Механизм рынка несовершенной конкуренции 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Механизм рынка несовершенной конкуренции



 

Цели и задачи изучения темы

1 Раскрыть особенности и характеристику основных форм несовершенной конкуренции

2 Уяснить понятие монополии, определить условия, при которых она может существовать

3 Показать, как монополия выбирает объём выпуска продукции и цену, при которых прибыль максимальна

4 Объяснить, почему монополии иногда практикуют ценовую дискриминацию, а также показать последствия ценовой дискриминации

5 Раскрыть содержание различных вариантов государственного регулирования естественной монополии

6 Уяснить понятие олигополии и как взаимодействие фирм в условиях олигополии влияет на установление цен и объёмов выпуска

7 Раскрыть содержание основных моделей поведения и ценообразования фирмы на олигополистическом рынке

8 Уяснить понятие монополистической конкуренции, объяснить, как определяется цена и объём выпуска фирмы, максимизирующей прибыль в условиях монополистической конкуренции

9 Раскрыть проблему эффективности монополистически конкурентных рынков

10 Уяснить понятие монопсонии, объяснить, как определяется цена и объём приобретения фирмы, оптимизирующей объём закупок в условиях монопсонии

 

Краткое содержание основных теоретических положений темы, основные схемы и формулы

Рынок, на котором отсутствует хотя бы один признак совершенной конкуренции, называется рынком несовершенной конкуренции. На таком рынке подавляющая часть продукции предлагается ограниченным числом фирм, которые, занимая господствующее положение на рынке, могут влиять на условия реализации продукции и, прежде всего, на цены.

Существует три основные структуры (модели) рынка несовершенной

конкуренции:

− чистая монополия;

− олигополия;

− монополистическая конкуренция.

Монополия

Совершенная конкуренция и чистая монополия - это теоретические абстракции, которые выражают две полярные рыночные ситуации.

В условиях чистой монополии мы встречаемся с единственным продавцом товара, не имеющего близких субститутов (т. е. товаров -заменителей). Монополист-продавец вступает в рыночные отношения только с покупателями его продукции.

В случае несовершенной конкуренции монополист обладает определенной властью над ценой, он сознательно ищет и устанавливает такой уровень цены, при котором прибыль была бы максимальной. При этом функция спроса является заданной, т. е. предполагается, что монополист не в силах ее изменить. Кривая спроса на продукцию монополиста - это отраслевая кривая спроса. Следовательно, для того, чтобы продать дополнительное количество продукции, необходимо снизить цену.

Кривые спроса на товар двух фирм - представителей совершенной и несовершенной конкуренции представлены на рисунке 55). Совершенно конкурентная фирма (Рисунок 55а) может продать, сколько она хочет, не оказывая при этом влияния на рыночную цену. Следовательно, линия спроса D на ее продукцию горизонтальна, то есть, сколько бы фирма - «ценополучатель» ни поставила товара на рынок, все равно это количество слишком мало, чтобы оказывать воздействие на сложившуюся на рынке цену

 
 

Рисунок 55 – Кривая спроса на продукцию фирмы при совершенной и несовершенной конкуренции

 

В случае фирмы - несовершенного конкурента (Рисунок 55б) кривая спроса D имеет отрицательный наклон, поскольку, чем больше количе­ство товаров, которое намерена продать фирма, тем ниже должна быть цена, которую она установит. Следовательно, когда фирма-монополист выбрасывает на рынок большее количество товара, его цена падает.

Для определения макси­мальной величины прибыли чистой монополии можно восполь­зоваться двумя способами:

1 Методом сравнения валового дохода (TR)и валовых издержек (ТС);

2 Методом сравнения предельного дохода (MR)и предельных издержек (МС).

Валовой доход представляет собой произве­дение Р и Q, т. е. цену единицы товара, умноженную на количество еди­ниц продаваемой продукции (P×Q). Кривая валового дохода фирмы при несовершенной конкуренции имеет «холмообразный» вид (Рисунок 56)

Максимум общей прибыли будет достигнут при таком объеме выпуска, когда разница между TR и ТС максимальна (максимальное расстояние между TR и ТС будет соответствовать расстоянию между точками А и В, т. е. когда произведено 9 ед. продукции).

Альтернативный способ определения максимума прибыли требует сопоставления предельного дохода (MR) и предельных издержек (МС).

 

 
 

Рисунок 56 – Валовой доход и валовые издержки монополиста

Предельный доход - это дополнительный доход от продажи дополнительной единицы товара. Он определяется как разница между TRn и TRn-1 , т. е.

MR = TRn - TRn-1 (32)

Изобразим графически (Рисунок 57) динамику предельного дохода и спроса в условиях несовершенной конкуренции.

 
 

Рисунок 57 – Спрос и предельный доход монополиста

Из графика на рисунке 57 видно, что MR снижается быстрее, чем спрос D. В условиях несовершенной конкуренции предельный доход меньше цены (MR< Р). Ведь для того, чтобы продать дополнительную единицу продукции, несовершенный конкурент снижает цену.

Взаимосвязь рисунков 56 и 57 заключается в следующем: после того, как валовой доход достигает своего максимума, предельный доход становится отрицательной величиной. В случае линейной кривой спроса D график MR пересекает ось абсцисс ровно посередине расстояния между нулем и величиной спроса при нулевой цене.

В условиях совершенной конкуренции равновесие наступает тогда, когда МС = Р, а цена в условиях совершенной конкуренции совпадает с предельным доходом, следовательно, можно записать: МС = MR = Р. Достижение фирмой полного равновесия требует выполнения двух условий:

1 Предельный доход должен равняться предельным издержкам.

2 Цена должна равняться средним издержкам.

МС = MR = Р = АС (33)

Поведение на рынке фирмы-монополиста будет точно так же определяться динамикой предельного дохода (MR) и предельных издержек (МС). Пока разность между MR и МС положительна, фирма расширяет свое производство. Когда же MR = МС, наступает равновесие фирмы. Именно в этом случае прибыль монополии будет максимальна.

В условиях несовершенной конкуренции равновесие фирмы (т. е. равенство предельных издержек и предельного дохода, или МС = MR) достигается при таком объеме производства, когда средние издержки не достигают своего минимума. Цена при этом выше средних издержек. При несовершенной конкуренции: (МС = MR) < АС < Р

Монополист, стремящийся максимизировать прибыль, всегда действует на эластичном участке кривой спроса, поскольку только при коэффициенте эластичности, большем единицы (E > 1), предельный доход положителен. При E = 1, предельный доход нулевой, а при E < 1, предельный доход приобретает отрицательное значение.

Оба метода определения максимума прибыли равноценны и дают одинаковый результат.

На рисунке 58 видно, что положение равновесия фирмы определяется точкой Е (точкой пересечения МС и MR), от которой проводим вертикаль до кривой спроса D. Таким образом, мы узнаем цену, обеспечивающую наибольшую прибыль. Эта цена установится на уровне E1. Затененный прямоугольник показывает величину монопольной прибыли.

 
 

Рисунок 58 – Равновесие монополии в краткосрочном периоде

В условиях совершенной конкуренции фирма расширяет свое производство без снижения продажной цены. Производство увеличивается вплоть до момента равенства МС и MR. Монополист руководствуется тем же правилом - он сопоставляет дополнительные затраты и дополнительный доход, принимая решение о расширении, приостановке или сокращении производства, т. е. сравнивает свои МС и MR. И он расширяет производство вплоть до момента равенства МС и MR. Но объем производства при этом будет меньшим, чем он был бы при совершенной конкуренции, т. е. Q1 < Q2. При совершенной конкуренции именно в точке Е2, происходит совпадение предельных издержек (МС), минимального значения средних издержек (АС) и уровня продажной цены (Р). Если бы цена (Р2) установилась на уровне точки Е2, то не было бы и монопольной прибыли.

Монопольная прибыль в модели несовершенной конкуренции трактуется как излишек над нормальной прибылью. Монопольная прибыль проявляется как результат нарушения условий совершенной конкуренции, как проявление монопольного фактора на рынке.

Для измерения степени монопольной власти в экономической теории используется индекс Лернера:

(34)

Чем больше разрыв между Р и МС, тем больше степень монопольной власти. Величина L находится в интервале между 0 и 1. При совершенной конкуренции, когда Р = МС, индекс Лернера, естественно, будет равен 0.

В условиях монополии может применятся практика ценообразования, которая называется ценовой дискриминацией: продажа одного и того же товара разным потребителям или группам потребителей по разным ценам, причем различия в ценах не обусловлены различиями в издержках производства. Слово «дискриминация» здесь означает не ущемление чьих-либо прав, а «разделение».

Смысл проведения политики ценовой дискриминации состоит в стремлении монополиста присвоить себе излишек потребителя и тем самым максимизировать свою прибыль. В зависимости от того, в какой степени это ему удается, ценовая дискриминация подразделяется на три вида: дискриминация первой, второй и третьей степени.

При ценовой дискриминации первой степени, или совершенной ценовой дискриминации монополист продает каждую единицу товара каждому покупателю по его резервированной цене, т. е. той максимальной цене, которую потребитель согласен заплатить за данную единицу товара.

Ценовая дискриминация второй степени - это ценовая политика, суть которой заключается в установлении различных цен в зависимости от количества покупаемой продукции. При покупке большего количества товаров потребителю устанавливают более низкую цену за каждый экземпляр товара. Проведение ценовой дискриминации второй степени выступает в виде различных ценовых скидок (дисконтов).

Ценовая дискриминация третьей степени - это ситуация, когда монополист продает товары разным группам покупателей с различной эластичностью спроса по цене. Здесь происходит не разделение цен спроса на отдельные экземпляры или объемы товаров, а сегментация рынка, т. е. разделение покупателей на группы в зависимости от их покупательной способности. Монополист создает, упрощенно говоря, «дорогой» и «дешевый» рынки.

Общество несет определенные потери в связи с монополизацией (степень ее может быть большей или меньшей) хозяйственной жизни.

В конечном счете, проблема монополии сводится к вопросу о степени власти над ценой, этим рыночным феноменом, не зависящим от воли и сознания отдельного экономического агента в условиях совершенной конкуренции.

Власть над ценой (а она всегда относительна и никогда не бывает абсолютной) - очень тонкий инструмент в руках монополии, или несовершенного конкурента. Если эта власть одновременно сопровождается уменьшением издержек производства продукции вследствие экономии на масштабе производства, развитием научно-технического прогресса, насыщением рынка массовым выпуском стандартизированной продукции по доступным ценам, то, очевидно, несовершенная конкуренция несет обществу определенный выигрыш.

Однако, если преступить некую степень контроля над ценой, это оборачивается разрушением и уничтожением богатства общества. Тайные соглашения о ценах, создание искусственных дефицитов - все это опасные проявления монополизации. Потери от несовершенной конкуренции можно проиллюстрировать и графически (Рисунок 59).

 

Рисунок 59 – Потери от несовершенной конкуренции

Если бы цена устанавливалась на уровне точки Е, (точки пересечения кривой МС и кривой спроса D), т. е. цена Р1 соответствовала бы условиям совершенной конкуренции МС = Р, то потребительский излишек был бы равен площади треугольника Р1Р0Е1.

В условиях несовершенной конкуренции цена устанавливается на уровне точки Е2. При такой же цене - на уровне Р2 - объем предложения фирмы равен Q2, следовательно, он меньше того объема, который был бы при совершенной конкуренции: Q2<Q1. Потребительский излишек теперь уменьшился до площади треугольника Р2Е2Р0. Но самое важное - отчетливо видны графически чистые потери, или «мертвый убыток», для общества: это треугольник EE1E2. Таким образом, монополия как бы «рвет на части» излишек потребителя и излишек производителя: часть достается (затененный прямоугольник) самой монополии, а другая часть этого излишка потребителя в виде площади СЕ1Е2 вообще теряется обществом, не достается никому. Так же не достается никому часть излишка производителя (треугольник ЕСЕ1), это недополученное, а точнее, разрушенное богатство общества.

Однако, в некоторых отраслях экономики наиболее эффективна организация производства на базе единственной фирмы, а не нескольких фирм-конкурентов, т. е. производство любого объема продукции в рамках одной фирмы обходится дешевле, чем в нескольких.

Отрасль, в которой деятельность единственной фирмы более эффективна в силу наличия существенной экономии от масштаба, сопровождающей рост производства, называется естественной монополией.

К таким отраслям принято относить большинство предприятий так называемого общественного пользования, осуществляющих коммунальное обслуживание (электро-, газо-, водоснабжение, канализация), предприятия телефонной связи, железнодорожного, трубопроводного транспорта, кабельное телевидение и т. п.

Экономия на масштабе производства защищает естественные монополии от опасности появления конкурентов до тех пор, пока новая технология не позволит ввести эффективное производство в меньших размерах.

Основной задачей регулирования деятельности естественных монополий является создание барьеров для повышения цен на производимые блага или для искусственного ограничения объемов выпуска, что также может вести к повышению цен.

Основные правила регулирования деятельности естественных монополий заключаются в следующем.

1 Цены должны устанавливаться на уровне, максимально близком к предельным издержкам.

2 Прибыль естественной монополии не должна превышать нормальной прибыли на вложенный капитал.

Для того, чтобы предприятие было безубыточным, все издержки должны быть возмещены, следовательно, его прибыль должна обеспечивать как минимум нормальный доход на капитал, включающий, как известно, явные издержки производства плюс альтернативную стоимость инвестированного капитала.

Следовательно, ценовое регулирование отрасли-естественного монополиста предполагает, что государство устанавливает такой предел цены, при которой производитель не только возместит свои издержки, но и получит нормальную прибыль на вложенный капитал.

3 Государственное регулирование должно обеспечивать эффективность производства.

Если в результате государственного контроля цены установлены на уровне, когда отрасль возмещает издержки и получает нормальную прибыль, то она не имеет существенных стимулов для минимизации своих издержек.

Следовательно, возникает еще одна задача регулирования - проверка обоснованности расходов фирмы, включаемых в производственные издержки предприятия. Один из стимулов для снижения средних издержек - установление и сохранение неизменных цен в течение длительного периода. В таких случаях снижение издержек приводит к увеличению прибыли отрасли до момента пересмотра тарифов за предоставляемую услугу.

Олигополия - это тип рынка несовершенной конкуренции, характеризующийся присутствием на рынке товара нескольких производителей. Олигополист, в отличие от совершенного конкурента, обладает определенной властью над ценой, но его власть, по сравнению с монополистом, ограничена количеством производителей, поделивших рынок между собой.

Если рынок разделен между двумя производителями, то такой тип рынка называется дуополией. Дуополия - частный случай олигополии, который чаще встречается в теоретических моделях, чем в реальной жизни. Собственно же олигополия насчитывает от трех участников и более. Чем меньше производителей делят рынок между собой, тем выше степень монополистической власти в отрасли.

Для прогнозирования монополистического поведения фирм в отрасли рассчитывается индекс Герфиндаля. Данный индекс показывает степень концентрации рынка и вычисляется посредством суммирования квадратов рыночных долей каждой фирмы в отрасли:

H = (35)

где Н - индекс Герфиндаля;

S1, S2,…, Sn - доли фирм на рынке, которые суммируются в порядке убывания (на первом месте - самая крупная доля) и определяются в процентах как отношение объема поставок фирмы к объему всего рынка.

В случае чистой монополии, когда отрасль состоит из одной фирмы (n=1), индекс Герфиндаля будет равен 10000, т. е. S1 = 100%, а Н = 1002 = =10000. Если в отрасли две фирмы-дуополии, и рыночные доли их равны (50% у каждой), то Н = 502 + 502 = 5000. В случае, приближающемся к совершенной конкуренции, когда в отрасли, например, 100 фирм, и доля каждой равна 1%, индекс H =

В случае олигополии конкуренция носит преимущественно неценовой характер, то есть основана на привлечении потребителя не с помощью снижения цены, а за счет других факторов: улучшения качества товаров, рекламы, послепродажного технического обслуживания и т. п.

Технология производства определяет размер фирмы и количество олигополистов в отрасли. т.е. технология производства, связанная с эффектом масштаба, служит причиной возникновения олигополии и одновременно является естественным барьером для вступления в отрасль.

К другим барьерам, ограничивающим доступ на олигополистический рынок, следует отнести патентование и лицензирование, контроль над ресурсами, а также крупные финансовые расходы на рекламу. Существуют и поведенческие барьеры. Олигополисты, разделившие рынок и получающие устойчивую прибыль, могут агрессивно отреагировать на появление новых фирм: вступить в сговор, обрушить цены и т. д. Их мотивация понятна: ведь новые фирмы нарушают сложившийся в отрасли объем производства, приносящий прибыль.

Важной чертой олигополии, отличающей ее от других типов несовершенной конкуренции, является взаимозависимость фирм в отрасли. Олигополисты - не только конкуренты, но и одновременно негласные партнеры. При небольшом количестве производителей в отрасли фирме-олигополисту необходимо планировать свою стратегию с учетом поведения остальных участников рынка. Ведь размер ее прибыли зависит от объемов выпуска и цен, установленных другими олигополистами. Например, если фирма-олигополист произведет слишком мало продукции, то цены на нее будут выше, чем у других участников олигополистического рынка. Если, наоборот, фирма увеличит выпуск настолько, что ее цены будут ниже уровня цен в отрасли, то это может вызвать агрессивную реакцию других олигополистов. В обоих случаях фирма сталкивается с угрозой падения прибыли. Таким образом, ценовое поведение олигополистов сковано взаимозависимостью.

В экономической теории выделяются такие модели ценового поведения олигополистов, как ломаная кривая спроса, тайный сговор, лидерство в ценах, принцип ценообразования «издержки плюс».

Ломаная кривая спроса. Идея ломаной кривой принадлежит американскому экономисту П. Суизи, описавшему ее в 40-х гг. XX в. В данной модели анализируется реакция олигополистов на изменение поведения их конкурента. Существует две основных линии поведения участников рынка в ответ на изменение цен фирмой-олигополистом (назовем ее фирмой «А»).

Конкуренты не реагируют, когда олигополист устанавливает цену выше текущей, и, наоборот, реагируют, когда цена опускается ниже текущей. Этим и объясняется ломаная конфигурация кривой спроса фирмы-олигополиста кривая D2PfD1). Она состоит из участка пологой кривой D2P, до пересечения ее с линией текущей цены Pf и участка кривой РfD1, с более крутым наклоном после пересечения ее с линией текущей цены (Рисунок 60а).

Следовательно, ломаная конфигурация и у кривой предельного дохода (Рисунок 60б, кривая MR2MR1). Однако, в отличие от кривой спроса, кривая предельного дохода MR2MR1, имеет разрыв, или вертикальный пунктирный отрезок, лежащий на перпендикуляре, опущенном из точки Рf на ось абсцисс. Величина данного разрыва показывает, в каких рамках могут изменяться предельные издержки, не нарушая равновесного объема производства фирмы-олигополиста.

 

Рисунок 60 – Построение ломаной кривой спроса

 

Тайный сговор (картель). Фирмы-олигополисты могут ограничить конкуренцию между собой, а также предотвратить вступление в отрасль новых фирм, заключив тайное соглашение. Предметом соглашения может стать выравнивание или фиксация цен, либо закрепление долей поставок продукции на рынок. Яркий пример международного картелирования - соглашение стран-членов ОПЕК, которым неоднократно удавалось поднять цены на нефть посредством относительно небольшого ограничения выпуска.

При картельном сговоре каждая фирма получает свою квоту выпуска продукции, которую она, согласно условиям договора, не должна превышать, чтобы не подорвать монопольную цену Рn (Рисунок 61).

Рисунок 61 – Картель

На рисунке 61 LMC и LAC означают соответственно предельные и средние издержки в долгосрочном периоде. Qn - объем производства картеля, состоящий из квот входящих в него фирм. Рс - цена, которая установилась бы в условиях совершенной конкуренции, a Qс - объем производства, соответствующий условиям совершенной конкуренции. Сговор облегчается в том случае, если фирмы-олигополисты, входящие в картель, имеют приблизительно одинаковый уровень издержек производства и производят однородную продукцию.

Проблема устойчивости картеля зависит от того, насколько сильны стимулы его участников соблюдать условия сговора. Если один из участников попытается в обход других увеличить свою квоту выпуска, то, при условии, что все остальные соблюдают условия договора, «обманщик» получит больший доход. Ведь его доля на рынке недостаточно велика, чтобы повлиять на монопольно установленную цену. Таким образом, нарушитель сможет продать больше продукции по монопольно высокой цене.

Но если и другие участники картеля попытаются обмануть своих партнеров и поступят аналогично нарушителю, то объем их совместного предложения на рынке так увеличится, что монопольная цена рухнет, упав до конкурентного уровня.

Однако картельные объединения недолговечны. Во-первых, тайный сговор противоречит антитрестовскому законодательству, и высок риск его раскрытия. Во-вторых, олигополистам тяжело договориться по цене и объемам долей рынка, так как, выпуская даже однородную продукцию, они на практике имеют различные предельные издержки и кривые спроса.

В-третьих, участники тайного соглашения имеют серьезное искушение нарушить свою квоту выпуска с целью максимизации своей и только своей прибыли. И, наконец, четвертая причина. Жизнь картеля ограничивается выгодностью сговора, основанной на высоком спросе. Как только спрос перестанет расти и начнет снижаться, фирмы будут вынуждены сократить выпуск. Из-за недоиспользования мощностей средние издержки фирм-олигополистов возрастут. В таких условиях картельные соглашения, как правило, разрушаются.

Лидерство в ценах. В данной модели олигополисты координируют свое поведение посредством молчаливого согласия следовать за лидером. Такая модель поведения олигополистов в странах с развитой рыночной экономикой особо распространена в обрабатывающей промышленности. Самая крупная и технически передовая фирма отрасли устанавливает цену, а другие, менее весомые фирмы, придерживаются этой цены. Следуя и за понижением, и за повышением цены лидера, ведомые фирмы являются «ценополучателями». Фирма-лидер меняет цены редко и осторожно, учитывая возможности более мелких фирм, идущих в его фарватере. Ведь успех олигополистов заключается в максимизации совместной прибыли. Весомой причиной для установления новой цены является изменение издержек на единицу продукции (повышение или понижение цен факторов производства, изменение налоговых ставок и т. д.).

Ценообразование по принципу «издержки плюс». Модель ценового поведения «издержки плюс» используется как в случае раздела рынка несколькими крупными производителями, так и при наличии олигополиста-лидера. Ее привлекательность заключается в простоте и универсальности.

Данная модель связана с планированием выпуска и прибыли. Цена на продукцию устанавливается по принципу: средние издержки плюс прибыль, исчисленная как процент от уровня средних издержек. Фирмы планируют средний объем выпуска, например, 75-80% от полной загрузки производственных мощностей. «Плюс», или надбавка, планируется как минимальная экономическая прибыль, исходя из средней нормы прибыли отрасли последних лет. Формула «издержки плюс» составляет основу стандартного ценообразования, вокруг которой, в зависимости от текущей конъюнктуры, цена может колебаться. Используя такую модель, олигополисты с почти одинаковыми средними издержками, смогут автоматически выравнивать цены и максимизировать совместную (общую) прибыль.

Монополистическая конкуренция с дифференциацией продукта - это тип рынка несовершенной конкуренции. В отличие от олигополии, этот вид рынка характеризуется множественностью конкурентов.

В данной модели монополизм, весьма ограниченный большим количеством конкурентов, основан на дифференциации продукта. Дифференцированные продукты - это неоднородные продукты, т. е. одинаковые по сути, но несколько отличающиеся по внешнему виду (вкусу, цвету, форме, упаковке), по консистенции, качеству и т. д. То есть, принцип их производства один и тот же, но существуют некоторые нюансы в технологии, создающие отличительные особенности продукта, в том числе, по качеству послепродажного обслуживания или обстановке, в которой он продается.

Повышая цену, монополистический конкурент не лишается всех потребителей, как это было бы при совершенной конкуренции. Рынок несколько сузится, но останутся те, кто устойчиво предпочитает продукцию только данного производителя.

Благодаря наличию некоторой власти над ценой (либо невысокой эластичности спроса по цене) кривая спроса (или линия цены) монополистического конкурента имеет отрицательный наклон, как и у монополии. Соответственно отрицательный наклон имеет и линия предельного дохода (MR). Если кривая спроса пересекается с осью абсцисс в точке Q, то линия предельного дохода пересекает ось абсцисс в точке 1/2 Q. Средние и предельные издержки (АС и MC) монополистического конкурента изменяются в зависимости от объема выпуска по тем же правилам, что и в условиях обычной монополии (Рисунок 62).

Из рисунка видно, что графическое изображение монополистического конкурента аналогично положению фирмы-монополиста. Ведь, внедряясь на рынок с новой разновидностью продукта, производитель занимает на нем определенную нишу. В пределах дифференциации своего продукта он - монополист, но в рамках всей отрасли - конкурент.

В отличие от монополии и олигополии, монополистическая конкуренция характеризуется относительно невысокими барьерами вступления в отрасль и множественностью производителей. Эти условия определяют высокую степень соперничества между монополистическими конкурентами, ослабляя их власть над ценой. Поэтому ценообразование в данной модели рынка больше конкурентное, чем монополистическое.

Рисунок 62 – Краткосрочное равновесие монополистического конкурента

Цены в условиях монополистической конкуренции несут в себе более точную рыночную информацию: они подвижны и не завышены так, как в условиях олигополии и монополии. Из этого следует, что монополистическая конкуренция с дифференциацией продукта приводит к меньшим потерям в излишке потребителя и меньшему «мертвому убытку» (чистым потерям) общества, чем другие типы рынка несовершенной конкуренции.

Монопсония- это «один покупатель».

Контроль над ценами может быть и со стороны покупателя.

Линия спроса на продукцию совершенного конкурента-продавца характеризуется абсолютной эластичностью. И так же линия предложения для совершенного конкурента-покупателя является абсолютно эластичной. Это означает, что если покупатель предложит за товар меньше денег, чем сложившаяся рыночная цена, он не купит ничего. А, предложив денег больше, он купит товаров сколь угодно много.

Сравним кривые спроса и предложения в условиях совершенной конкуренции со стороны покупателя и со стороны продавца (производителя).

На графике (Рисунок 63а), кривая спроса на продукцию продавца (производителя) имеет горизонтальный вид, а кривая его предложения - это восходящая ветвь кривой предельных издержек МС.

График (Рисунок 63б) является зеркальным отражением графика на рисунке 63а. Покупателей в условиях совершенной конкуренции много, и каждый из них не в состоянии воздействовать объемом своих закупок на кривую предложения S, т. е. они также являются «ценополучателями». Именно поэтому горизонтальность графика предложения является признаком совершенной конкуренции среди покупателей. Неизменность цены в условиях совершенной конкуренции для покупателя означает, что он никак не влияет на нее, и соблюдаются все условия равновесия: Р = АС = МС. Со стороны покупателя уплачиваемая им цена Р совпадает с дополнительными (предельными) издержками приобретения продукции.

Рисунок 63– Спрос и предложение на конкурентном рынке

Предельные издержки приобретения - это дополнительные издержки покупателя при закупке им дополнительной единицы продукции. Покупатель уплачивает за приобретаемый им товар определенную цену. Цена Р - его издержки как покупателя. Если эта цена неизменна при каждой дополнительной покупке единицы продукции, то и предельные издержки приобретения товара будут оставаться неизменными. Это и отражается на горизонтальности линии предложения.

Следовательно, если Р = АС, то линия S есть не что иное как линия средних издержек (АС). И эта же линия совпадает с линией предельных издержек приобретения (МС) покупателя. В условиях совершенной конкуренции, рассматриваемой со стороны покупателя, линия предложения S - это одновременно и линия средних издержек АС и линия предельных издержек приобретения продукции МС.

Условием равновесия продавца (производителя) является, как известно, равенство МС и MR. Той же логики рыночного поведения должен придерживаться и покупатель: он должен сравнивать свои предельные издержки и предельный доход, если стремится к достижению равновесия.

Что такое предельные издержки покупателя, уже выяснено: это его дополнительные затраты на приобретение дополнительной единицы продукции. И если цена покупаемой продукции неизменна, то она совпадает с предельными издержками покупателя. Но что такое предельный доход MR покупателя? Если он приобретает продукцию, то, очевидно, руководствуется закономерностями, присущими динамике предельной полезности MU. Прирост дохода, т. е. MR, со стороны покупателя - это прирост полезности. Следовательно, кривая спроса D покупателя - это кривая предельной полезности MU, или кривая предельного дохода MR.

В условиях монопсонии на рынке действует не множество, а один покупатель. Что же будет представлять собой кривая предложения в условиях монопсонии? Очевидно, она должна утратить горизонтальный характер и приобрести иной вид.

Прежде чем обрисовать конфигурацию кривой предложения в условиях монопсонии, важно подчеркнуть, что это будет кривая предложения всей отрасли, а не просто кривая предложения какой-то одной фирмы. Ведь монопсонист имеет перед собой весь рынок, за его «благосклонность» конкурируют между собой разрозненные производители какой-либо отрасли в целом.

Если покупатель - один, а продавцов - много, конкуренция развернется, прежде всего, между продавцами (производителями), и цена будет понижаться. Монопсонист имеет возможность диктовать цены на приобретаемую продукцию и устанавливать ее на уровне более низком, чем в условиях совершенной конкуренции.

Объем закупок у монопсониста будет зависеть от условий предложения отрасли и соответствующего уровня цены предложения. Власть монопсониста будет зависеть и от самого характера приобретаемого им продукта. Сопротивляться власти монопсониста могут, скорее, производители не скоропортящейся продукции: если им не нравятся условия монопсонии, они еще могут какое-то время поискать другого покупателя.

Итак, монопсонист, манипулируя объемом своих закупок, может воздействовать на рыночную цену приобретаемой продукции. Следовательно, его можно назвать «ценоискателем». С точки зрения монопсониста, рыночная цена предложения будет отражать динамику средних издержек всей отрасли. Совокупное предложение отрасли характеризует кривая, отражающая совокупность средних издержек различных фирм данной отрасли (Рисунок 64).

Рисунок 64 – Кривая предложения для монопсониста

Кривая предложения для монопсониста - это кривая средних издержек отрасли (АС). Любая точка, находящаяся на кривой АС, соответствует тому или иному уровню цены предложения монопсониста при закупке им определенного количества товара Q.

Для монопсониста, как видно из графика (Рисунок 64), цена предложения может быть:

1 Понижающейся - нисходящая ветвь АС (это - довольно редкий случай);

2 Повышающейся - восходящая ветвь АС.

Следовательно, и предельные издержки приобретения продукции (МС) монопсониста перестают быть неизменными (как при совершенной конкуренции); они могут быть (поскольку МС отражает динамику кривой АС) также и понижающимися, и повышающимися.

Рассмотрим наиболее типичную ситуацию, когда кривая спроса D монопсониста пересекает кривую предложения отрасли АС при повышающейся цене предложения (Рисунок 65).

Монопсонист, имея дело с растущей ценой предложения, столкнется и с растущими предельными издержками приобретения товара; кривая МС окажется выше восходящей ветви кривой предложения АС. На рисунке 65:

АС - это кривая средних издержек в отрасли (с точки зрения монопсониста - это кривая предложения продукции);

МС - это кривая предельных издержек отрасли (с точки зрения монопсониста - кривая его предельных издержек приобретения товара);

D - кривая спроса (с точки зрения монопсониста - кривая предельной полез



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 306; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.112.1 (0.113 с.)