Предпринимательство и прибыль 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предпринимательство и прибыль



Прибыль в рыночном хозяйстве является вознаграждением такого специфического фактора, как предпринимательство. Специфического, во-первых, потому, что предпринимательство, в отличие от капитала или земли, неосязаемо. Во-вторых, мы не можем трактовать прибыль как своеобразную равновесную цену, по аналогии с рынком труда, капитала и земли. Эта специфика предпринимательства как фактора производства проявляется через его функции. Функциями предпринимательства являются:

- соединение других ресурсов - труда, капитала, земли - для производства товаров или услуг;

- принятие основных решений, связанных с деятельностью фирмы;

- осуществление нововведений в производстве или в сбыте продукции; - взятие на себя рисков, вытекающих из выполнения предпринимательских функций.

Предприниматель в результате выполнения этих функций вправе претендовать на определенный доход - прибыль.

Прибыль обычно определяют как разность между валовым доходом и валовыми издержками. В валовые издержки, с точки зрения бухгалтера, должны включаться денежные расходы, которые фирма несет на приобретение машин, оборудования, сырья, материалов, на выплату заработной платы работникам и т. д. Фирма в этом случае несет явные издержки, поскольку выплачивает эти деньги внешним по отношению к ней хозяйствующим субъектам, покупает необходимые ресурсы на рынке. Другими словами, явные, или бухгалтерские, издержки, включают в себя только денежные затраты. В связи с этим, бухгалтерская прибыль представляет собой разность между валовой выручкой и явными (бухгалтерскими) издержками.

Экономическая прибыль возникает в том случае, если валовая выручка превышает все издержки - и явные, и неявные, включая в последние и нормальную прибыль.

Именно экономическая прибыль, которая не входит в издержки, а представляет собой избыток сверх нормальной прибыли, достается предпринимателю как факторный доход. Поэтому для того, чтобы понять причины, обусловливающие существование экономической прибыли, и раскрыть ее источники, необходимо раскрыть специфику предпринимательской деятельности по сравнению с другими видами труда, приносящими в качестве дохода не прибыль, а заработную плату.

Специфика собственно предпринимательской деятельности раскрывается не в статичной, а в развивающейся, динамичной экономике, когда факторы, определяющие величину спроса и предложения, изменяются. Один из наиболее авторитетных специалистов в области теории экономического развития, предпринимательства и предпринимательской прибыли И. Шумпетер выделяет следующие случаи экономического развития (по его терминологии - «осуществления новых комбинаций» факторов производства):

1 Изготовление нового, т. е. еще неизвестного потребителям, блага или создание нового качества того или иного блага.

2 Внедрение нового, т. е. данной отрасли промышленности еще практически неизвестного, метода (способа) производства.

3 Освоение нового рынка сбыта.

4 Получение нового источника сырья или полуфабрикатов.

5 Проведение соответствующей реорганизации рыночной структуры, например обеспечение монопольного положения предприятия или подрыв монопольного положения другого предприятия.

Именно в этих условиях развивающейся экономики особую роль играют предприниматели, и одновременно проявляется специфика предпринимательской деятельности как фактора производства. Предприниматель не просто соединяет факторы (ресурсы) в производственном процессе, а проявляет инициативу, соединяя их по-новому. Предприниматель не просто руководит предприятием, а принимает неординарные решения по управлению фирмой. Предприниматель внедряет инновации и несет ответственность за экономический риск.

Итак, нулевая экономическая, или нормальная, прибыль, является следствием статичной экономики и свободной конкуренции в чистом виде. С другой стороны, экономика всегда находится в состоянии динамики, поскольку изменяется население, открываются новые источники сырья, развиваются наука и техника, возникают новые потребности и т. д. Сама экономическая информация является редким благом, недоступной в одинаковой степени для всех участников экономических отношений. Иными словами, любая конкурентная рыночная ситуация характеризуется как известной неопределенностью в результате динамичности экономической системы, так и значительным контролем над производством и ценами в результате монополизации рынков.

Именно эта неопределенность рынка, с одной стороны, и монополизация рынка, с другой, и порождают экономическую прибыль, получаемую отдельными предпринимателями как дополнительный, избыточный доход, превышение полной выручки над полными издержками.

Можно выделить несколько причин появления этого дополнительного дохода.

Во-первых, экономическую прибыль можно рассматривать как вознаграждение за принятие предпринимателем риска, связанного с неопределенностью, присущей развитию рыночной экономики. Взятие на себя нестрахуемых рисков является одним из источников экономической прибыли.

Во-вторых, экономическую прибыль можно рассматривать как вознаграждение за инновации. Разработка и внедрение инноваций также связаны со значительной неопределенностью, и инновации могут стать для фирмы причиной как дополнительных доходов, так и убытков. Следовательно, предприниматель, решаясь на осуществление нововведений, рискует, но платой за этот риск, в случае успеха, может стать экономическая прибыль.

Наконец, в-третьих, источником экономической прибыли может стать обладание монопольной властью на рынке. Обратим внимание, что предприниматель всей своей деятельностью стремится к получению конкурентных преимуществ и, следовательно, монопольной власти. Вместе с тем, обладание монопольной властью в известной степени снижает для предпринимателя степень неопределенности экономической ситуации, а значит, и способствует уменьшению риска потерь и убытков.

В целом, следует подчеркнуть, что движущей силой экономического развития в большинстве случаев выступает именно новаторская деятельность предпринимателей, связанная с предвидением, оригинальностью мышления, инициативой, смелостью, умением брать на себя риск и т. п. Таким образом, если предпринимательство выступает как фактор, нарушающий равновесие рынка, смещающий кривые спроса и предложения в иное положение под воздействием открытия новых технологий, новых рынков, создания новых видов продукции, изменения рыночных структур и т. п., то и прибыль не может выступать как равновесная.

Получение прибыли как избыточного дохода, с одной стороны, не может, как правило, иметь длительного характера, так как конкуренция в конце концов ведет к выравниванию условий хозяйствования, повсеместному распространению технических нововведений и т. п. Но с другой стороны, причины, порождающие прибыль, постоянно появляются вновь и воспроизводятся, и с этой точки зрения мы вправе рассматривать прибыль как постоянное явление в рыночной экономике, играющее огромную стимулирующую роль.

Стремление получить экономическую прибыль, обойти конкурентов, укрепить свои позиции на рынке - постоянно действующий мотив предпринимательской деятельности, толкающий экономику вперед, к постоянному развитию. С одной стороны, ожидание экономической прибыли стимулирует наиболее эффективное использование ресурсов. Рассчитывая на получение экономической прибыли, предприниматель стремится так организовать производство и сбыт продукции, чтобы добиться снижения затрат, повышения отдачи от используемых факторов производства, и с этой целью он осуществляет технические нововведения, осваивает новые производства. В конечном итоге это способствует экономическому росту и более полному удовлетворению потребностей.

С другой стороны, существование экономической прибыли способствует эффективному распределению ресурсов между альтернативными способами их применения. Наличие в какой-либо отрасли прибыли, превышающей средний нормальный ее уровень, сигнализирует о большей привлекательности данной сферы приложения ресурсов. Это сигнал о том, что на данный вид продукции существует высокий спрос, и что общество заинтересовано в расширении её производства. В ответ на полученный сигнал, в эту отрасль направляются ресурсы из других отраслей, где их использование приносит меньший доход. Соответственно, в результате такого перелива ресурсов возрастает в целом эффективность функционирования экономической системы. Но прибыль не только создает стимулы для расширения производств, продукция которых пользуется спросом, но и выступает источником финансирования такого расширения. Предприятия, получающие более высокую прибыль, имеют возможность, по крайней мере, часть этой прибыли направить обратно в производство в качестве инвестиций, причем не только на расширение масштабов производства, но и на его совершенствование, на разработку и внедрение новой техники и т. д. Другими словами, получение фирмой экономической прибыли сегодня создает не только стимулы для предпринимателя, но и реальные возможности для получения такой прибыли и в будущем.

Неопределенность, приносящая экономическую прибыль одним предприятиям, одновременно порождает убытки для других. Однако постоянная угроза убытков является таким же мощным стимулом, как и желание получить прибыль.

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое фирма? Что такое предприятие? Чем отличается фирма от предприятия?

2. Какие цели могут преследовать фирмы в своей хозяйственной деятельности?

3. По каким признакам можно охарактеризовать каждое предприятие (фирму)?

4. Какие признаки лежат в основе группировки предприятий по размерам?

5. Каковы роль и значение малых предприятий в современной рыночной экономике?

6. Охарактеризуйте венчурные предприятия.

7. Перечислите основные организационно-правовые формы предприятий.

 

Примеры решения типовых заданий

1 Совместимы ли условия равновесия фирмы на рынке со­вершенной конкуренции с самой сутью и смыслом предпринима­тельской деятельности?

Ответ

Предпринимательство выступает как «возмутитель спокой­ствия» экономики, находящейся в состоянии равновесия, когда эко­номическая прибыль равна нулю. Стремление предпринимателя к экономической прибыли постоянно нарушает состояние равновесия.

 

2 Каким образом предпринимательство в рыночном хозяй­стве приводит к смещению кривых спроса на рынках товаров и ус­луг? К смещению кривых предложения? В каком направлении про­исходит это смещение?

Ответ

Возможно множество вариантов. Так, разработка ресур­сосберегающих технологий сдвинет кривую предложения товара вправо; разработка, реклама, внедрение на рынок нового товара-субститута сдвинет кривую спроса «старого» товара влево и т. п.

3 Покажите разницу между экономической и предпринима­тельской прибылью. К каким типам прибыли Вы отнесете:

а) прибыль гостиницы от обнаружения рядом с ней в результате археологических раскопок следов посещения земли инопланетными цивилизациями,

б) прибыль фирмы, изготовляющей льняную одежду, вслед­
ствие неожиданного изменения вкусов потребителей в пользу
изделий из льна;

в) прибыль фирмы, полученную в результате удачно проведенной рекламной кампании, изменившей в пользу ее продук­ции вкусы потребителей?

Ответ

Экономическая прибыль - общий доход фирмы за выче­том явных и неявных издержек.

Предпринимательская прибыль - часть экономической прибы­ли, достающаяся предпринимателю за его способность использо­вать ресурсы наиболее оптимальным образом, принимать после­довательные решения, создавать новшества, идти на риск.

Поэтому к предпринимательской прибыли можно отнести при­быль, возникшую в ситуации в).

4 «Фирма - это долгосрочный контракт; следовательно, дол­госрочный контракт - это фирма». Вы согласны с таким ходом рас­суждений?

Ответ

Рассуждения содержат в себе ошибочный вывод. Долго­срочный контракт - не обязательно фирма. Так, если авторский коллектив «Сборника задач по экономической теории» имеет дол­госрочные отношения со своими издателями, это не означает иерар­хического способа улаживания возникающих каких бы то ни было новых обстоятельств между сторонами. Каждая из сторон сохра­няет свою автономию. Но фирма - это действительно долгосроч­ный контракт, причем обусловленный так называемой «неполно­той контрактации», т. е. невозможностью сторон учесть все не­предвиденные изменения при заключении контракта (см. предыду­щую задачу). Ведь если в долгосрочном контракте стороны могли бы учесть все возможные непредвиденные обстоятельства и внести их в контрактное соглашение, то тогда не было бы необходимости в существовании фирмы как таковой, т. е. иерархическом способе организации хозяйства.

5 Какая организационная форма бизнеса была бы, на Ваш взгляд, наиболее рациональной для фирм, ставящих перед собой следующие задачи:

а) создание банка для финансирования инвестиций в строи­
тельной индустрии;

б) организация посреднической конторы по найму-сдаче жи­лой площади;

в) формирование промышленного комплекса по добыче и обо­гащению руд цветных металлов;

г) изготовление и продажа шерстяных изделий ручной вязки.

Ответ

а) - корпорация, б) - партнерство, в) - корпорация, г) - индивидуальное владение, но в дальнейшем возможно преобразо­вание в партнерство.

6 Если рассматривать фирму с точки зрения технологичес­кого подхода, или производственной функции, то оптимальные ее размеры достигаются в случае:

а) 100%-ной загрузки производственных мощностей;

б) исчерпания экономии от масштаба;

в) установление максимально высоких цен на выпускаемую продукцию;

г) все предыдущие ответы верны.
Выберите правильный из предложенных пунктов.

Ответ

б).

Рекомендуемая литература

Основная

1. Курс экономической теории. / Под общей редакцией Чепурина М.Н., Киселевой Е.А. – Киров: «АСА», 2007. Гл. 9,14

Дополнительная литература

1. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики. Учебник для вузов. – М.: ИНФРА – М.: 2002. Гл. 6.

2. Самуэльсон П., Нордхаус В. Экономика. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2000. Гл.6.

3. Экономика: Учебник / Под редакцией А.С.Булатова. – М.: Юристъ, 2009. Введение. Гл. 8.

4. Экономическая теория: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В.Д.Камаева. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. Гл. 11.

5 Экономическая теория. Учебник для вузов. Третье издание. / Под редакцией В.И.Добрынина, Л.С.Тарасевича. Санкт-Петербург, Москва, Харьков, Минск, 2004. Гл.9.

 

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

2 Задачи, задания, ситуации

1 Один из виднейших представителей теории трансакционных издержек, американский экономист Оливер Уильямсон отме­чал, что контракт можно считать полностью презентативным, если «... все относящиеся к делу будущие обстоятельства, связанные с предложением товара или услуги, заранее описываются и просчи­тываются с точки зрения вероятности различных сценариев разви­тия ситуации».

Используя это определение, расположите перечисленные ниже примеры в порядке нарастания, на Ваш взгляд, презентативности контракта:

а) госзаказ на изготовление военной техники;

б) сделки на фондовой бирже;

в) соглашение между двумя мафиозными группировками о
разделе рынка сбыта наркотиков в крупном городе.

Ответ__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2 Какие из перечисленных ниже видов ресурсов являются, на Ваш взгляд, общими, специфическими или интерспецифическими:

а) знание наизусть таблицы умножения;

б) умение стричь породистых пуделей;

в) стандартная марка стали;

г) уникальный акробатический трюк, выполняемый группой
из трех акробатов;

д) специальное оборудование для установки колокола на хра­ме Христа Спасителя.

Ответ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3 На семинаре по экономической теории два студента спо­рят. Один утверждает: «Для уверенности в том, что обязательства по контракту будут выполнены, сторонам надо учесть и предви­деть все возможные обстоятельства, которые могут произойти, внести их в контрактное соглашение и заверить его у нотариуса. Такой контракт и называется термином «фирма». Другой возра­жает: «В таком случае существование фирм как таковых вообще невозможно».

Кто прав, на Ваш взгляд, в этом споре?

Ответ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4 Оппортунистическое поведение описано в следующих пунктах:

а) биржевой маклер точно предугадал изменение курсовой стоимости акций и получил большую прибыль;

б) фирма, вступив в ценовую войну, разорила своего конку­рента;

в) фирма «Чара», собрав деньги у своих вкладчиков, объяви­ла о своем банкротстве;

г) квалифицированный рабочий уговорил менеджера фирмы
повысить ему заработную плату за счет расторжения трудового
соглашения с двумя менее квалифицированными рабочими,
объем работ которых он готов выполнять;

д) человек, страдающий тяжелым заболеванием лимфатической системы, не предупредил об этом страховую компанию, при­обретя у нее страховой полис.

Ответ __________________________________________________________________

5 «Обладая значительным капиталом, совсем необязатель­но создавать корпорацию. Единоличное владение даст возможность сохранить за собой полный контроль над деятельностью фирмы, а капитал создаст необходимую финансовую базу. Кроме того, в слу­чае единоличного владения мы избегаем двойного налогообложения». Согласны ли Вы с этими утверждениями?

Ответ _____________________________________________________________________________________________________________________________________

6 Р. Коуз дает следующее определение фирмы: «Фирма... есть система отношений, возникающих, когда направление ресур­сов начинает зависеть от предпринимателя». Это происходит по следующим причинам:

а) иерархия всегда эффективнее рынка;

б) существуют издержки функционирования ценового механизма;

в) фирме легче уклониться от уплаты налогов, чем физическому лицу;

г) стремление экономических агентов преодолеть рыночную
неопределенность.

Выберите правильные ответы.

Ответ ____________________________________________________________________________________________________________________________________

7 Стимулы к заключению долговременного контракта уве­личиваются, если трансакция отличается:

а) специфическим характером;

б) общим характером;

в) регулярной повторяемостью;

г) мимолетностью;

д) трудной измеряемостью;

е) легкой контролируемостью исполнения.

Ответ ____________________________________________________________________________________________________________________________________

8 Задолго до работ представителей новой институциональ­ной экономики Эдгар А. По в своем рассказе «Надувательство как точная наука» писал: «Человек - это животное, которое надува­ет... Надувательство, если рассмотреть его в правильном свете, есть понятие сложное, его составными частями являются: мелкий раз­мах, корысть, упорство, выдумка, дерзость, невозмутимость, ори­гинальность, нахальство и ухмылка».

Какая поведенческая предпосылка, используемая в современной экономической теории, скорее всего, на Ваш взгляд, подошла бы к тому, что содержится в приведенной цитате:

а) эгоизм;

б) оппортунизм;

в) ограниченная рациональность.

Ответ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

9 Создавая небольшую фирму по производству тканей, Вы имеете возможность выбора ее организационной формы. Какую из них Вы предпочтете, если Вы хотите максимально оградить свое личное имущество от возможных последствий банкротства? Если Вы хотите максимально оградить себя от возможного вмешатель­ства в дело управления фирмой со стороны других лиц?

Ответ_____________________________________________________________

10 В чем Вы видите привлекательность предпринимательской деятельности? Или, напротив, ее неприемлемые для Вас особенности?

Ответ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

11 Зависят ли способности к предпринимательству от. а) об­разования; б) национальности; в) климата, в условиях которого живет человек; г) наследственности; д) социально-общественного устройства страны?

Ответ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

12 Если рассматривать фирму с точки зрения институциональ­ного подхода, то оптимальные ее размеры достигаются в случае:

а) минимальных издержек на коалицию ресурсов их владель­цами;

б) минимального количества трансакций, определяемых рыночным механизмом;

в) равенства предельных издержек рыночных трансакций и предельных издержек трансакций внутри фирмы.
Выберите правильный ответ.

 


2.2.12 ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ РЫНОЧНОГО МЕХАНИЗМА

 

Цели и задачи изучения темы

1Определить понятие рыночного равновесия, уяснить, какие существуют подходы к исследованию рыночного равновесия

2 Обратить внимание на различия между общим и частичным равновесием

3 Изучить механизм обратных связей в экономике

4 Уяснить, что понимается под Парето-оптимальным состоянием экономики

5 Сформулировать и объяснить условия Парето-оптимального состояния экономики

6 Определить понятия отрицательных и положительных внешних эффектов, уяснить, в каких случаях они возникают

7 Раскрыть содержание общественных благ, выяснить, в чем отличие общественных благ от индивидуальных

 

Краткое содержание основных теоретических положений темы, основные схемы и формулы

В рыночной экономике эффективность распределения, производства и уровень общественного благосостояния объективно выше, чем в альтернативных экономических системах.

Однако рыночный механизм максимально раскрывает свои преиму­щества только в чисто конкурентной среде производства частных това­ров и услуг и при отсутствии трансакционных издержек. Несоблюдение этих условий может существенно исказить работу рынка. Тогда появляют­ся проблемы, которые рынок не в состоянии решать эффективно.

Сбалансированность рынка, т. е. равенство между спросом и предложени­ем, называется рыночным равновеси­ем.

Представители классической школы, наблюдая восста­новление рыночного равновесия с помо­щью ценовой и количественной под­стройки спроса и предложения, утверждали, что рынок - это саморегулирующаяся система, способная автоматически восстанавливать утра­ченное равновесие.

В неоклассической экономической теории существует два подхода к исследованию рыночного равновесия - по Вальрасу и по Маршаллу.

Профессор лозаннского университета швейцарский экономист Леон Вальрас, основатель математического направления в экономической теории, рассматривал установление равновесия между спросом и предложением, происходящее в краткосрочном плане на основе их количественной подстройки ( Рисунок 111 а).

Условие равновесия по Вальрасу выглядит как равенство:

QD(P) = QS(P) (45)

Формула показывает, что в модели Вальраса объемы спроса и предложения являются функцией цены, акцент делается на том, что равновесие устанавливается под влиянием давления избыточного объема спроса, или избыточного объема предложения на цену, т. е. посредством количественной (объемной) подстройки рыночного механизма.

Рисунок 111 – Автоматизм рыночного равновесия

Вальрас описывает общее равновесие в своей знаменитой «модели аукциониста» при определенных допущениях: отсутствие трансакционных издержек, рыночная координация осуществляется без учета временного фактора, т. е. сделки заключаются мгновенно и только на уже готовые товары. «Аукционист», своеобразный аналог «невидимой руки» -символизирует автоматизм саморегулирования, движущий рынок к оптимизации.

Выдающийся представитель неоклассической школы А.Маршалл полагал, что силой, движущей рынок к равновесию, является цена. Рассмотрим рисунок 111б. То есть, условие равновесия по Маршаллу выглядит как равенство цены спроса цене предложения:

PD(Q) = PS(Q) (46)

Формула показывает, что в модели Маршалла цена является функцией объемов спроса и предложения.

Итак, в соответствии с трактовкой Маршалла, равновесие устанавливается автоматически под давлением разницы цен спроса и цен предложения, т. е. в результате ценовой подстройки, что соответствует более долгосрочному периоду.

В математике принято изображать значения независимой переменной на оси абсцисс, а зависимой - на оси ординат. По Маршаллу, величины спроса и предложения являются независимыми переменными, а цена спроса и предложения - зависимой. Поэтому вполне логично, что Q у Маршалла фигурирует на горизонтальной, а Р - на вертикальной оси. Однако современные экономисты используют функции спроса и предложения в трактовке Вальраса, где цена является независимой переменной, а объемы спроса и предложения - зависимыми переменными. Но при этом в графическом изображении цена фигурирует на оси ординат, а величины спроса и предложения - на оси абсцисс.

Помимо традиционной модели равновесия, существует модель краевого равновесия, возникающего при нулевой цене или при нулевых спросе и предложении (Рисунок 112а, б).

Эта модель отражает некую «предрыночную» ситуацию. Если благо находится в избыточном количестве по отношению к спросу, то перед нами - свободное, или неэкономическое благо (например, чистый воздух, вода источника и т. д.); равновесие в таком случае наступает при нулевой цене (Рисунок 112а).

Рисунок 112 – Краевое равновесие

Равновесие на «непроизводимые блага» (например, товары, производство которых технологически возможно, но экономически нецелесообразно), характеризуется нулевым объемом спроса и предложения. Так происходит потому, что цена предложения всегда будет превышать цену спроса при их положительном значении (Рисунок 112б).

Ситуация с «непроизводимыми» благами может возникнуть и при разработке опытных дорогостоящих образцов какого-либо товара, еще не знакомого потребителю, а потому не вошедшему еще в стадию серийного выпуска.

Существуют исключительные товары, функции спроса или предложения которых ведут себя «не по правилам». Тогда могут возникать случаи множественности равновесия. Например, кривая индивидуального предложения труда, на участке эффекта замещения имеет положительный наклон, а затем, под воздействием эффекта дохода, меняет его на отрицательный, и дважды пересекает кривую спроса на труд. Поэтому на рынке труда может сложиться двойное равновесие: первое - при низком уровне ставки заработной платы и второе - при высокой ставке.

Классическая теория основывается на предположении о стабильности равновесия, т. е. о способности рынка самостоятельно вернуться в положение равновесия в случае отклонения от него.

В зависимости от чувствительности (наклона кривых) спроса и предложения к изменению цены различают затухающие, усиливающиеся и равномерные колебания цены.

Паутинообразная модель считается динамической и показывает взаимодействие спроса и предложения при переходе от одного временного периода к другому. Предложение с опозданием реагирует на изменение цены спроса, что вызывает ценовые колебания.

Рассмотрим подробнее на рисунке 113а, как в результате затухающих ценовых колебаний устанавливается равновесие. В паутинообразной модели предполагается, что объем спроса ориентируется на фактическую цену товара текущего периода. Объемом предложения текущего периода руководят ценовые ожидания предшествовавшего периода, основанные на предположении, что текущая цена сохранится и в следующем периоде (т. е. объем выпуска текущего периода производители планируют в предыдущем периоде, исходя из цен, сложившихся на тот период).

 

Рисунок 113 – Паутинообразная модель рынка

На рисунке 113а производители в текущем периоде to предлагают товар в объеме Q0 по цене Р0, что ниже равновесных параметров рынка. При цене Р0 наблюдается дефицит, который толкает цену товара к повышению и она, превысив равновесный уровень РE, устанавливается на уровне Р1. Именно эта высокая цена и повлияет на решение производителей увеличить выпуск в следующем периоде до уровня Q1. Однако в следующем периоде t1 объем спроса, ориентирующегося на цену Р1 окажется меньше предложения. Избыток товара на рынке собьет цену ниже равновесной до уровня Р2. Но разница между РЕ и Р2, как видно из рисунка, меньше, чем между РE и Р1 Соответственно, в период t2 объем предложения при цене Р2 снизится до Q2, что несколько ближе к равновесному, чем объем предложения предыдущего периода. Так, постепенно в результате ценовой и количественной (объемной) подстройки предложение полностью найдет спрос в объеме QE при цене РЕ. На рынке автоматически установится равновесие.

Если же производители сильнее реагируют на изменение цены, чем предъявители спроса (в этом случае кривая предложения более пологая, чем кривая спроса), то цена будет колебаться во времени с нарастающей амплитудой (Рисунок 113б), т. е. ценовые колебания будут усиливаться, и цена будет все больше удаляться от равновесной. Такая ситуация говорит о крайней нестабильности положения производителей отрасли. Усиление неустойчивости рынка теоретически может привести к его разрушению.

Одинаковая чувствительность спроса и предложения к изменению цены (что графически выражается равным по модулю наклоном этих кривых) порождает равномерные колебания (Рисунок 113в), т. е. цена колеблется в определенном коридоре, не останавливаясь на равновесном значении. Поэтому соотношение между спросом и предложением выражается либо как избыток (если цена выше равновесной и движется к верхней границе ценового коридора), либо как дефицит товара (при движении цены от равновесной к нижней границе ценового коридора).

Исследование паутинообразной модели показывает, что, во-первых, источником ценовых колебаний является запаздывание реакции предложения на изменившийся спрос. Во-вторых, равновесие не всегда может восстанавливаться автоматически. Однако на практике ситуация с усиливающимися колебаниями встречается сравнительно редко. В представленной паутинообразной модели не учитывается одно важное обстоятельство: экономические агенты учатся на своих ошибках. А поэтому при переходе к следующему временному периоду они корректируют свои ценовые ожидания и рынок функционирует более или менее устойчиво, особенно в конкурентной среде, не испытывающей неожиданных внешних потрясений.

В экономической теории кроме рассмотренного частичного равновесия на примере одного рынка, существует понятие общего равновесия, т. е. равновесного состояния всей рыночной системы, что в микроэкономике означает одновременное достижение равновесия на всех рынках (на рынках благ и рынках ресурсов).

С помощью модели общего экономического равновесия исследуется взаимосвязь всех рынков экономической системы. Идеальным проводником информации в условиях совершенной конкуренции является ценовой сигнал, распространяющий сведения об изменении рыночной ситуации по всем рынкам. Продвигаясь от рынка к рынку, закодированные в цене сведения корректируются, вбирая в себя все новые конъюнктурные данные. Преобразованный ценовой сигнал возвращается на рынок первичной информации и оказывает на него уже внешнее воздействие. Такое явление называется эффектом обратной связи. Ценовые сигналы издают и получают все рынки одновременно, следовательно, эффект обратной связи включает в себя многократные отражения и преобразования ценовых сигналов в единицу времени.

Не только модель «аукциониста» Л. Вальраса, но и действие «невидимой руки» А. Смита (идея разработана в 1776 году), описывают силу, направляющую рынок к общему равновесию. Эта движущая сила - стремление к прибыли и конкуренция, которые заставляют каждого отдельного предпринимателя максимизировать свою прибыль, минимизируя издержки. Оптимизируя частное производство, предприниматели действуют в интересах всего общества. Однако, это возможно только при эффективном использовании ресурсов. Под эффективным использованием ресурсов понимается достижение наибольшей отдачи в сфере оптимального использования данных ресурсов, или, другими словами, отсутствие потерь в виде упущенной полезности.

Условием же эффективного производства является эффективное распределение. Следовательно, именно конкуренция является естественным стимулом и организатором эффективного распределения.

Дальнейший шаг в разработке идей А. Смита сделал итальянский экономист Вильфредо Парето. Он определил критерий эффективного распределения: ресурсы можно считать эффективно, а значит, оптимально распределенными при заданном уровне возможностей, когда ни один участник рынка не сможет улучшить своего положения, не ухудшив тем самым положения других. Такое распределение называется эффективным по Парето, или Парето-оптимальным распределением. Если же существует возможность хотя бы для одного участника рынка улучшить свое положение, не нанеся ущерба другим, то такое распределение экономических благ не оптимально. Критерием рыночной эффективности является Парето-оптимальность, и возможность ее достижения - серьезное преимущество рыночной системы по сравнению с командно-административной.

Эффективность распределения по Парето предполагает максимизацию общественной полезности, хотя и является социально нейтральным критерием.

Модель, называемая «ящик Эджворта» (Рисунок 114), согласно неоклассической теории экономики благосостояния, представляет собой диаграмму полезностей двух контрагентов и помогает выявить условия достижения оптимального распределения экономических благ, при обмене которыми достигается максимальная полезность участников обмена.

Рассмотрим модель обмена двумя товарами между двумя потребителями, например, Аней и Васей, которые олицетворяют две общественные группы. На рисунке 114 изображены две системы координат, повернутые друг к другу так, что их оси составляют прямоугольник. Правый верхний угол прямоугольника - начало координат ОА, в системе которых расположена карта кривых безразличия Ани. Левый нижний угол - начало координат OВ, в системе которых расположена карта кривых безразличия Васи.

Кривая, проходящая из точки 0А в точку ОВ соединяет все точки касания кривых безразличия контрагентов Ани и Васи, в которых их предельные нормы замещения равны. Такая кривая, отражающая все эффективные сделки, т. е. все случаи эффективного распределения, называется кривой контрактов. Именно кривая контрактов и служит графическим изображением Парето-эффективного распределения между двумя агентами или двумя группами агентов, что и отражено на рисунке 114.

Рисунок 114 – «Ящик Эджворта»



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 2188; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.67.251 (0.112 с.)