Основные психологические качества практического психолога 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные психологические качества практического психолога



(обобщение результатов диагностики претендентов)

 

В соответствии с классификацией Бюро трудовой статистики США, квалификационного справочника руководителей, специалистов и служащих в нашей стране к психологам относятся специалисты, изучающие поведение человека и психологические процессы с целью объяснения действий людей.

Психологи исследуют физические, эмоциональные или социальные аспекты поведения человека, применяют научные принципы и теории, психологические методы при решении практических вопросов, проводят консультации, руководят составлением учебных программ, лечат больных в клиниках, проводят лабораторные эксперименты и т.п.

В технологическом плане вся разнообразная практика работающих психологов может быть сведена к двум ведущим формам услуг:

- экспертного обслуживания населения,

- коррекционного обслуживания (вмешательства с целью улучшения функционирования индивидов или групп либо для совершенствования индивидов или групп).

В коммуникативном плане профессия психолога - классический пример социальных специальностей, требующих интерперсональных способностей, то есть таких качеств личности, которые обеспечивают успешное взаимодействие между людьми, понимание людей и эффективное воздействие на них, установление контактов, организацию совместных действий.

 

Успешность деятельности психолога предопределяется:

1 - уровнем сформированности у него интерперсональных (коммуникативных) умений;

2 - уровнем сформированности у него проективных умений (или силой воздействия на других людей);

3 - степенью сформированности антропоцентрической направленности (интегральной чувствительности к объекту, процессу и результатам психологической деятельности).

В ряде отечественных исследований установлена связь между природными предпосылками (задатками) и коммуникативными способностями. В частности, была обнаружена связь между слабостью и лабильностью ЦНС и выраженностью интерсоциальных способностей, предопределяющих легкость и скорость формирования коммуникативных и проективных умений, с одной стороны, и связь активированности нервных процессов с профессиональной антропоцентрической направленностью (интересом к человеку) - с другой. Эти результаты, полученные в рамках психофизиологического подхода к исследованию индивидуальных различий и способностей человека, обосновывают предположение о существовании специальных способностей к психологической деятельности и их влияния на успех профессиональной деятельности.

При этом ведущими компонентами специальных способностей являются индивидуально-психологические особенности мышления человека (социального интеллекта) и проективных действий (фасилятивности).

Установлено, что наиболее важными качествами, предопределяющими успешность работы психолога, являются:

- общая интеллектуальность (фактор В);

- резистентность к социальной угрозе (фактор Н - смелость, успешность в общении).

Более выраженные оценки по фактору В типичны для представителей исследовательских профессий; этот фактор индивидуальности дает психологу возможность работать с самыми разными контингентами людей.

Более выраженные оценки по фактору Н типичны для представителей практических социальных профессий, которых с психологами объединяет высокая интенсивность профессиональных контактов с клиентами

У кандидатов с более выраженным уровнем развития проективных умений (социальной фасилятивности) прогноз эффективности в сфере практической деятельности также более высокий. Кроме того, они обнаруживают способность к подавлению защитных механизмов избегания контактов с клиентами и отрицания у них проблем (по тесту ПСС) и более выраженные способности к фасциации (умение влиять на аудиторию в нужном направлении в игровой ситуации).

 

Для кандидатов с исследовательской ориентацией характерны более выраженная готовность к контактам (А), "эмоциональная холодность" и рациональность в установлении контактов (N), сдержанность (Q3) и общая интеллектуальность (В) при выраженном интересе к человеку. Эти качества очень близки к перечню качеств ученого по К.А.Ромулю. И тем не менее специфическая область деятельности психолога - человек и его проблемы - предопределяет преобладание в факторной конфигурации личностного профиля коммуникативных черт. Взаимодействие экспериментатора с объектом исследования хотя и опосредовано часто техническими средствами, аппаратурой, по сути, всегда есть общение двух субъектов.

 

Для кандидатов с практической ориентацией оказались характерны: готовность к контактам (А), умение поддерживать контакты (Н), умение сохранять эмоциональное самообладание в процессе общения (С), умение эмоционально притягивать к себе людей (F), интеллектуальность (В) при высокой чувствительности (Y), облегчающей ориентацию в эмоциональной сфере клиента, склонность к чувству вины (Q), или повышенной ответственности за свои действия, фрустрация (Q4) или осознание границ своей компетентности и самодостаточность (Q2) или индивидуализм и опора на себя при принятии решений.

 

В отличие от психолога-экспериментатора, имеющего дело с постоянно меняющимся контингентом испытуемых, психолог-практик сравнительно долгое время работает с постоянным и ограниченным контингентом, изучая его различными методами. В таких условиях и особенно в тех случаях, когда психолог пользуется личностными методиками, сама специфика его деятельности, специфика общения требует от психолога, чтобы он выступал не просто как экспериментатор, а как проницательный и способный помочь собеседник. Никакие технические приспособления не помогут психологу, если он не завоюет доверия клиента, не сможет войти с ним в контакт. Именно этими обстоятельствами объясняется повышенная требовательность к практикующим психологам, к их уровню профессиональной подготовки, к этическим последствиям их действий, гласности в работе психолога, конфиденциальности, поддерживающему стилю отношения к клиенту.

 

YI. Квалификационные требования к психологам, работающим в психологических центрах

 

В сфере охраны психического здоровья и терапии действуют представители пяти признанных профессий:

- психотерапевты,

- клинические психологи,

- психологи-консультанты,

- специалисты по социальной работе,

- социальные работники.

Различающиеся деталями морально-этические нормы, установленные для указанных профессий, опираются на общее убеждение в фундаментальной ценности и уникальности каждой человеческой личности, необходимости уважения ее прав и возможностей. Этические принципы включают также требования повышения своего профессионального уровня, сохранения личностного достоинства и преданности делу. Первостепенная обязанность работающего в сфере охраны психического здоровья специалиста - оказание помощи и обеспечение прав клиента (или пациента), соблюдение тайны, а также уважение принятых клиентом решений. Не меньшее значение имеет коллегиальность.

Вместе с тем есть и существенные отличия, касающиеся образования, степени самостоятельности в работе и контроля со стороны государства у каждой из вышеуказанных профессий. Профессии психотерапевта это касается в первую очередь. В словаре Ч.Райкрофта психотерапевтом называют или человека, который практикует психотерапию любого вида, независимо от того, имеет ли он медицинское образование и к какой из школ принадлежит, или любого человека, который практикует психотерапию, но не является психоаналитиком. Под психотерапией при этом понимается любой вид "лечения разговором" (во всех видах психотерапии говорит та или другая сторона, а в большинстве случаев говорят обе).

 

Психотерапия может быть: индивидуальной или групповой, поверхностной или глубинной, интерпретативной, поддерживающей или суггестивной.

Последние три различаются по целям, которые лежат в основе высказываний терапевта.

Под интенсивной терапией понимается или частота посещений пациента или проявляемая терапевтом активность. Данный термин во всех случаях подчеркивает отличия от соматического лечения.

 

Для составления профессиограммы психотерапевта - описательной характеристики общих особенностей профессий, входящих в данную группу, необходимо сгруппировать требования по общности пяти факторов: времени подготовки, способностям, склонностям, характеру нервного напряжения и усилиям.

Время подготовки психотерапевта, по данным американского исследователя К.Бейкера, довольно длительно. Желающие стать психотерапевтом (клиническим психологом) поступают в США после колледжа в университет на факультет психологии. Курс магистра включает два года изучения таких дисциплин, как общая и экспериментальная психология, лабораторные диагностические методы исследований, охрана психического здоровья и психопатология. После завершения магистерского курса по психологии выпускник получает право работать под наблюдением психолога-клинициста, имеющего лицензию и степень доктора.

Большинство специализирующихся по психологии проходит программу в объеме докторантуры. Для получения звания доктора психологии необходимо, как минимум, пройти трехлетнюю программу из 27 курсов, включающих помимо дисциплин магистерского уровня, следующие предметы: биологические основы поведения, социальные основы поведения и индивидуальное поведение. Докторант должен также освоить технику и методологию научных исследований, статистику, систему оценок психологических тестов и положения профессиональной этики. Академические занятия сочетаются с годичной практикой в клинике под руководством психолога-клинициста, имеющего лицензию (супервизора). По завершении курсов докторант приступает к годичной интернатуре на полной ставке (40 часов в неделю) под руководством психолога-клинициста. В период интернатуры докторант изучает детскую, взрослую, групповую и семейную терапию, а также методику тестирования. Для получения степени необходимо представить объемное диссертационное исследование.

Обладающий степенью доктора психологии (Ph D) психотераппевт может начать преподавательскую карьеру в университете или в частной компании. При намерении приступить к самостоятельной практике психолог-клиницист должен два года проработать под руководством дипломированного психолога-клинициста, прежде чем получить право сдачи экзамена на лицензию. Экзамен состоит из раздела, устанавливаемого психологической ассоциацией и относящегося ко всем аспекта психологии, а также из раздела, устанавливаемого регионом, выдающим лицензию, и касающегося морально-этических норм и законодательства данного региона.

Получивший лицензию психолог-клиницист наделяется правом вести самостоятельную практику без чьего-либо наблюдения.

В последнее время в психотерапевтических исследованиях активно обсуждаются два важных фактора:

- различная эффективность работы психотерапевтов,

- люди с различными личностными особенностями нуждаются в различных типах психотерапии.

Было обнаружено (М.Келли), что различия между "хорошими" и "плохими" психотерапевтами можно объяснить специфической организацией их личностной сферы. При преобладании в личностном профиле факторов общительности, смелости, расчетливости, общей интеллектуальной одаренности можно достаточно точно предсказать успех в работе. Во многих работах подтверждается, что вера, интерес, энтузиазм психотерапевта - важные факторы, способствующие достижению успеха. Не менее важны сопереживание и доверительные открытые отношения с клиентом. Установлено, что психотерапевты, которым несвойственны теплота, эмпатия и открытость, могут даже ухудшить состояние своих клиентов.

 

В проведенных в Калифорнии исследованиях психотерапии несовершеннолетних преступников изучались различия терапевтических потребностей личности. Результаты показали, что психотерапия тревожных молодых людей с чувством вины и ощущение неадекватности лучше получается у более общительных психотерапевтов, проявляющих интерес к чувствам подростка. Напротив, в работе с неразговорчивыми правонарушителями большего эффекта достигали психотерапевты, которые особое внимание обращают не на внутренние переживания клиентов, а на внешние способы контроля поведения.

Проводится много исследований, посвященных синдрому "эмоционального сгорания". Установлено, что "сгоранию" подвержены те, кто работает страстно, с особым интересом. Долгое время помогая другим, они начинают чувствовать разочарование, так как им не удается достичь ожидаемого эффекта. Такая работа сопровождается чрезмерной потерей психологической энергии, приводит к психосоматической усталости (изнурению) и эмоциональному истощению (исчерпыванию). И как результат этого - беспокойство (тревога), раздражение, гнев, пониженная самооценка на фоне учащенного сердцебиения, одышки, желудочно-кишечных расстройств, головных болей, пониженного давления, нарушений сна, а также семейные проблемы. К симптомам "сгорания" относят также негативное отношение к клиентам и работе, злоупотребление химическими агентами (табак, кофе, алкоголь, наркотики), отсутствие аппетита или переедание, негативная "Я-концепция", упадочничество и связанные с ним эмоции (цинизм, пессимизм, апатия, депрессия), чувство вины.

 

Выявлены три фактора "эмоционального сгорания": личностный, ролевой и организационный.

Личностный фактор. В одном из обследований учителей проверялось значение следующих переменных: возраста, пола, семейного положения, стажа работы, образовательного уровня, социального происхождения. Оказалось, что эти факторы не связаны с уровнем "эмоционального сгорания". В других работах показано, что у женщин в большей степени развивается эмоциональное истощение, чем у мужчин. Возраст коррелирует с субшкалой "exhaustion", хотя двадцатилетние имеют более выраженные переживания "эмоционального сгорания". Исследование связи мотивации и "сгорания" показали влияние таких факторов, как чувство своей значимости на рабочем месте, профессиональное продвижение, автономия и уровень контроля со стороны руководства. Прямой связи "сгорания" с удовлетворенностью зарплатой не найдено.

С развитием "сгорания" связано все, что является для человека стрессом, и то, как разрешаются стрессовые ситуации. Наиболее уязвимы те, кто реагирует на стресс по типу А: агрессивно, в соперничестве, несдержанно, любой ценой; стрессогенный фактор вызывает у них чувство подавленности, уныния.

К.Кондо относит к "сгорающим" также "трудоголиков". Х.Дж. Фрейденберг описывает "сгорающих" так: они сочувствующие, гуманные, мягкие, увлекающиеся идеалисты, ориентированные на людей и одновременно неустойчивые, интровертированные, одержимые навязчивой идеей (фанатичные), пламенные и легко солидаризирующиеся. Е.Махер дополняет этот список "авторитаризмом", "низким уровнем эмпатии".

 

Ролевой фактор. В обследовании учителей и психотерапевтов получены значимые корреляции между ролевой конфликтностью, ролевой неопределенностью и "сгоранием". К.Кондо относит на счет этого фактора те профессиональные ситуации, в которых совместные действия не согласованы, когда нет интеграции усилий, присутствует конкуренция, в то время как результат работы зависит от слаженности действий. Работа в ситуации распределенной ответственности, когда сильно выражено "коллегиальное начало", ограничивает развитие "сгорания".

 

Организационный фактор. "Сгорание" связано с тем, что работа может быть многочасовой, не оцениваемой должным образом, имеющей трудно измеряемое содержание, требующей исключительной продуктивности или с тем, что характер руководства не соответствует содержанию работы. Развитию "сгорания" также способствует неопределенность или недостаток ответственности.

 

Администрация центров должна смягчать развитие "сгорания", обеспечивая работникам возможность профессионального роста, четко распределяя обязанности, продумав должностные инструкции, организуя социальную поддержку.

Профессиональная помощь при развитии синдрома "сгорания": применение лекарственных препаратов, применение "малословной" терапии Фрейденберга и некоторых вариантов поведенческой терапии.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 179; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.249.219 (0.05 с.)