Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Комическое и его разновидности (юмор, сатира, ирония, сарказм)Содержание книги
Поиск на нашем сайте
По определению Гегеля, «комическое вообще по самой своей природе покоится на противоречащих контрастах между целями внутри них самих и их содержанием, с одной стороны, и случайным характером субъективности и внешних обстоятельств — с другой...»[115]. Чернышевский истолковал это определение таким образом: «внутренняя пустота и ничтожность, прикрывающаяся внешностью, имеющею притязание на содержание и реальное значение...»[116]. В самом общем определении комическое в искусстве — это эффект от художественно-творческого раскрытия контрастного несоответствия содержания объекта и формы его проявления или от контрастного несоответствия содержания объекта и субъективнотворческого высказывания о нем. В первом случае первоисточником комического является сам предмет художественно-творческого освоения, характерное содержание жизни и формы его проявления, контраст между видимостью и сущностью, претензиями и возможностями людей. Субъективная роль художника состоит в таком случае в творческом обнажении объективного несоответствия содержания и формы предмета с целью его осмеяния. Основными формами такого вида комического являются юмор и сатира. В других случаях комический эффект достигается благодаря тому, что субъективно- творческое высказывание о предмете освоения прямо противопо- ложно действительному содержанию предмета. Основными формами такого вида комического являются ирония и сарказм. Юмор и сатира Всего определеннее юмор и сатира различаются по их отношению к социальной жизни людей, по тому, в каком соответствии необоснованные претензии человека или группы людей как предмет комического освоения находятся к другим людям, к обществу в целом. Если претензии человека или группы людей, явно несоответствующие их действительному значению и возможностям, не опасны, безвредны для других людей и вызывают со стороны лишь улыбку или веселый смех по поводу своих заблуждений и именно в этом значении и с этой целью осваиваются художественно, создается юмористическая ситуация. Таковы, например, комические образы пиквикистов, героев романа Диккенса «Записки Пиквикского клуба». Они исполнены претензией на научное знание жизни, хотя на самом деле совершенно в ней не разбираются и поэтому постоянно оказываются в комических ситуациях. Однако по сути своих характеров пиквикисты люди хорошие, добрые, и юмор служит здесь выявлению этой их положительной сути. Сатира возникает тогда, когда несостоятельные претензии лиц или целой общественной группы опасны для других людей, враждебны интересам общества, художественно выявляются и беспощадно осмеиваются в их подлинном значении. Классическим примером такой разновидности комического являются сатирические образы градоначальников в «Истории одного города» Салтыкова-Щедрина. Все они претендуют на руководство обществом и занимаются общественно-преобразовательной деятельностью, но по сути своей эти претензии и преобразования явно враждебны обществу, губительны для него и в этом значении комически изобличаются писателем. В целом область юмора и сатиры в художественном творчестве довольно широка, включает в себя несколько разновидностей того и другого вида комического, при этом довольно значительной является переходная сфера между юмором и сатирой. Очень показательным в этом отношении является рассказ А. Платонова «Счастливый корнеплод». Центральный персонаж рассказа Петр Феофанович Харчеватых, сначала младший лейтенант, потом старшина «в управлении тыла одной армии» «был известен своей инициативностью». Свойство, казалось бы, вполне положительное и безвредное,
но реализуется оно в практических делах Харчеватых пагубным образом для всего, на что направлена его инициатива. Вот одно из его дел: «В одном разрушенном населенном пункте Харчеватых увидел уцелевшую кузницу. Ему достаточно было беглого взгляда на дело, и он сейчас же стал заботливо думать, что здесь нужно, а что вредно, что нуждается в немедленном усовершенствовании и что бывает на свете лучше кузницы. Обдумав весь вопрос до конца и далее, Харчеватых распорядился ту кузницу немедля переделать в баню. Однако, посреди самого разгара строительства, когда кузница уже была на половину разобрана, а баню складывать еще не начали, Петр Феофанович Харчеватых неожиданно понял, что пекарня лучше и нужнее, чем баня, и испросил разрешения воздвигнуть пекарню. Тем временем, пока из кирпичного боя нестроевые бойцы соз давали пекарню, в тыл прибыла на ремонт кавалерийская часть — и стало ясно, что кузница лучше пекарни и бани, потому что нужно ковать лошадей. Тогда Харчеватых обратил все строительство вспять и приказал строить кузницу обратно. Но тут объявилось, что, пока ст рои ли одно из другого, а затем другое перестраивали в третье, весь, материал истратился и раскрошился в промежутках». Головотяпство Харчеватых изображено в рассказе на фоне справедливой войны и представлено комически как некое недоразумение, достойное сожаления и горечи, но не затрагивающее глубинной сути жизни. Харчеватых за свои «инициативы» был понижен в должности, а в заключительной сцене рассказа генерал, глядя на усердие Харчеватых, прослезился. Однако Харчеватых до конца остается абсолютно уверенным в правоте своей страсти к преобразованию всего, что его окружает, иначе говоря, к преобразованию ради преобразования, и в этом угадывается, особенно при современном прочтении рассказа, большая опасность для общества, заслуживающая беспощадного сатирического обличения. Именно такими явились сатирические произведения Платонова конца 20-х — начала 30-х годов, особенно «Котлован» и «Чевенгур». В «Котловане» рабочие с энтузиазмом копают котлованы для здания будущей счастливой жизни пролетариата. Но сами они живут в бараке, впроголодь, и работа их практически бессмысленна: копаем под один проект, пришло распоряжение копать под другой проект, не закончили — пошли в деревню, строить там новую жизнь. Крестьяне, согласившиеся объединиться, собрались все вместе в одном дворе; для тех, кто не захотел, соорудили плот и на этом плоту угнали их в открытое море — куда подальше. Крестьянские хозяйст-
ва заброшены, объединенные в одной конюшне лошади сами ходят на водопой и по дороге урывают себе в качестве пропитания солому с избяных крыш. В преобразовательной деятельности конца 20-х — начала 30-х годов, известной под названиями индустриализации и коллективизации, писатель выявил антигуманную сущность общественной практики под лозунгом строительства лучшего будущего путем отказа от всего в настоящем, ценой лишения людей удовлетворения их собственных человеческих потребностей. Преобразование ради преобразования, которое в «Счастливом корнеплоде» художественно представлено ближе к юмору, в «Котловане» раскрыто остро сатирически как зловещая античеловеческая сущность целой общественной системы, основанной на полном подчинении человеческих жизней голой абстракции лучшего будущего. Ирония и сарказм В своем простейшем виде ирония представляет собой один из способов иносказания, когда предмет или какое-то его свойство обозначается словом или словами прямо противоположного смысла с целью комической характеристики действительного значения предмета. Обычно приводят в качестве примера иронии как тропа действительно очень показательное для структуры иронии обращение лисицы к ослу из басни Крылова: «Откуда, умная, бредешь ты голова?» Часто ирония служит стилистическим средством создания юмористического образа. Например, характеризуя совершенно бесполезную инициативность своего героя в «Счастливом корнеплоде», А. Платонов пишет: «Эта полезная озабоченность, однако, хорошо, доброкачественно влияла на здоровье Харчеватых». Вместе с тем есть произведения, целиком построенные по принципу иронии. Например, повесть современного советского писателя Г.Семенова «Городской пейзаж». Писатель здесь с видом большой доброжелательности описывает благополучный быт одной московской семьи, старается доверительно приблизить своих героев к читателю, чтобы он узнал в них своих знакомых мещан и невольно проникся авторской иронией, сначала еле уловимой, а затем постепенно переходящей в открытое высмеивание противообщественной сущности мещанства, его полного безразличия к тому, на какие средства создаются его материальное благополучие и домашний уют, что приводит в конце концов мещанина к нечистоплотным, преступным действиям. Особое значение ирония приобрела в романтической литературе. Теоретики немецкого романтизма создали концепцию иронии как присущее искусству самораскрытие несоответствия между уверенностью художника в бесконечности своих творческих возможностей и конечностью, ограниченностью своей жизни и творческих результатов. Это, по словам, Фр.Шлегеля, «постоянная пародия на самого себя», в ней «содержится и она вызывает в нас чувство неразрешимого противоречия между безусловным и обусловленным, чувство невозможности и необходимости всей полноты высказывания»[117]. По своему оценочному значению ирония может быть как отрицающей, так и утверждающей то явление, на которое направлено ироническое высказывание писателя. Примером утверждающей иронии может служить поэма А. Твардовского «Василий Теркин», где ирония является средством приземления возвышенно-героических дел главного персонажа. Так, в главе «Теркин — Теркин» поэт вводит в повествование второго Теркина, иронизирующего и над Василием, и над собой: второй Теркин оказался Иваном, но все равно отстаивает свое право на славу первого, мотивируя это и техникой стихосложения:
Но, уже с насмешкой глядя, Тот ответил моему: -Ты пойми, что рифмы ради Можно сделать хоть Фому.
Сарказм определяют обычно как злую иронию. Это крайняя форма иносказательного отрицания, беспощадно издевательская. Вот как, например, характеризует А.Платонов «профуполномоченного», по распоряжению которого рабочие в «Котловане» совершенно бессмысленно копают котлован: «Профуполномоченный от забот и деятельности забывал самого себя, и так ему было легче; в суете сплачивания масс и организации подсобных радостей для рабочих он не позабыл про удовлетворение удовольствиями личной жизни, худел и спал глубоко по ночам. Если бы профуполномоченный убавил волнение своей работы, вспомнил про недостаток домашнего имущества в своем семействе или погладил бы ночью свое уменьшившееся, постаревшее тело, он бы почувствовал стыд существования за счет двух процентов тоскующего труда. Но он не мог останавливаться и иметь созерцающее сознание». В этом случае сарказм служит речевым средством сатирического изобличения противоестественной для человека, пагубной для него сущности энтузиазма во имя голой идеи лучшего будущего, то есть является комическим способом повествования в сатирическом произведении, каким является «Котлован» в целом. Но есть и произведения целиком саркастические. Классический пример — памфлет Свифта «Скромное предложение о детях ирландских бедняков», где автор с серьезным видом предложил ирландцам в качестве средства избавления от бедственного положения, до которого их довели англичане, откармливать своих детей и продавать их мясо, кости и волосы ради своего процветания.
ЛИТЕРАТУРНЫЕ ЖАНРЫ
Существуют разные определения жанра и разные жанровые классификации литературы[118]. Нам представляется наиболее убедительным определение жанра, предложенное Г.Д.Гачевым и В.В.Кожиновым в разделе «Содержательность литературных форм» академической «Теории литературы». Следуя за Бахтиным, они определяют жанр как «память искусства», как откристаллизовавшееся в определенную типологическую структуру определенное типологическое содержание: «Конкретное содержание отдельных произведений может быть неистощимо разнообразным, но в самой конструкции хранится опыт всего предшествовавшего творчества. Без этого невозможно было бы развитие и даже само бытие искусства»[119]. Там же приводится аналогичное определение жанра в книге П.Н.Медведева «Формальный метод в литературоведении»: «Каждый жанр — особый тип строить и завершать целое, притом, повторяем, существенно, тематически (т. е. содержательно. — И.В.) завершать, а не условно-композиционно кончать»[120]. Жанр — это индивидуальное бытие художественного творчества. Он образуется в результате преломления того или иного или тех или иных типов художественного содержания в литера турном роде или в межродовом образовании. Тем самым складывается единство жанрового содержания и жанровой формы. В ранние эпохи художественного развития преобладали жанры с жестким закреплением определенного содержания за определенной формой, например ямбы, элегии, трагедии — в древнегреческой литературе; альбы, серенады, сонеты — в средние века и эпоху Возрождения; трагедии, комедии, оды — в литературе классицизма. В последующем, особенно благодаря романтизму, утвердилось более свободное единство жанрового содержания и жанровой формы, например просто стихотворения или песни с любым типом художественного содержания — в лирике; роман и романическая повесть с самым различным сочетанием самоценно-личностного содержания с другими типами художественного содержания — трагическим, драматическим, этологическим, героическим, интеллектуальным, сентиментальным. Эпические жанры Эпические литературные жанры восходят к эпическим фольклорным жанрам, ближайшим образом к сказкам. С точки зрения жанровой формы, сказка имеет свою вполне устойчивую структуру: повторяющийся зачин («жили-были»...), повторяющиеся персонажи и характеры (например, три сына, один из них дурачок), повторяющиеся приемы повествования (например, трижды повествуется о том, как собираются и возвращаются братья на ночное дежурство в поле), типичная концовка («и я там был..»). Это не только чисто формальные признаки сказки, но и результат длительного коллективного опыта художественного освоения определенного типа характеров и жизненных ситуаций. Вместе с тем жанровая форма сказки входила в синтез с разными типами художественного содержания, порождая соответствующие жанровые разновидности сказки: богатырские сказки (с героическим типом содержания), бытовые (этологические) сказки, романические сказки (о поисках сказочным героем своей невесты). Древнейшим литературным эпическим жанром является эпическая песня. По форме это устный стихотворный повествовательный жанр с однотипными персонажами — героями, богатырями — и повторяющимися приемами повествования: героические песни Древней Греции, ирландские саги, эпические песни скандинавской Эдды, русские былины. Эпические песни также различались по типу худо- жественного содержания, например, есть былины воинские, то есть героические, и бытовые (этологические). Цикл эпических песен, творчески переработанный в целостное произведение, образует эпическую поэму — эпопею. Так сложились «Илиада» и «Одиссея» Гомера в Древней Греции, «Песнь о Роланде», «Песнь о моем Сиде» — в средневековой литературе. В эпопее главное — художественное освоение жизни и судьбы исторически сложившейся или складывающейся общности людей в целом — племени, народа, нации, общественной системы в моменты их критического состояния, требующие от их представителей героических деяний. Герой здесь воплощение духа, воли и максимальных возможностей своего народа. Таковы вожди ахейского и троянского войска в «Илиаде», таков Роланд в «Песни о Роланде». Личный интерес здесь если и проявляется, не становится ведущим в характере героя. Ахилл, удалившийся с поля боя в гневе из-за личной обиды со стороны «царя царей» Агамемнона, в критический для ахейцев момент снова вступает в бой и решает исход войны. Как по отношению к героическому типу художественного содержания в целом, так и по отношению жанра эпопеи неправомерно утверждать, как это в свое время сделал Гегель и вслед за ним Белинский, что героическое стояние жизни, а вместе с ним и эпопея являются достоянием прошлого и невозможны в новое время[121]. Такому утверждению противоречат не только романы — эпопеи типа «Войны и мира» Л.Толстого и «Тихого Дона» М.Шолохова, но и наличие чистых эпопей, причем вполне соответствующих гегелевскому определению эпопеи. В русской литературе замечательным примером этому может служить эпопея А.Веселого «Россия, кровью умытая». Здесь читатель погружается в бескрайнее море народной жизни. Тут буквально все слои российского общества накануне и после Октябрьской революции, и каждый из них предстает в состоянии крайней самоотдачи ради своего самоспасения и самоутверждения. Это — весь народ в момент, когда решается его судьба, причем народ разобщенный, персонажи представляют свои социальные и общественно-политические слои и отстаивают их до конца: солдаты и офицеры, крестьяне бедные и богатые, разные слои горожан, формирования белых, красных, зеленых и т. д. Каждая общественная сила максимально отстаивает свою правду, но правда каждого односторонняя, оборачивается и гуманной, и бесчеловечной стороной. Позиция писателя ближе всего к большевикам, но и действия большевиков изображаются и с позитивной, и с негативной стороны, а в целом все сводится к тому, что никакая сила неспособна укротить народ. По своей форме эпопея А.Веселого может показаться фрагментарной, но это впечатление происходит от широты изображения народной жизни и самоценности позиций самых разных общественных сил. Поистине, если использовать гегелевское определение эпопеи, здесь представлены «миросозерцание и объективность духа народа во всей их полноте»[122] и так, что «каждая часть тут (Гегель имеет в виду гомеровские эпопеи. — И.В.) может быть самостоятельной и казаться таковой. Однако все же они образуют в высшей степени подлинную, внутренне органическую эпическую целостность»[123]. Аналогом эпопеи, по значению в системе жанров литературы нового времени, Гегель назвал роман. Правда, он неохотно признает за ним право считаться «настоящим эпосом», высший образец которого он видел в гомеровских эпопеях. Но все же он называет роман нового времени «современной буржуазной эпопеей», где «вновь выступает во всей полноте богатство и многосторонность интересов, состояний, характеров, жизненных условий, широкий фон целостного мира, а также эпическое изображение событий»[124]. Но в отличие от собственно эпопеи, в которой в индивидуальной форме развертываются сущностные силы общенародной бытия, «наиболее обычные и подходящие для романа коллизии — это конфликт между поэзией сердца и противостоящей ей прозой житейских отношений, а также случайностью внешних обстоятельств»[125]. В этом определении романа отмечены наиболее характерные особенности собственно романического содержания — его многосторонность с самоценно-личностным типом содержания в центре, многоплановость воспроизведения жизни под углом зрения личной судьбы человека. Вполне определенно подметил эту особенность романа А.Веселовский. «В романе, — пишет он, цитируя «Очерки теории и критики романа» Шпильгагена, — все нетрадиционно (по сравнению с эпопеей.— И.В.): поэт сознательный творец своего сюжета, ему принадлежат и герои, обыкновенно влюбленные, занятые исключительно собою, своей любовью... Вокруг героев устраиваются другие действующие лица, служащие, главным образом, к их развитию и освещению, притянутые к центру»[126]. Здесь, в сущности, выявлены общие особенности и содержания, и формы романа в его основном значении: по содержанию — это судьба личности в ее отношении к разным сторонам бытия; по форме — центростремительная группировка персонажей вокруг главного героя или главных героев. В XIX—XX веках роман занял такое положение в мировой литературе, которое вдохновило М.Бахтина на определение этого эпического жанра как единственно незаконченного, постоянно развивающегося, не признающего никакой строгой жанровой систематизации, разрушающего все прежние жанровые каноны, который вытесняет «одни жанры, другие вводит в свою собственную конструкцию, переосмысливая и переакцентируя их»[127]. Все это справедливо только в том отношении, что это романический тип художественного содержания, наиболее характерный для жанрового содержания романа, представляет собой творческое освоение самых разных сторон бытия в отличие от других типов художественного содержания, которые творчески осваивают суть бытия через какую-то одну или две существенные стороны жизни. Но при всем этом романическое художественное содержание имеет свою определенность. Она состоит в том, что в центре его находится личность и ее судьба, складывающаяся в сложном отношении с разными сторонами бытия. Этот тип художественного содержания и определил собственное жанровое содержание романа и его жанровую форму, то есть роман в собственном значении этого понятия. Но раз возникнув как вполне определенное единство содержания и формы, жанр в дальнейшем своем художественном развитии способен служить формой для других типов художественного содержания. В этом отношении роман мало чем отличается от других жанров, в том числе и от эпопеи. «Илиада» Гомера была создана предположительно в VIII—VII веках до н.э., а возможно в V веке появилась пародия на нее «Война лягушек и мышей», где сохраняются все перипетии военных событий «Илиады» и участие в этих событиях тех же олимпийских богов и богинь. Сохраняется и возвышенно-героический пафос повествования, но говорится о распрях и «подвигах» мышей и лягушек: показательный пример замещения одного типа художественного содержания, определившего становление жанра, другим, прямо противоположным по значению, в данном случае героического комическим — в той же жанровой форме. Наибольшее распространение в далеком прошлом роман приобрел в средние века в виде рыцарского романа. Тематическим источником для него были древние и раннесредневековые эпические сказания — древнегреческого троянского цикла, ирландских саг, скандинавской эдды, то есть то, что составляло почву древних и средневековых эпопей. Но в отличие от эпопей, где герой совершает подвиги ради спасения и чести своего народа, в рыцарском романе он посвящает себя служению даме своего сердца. Но в позднем средневековье появились пародии и на рыцарский роман. По жанровой форме пародиями на рыцарский роман являются и такие вершинные произведения эпики мировой литературы, как «Гаргантюа и Пантагрюэль» Рабле и «Дон Кихот» Сервантеса, истинные эпопеи Возрождения. В жанровой форме рыцарского романа здесь есть и ироническое отношение к средневековому рыцарству, и безмерное возрожденческое возвеличивание естественной природы человека, и грустная самоирония по этому поводу. Но здесь нет собственно романического содержания, так как все индивидуальное выражает общую сущность человеческой природы, ее бескрайних возможностей в возрожденческом художественном освоении. Расцвет романа в его собственном единстве содержания и формы происходит в XIX веке. Это такие перлы собственно романного творчества, как «Красное и черное» и «Пармская обитель» Стендаля, «Отец Горио» и «Утраченные иллюзии» Бальзака, «Евгений Онегин» Пушкина, «Герой нашего времени» Лермонтова, романы Тургенева, «Анна Каренина» и «Воскресение» Л.Толстого, «Преступление и наказание» и «Братья Карамазовы» Достоевского. Но и в эпоху расцвета романа отнюдь не всегда его жанровая форма оставалась верна предназначенному ей жанровому содержанию. Большинство романов Бальзака, как он и задумал свою «Человеческую комедию», — это «этюды о нравах», то есть произведения с преимущественно этологическим типом художественного содержания, в которых личные судьбы людей не составляют суть произведения, находятся на периферии. Великолепным примером такого жанра является роман Теккерея «Ярмарка тщеславия. Роман без героя». Здесь вполне сохраняется жанровая форма романа, но как воплощение не романического, а этологического, точнее, социально-критического художественного содержания: центральный персонаж романа Бекки Шарп, бедная девушка с незаурядными способностями, не брезгуя ничем, движимая хищническим расчетом, коварно, злобно и цинично добивается благополучного положения в обеспеченном слое английского общества, в сущности растворяется в нем. В качестве особой разновидности романа литературоведы выделяют роман-эпопею, произведения, в которых судьба личности изображается в теснейшей связи с судьбой народа, страны, общества в критические периоды их бытия. Классическими произведениями такого жанра являются "Война и мир» Л.Толстого и «Тихий Дон» Шолохова. Наряду с романом в эпической литературе нового времени широкое распространение получили повесть и рассказ. Простейшее различие между ними, а также между ними и романом проводится по их объему. Так, в многократно издававшемся учебнике «Основы теории литературы» Л.И.Тимофеев делит все эпические жанры на три формы: большую, среднюю и малую. Роман в такой жанровой классификации является большой эпической формой, повесть — средней, рассказ — малой. Он указывает и на некоторые самые общие особенности содержания каждой из этих разновидностей эпической литературы: «Малая форма показывает человека лишь в определенном эпизоде, характерном для его жизненного пути; средняя охватывает определенный период, этап его жизни, ряд таких эпизодов; большая — жизненный путь человека в его наиболее сложных проявлениях, в переплетении с жизненным путем других людей, показанных столь же многосторонне, как и он...»[128] Это слишком общее разграничение жанров по содержанию, причем отвлеченное от художественной практики. При этой классификации эпических жанров такие произведения малой формы, как «Смерть Ивана Ильича» Л.Толстого и «Судьба человека» М.Шолохова, следует относить к большой эпической форме, а такие произведения средней по объему формы, как «Один день Ивана Денисовича» Солженицына, к малой форме. Объем произведения, конечно, является одной из составляющих жанровой формы произведения, но художественная практика показывает, что разные по объему жанровые формы могут воплощать однотипное художественное содержание и, следовательно, одна и та же жанровая форма может сочетаться с разными типами художественного содержания. Вместе с тем к повести как среднему эпическому жанру более всего тяготеет этологический (социально-бытовой) тип художественного содержания. Очень результативное исследование в этом направлении осуществлено в кандидатской диссертации Е.И.Кумсковой «Американская повесть XIX века». Сопоставляя жанры романа и повести по особенностям жанрового содержания, она приходит к такому обобщению: «... отличие повести от романа заключается в том, что в романе творческая энергия писателя направлена на как можно более полное, а следовательно, глубинное освоение связей человека с миром, что выражается в особом внимании художника к внутреннему миру героя, к индивидуально-личностному аспекту его сознания. В повести же характер героя представлен в каком-то одном аспекте его связи с миром, что само по себе уменьшает значение индивидуально-личностного своеобразия персонажа, а на первый план выдвигает его связь с общественным сознанием среды, то есть социально-типовую характеристику героя. В процессе художественного творчества сама среда, все то, что окружает человека в данных условиях, осваивается писателем в повести как доминирующая, наиболее действенная сила жизни, способная оказывать решающее влияние на судьбу личности или общества в целом».[129] Исходя из особенностей этого собственного жанрового содержания повести, исследовательница объясняет и характерный для повести средний объем: «Писатель выделяет типичные, с его точки зрения, особенности сложившихся устоев, нравов той или иной человеческой общности, что ограничивает размеры произведения, так как число таких особенностей не беспредельно»[130]. Однако, сложившись как единство этологического типа художественного содержания и наиболее соответствующей ему эпической жанровой формы, повесть способна входить в синтез и с другими типами художественного содержания, образуя всякий раз особое единство жанрового содержания и формы. То же самое можно сказать и о рассказе. Он может быть и героическим, и этологический, и интеллектуальным, и сентиментальным, и драматическим, и трагическим, и романическим, и комическим. Особую разновидность малого эпического жанра составляет новелла. От обычного рассказа она отличается тем, что сущность характера или ситуации раскрывается здесь не через ее внешнее проявление, а внезапно, неожиданно, в виде резкого противопоставления сущности явлению, истинного содержания характера персонажа его обыденному состоянию и поведению. Например, в новелле Мопассана «Драгоценности» спокойно повествуется о том, как у жены появляются все новые и новые украшения, якобы просто фальшивые безделушки, как она объясняет это мужу. Но вот жена умирает, муж несет украшения к ювелиру и узнает, что у него настоящие драгоценности, достававшиеся жене за измены мужу. Муж переживает это открытие, но под конец повествования продает драгоценности и удовлетворяется своим неожиданным богатством. Совсем иначе близкий тип характера создается Чеховым в рассказе «Ионыч» — здесь наглядно, от эпизода к эпизоду происходит постепенное превращение наивного, поначалу даже восторженно настроенного молодого человека в закоренелого обывателя — собственника. Жанры драматургии
Возникновение жанров драматургии вполне определенно засвидетельствовано исторически. Если относительно эпоса и лирики теория А. Веселовского о происхождении всех трех литературных родов из обрядового хора вызывает возражения, то по отношению к драме она вполне убедительна:«...драма, в первых своих художественных проявлениях, сохранила весь его синкретизм, моменты действа, сказа, диалога...»[131]. Как уже сформировавшийся жанр драматургии, еще отчетливо связанный с обрядовым хором, явилась древнегреческая трагедия — пример прочного единства жанрового содержания и жанровой формы как результата творческого преломления трагизма в родовых особенностях драмы. Хор в древнегреческой трагедии составляет существенную часть и формы, и содержания. Трагедия начиналась с пролога, за которым следовал выход хора (парад), партии которого (стасимы) чередовались с диалогами (эписодиями). Заканчивалась трагедия уходом хора со сцены (эскодом). По своей содержательной функции хор в древнегреческой трагедии выражает первородную божественную истину бытия, неписанные божественные законы, и трагизм героя заключается уже в том, что он отдалился от хора, от целого и поэтому мог отклониться от исконного содержания жизни, вступить с ним в неразрешимое и гибельное для себя противоречие. Древнегреческая комедия заимствовала у трагедии ее жанровую структуру, придав ей свое, комическое содержание. В результате претерпела изменение и жанровая структура. Интересное исследование в этом отношении между трагедией и комедией проведено М.С.Кургинян[132]. Сопоставляя исходную и конечную ситуации развития драматического действия в древнегреческой трагедии и комедии, она достаточно убедительно раскрывает качественное различие их содержательных структур. Конкретно это осуществлено на сопоставительном анализе «Антигоны» Софокла и «Всадников» Аристофана. В трагедии, по результатам ее исследования, развитие действия приводит в «эскоде» к полному разрушению исходной ситуации, к непоправимо гибельной судьбе главных действующих лиц: Креонт, отступивший от первородных неписаных законов ради интересов вновь образовавшейся государственной системы, обрекает на смерть Антигону, героически реализующую родовое неписаное право, и сам оказывается в беспросветно обреченном состоянии. Во «Всадниках» Аристофана, классической древнегреческой комедии, исходная драматическая ситуация комически дискредитиру- ется как полное несоответствие претензий, правителей народа (Демоса) его доподлинной, самоценной сущности[133]. Народ, «Демос», возрождает в исходе комедии свою первородную самоценность. В дальнейшем художественном развитии жанровое содержание и жанровая форма трагедии и комедии претерпели значительные изменения. В их структуре исчезает хор, усиливается значение драматического действия как взаимодействия интересов отдельных общественных групп и индивидов. В комедии Возрождения, которая вышла в начале этой эпохи на первый план в драматургии, высмеивается как какое-то недоразумение и заблуждение все несоответствующее истинной, теперь уже не божественной, а естественной родовой сущности человека. В комедиях Шекспира весело торжествует исконная родовая природа человека над чуждыми ей пороками. Это собственно возрожденное, смеховое, по замечательному определению М.Бахтина, художественное освоение жизни переходит на закате Возрождения в тревожное («Ромео и Джульетта») и тягостно трагическое («Гамлет») представление о сущности бытия. Шекспир разрушил античную непроходимую грань между трагедией и комедией. В его комедиях и трагедиях один и тот же конфликт — между доброй природой человека и враждебными ей силами зла. Отличие в том, что в комедиях торжествует добро, а зло снимается как случайное напластование на здоровой природе человечества, а в трагедии между силами добра и зла идет, в сущности, неразрешимая борьба, которая разрушает жизни и той, и другой стороны. Существенным для драматургии Шекспира является и включение элементов комического в трагедию и трагического в комедию. В XVIII веке утвердился, а в XIX—XX веках получил широкое распространение еще один жанр драматургии — просто драма, то есть пьеса с преимущественно драматическим типом художествен ного содержания (см. «Драматизм»). В XVIII веке такой жанр назывался «серьезной», «мещанской», «слезливой» драмой. Это пьесы преимущественно с конфликтами социально-бытового, этологиче- ского характера (из жизни так называемого «третьего сословия») с благополучным исходом благодаря победе интеллектуальной и сентиментальной добродетели персонажей. Например, в «Отце семейства» Дидро отец хорошо обеспеченной семьи в исходной ситуации руководствуется узкосословным принципом и готов разрушить счастье своего сына, полюбившего
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 979; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.186.27 (0.016 с.) |