I. Особенности организации деятельности психологической службы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

I. Особенности организации деятельности психологической службы



Психологическое консультирование может иметь место везде, где психолог-практик взаимодействует с клиентами или пациентами и их родными:

- психологические службы психиатрических, психоневрологических клиник, психиатрических районных диспансеров, наркологических диспансеров, психологические консультации при некоторых научных медицинских учреждениях;

- психолого – медико - педагогические комиссии при РОНО и ГУНО;

- школьные психологические службы, ведущие психологическое консультирование родителей и их детей, учителей и воспитателей школ и др. учебных и воспитательных учреждений;

- семейные психологические консультации при самых разных ведомствах и частные;

- психологические консультации, работающие на общественных началах при академических и учебных заведениях;

- профориентационные консультативные центры;

- психологические экспертные службы при медицинских, образовательных, правоохранительных и др. учреждениях;

- геронтопсихологические службы, работающие при медицинских, социальных учреждениях и по территориальному признаку;

- акмеологические центры и т.д.

В работе всех видов психологических служб есть свои особенности и нюансы, связанные с конкретными задачами, стоящими перед этими службами. Принципы и задачи различных видов психологических служб и особенности их деятельности мы рассмотрим во второй части лекций. В первой же части нас больше будут интересовать общие принципы организации психологических центров и служб.

 

1. Особенности пространственно-временной организации

психологической службы

Психологическая служба может эффективно действовать на своей территории, если она открыта, то есть понятна и доступна для будущих клиентов. Важно, чтобы она была способна вносить свой собственный, специфический вклад в изменение их жизни, а условия ее функционирования были адекватны тем целям и программам, которые определены нормативно. Кроме того, она должна быть пространственно и временно организованной.

Дирекция центра в соответствии с предусмотренным штатным расписанием подбирает профессиональный, работоспособный коллектив специалистов, возглавляемый заведующим отделением.

Заведующий обязательно должен быть опытным психологом-практиком, сочетающим в себе навыки длительной семейной психотерапии и консультирования с теоретической психологической подготовкой.

В отделении должны работать не менее двух психологов-консультантов разной специализации, например, по вопросам детской возрастной психологии и семейного воспитания и по вопросам межличностных взаимоотношений в семье, или по вопросам работы с пожилыми людьми и инвалидами и по вопросам межличностных взаимоотношений в семье. Эти специалисты должны иметь дипломы психологов и специальную подготовку в области теории и практики психологического консультирования, включая работу под руководством супервизора, то есть более опытного консультанта. Необходимы также специалист по социальной работе и по возможности социальный педагог и дефектолог в детской консультации и врач–невропатолог или психиатр в геронтопсихологической консультации и т.д.

 

2. Оборудование помещений для оказания психологической помощи

 

Для консультирования должна быть отведена комната, где, кроме кресел и журнального столика, нет ничего лишнего. Консультант не должен сидеть за письменным столом, а клиента усаживать напротив. Очень важно проявить к нему уважение, подчеркнуть равенство позиций, исключить ситуацию "начальник-подчиненный". Добровольность, анонимность обращения, большая значимость для клиента обсуждаемой проблемы должны исключать всякое неравенство, упреки, морализирование и даже четкие формулировки рекомендательного характера.

При работе с клиентом идеальным считается расположение напротив друг друга и чуть наискосок, чтобы каждый мог видеть лицо собеседника и при желании отвести глаза в сторону без особого напряжения. При работе с группой клиентов лучше всего расположить всех по кругу, что позволяет концентрировать психотерапевтические воздействия не на одном, а на всех членах семьи.

Круг символизирует отсутствие острых углов во взаимоотношениях. Он - без начала и конца. Он уравнивает в позициях не только психолога и клиента, но и членов семьи, детей и родителей. Еще один смысл круга - круговая причинность семейных проблем, когда стиль общения, характер взаимодействия, с одной стороны, и личностные особенности членов семьи - с другой, образуют замкнутый, постоянно воспроизводящийся, гомеостатический цикл (круг). Если такой циклический процесс имеет аномальный характер, центрация психотерапевтических воздействий на одном, а не на всех членах семьи не дает нужного эффекта, и именно поэтому необходимо привлекать всех равноправно взаимодействующих лиц.

 

3. Обеспечение доступности психологической помощи

 

В нашей стране необходимо не только оповещать об открытии или о работе психологической службы, но и подробно разъяснять, какого характера помощь оказывает созданная служба, кому, в какой форме, для решения каких проблем.

Оповещение и разъяснение решает две самостоятельные задачи:

- обеспечение доступности помощи адресату как система особых действий и мероприятий в рамках социальной программы или организации, предлагающей свои услуги и гарантирующей их получение;

- обеспечение доступности самого адресата данному виду помощи как возможность для специалистов относительно свободно устанавливать контакты со своими потенциальными клиентами.

Необходимость разведения этих двух задач - доступа помощи для адресата и доступа адресата для помощи - сопряжена со спецификой деятельности психологических служб в системе социальной работы. Обеспечивая доступ помощи, психологи прежде всего доводят до населения информацию констатирующего характера о том, что по конкретному адресу, в определенное время работает служба, цель которой - психологическая помощь. При этом психологический центр должен оказывать разностороннее влияние на своих будущих клиентов, меняя хотя бы отчасти отношение к предлагаемой помощи и по возможности устраняя те социально обусловленные и ставшие "личными" барьеры, которые сложились не только из-за отсутствия психологической культуры, но и из-за недоверия вообще к помощи извне, что связано с отрицательным опытом общения с различными официальными лицами и организациями.

Поэтому информация о деятельности центра должна использовать средства, помогающие сразу ориентироваться на будущих клиентов и их интересы. Большое значение при этом приобретают специальные сопроводители информации, создающие некоторый дополнительный "фон", представляющий выигрышно для психологической службы сведения, которые содержатся в сообщении. Форм убеждающей коммуникации с будущими клиентами может быть очень много: выступления нового коллектива по местному радио и телевидению, дискуссии по социально-психологической тематике, выпуск художественных рекламных буклетов и т.п.

 

4. Организация деятельности центра в социальной среде

Реальная ситуация с состоянием психологической помощи свидетельствует о неготовности населения получать ее даже при хорошо организованном доступе и создании вполне приемлемых условий. В то же время, испытывая острый дефицит клиентуры, многие службы мало внимания уделяют изучению социальной среды, приспособлению к ней.

 

Существуют два уровня социальной деятельности психологических служб:

- поддержка каждой личности (семьи) в отдельности;

- приведение в соответствие с состоянием и потребностями внешней среды общего содержания и направлений работы службы.

 

Между психологической службой и социальными институтами, с которыми ей приходится взаимодействовать, могут возникать три типа отношений.

Первый тип - это добровольные, никем не регламентируемые и официально не оформляемые связи, в основном построенные на доверии и личных отношениях, возникающих между субъектами одной или разной ведомственной принадлежности при отсутствии иерархической зависимости и при наличии достаточно согласованных целей, заинтересованности друг в друге.

Успех психологических служб во многом зависит от того, есть ли у них возможность предоставлять своим клиентам комплексную помощь - как систему дополнительных услуг. Например, в ряде случае именно по инициативе психологов проводится нейрологическое обследование клиентов со слабо выраженными органическими нарушениями нервной системы специалистами поликлиник. Со своей стороны, психологи помогают специалистам поликлиник в организации психологической диагностической работы.

Второй тип отношений - это обоюдно согласованная координация, вызванная ощущением нужды и потребности друг в друге и желанием прочно закрепить отношения. Эта модель предполагает юридически оформленное письменное соглашение. Одной из форм такого взаимодействия может быть направление клиентов друг к другу и обмен специалистами для выполнения тех или иных работ. Особое место в этом ряду занимает взаимодействие психологических служб с учреждениями системы образования и медицинскими учреждениями на своей территории, в частности, с детскими садами и школами, социальными клубами, территориальными геронтологическими центрами, детскими отделениями милиции.

Если говорить о детском психологическом центре, то в задачах, обозначенных в положении о центре, отдельной строкой выделено, что необходимо консультировать родителей по вопросам воспитания детей, ликвидации отставаний и срывов в здоровом развитии личности с 3 до18 лет, проводить занятия с "трудными", которых невозможно воспитывать традиционными методами, оказывать помощь педагогам в решении проблем, возникающих с такими детьми.

По обоюдному согласию центр может заключать с конкретным учреждением образования трудовое соглашение или договор об абонементном обслуживании. Такая практика не исключается и в отношениях с теми организациями, где есть свои психологи, которые обычно занимаются решением проблем, требующих экстренного вмешательства по типу "скорой помощи".

При этом надо иметь в виду, что непосредственно направлять учеников и их родителей на психологическую консультацию или терапевтическое лечение школы в лице своих руководителей или учителей не имеют права. Здесь в силу вступает абсолютность принципа добровольности, который для психологов всего мира является главным должностным принципом. Поэтому сначала учитель, воспитатель или администратор школы рассказывает родителям о целях, возможностях, местонахождении психологической службы и советует, а не требует, посетить ее. Психолог ни в коем случае не должен заниматься обследованием ребенка без разрешения и согласия родителей, если речь идет о дошкольнике или младшем школьнике, или собственного на то согласия подростка.

И, наконец, третий тип взаимоотношений может возникать как бы по приказ свыше, со стороны тех инстанций, от которых зависят вопросы существования и финансирования службы (управление социальной защиты, местные власти и т.д.). Профессиональные интересы и добровольность выбора партнера в этом случае во внимание не принимаются Участвовать в в организуемом таким образом взаимодействии службе иногда приходится вопреки своим прямым обязанностям, особенно если вышестоящая организация не только принимает решение о сотрудничестве психологической службы с тем или иным учреждением, но и определяет цели, которые она должна перед собой ставить. Часто психологов центров обязывают входить в муниципальные комиссии по делам несовершеннолетних: формально - на правах экспертов, фактически - они выполняют роль обыкновенных статистов, мнение которых никого не интересует. Еще хуже, если психолога вынуждают участвовать в прокурорских и милицейских "разборках" с несовершеннолетними и их родителями, одновременно вменяя в обязанность проведение принудительных обследований и консультаций. Положение специалиста в таких случаях сильно осложняется, а значение психологической службы дискредитируется.

Конечно, даже по приказу свыше психологическая служба может работать в соответствии со своими прямыми обязанностями и целями. В целом ряде комиссий психологи действительно выполняют экспертные функции, на равных участвуя в анализе каждого конкретного случая, адекватно квалифицируя поступки и правонарушения, а главное, защищая интересыличности клиентов.

И, наконец, центры психологической помощи, не обладающие достаточно широкими возможностями с точки зрения объема оказываемых услуг, должны налаживать координационные связи с другими учреждениями социального обслуживания и даже иной ведомственной подчиненности просто потому, что в ходе работы с клиентом возникает потребность параллельного решения целого ряда его социальных проблем. С этой целью работник центра сначала сам устанавливает структурные и деловые контакты с определенной группой учреждений системы социального обслуживания (медицинских, образовательных, финансовых, правоохранительных и пр.), которым чаще всего приходится переадресовывать "свой" контингент для оказания дополнительных услуг.

Чтобы определить, отвечает ли профиль этих учреждений запросам клиентов, центр осуществляет сбор точной и хорошо документированной информации об учреждениях, их функциях и возможностях; предварительно изучает, какие именно услуги они могут оказать, насколько условия их работы отвечают запросам именно его контингента.

Следующий шаг - помощь клиенту в установлении контакта с этой организацией, официальным лицом, специалистом, а затем дать клиенту четкую и исчерпывающую инструкцию, как и чего добиваться в организации, куда ему рекомендуют обратиться.

Взаимосвязь центра с другими организациями и ведомствами - важнейшая часть его работы, успех которой во многом зависит от умения устанавливать с ними контакты, точно определять все имеющиеся там возможности, которые могут помочь решению проблем человека. Центр тем самым выполняет социодиспетчерскую функцию.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 1268; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.173.112 (0.063 с.)