Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
YII. Психическое здоровье и основные формы психопрофилактической работы↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 9 из 9 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Психологическое консультирование и терапия тесным образом связаны с диагностикой, вынесением заключения по какому-либо вопросу и с профилактикой – совокупностью способов и приемов формирования устойчивости к жизненным трудностям, отрицательного отношения к антисоциальным явлениям и отклоняющемуся поведению. Задача психологов и психосоциологов состоит не только в отклике на факты обращения в психологическую службу в соответствии с характером проблем, формулируемых клиентами, но и в своевременном предупреждении воздействий, отрицательные свойства которых зачастую просто не осознаются или о сущности которых люди просто не догадываются. Специалисты должны активно участвовать в реализации программ, направленных на нейтрализацию таких потенциально-опасных факторов, под влиянием которых разрушается физическое и психическое здоровье, выбираются искаженные модели поведения, стиль жизни. Организация любой профилактической работы должна быть ориентирована на «факторы риска», способные вызвать негативные изменения в поведении и состоянии людей и тем самым способствовать распространению, усилению социально-психологических аномалий. В определенного вида профилактике нуждаются все люди. Устранение «факторов риска» в таких сферах, как образование, здоровье, личная безопасность и др., должно проводиться в первую очередь на государственном уровне. Государственные программы способны изменять стиль жизни людей в целом благодаря комплексу используемых мер. Важным принципом любой профилактической работы остается преимущество предупреждения над лечением, изучение секретов здоровья, а не болезни. Профилактика – запланированное устранение причин, могущих вызвать негативные изменения или предупреждение возможных последствий. Профилактика должна проводиться в форме действий, нацеленных на достижение желаемого результата, но с установкой на выявление и исключение причин, а значит, создание возможностей того, чтобы люди сами могли позаботиться о своем состоянии. Есть целый ряд универсальных факторов, которые могут прямо влиять на создание благоприятной обстановки: 1. Признание наличия проблем (психосоциальных, медицинских и др.) и необходимости использования новых путей и подходов. 2. Понимание того, что многие проблемы социального характера проще и дешевле решать тогда, когда они еще не приняли крайних форм и выражений. 3. Повышение внимания к человеческим проблемам в целом.
Говоря о профилактике с точки зрения психологических подходов, нельзя не сказать несколько слов о том, что такое психическое здоровье. Существуют различные подходы к пониманию психического здоровья. Психическое здоровье: - отсутствие выраженных психических расстройств, - наличие резерва сил, позволяющих преодолеть неожиданные стрессы, - наличие равновесия между человеком и окружающей средой. Психическое здоровье как отсутствие асоциального поведения. Несмотря на множество всевозможных «факторов риска» и одинаковую опасность для всех, не каждому из нас грозит психическая или морально-негативная инвалидность. Есть категории людей, которые наиболее чувствительны к негативным влияниям, часто по независящим от них обстоятельствам: из-за своего возраста, особенностей воспитания, условий жизни, врожденных психических и биологических пороков, состояния здоровья. Профилактические программы должны быть разработаны и сориентированы на те категории, которые составляют группы наиболее высокого риска – это подростки, малолетние дети, престарелые, осиротевшие и т.д. В центр любой модели профилактической работы должна ставиться личность, а не ее отклонения в поведении или психическом здоровье. Это предполагает ориентацию на здоровые начала, на поиск причин, вызывающих появление патологических последствий и перенос акцентов на оказание психологической помощи и поддержки «группам риска». В узком значении психологические методы профилактики представляют собой совокупность психологических приемов и способов формирования отрицательного отношения к тому или иному виду отклоняющегося поведения или явления негативного свойства. В широком – методы формирования такого образа жизни и направленности поведения, при котором сводится к минимуму возможность возникновения тяги к такому поведению. Различаются первичная, вторичная и третичная профилактика. Первичная профилактика - психолого-педагогические приемы формирования позитивного поведения, предусматривает решение еще не возникших проблем и меры, принимаемые задолго до их возникновения, обращается к здоровым людям из «групп риска». Своевременное предупреждение причин возникновения негативных явлений. Методы первичной профилактики включают в основном обучение людей тем навыкам, которые позволят им противостоять неблагоприятным воздействиям. Психологическая профилактика нацелена на такие изменения в окружающей ребенка, подростка, взрослого человека среде, которые поддерживают и стимулируют нормальную жизнедеятельность. Первичная профилактика включает в себя специальную организацию свободного времени, тренинги позитивного жизненного настроя, социальное моделирование и социальное подкрепление, самоэффективность (А,Бандура). Моделирование означает процесс научения в результате наблюдения и подражания, усиление намерения изменить свое поведение или стать увереннее благодаря усвоению нового поведения. Сила воздействия различных моделей должна определяться их привлекательностью для большинства, или сходством ролевой модели с жизненным опытом или установками обучаемого. Так, для подростков моделью скорее станет не взрослый, а несколько более старший подросток. Модели должны демонстрировать реалистические способы преодоления проблем или достижения целей, изредка терпя неудачи и проходя через определенные трудности. Так, отношение к Хиллари Клинтон в результате скандально известного романтического увлечения ее мужа не только не ухудшилось, но заметно улучшилось. Социальное подкрепление с необходимостью должно последовать за когнитивным усвоением новой модели поведения, это сильнейший мотивирующий фактор, причем положительное подкрепление как поощрение и поддержка оказывается намного более эффективным, чем отрицательное. Иными словами, показывая, что и почему «плохо», необходимо демонстрировать, чем другой стиль поведения «лучше», его преимущества. Например, программа "Ваше здоровье - 2000", в рамках которой в США был разработан курс антинаркотического воспитания. Каждый урок этой программы относится к одному из трех возможных типов: 1. Передача информации. 2. Тренинг навыков общения. 3. Укрепление уз, связывающих ребенка с семьей, родителя- ми, друзьями. К методическим разработкам первого и последнего уроков в каждом классе прилагаются претест и посттест. Некоторые компоненты программы включают развитие «Я-концепции» личности, навыков овладения жизненными ситуациями.
Необходимость вторичной профилактики обусловлена наличием проблем и необходимостью не дать этим проблемам полностью деформировать личность. Вторичная профилактика - методы психолого-педагогической помощи людям, склонным к отклонениям в поведении, конфликтности, людям с повышенной тревожностью и т.д. Наиболее адекватным для задач вторичной профилактики является аналитико-преобразующий подход: 1. Собственно психологическая оценка процесса личностных изменений человека, особенностей деформации уровней психического здоровья., мотивационно-потребностной и ценностно-смысловой сфер, выявление актуальных практических проблем личности и поиск подходов к решению проблем. 2. Установление тех конкретных задач, в отношении которых «показаны» собственно психологические воздействия и отрефлексировать те сферы, где вмешательство психолога не эффективно и не составляет сферу его компетенции. 3. Разработка приемов, методик, позволяющих провести корректировку последствий аномального развития личности. Вторичная профилактика близка к психолого-педагогическим задачам воспитания и коррекции личности, включает и обучение способам повышения самооценки, настроения, улучшения самочувствия, обучение умению просить о помощи, умению распознавать и анализировать свои чувства. Выделяют три зоны движения личности от деятельности антисоциальной к деятельности просоциальной: - формирование потребности в новой деятельности, ее выбор, - закрепление предмета деятельности в качестве мотива (мотивообразование), - преобразование одной деятельность в другую.
Этапы вторичной профилактической работы: - мотивационный (создание высокой заинтересованности психокорректирующих занятиях), - ориентировочный (введение многочисленных мотивов изменения жизни и поведения, способных опредметить существующее потребностное состояние), - установочный (мотивация личностно-приемлемых мотивов «новой» жизни), - деятельностный (разработка развернутых планов организации будущей жизни).
Третичная профилактика - это этап лечения, исправление положения, она включает организацию психологической поддержки и самоподдержки тех, кто намеренно хочет выйти из порочного круга своих проблем (психологическое сопровождение и реабилитация). При этом следует иметь в виду еще одно обстоятельство. Психолог имеет дело только с одной, а именно – психологической, стороной и всякое преувеличение роли психологической стороны совершенно не допустимо. Хотя психолог и в состоянии выработать систему реабилитационных мер, следование этой системе будет сопряжено со многими практическими обстоятельствами. В деле профилактики психолог не может не взаимодействовать с другими социальными службами, ведомствами и организациями и частными лицами. Для своей реализации профилактическая работа использует целый комплекс методов воздействия, в том числе восстановительные, реабилитационные, нацеленные на изменение не только на изменение личности, но и состояния социальной среды и систематическое формирование вокруг человека позитивного социального «поля».
Литература 1. Абрамова Г.С. Практическая психология. – М.,2000. 2. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование, - М., 1994. 3. Содержание и организация деятельности центров психолого-педагогической помощи населению. Научно-методическое пособие. - М.,1997. 4. Основы возрастно-психологического консультирования, учебное пособие под.ред.А.Лидерса. – М., 1991. 5. Аминов Н.А., Молоканов М.В. Социально-психологические предпосылки специальных способностей школьных психологов//Вопросы психологии. 1992. - №1 – 2. 6. Аминов Н.А., Морохова Н.А., Смятских А.Л. Психодиагностика специальных способностей социальных работников. В сб.: Социальная работа. - М.,1992. – Вып. 2. 7. Косевска Л. Личность психотерапевта. В кн.: Групповая психотерапия. - М.,1992. 8. Краснова О.В. Социально-психологическое сопровождение выхода на пенсию. Методическое пособие. - М., 2000. 9. Красило А.И., Новгородцев А.П. Статус психолога и проблемы его адаптации в учебном заведении. - Москва – Воронеж, 1995. 10. Г.С.Абрамова Психологическое консультирование. Теория и опыт. – М., 2000. 11. Котляров В.Ю., Смердов О.А. Профилактика наркоманий и токсикоманий у подростков. - Ростов-на-Дону, 1997. 12. Котляров В.Ю., Смердов О.А. Профилактика наркоманий и токсикоманий у подростков.- Ростов-на-Дону, 1997. 13. Столин В.В., Бодалев А.А. Семья в психологической консультации. - М.,1989. 14. Анастази А. Психологическое тестирование. – М., 2001. 15. Бейкер К.Г. Система охраны психического здоровья в США// Вопросы психологии. 1990. – №6.
Содержание
I. Особенности организации деятельности психологической службы II. Профессионально-этические принципы деятельности психологов центра III. Ведение документации на клиентов психологической службы IV. Социально-психологические предпосылки успешной деятельности практических психологов V. Методика определения профессиональных качеств практического психолога - претендента на работу в психологическом центре VI. Квалификационные требования к психологам, работающим в психологических центрах VII. Психическое здоровье и основные формы психопрофилактической работы
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 162; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.42.25 (0.012 с.) |