественного содержания образуют комическое и его разновидности: сатира, юмор, ирония, сарказм. Героика Гегель определил героику как в основе своей особое состояние мира, при котором человеческий индивид свободно, ничем не ограниченный извне выражает своей деятельностью существенное содержание жизни. Героическое, пишет Гегель, предполагает «непосредственное единство субстанциального начала и индивидуальных склонностей, влечений, воли, так что индивидуальность сама по себе является законом, не будучи подчинена никакому самостоятельно существующему закону, постановлению или суду»[86]. Героическое состояние мира, по Гегелю, имело место в далеком прошлом, до образования или в процессе образования государственной власти и ее учреждений, регламентирующих общественную жизнедеятельность человека. В книге Г.Н. Поспелова «Проблемы исторического развития литературы» убедительно показано, что неправомерно ограничивать героические ситуации только далеким прошлым, так называемым «веком героев». Он привел бесспорные примеры героических деяний в истории нового времени и их адекватного художественного воспроизведения в литературе: «Петра Великого в Полтавской битве, с исторической правдивостью воспетого Пушкиным в его поэме»; «героические характеры и события» Великой французской революции и их отражение в романе В.Гюго «Девяносто третий год» и другие примеры[87]. «Героика, — пишет Г.Н. Поспелов, — возникает тогда, когда то или иное великое общенациональное дело и те огромные усилия, которые необходимы для его осуществления,... становятся сущностью характера отдельной личности, когда они самостоятельно, свободно, инициативно проявляются в ее деятельности...»[88] Это определение героического требует уточнений. Во-первых, героическая ситуация и героические деяния могут, с одной стороны, выходить за рамки общенационального дела и иметь общечеловеческое значение, как, например, та же Великая Французская революция или борьба против фашизма во второй мировой войне, а, с другой стороны, могут иметь локальный характер, например самоотверженное спасение одним человеком другого, оказавшегося в крайне опасном положении, или самого себя, оказавшегося в таком положении. Во-вторых, героическая ситуация в любом случае имеет критический характер и предполагает максимальную, крайнюю мобилизацию и отдачу героем своих физических и духовных сил. Кроме того, для полного определения героики как особого типа художественного содержания необходимо учитывать и то, как героическое в реальной действительности творчески преобразуется в собственно художественную героику. Итак, реальную первооснову героического в литературе составляют такие жизненные ситуации, в которых решается судьба исторически сложившейся общности людей — семьи, рода, племени, народа, нации, общественно-исторического движения, человечества в целом, а также ситуации, в которых оказывается под угрозой жизнь отдельных людей. Такие ситуации требуют от человека высочайшего напряжения и полной отдачи своих духовных и физических сил. Художник выявляет героическую сущность такой ситуации, героизм людей, участвующих в ней, заостряет, укрупняет, возводит до всеобщей значимости, очищает от всего иного и раскрывает сущность героической ситуации и героических подвигов людей как высший смысл человеческого существования, что и придает единство и целостность этому типу художественного содержания как внутренне завершенному художником. В качестве наиболее характерных произведений с преимущественно героическим типом художественного содержания можно привести «Илиаду» Гомера в античной литературе, «Песнь о Роланде» в литературе средневековья и «Россию, кровью умытую» А.Веселого в русской литературе XX века, Этологический («нравоописательный») тип художественного содержания Имеется в виду художественно освоенная характерность повседневной жизни той или иной общественной среды, некогда сложившейся или устанавливающейся: социальных или профессиональных нравов, национального, регионального, семейного быта. Термины «этологический» и как синоним к нему «нравоописательный» введены в литературоведение Г.Н.Поспеловым для обозначения одной Из разновидностей жанрового содержания, а по существу для обозначения одного из типов художественного содержания в его целостности. «Этологическая» литература заключает в себе, следовательно, осмысление гражданско-нравственного уклада социальной жизни, состояния общества и отдельных его слоев и выражает идейно-эмоциональное отношение к этому состоянию, часто углубляющееся до пафоса»[89]. В этом определении разновидности жанрового содержания учитываются все стороны художественного содержания в их единстве, и поэтому оно может служить для определения одного из типов художественного содержания в целом. Этот тип художественного содержания, как и другие, может составлять, а может и не составлять жанровую доминанту произведения. Последовательница Г.Н.Поспелова в исследовании жанровых разновидностей литературы Л.В.Чернец выявила, например, значительный нравоописательный слой в «Войне и мире» Л.Толстого, хотя этот слой не является определяющим в формирование жанра этого произведения как романа-эпопеи[90].. Из двух терминов, которые Г.Н.Поспелов предложил для обозначения данного типа художественного содержания, предпочтительнее «этологический». Термин «нравоописательный» предрасполагает к восприятию художественного содержания как простого описания нравов, тогда как в собственно художественном произведении нравы, как и всякое реальное содержание жизни, типизируются писателем, возводятся до всеобщей значимости и творчески осваиваются в определенном направлении. Слово «этологический» (от греческого «этос» и «логос») расшифровывается Г.Н.Поспеловым как «изображение нравов» («этос» как нрав, «логос» как слово, рассказ). Но и «этос», и «логос» имеют в греческом языке много других значений, включая терминологические. «В античной Греции, — записано в «Словаре античности», — под Э. понимали характер личности, сформированный традициями и обычаями»[91]. Там же о «логосе»: «Он — слово и мысль Бога, который с помощью Л. сотворил мир вещей»[92]. В сочетании таких значений «этоса» и «логоса» термин «этологический» в применении к типу художественного содержания включает в себя значение и определенного предмета художественного освоения и процесс его созидательно-творческого освоения. В этологическом типе художественного содержания индивид выступает как конкретное выражение существенных особенностей жизни своей среды, как ее индивидуальный представитель, ее средний индивид, в конечном счете полностью лишенный своей личной самоценности. Художественное создание такого типа персонажа впечатляюще прослеживается в рассказе Чехова «Ионыч». Здесь все сводится к тому, как жизненная среда, в которой находится герой рассказа, поглощает его и превращает в непосредственное выражение своей узкосоциальной сущности. Но чаще всего такие узкосоциальные характеры предстают в художественных произведениях как уже готовые, вполне сложившиеся типы, например, мелкопоместные помещики в «Мертвых душах» Гоголя, чиновники в его «Ревизо- ре», градоначальники в «Истории одного города» Салтыкова-Щед- рина. Художественный этос, то есть реальная характерность социально-бытовой жизни человека, осваивается по-разному, чаще всего или в виде утверждения ее как идеального существования людей, особенно в утопиях и идиллиях, или в виде отрицания —. просто критичного или комического, сатирического и саркастического художественно-творческого отрицания. Итак, этологический тип художественного содержания — это результат художественно-творческого освоения сущности жизни определенной общественной среды в ее индивидуальном проявлении. Всеобщее значение такой характерности жизни выявляется через ее авторскую оценку. Интеллектуальность как тип художественного содержания Реальным первоисточником этого типа художественного содержания является одна из сторон внутренней жизни людей, а именно: интеллект, разум, который художественно осваивается как существенная, во многих случаях как высшая, основная ценность человеческого бытия, как наиболее действенное средство избавления людей от пороков общественной жизни и как наиболее верное средство утверждения гармонических отношений между людьми. В качестве одного из основных типов художественного содержания интеллектуализм утвердился в литературе классицизма и Просвещения. Например, в «Горации» Корнеля суть характера главного героя целиком заключена в осознании долга перед своим государем, во имя чего он идет на бой, подавляя в себе все прочие обязанности и чувства — и собственноличные, и кровнородственные, и чувство ответственности перед мнением народа («Все чувства прочие да сгинут в тот же миг»). В «Монахине» Дидро, очень характерном произведении европейского Просвещения XVIII века, героиня романа во всем руководствуется сознанием своей естественной добродетели как высшей ценности своей жизни и жизни человечества в целом. Благодаря этому она являет пример бескорыстия в среде алчных родственников, неприступности — в условиях половой извращенности, героической стойкости — во время пыток, неколебимости в своей воле к свободе. Преимущественно интеллектуальный тип художественного содержания составляет пафос романа Чернышевского «Что делать?». Сущность характеров новых людей составляет осознанное поведение в духе идей разумного эгоизма, в которых для них заключен высший смысл общественного бытия. Все здесь держится на сознании, интеллекте, на уверенности в правоте этих идей и стремлении практически утвердить их своей жизнедеятельностью. Интеллектуализм как разновидность художественного содержания можно выявить и в литературе XX века. Например, в романе Т. Манна «Доктор Фаустус» он составляет существенный слой содержания, связанный прежде всего с образом рассказчика — ученого Цейтблома, повествование которого о судьбе Леверкюна проникнуто ясным осознанием ложного пути, на котором оказался ею гениальный друг. В русской литературе XX века интеллектуализм составляет значительный пласт литературы 20-х годов с преимущественно героическим содержанием в исходной ситуации. Например, в эпопее А.Серафимовича «Железный поток» сначала изображается стихийное состояние полувоенной-полугражданской массы людей, которые перед смертельной угрозой со стороны враждебных сил вынуждены сплотиться и героически защищать себя. Однако затем, по воле писателя, вся эта масса осознает свою особую миссию борцов за идеи социализма под железным руководством партии. В 30—50-е годы появился целый ряд произведений с преимущественно «интеллектуальным» содержанием такого рода. Например, в романе В. Ажаева «Далеко от Москвы», в свое время высоко оцененном официальной критикой, повествуется о том, как новые руководители строительства трубопровода в далекой Сибири, побывав в Кремле и набравшись там «мудрости», наводят порядок на ранее запущенном строительстве исключительно благодаря тому, что пробуждают в рабочих понимание важности своего дела и вдохновляют их на героический труд. В литературоведении этот тип художественного содержания нередко называют то рационализмом, то философской мыслью. Но и то и другое понятие указывает на отвлеченность, абстрактность общественного сознания, а слово «интеллектуальность» заключает в себе и нечто индивидуально человеческое (высокоразвитую мыслительную способность человека), поэтому оно более соответствует искусству, его конкретно-чувственной природе. Сентиментальность
Этот тип художественного содержания возникает как результат творческого освоения в искусстве другой, по сравнению с интеллектом, существенной стороны внутренней жизни человека — его чувства, жизни его сердца, сердечных отношений между людьми, которые художественно осваиваются как значительная духовная ценность, а в сентиментализме как литературном направлении и вообще как высшая ценность человеческого бытия, как наиболее верное средство избавления от порочных сторон жизни и достижения желаемой гармонии в отношениях человека к человеку. Замечательную характеристику двух сторон внутренней жизни человека как реальных первоисточников двух типов художественного содержания дал Белинский во второй статье «Сочинений Александра Пушкина» при определении романтизма. «Стороны духа человеческого неисчислимы в их разнообразии, — пишет Белинский, — но главных сторон только две: сторона внутренняя, задушевная, сторона сердца, словом — романтика и сторона сознающего себя разума»[93]. Белинский распространяет понятие романтики, или романтизма (он не проводит различения между этими терминами), на всю историю человечества, указывая при этом на своеобразие романтизма в разные эпохи общественно-исторического развития. В сущности и сентиментальность в литературе XVIII века трактуется им как одна из разновидностей романтики; в ней, в «сентиментальности» русской литературы карамзинского периода, «выразилась человеческая наклонность к романтической мечтательности, к жизни сердцем. В лице Карамзина русское общество обрадовалось, в первый раз узнав, что у него, этого общества, есть душа и сердце, способные к нежным движениям»[94]. Точно так же, говоря о сентиментальности «Новой Элоизы» Руссо, Белинский указывает на то, что она выразила собой одну из сторон жизни XVIII века — «сторону сердца», в отличие от «философских повестей Волтера», которые, надо понимать, выразили другую сторону внутренней Жизни людей той эпохи — «сознающего себя разума». Если же взять всю полноту определений романтики (романтизма) у Белинского, то они далеко не сводят романтику только к выражению «внутреннего мира души человека, сокровенной жизни его сердца», но включают в себя разные стороны внутреннего состояния человека в их целостности я их реализацию вовне. Характеризуя особенности романтизма своеговремени, он видит их в «гармоническом уравновешении, всех сторон человеческого духа» — и сердца, и разума. «В гармонии, то есть во взаимном соприкосновении одной другою этих двух сторон духа, заключается счастье современного человека»[95]. В итоге Белинский приходит к пониманию романтики как целостного состояния человека, гл. человеческой личности в единстве ее внутреннего состояния и внешнего самовыражения. В таком случае теоретически; вполне оправдано различать как относительно самостоятельные разные стороны внутренней жизни человека: «сердца» и «сознающего себя разума» и соответствующие им типы художественного содержания: сентиментальность и интеллектуальность. Что же касается, их единства, воплощаемого в целостности внутреннего мира личности и его внешней реализации, то оно вполне может рассматриваться как первоисточник еще одной разновидности художественного содержании, собственно романтики. Особое значение понятие сентиментальности шшучяяо в эстетической теории Ф.Шиллера, в статье «О наивней и сентиментальной поэзии». То, что для Белинского характеризует состояние человека его времени, то есть 40-х годов XIX века, — единство чувства и разума, Шиллер относит к прошлому, когда «чувства и разум, воспринимающая и действенная способности еще не отделились друг от друга в своей работе»[96]. Соответствующую этому состоянию литературу он называет «наивной», то есть непосредственно выражающей изначальную, «естественную» целостность человеческого бытия. «Сентиментальная поэзия» соответствует тому состоянию общественного бытия, в котором произошел распад целостности прежнего состояния жизни. Непосредственно-чувственное восприятие мира («ощущение») и его осознание («мышление») обособились, и смысл «сентиментальной поэзии» состоит в том, чтобы привести их в единство благодаря своему творчеству, кода «поэт возводит действительность в идеал или, что то же, «изображает идеал». В целом же под «сентиментальной поэзией» Шиллер понимал художественно-творческое освоение объективного бытия («действительности») в свете субъективного представления писателя о совершенстве жизни. Поэ- тому он считает «сентиментальной» не только литературу, художественно возводящую до «идеала» реальные ценности жизни, но и литературу «сатирическую», в которой художник представляет «действительность как предмет своего нерасположения». В таком, очень расширительном значении понятие «сентиментальности» теряет свою определенность и, по существу, растворяется в значении общей природы художественного творчества. Вместе с тем справедливо замечание Г.Н.Поспелова к тому толкованию Шиллера «сентиментальной поэзии», которое относит истинное состояние жизни, ее «действительность», только к прошлому. «Шиллер был неправ, — как всегда решительно пишет Г.Н.Поспелов, — что те свойства человеческой жизни, которые могут вызвать у людей сентиментальные настроения, должны были уже всецело уйти в историческое прошлое и в цивилизованном обществе могли осуществляться только в художественной идее»1. Человеку всегда свойственны непосредственно-чувственное восприятие мира, внутреннее задушевное состояние, жизнь сердца и возможность сердечного отношения к другим людям. И когда художник творчески осваивает такое состояние человека в качестве значительного, существенного для жизни людей, он создает соответствующий тип художественного содержания — сентиментальность. В сентиментализме XVIII века, в котором жизнь сердца и сердечные отношения между людьми возводятся в высший смысл человеческого бытия, писатели-апеллируют, прежде всего к своим современникам, к их сердечности, точно так же, как писатели другого направления того же века — интеллектуализма — апеллировали к разуму людей, к их интеллекту. И те и другие делали это с надеждой достигнуть таким образом желаемой гармонии общественной жизни. В романе Гете «Страдания юного Вертера», типичном произведении сентиментальной литературы, герой — современник автора и во многом автобиографичен. Вертер живет исключительно жизнью своего сердца, но «сердце» для него означает не только его личные, индивидуальные чувства, переживания, но и орган, через посредство которого он постигает и осуществляет высший смысл бытия, глубинную сущность природы. Сильнее всего это проявляется в любви. «Но ведь у меня была же она, — вспоминает Вертер о своей первой любви, — ведь чувствовал я ее сердце, ее большую душу и с ней сам казался себе больше, чем был, потому что был всем тем, чем мог быть. Боже правый! Все силы моей души были при этом в действии, и перед ней, перед моей подругой, полностью раскрывал я чудесную способность моего сердца приобщаться к природе». В этом же ключе развертывается и его отношение к Лотте, вся история их любви, от первой встречи до последнего мгновения его жизни. А все остальные люди различаются Вертером как сердечные и бессердечные. Первые живут истинной жизнью, выражают собой высший смысл бытия, и они ближе герою, являются его родственными душами. Их больше в сельской местности, среди простых людей, так как они находятся ближе к природе. Однако среди людей «чувствительных», близких по духу Вертеру немало аристократов: «чувствительный человек» покойный граф фон М., которого оплакивает герой; граф К., ставший для Вертера «единственным утешением» во время дипломатической службы; «девица фон Б., милое создание, сохранившее много естественности в этом кругу»; наследный принц, приславший Вертеру записку, которая растрогала его до слез. В другом типичном для немецкого сентиментализма произведении, в трагедии «Коварство и любовь» самого Шиллера действие также происходит в современной писателю Германии, а главные герои, воплощающие сентиментальность как высшее выражение сущности жизни, принадлежат к совершенно разным социальным слоям: Луиза — дочь городского музыканта, Фердинанд — сын президента одного из немецких княжеств. Они и не представители уходящего прошлого, и непосредственно не связаны с патриархальностью сельской жизни. Они просто являются выразителями высшей сущности бытия и утверждают ее своей любовью друг к другу как истинный смысл человеческого существования вообще. В приведенных примерах из раннего творчества Гете и Шиллера сентиментальность составляет преимущественное содержание произведения, определяющее и художественную концепцию сущности жизни, и пафос, и особенности жанрового содержания этих произведений. Но как составная часть художественного содержания сентиментальность нередко присутствует и в произведениях за рамками сентиментализма как литературного направления — и в романтизме, например в творчестве Жорж Занд, Гюго, и в реализме XIX — XX веков, например, в творчестве Диккенса, Достоевского, Л.Толстого, Шолохова. Самоценно-личностный тип художественного содержания (романтика) В реальности жизнь каждого человеческого индивида всегда в той или иной мере самоценна, ибо сущность жизни каждого человека представляет собой неповторимый результат его собственного общения с другими людьми и миром в целом. Поэтому сущность человека, его характера является столь же достоянием окружающего его мира, сколько и его собственным достоянием, составляющим его личную самоценность. В литературе эта двуединая сущность человека художествеано осваивается по-разному, при этом нередко односторонне. На первых порах художественного развития, от древности до XVIII века, преобладало художественное освоение сущности жизни как заданной человеку извне, как индивидуальное проявление исконно божественного, племенного, народного, естественного, социального, общечеловеческого содержания жизни, а в отологическом типе художественного содержания индивид в принципе, во все времена предстает как конкретное выражение нравственного состояния своей общественной среды. На рубеже XVIII—XIX веков в романтизме была обнаружена другая сторона двуединой сущности человека — его личная самоценность, то, что личность и сама по себе заключает в себе сущность своего бытия. Вот как это выражено, например, в монологе Чайльд Гарольда из известной поэмы Байрона:
Один я в мире средь пустых, Необозримых вод; Зачем скорбеть мне о других? Кто обо мне вздохнет? Быть может, пес повоет мой, Но, у другого сыт, В меня ж, прибредшего домой, Свои клыки вонзит.
В собственно романтической литературе утверждение личной самоценности доводится до крайности, до абсолютизации ее в качестве высшей или вообще единственной ценности человеческого бытия. Очень яркую характеристику этого собственно романтического восприятия личности дал в свое время Тургенев, «Каждый человек, — писал он, — в молодости своей пережил эпоху «гениальности», восторженной самонадеянности, дружеских сходок и кружков. Сбросив иго преданий, схоластики и вообще всякого авторитета, всего, что приходит к нему извне, он ждет спасения от самого себя... Он становится центром окружающего мира: он (сам не осознавая своего добродушного эгоизма) не gредается ничему; он всё заставляет себе предаваться, он живет сердцем, но одиноким, своим, не чужим сердцем, даже в любви, о которой он так много мечтает: он романтик — романтизм есть не что иное, как апофеоза личности. Он готов толковать об обществе, об общественных вопросах, о науке; но общество, так же как и наука, существует для него — не он для них»[97]. В этой характеристике романтизма очень важно, что романтическое состояние вообще свойственно человеку, особенно в юношеском возрасте. Чувства, которые переживает человек, и его мысли в этом состоянии воспринимаются им как свое собственное, свое личное достояние, а не в виде приобщения к сердечной и интеллектуальной жизни людей, человеческого рода, как это происходит в сентиментализме и интеллектуализме. Характеристика личной самоценности человека, данная Тургеневым, имеет в виду художественное освоение жизни человеческой личности в собственно романтической литературе, в которой личная самоценность человека абсолютизируется. Но мировая литература, особенно литература XIX—XX веков, знает и другие разновидности художественного освоения личной самоценности, без ее абсолютизации, ярким свидетельством чему являются такие колоритные характеры реалистическай литературы, как Жульен Сорель, Евгения Гранде, Онегин, Печорин, Базаров, Раскольников, Андрей Болконский, Анна Каренина, Григорий Мелехов, Андрей Соколов. В современной русской литературе ярким примером может служить галерея образов самоценных личностей среди зэков в романе А. Солженицына «В круге первом»: Нержин, Сологдин, Валентуля поданы именно как самоценные личности, сохраняющие свое человеческое достоинство в крайне бесчеловечных условиях, люди мыслящие, творческие, великодушные, неповторимо самоценные. Итак, самоценно-личностный тип художественного содержания представляет собой художественно освоенную в качестве значительной, существенной или даже высочайшей ценности жизни личную самоценность человека, в единстве его внутреннего мира и внешнего самовыражения, его чувств, мыслей, стремлений и свершений. В таком значении этот тип художественного содержания можно терминологически обозначать романтикой, если не отождествлять ро- мантику с романтизмом, в котором романтика составляет существенную часть, но не равнозначна этому художественному образованию в целом, и если освободить термин «романтика» от многих других значений, в которых им пользуются в литературоведении. Трагизм Трагизм (трагическое) — один из сложных типов художественного содержания, представляющих собой творчески освоенные существенные противоречия между разными сторонами внутренней и внешней, личной и общественной жизни людей. Теоретическое осмысление трагического в искусстве восходит к древности. Это прежде всего определение трагического в «Поэтике» Аристотеля, где он, выявляя жанровые особенности трагедии, высказывает свое понимание и трагической ситуации в целом, возможной не только в жанре трагедии, но и в эпосе («из любой поэмы образуется несколько трагедий»[98]). Предметом подражания в трагедии, как и в эпосе, по Аристотелю, являются не только «лучшие люди», но и «обыкновенные», «кто не отличается (особенной) добродетелью и справедливостью и впадает в несчастье не по своей негодности и порочности», но «по какой-нибудь ошибке»[99]. Такой ошибкой в древнегреческой трагедии являлись непосредственные или преднамеренные отклонения человека от предустановленного богами общего состояния мира, например непреднамеренное убийство Эдипом своего отца Лайя в трагедии Софокла «Эдип-царь или в его же трагедии «Антигона» преднамеренное нарушение Креонтом «велений божественных законов». В дальнейшем идея о нарушении целостности существующего состояния жизни как источнике трагической ситуации была развита Гегелем в духе его философской системы. Сущность трагической ситуации он видит в непримиримом столкновении разнородных характеров, последовательно отстаивающих свои существенные личные или общественные интересы, что приводит к разрушению единой жизненной субстанции, которая в конечном исходе трагической ситуации восстанавливается в результате тяжелых страданий или гибели трагических героев. «Ибо, — пишет Гегель, — хотя характеры и ставят перед собой в качестве цели нечто значимое в самом себе, они могут выполнить это только трагически, только противореча друг другу в своей наносящей ущерб односторонности. Ис- тинно же субстанциальное, которое должно обрести реальность, не есть борьба обособленностей, как бы она ни находила свое существенное основание в понятии реальности мира и человеческого действия, а представляет собой примирение, когда определенные цели и индивиды осуществляют себя в полной гармонии, не противореча и не нанося друг другу ущерба. Поэтому в трагическом исходе снимается лишь односторонняя обособленность, не сумевшая влиться в гармонию и теперь в трагизме своего действия обрекающая себя на гибель во всей своей полноте, если только она не может отступиться от себя и своего намерения или же если она способна на это, вынужденная отказаться от достижения с<
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 565; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.82.22 (0.013 с.) |