Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Познавательное значение литературы. Художественно-творческая типизацияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Наличие познавательной функции у искусства совершенно очевидно. Более того, есть эстетические теории, которые вообще сводят сущность искусства к этой функции. В основном к этому сводятся теории искусства как подражания жизни. По-своему так истолковывал сущность искусства Гегель, рассматривая художественное творчество как одну из форм самопознания абсолютного духа. В наше время искусство рассматривается как своеобразная форма познания, например, в книге «Эстетическая сущность искусства» А.Бурова. Реальная действительность является первоисточником художественного творчества, и уже поэтому искусство дает самые разнообразные сведения о ней. Но познание в искусстве не ограничивается одними лишь сведениями, достоверными фактами об общественной и личной жизни людей — искусство способно познавать и глубинные, сущностные пласты человеческого бытия и всего мироздания. Однако при всем огромном значении познавательной функции искусства она не исчерпывает его сущности. Более того, будучи в той или иной мере всегда Присуще художественному творчеству познание не является вместе с тем его самоцелью. Оно подчинено в искусстве более общей его цели — осуществлению расширенного конкретно-чувственного общения людей с миром и его духовно-личностного творческого освоения. Чтобы осуществить расширенное духовно-личностное освоение мира, художнику необходимо приблизить мир к себе. Поэтому он по необходимости должен сжимать его в размерах, превращать в микромир, наполнять конечное бесконечным, делать судьбу отдельной человеческой индивидуальности вместилищем судеб бесчисленного множества людей, а окружающую индивида обстановку приравнивать ко всему остальному миру. В результате и осуществляется собственно художественное познание мира. Своеобразие собственно художественного познания состоит в том, что общее, существенное в мире познается на основе его конк- ретно-чувственных форм — не обязательно в формах самой жизни (художественные формы могут быть далекими от реальности, фантастическими), но непременно в единстве с конкретно-чувственной неповторимостью индивидуального бытия. Искусство достигает этого благодаря типизации характерного. Характерность реальней действительности и сама по себе представляет собой единство общего и индивидуального. Общественная характерность формируется в сфере непосредственных отношений человека с окружающей его средой, является конкретным проявлением какого-то существенного свойства общественной жизни. Это может быть характерное чувство, характерная мысль, характерные переживания, высказывания, поведение, характерная жизненная ситуация. Совокупность характерных черт в человеческом индивиде составляет целостный характер человека, представляющий собой не что иное, как неповторимый результат индивидуального общения человека с окружающим его миром. Человеческие характеры или отдельные характерности общественной жизни и природы являются предметом художественного творчества. Но не только и не просто предметом познания, а предметом, через посредство которого художник вступает в конкретно-чувственное общение с миром в целом, осуществляя его художественно-творческое освоение. Для этого художнику необходимо выявить всеобщее значение характерного, что возможно для него только благодаря типизации. Дело в том, что реальное проявление характерного, каким бы оно ни было значительным по существу, всегда ограничено конкретной жизненной ситуацией и поэтому имеет частное значение. Его всеобщее значение раскрывается или теоретически, в отвлеченных понятиях, или художественно, благодаря типизации — путем усиления, заострения, сгущения, преувеличения реальной жизненной характерности. Выявляя таким образом ее всеобщее значение, художник устанавливает вместе с тем ее связь с другими характерностями, благодаря чему ему удается, сохраняя конечную неповторимость реального бытия, охватить и творчески освоить существенное содержание жизни в целом, в ее бесконечности. Теоретическое осмысление процесса художественной типизации началось с давних времен, вместе с осмыслением сущности художественного творчества, но как отдельное теоретическое понятие «типическое» утвердилось в литературоведении XIX века, главным образом в связи с исследованием существенных особенностей реалистической литературы. Можно считать, что наиболее распростра- ненное в XIX веке понимание типического в литературе полнее и четче всего было сформулировано Добролюбовым в теоретическом разделе статьи «Темное царство». Сопоставляя художественное и научное познание жизни, Добролюбов указывает, что и то и другое познание начинается с восприятия отдельных, заслуживающих внимания фактов. Но если ученого интересует при этом не факт сам по себе, а лишь то общее, что у него имеется с другими фактами, то художник «с жадным любопытством всматривается в самый факт, усваивает его, носит его в своей душе сначала как единичное представление, потом присоединяет к нему другие, однородные факты и образы и наконец создает тип, выражающий в себе все существенные черты всех частных явлений этого рода, прежде замеченных художником»[34]. Следовательно, существенное содержание целого ряда явлений, скажем человеческих индивидов, предстает в литературном типе как содержание отдельного индивида. В таком же смысле о типическом высказывался и Белинский. «Надобно, — писал он, — чтобы лицо, будучи выражением целого особого мира лиц, было в то же время и одно лицо, целое, индивидуальное. Только при этом условии, только через примирение этих противоположностей, и может оно быть типическим лицом»[35]. Чернышевский, касаясь в своей магистерской диссертации проблемы типического, также требует, чтобы литературный тип сохранял «живое лицо», богатство индивидуальных подробностей»[36]. Правда, увлекаясь в полемике с объективно-идеалистической эстетикой мыслью о превосходстве реальной действительности над искусством, Чернышевский допускает недооценку творческого начала в художественной типизации. Он обращает внимание на то, что типическое существует и в самой действительности в смысле характерного или в смысле высокой степени характерности. Поэтому, с его точки зрения, художнику, чтобы воспроизвести «типическое лицо», достаточно описать реального человеческого индивида с высокой степенью характерности. Для более полного выявления природы художественной типизации определенное значение имеют суждения М.Горького о типическом в известной статье «О том, как я учился писать». Горький останавливается здесь на художественно-творческой природе литературного типа. Литературные типы, пишет он, создаются по зако- мам абстракции и конкретизации. «Абстрагируются» — выделяются — характерные подвиги многих героев, затем эти черты «конкретизируются» — обобщаются в виде одного героя, скажем Геркулеса или рязанского мужика Илью Муромца; выделяются черты, наиболее естественные в каждом купце, дворянине, мужике, и обобщаются в лице одного купца, дворянина, мужика, таким образом получаем «литературный тип»... Таких людей, каковы перечисленные, в жизни не было; были и есть подобные им, гораздо более мелкие, менее цельные, и вот из них, мелких, как башни или колокольни из кирпичей, художники слова додумали, «вымыслили» обобщающие «типы» людей»[37]. В нашем современном литературоведении широко бытует предложенная ВДнепровым концепция, согласно которой типизация есть свойство только реалистического искусства, в то время как другие разновидности художественного творчества создают обобщенные образы посредством идеализации. На наш взгляд, это очень узкое понимание типического в искусстве. В сущности, то, что Днепров называет идеализацией, есть не что иное, как одна из разновидностей художественной типизации, а именно типизация положительных свойств жизни, сгущение, укрупнение, заострение положительной характерности жизни. Обобщать посредством идеализации означает, по В.Днепрову, создавать художественный образ «посредством очищения жизненного образа от всего, что не соответствует его идее, и путем добавления всего, что требуется для полного соответствия идеалу»[38]. Но именно таким образом — путем «очищения» и «добавления» ради более выпуклого выявления родового содержания — осуществляется и типизация в реалистическом искусстве, причем не только типизация положительных характеров, но и типизация отрицательных характеров. И безусловно, Горький более прав, когда он приводит в качестве примеров литературных типов и образы древней литературы — Геркулеса, Илью Муромца, которые, по концепции Днепрова, созданы путем идеализации, и образы отрицательных персонажей из реалистической литературы XIX века — «различных Карамазовых и Свидригайловых», Молча-лина, Хлестакова. В основе художественного творчества в любом случае лежит реальная жизненная характерность. И обобщение в искусстве непременно предполагает возведение этой характерности в ранг ее всеобщей значимости, что достигается путем отбора, концентрации и творческого «домысливания» реальной характерности в воображении художника, то есть путем типизации. Если же кто-то пользуется характерными фактами реальной действительности только для того, чтобы дать с их помощью образное выражение своим отвлеченным взглядам на жизнь, своему представлению об идеале жизни, то он этим еще не создает художественного произведения, а лишь иллюстрирует свои идеологические взгляды. Другое дело, что следует различать разные принципы типизации, соответствующие разным творческим методам, в том числе реализму. Реалистическая типизация предусматривает правдивое художественное воспроизведение характеров и обстоятельств как исторически сложившихся. Но, помимо такого, реалистического принципа типизации, основанного на историзме, мировое искусство знает и другие принципы типизации, также давшие высочайшие образцы художественного творчества. Например, свойственный ранним этапам художественного развития — от древности до XVIII века — принцип художественной концентрации реальных жизненных характерностей как заключающих в себе сущность жизни всего человеческого рода, независимо ни от времени, ни от социальной среды, то есть как типических для человечества в целом. В нашем литературоведении 30-50-х годов заметный след оставила точка зрения на типическое, сложившаяся под влиянием вульгар-но-социологического понимания сущности художественного творчества. Она была сформулирована в статье «Реализм» в «Литературной энциклопедии» 1930-х годов. Типическое трактуется в этой статье как «выражение сущности данной социальной среды и в связи с этим — выражение политической позиции писателя»[39]. Во второй половине 50-х годов эта концепция типического была подвергнута обстоятельной критике как недооценивающая общечеловеческое и индивидуальное содержание в литературном типе. Одновременно были сделаны попытки всестороннего исследования проблемы типического в искусстве. Заслуживает внимания концепция типического, предложенная С.М.Петровым в статье «О типическом и общечеловеческом», опубликованной в «Вопросах литературы» за 1957 год, а затем включенной в его книги «Проблемы реализма в художественной литературе» (М., 1962) и «Реализм» (М., 1964). С его точки зрения, сущность типического характера в литературе, как и характера человека в реальной действительности, со- ставляет общечеловеческое содержание, а социально-классовое и индивидуально неповторимое содержание образует особенную и конкретную форму выражения общечеловеческого. По отношению к реальному человеку такой взгляд на соотношение общего, особенного и индивидуального вполне оправдан, так как каждый человек действительно является индивидуальным представителем и своей социальной среды, и человечества в целом. Но в сфере отражения такое соотношение общего, особенного и индивидуального (единичного) не всегда сохраняется, также и в искусстве, в том числе и в реалистическом искусстве, в котором, с точки зрения Петрова, это соотношение предстает в законченном виде. В отражении индивидуальное может означать только индивидуальное, и не больше, например, обычная фотография, скажем, для паспорта или большинство писем, которыми обмениваются родные и знакомые, подробно сообщая, что произошло с ними в истекший промежуток времени. Индивидуальное можно отразить и как конкретное выражение сущности только той социальной среды, к которой принадлежит индивид. При этом надо иметь в виду, что в реальной жизни социально-классовая среда является не только формой связи отдельного человека с человечеством в целом, но и силой, которая, с одной стороны, отгораживает человека от остальной части общества, делая его частичным человеком, а с другой — стремится вытравить из него все неповторимо личное, превратить человека в своего среднего индивида, в индивидуальное выражение своей узкосоциальной сущности. В таком виде индивидуальное находит свое отражение и в литературе, особенно как раз в реалистической литературе, например: Дикой и Кабаниха у Островского, мелкопоместные дворяне в «Мертвых душах» Гоголя, Беликов у Чехова. Все это индивидуальное выражение какой-то узкой социально-классовой сущности, отгороженной от общечеловеческого содержания. Помещики у Гоголя индивидуально неповторимы, но своей индивидуальностью они каждый по-своему выражают одну и ту же социальную сущность, отгороженность русского помещика от общенациональных интересов, бессмысленность его существования, его духовную пустоту, иначе говоря, то, что они превратились, в мертвые души. Наконец, индивидуальное можно отразить и как конкретное выражение общечеловеческого содержания, помимо социального. Такое соотношение индивидуального и общечеловеческого можно сколько угодно найти и в литературе. Что, например, узкосоциального в характерах Ромео и Джульетты? То, что они принадлежат к Монтекки и Капулетти, к дворянским семьям итальянского средневековья? Но эта принадлежность никак не отразилась в сущности их характеров. Это отразилось в характерах глав семей, в характере Тибальда, в поведении слуг, но не в характерах Ромео и Джульетты. По сути своих характеров они вообще очень далеки от той социальной среды, в которую поместил их Шекспир. Их мало соединяет с этой средой даже чувство кровного родства. Джульетта после поединка Ромео с Тибальдом готова услышать «вслед за известием о конце Тибальда про гибель матери или отца, или обоих...», но только не слова «Ромео изгнан» из Европы. Сущность характеров Ромео и Джульетты в их взаимной любви, глубоком, безграничном взаимном чувстве, которое целиком завладевает ими и которое художник воспроизводит как самое естественное, самое нормальное и самое достойное человека существование. Это — общечеловеческое чувство, воплощенное в любви двух персонажей художественного произведения и противопоставленное чувству междоусобной дворянской розни, воплощенному в других персонажах. Примеры литературных типов, в которых общечеловеческое непосредственно, помимо узкосоциального содержания, воплощается в индивидуальном, можно привести и из реалистической Литературы XIX века. Например, князь Мышкин в «Идиоте» Достоевского. В его характере нет ничего от его социально-классового положения. По сути своего характера он остается одним и тем же и тогда, когда приезжает нищим в Петербург, и тогда, когда становится миллионером. И к каждому другому, с кем ему приходится общаться, он относится просто как человек к человеку, а не по его социальному положению, не как к князю, генералу, купцу, чиновнику, разночинцу, наложнице, слуге. И это при том, что другие, с кем он общается, относятся друг к другу сообразно их социальному положению и руководствуются узкокастовыми, эгоистическими интересами. И на князя Мышкина одни смотрят с недоумением, другие с любопытством, третьи с сочувствием, четвертые с любовью, но все его считают ненормальным, простофилей, идиотом. Мышкин потому и «идиот», что относится к другим как человек к человеку, в то время как эти другие являются всего лишь средними социальными индивидами, «получеловеками». И в конце концов он действительно становится идиотом, психически больным, слабоумным существом, так как в обстоятельствах, которые его окружают, просто по-человечески жить невозможно, а иначе он не может. В интерпретации В.Днепрова образ князя Мышкина был создан Достоевским посредством идеализации, а все другие образы романа — посредством типизации[40]. На самом же деле и в том и в другом случае осуществлена реалистическая типизация, только в одном случае типизированы узкосоциальные, частично человеческие- связи индивида с обществом, а в другом случае — собственно человеческие, общечеловеческие связи — при конкретно-историческом закреплении тех и других характеров за одним и тем же временем, местом и общественной средой. Таким образом, в художественном воспроизведении соотношение между общечеловеческим, социально-классовым и индивидуальным может быть различным, и литературный тип может заключать в себе как все эти три уровня человеческого содержания в их единстве, так и только социальное или только общечеловеческое в индивидуальном. При этом узкосоциальные типы сами по себе отнюдь не свидетельствуют об ограниченности художественного охвата жизни писателем, так как художественный мир составляет не только типизированные художником характерности жизни, но и то, как в процессе типизации эти характерности жизни творчески освоены художником в их взаимосвязи и в их отношении к авторскому представлению о сущности и смысле человеческого бытия. Поэтому в полной мере значение художественной типизации может быть раскрыто только в связи с общим процессом целенаправленного творческого освоения художником мира. Плодотворную попытку объяснить процесс типизации с учетом и объективной, и субъективной сторон художественного творчества представляет собой разработанная Г.Н.Поспеловым концепция «экспрессивно-творческой типизации». Эта типизация есть процесс, который включает в себя одновременно и концентрацию характер-ного содержания жизни в образах индивидуальных явлений, и концентрированное выражение в этих образах общественно значимого отношения самого художника к типизированной жизненной характерности. «Поэтому, — пишет Поспелов, когда художник создает в своем воображении новую, в той или иной мере претворенную индивидуальность человеческой жизни, то каждая из ее черт и свойств служит ему прежде всего средством усиления и завершения ее типичности или, иначе говоря, средством типизации характерного. Но вместе с тем каждая из этих индивидуальных черт и свойств воспроизведенной характерности жизни является для художника средст- вом выражения ее идеологического осмысления и эмоциональной оценки»[41]. Однако у Г.Н.Поспелова получается, что художественное единство типизированной характерности жизни и общественно значимое отношение самого автора к этой характерности осуществляется только в процессе детализации художественного образа, то есть только на уровне формы, а не в процессе образования самого художественного содержания. Сами по себе объективная и субъективная стороны художественного содержания представляются ему существующими в произведении отдельно одна от другой, находясь в том или ином соотношении, взаимодействии, даже во «взаимопроникновении», как он пишет в одной из своих публикаций[42], но не сливаясь в нечто третье, в некую качественно новую целостность. Он опасается, что взгляд на художественное содержание как на органический синтез объективного и субъективного содержания может привести к стиранию «грани между объективной и субъективной сторонами познания»[43]. Но ведь все дело в том, что искусство — это не только и не просто познание. Познание в искусстве включено в процесс созидательно-творческой деятельности, и, как всякий результат такой деятельности, произведение искусства представляет собой качественно новое образование как по форме, так и по содержанию. Не будь таких образований в области материального и духовного производства, не было бы никакого общественно-исторического развития. Художник не только укрупняет, осмысляет и оценивает реальную жизненную характерность, но он еще «преодолевает, подчиняет и формирует» ее в процессе художественного творчества в соответствии с тем типом общественно-преобразовательной деятельности, в русле которого он осуществляет свою художественную практику. В результате создается качественно новая, собственно художественная характерность. Итак, типическое в искусстве — это реальная жизненная характерность, художественно возведенная до степени всеобщего значения и творчески освоенная в рамках того или иного исторически сложившегося типа духовной общественно-созидательной деятельности. Художественное творчество, как и всякая творческая деятельность, побуждается исторически складывающейся необходимостью дальнейшего общественного развития и представляет собой специ- фически художественную реализацию этой необходимости, наряду с другими видами ее духовной и духовно-практической реализации — философской, политической, экономической, нравственной. В результате и создается особый тип общественного сознания и деятельности и, следовательно, собственно художественная разновидность такого типа.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 861; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.70.0 (0.01 с.) |