ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ



 

Цели и задачи изучения темы

1 Ознакомиться с основными условиями возникновения рынка

2 Ознакомиться с основными характеристиками рыночной системы хозяйства

3 Уяснить принципы и стимулы развития, свойственные рынку

4 Ознакомиться с простейшей рыночной моделью кругооборота доходов, ресурсов и продукта и выяснить её инструментальную роль в изучении рыночной хозяйственной системы

5 Понять роль ценового механизма и конкуренции в рыночной экономике

6 Уяснить, каким образом ценовый механизм и конкуренция решают фундаментальные проблемы экономической организации общества

 

Краткое содержание основных теоретических положений темы, основные схемы и формулы

Рынок- это способ взаимодействия производителей и потребителей, основан­ный на децентрализованном, безличностном механизме ценовых сигналов. Основных субъектов рыночного хозяйства принято подразделять на три группы: домашние хозяйства, бизнес (предприниматели) и правительство.

Домашнее хозяйство- основная структурная единица, функционирующая в потребительской сфере экономики. В рамках домашнего хозяйства потребляют­ся конечные продукты сферы материального производства и сферы ус­луг. Домашние хозяйства являются собственниками и поставщиками факторов производства в рыночной экономике. Полученные от продажи услуг труда, капитала и других факторов производства деньги расходу­ются для удовлетворения личных потребностей (а не для наращивания прибыли).

Бизнес- это деловое предприятие, функционирующее с целью получения дохода (прибыли). Оно предполагает вложение в дело соб­ственного или заемного капитала, доход от которого расходуется не про­сто на личное потребление, а для расширения производственной дея­тельности. Бизнес является поставщиком товаров и услуг в рыночном хозяйстве.

Правительствопредставлено главным образом различными бюджетными организациями, которые не имеют своей целью получение при­были, а реализуют функции государственного регулирования экономики.

Важнейшими условиями возникновения рынка являются: общественное разделение труда и специализация; эконо­мическая обособленность, или хозяйственная автономия субъектов рынка; сво­бодный обмен ресурсами.

Благо- это средство удовлетворения потребностей человека.

Благо неэкономическое имеется в неограниченном количе­стве. Экономическое благо является редким благом.

Товары- это «экономическиеблага, неза­висимо от их способности к передвижению, независимо от лиц, предла­гающих их для продажи, от их материальности, независимо от характе­ра их как продукта труда, предназначенные для обмена».Важнейши­ми характеристиками товара являются потребительная ценность (сто­имость) и меновая ценность (стоимость).

Полезность блага, его свойства, благодаря которым оно может удовлетворять ту или иную потребность людей, делают благо потребительной ценностью.

Меновая ценность --это количе­ственное отношение, в котором потреби­тельные ценности одного рода обменива­ются на потребительные ценности друго­го рода.

Бартер - это непосредственный обмен одного товара на другой, самая простая форма обмена.

Деньги - это абсолютно ликвидное средство обмена. Понятие ликвидности означает, что современные бумажные деньги (доллары, евро, эскудо и т. п.) обладают непосредственной покупательной силой. Ликвидное средство - это легкореализуемое средство обмена.

Цена - это пропорция обмена товаров на деньги.

Любой рынок, независимо от его конкретного вида, базируется на трех основных элементах: цене, спросе и предложении, конкуренции.

Различия в характере рыночной конкуренции связаны с существованием различных рыночных структур.

Наиболее эффективно рыночный механизм действует в условиях свободной, или совершенной конкуренции, т. е. когда ситуация на рынке характеризуется:

1) множеством покупателей и продавцов;

2) высокой мобильностью факторов производства;

3) отсутствием барьеров на пути вступления на рынок или выхода из него;

4) однородностью (стандартностью) продаваемой продукции;

5) равным доступом всех участников рыночных отношений к информации.

Если хотя бы один из признаков совершенной конкуренции отсутствует, то такая рыночная структура называется несовершенной конкуренцией Различают три основные вида несовершенной конкуренции:

1) чистая монополия, когда на рынке одна фирма является единственным продавцом товара или услуги и границы фирмы и отрасли совпадают;

2) олигополия когда в отрасли существует небольшое число фирм;

3)монополистическая конкуренция, которая характеризуется наличием на рынке сравнительно большого числа фирм, производящих дифференцированную продукцию.

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое блага? Какие блага являются экономическими?

2. Кто такой "экономический агент", или "хозяйствующий субъект"? Каких субъектов экономической деятельности Вы можете назвать?

3. Какие цели преследует каждый из основных экономических агентов?

4. В чем суть хозяйственной обособленности, самостоятельности отдельных производителей и на чем она базируется?

5. Почему возникает необходимость обмена товарами и какие существуют формы обмена?

6. Что такое деньги? В чем их отличительная особенность по сравнению с другими активами?

7. Какова роль денег при обмене?

8. Перечислите основные элементы рынка.

9. Назовите основные типы рыночных структур.

 

Примеры решения типовых задач

1 Вы решили продать свой старый автомобиль. Вы осуществите сделку по продаже автомобиля, если:

а) трансакционные издержки равны продажной цене автомобиля;

б) трансакционные издержки меньше продажной цены автомобиля;

в) трансакционные издержки больше продажной цены автомобиля.

Дайте правильный ответ.

Ответ

Ответ б), т.к. в рыночной экономике субъекты стремятся снижать трансакционные издержки

 

2 Ценность современных денег определяется:

а) их золотым содержанием;

б) уровнем цен;

в) абсолютной ликвидностью;

г) количеством денег, находящихся в обращении;

д) золотым запасом страны.

Дайте правильный ответ.

Ответ

г) количеством денег, находящихся в обращении

 

3 Демонетизация означает:

а) обесценение бумажных денег;

б) прекращение выполнения золотом функции денег;

в) порчу денег;

г) свободный обмен бумажных денег на золото.

Дайте правильный ответ.

Ответ

б) прекращение выполнения золотом функции денег

Рекомендуемая литература

Основная

1. Курс экономической теории. / Под общей редакцией Чепурина М.Н., Киселевой Е.А. – Киров: «АСА», 2007. Гл. 5.

Дополнительная литература

1. Макконнелл К., Брю С. Экономикс: принципы, проблемы и политика. – М.: Республика, 1992. Гл. 2,3,5.

2. Мэнкью Г. Принципы экономикс. – СПб: Питер Ком, 2002. Гл. 1,2,3.

3. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики. Учебник для вузов. – М.: ИНФРА – М.: 2002. Гл. 3.

4. Самуэльсон П., Нордхаус В. Экономика. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2000. Гл.2.

5. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. – М.: Дело, 1993. Гл. 2.

6. Экономика: Учебник / Под редакцией А.С.Булатова. – М.: Юристъ, 2009. Введение. Гл. 4,5.

7. Экономическая теория: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В.Д.Камаева. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. Гл. 3.

8. Экономическая теория. Учебник для вузов. Третье издание. / Под редакцией В.И.Добрынина, Л.С.Тарасевича. Санкт-Петербург, Москва, Харьков, Минск, 2004.Гл.6.

 

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

2 Задачи, задания, ситуации

1 К трансакционным издержкам относятся следующие расходы:

а) расходы на покупку сырья;

б) расходы на покупку оборудования;

в) рекламные расходы;

г) расходы на аренду помещения;

д) расходы на проведение переговоров с контрагентами об условиях поставки продукции;

е) расходы на заработную плату рабочих и служащих предприятия;

ж) расходы на содержание адвоката, обеспечивающего юридическую защиту деятельности Вашего предприятия.

Дайте правильный ответ.

Ответ:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2 Вы организовали фирму по оказанию юридических услуг. В целях привлечения клиентуры Вы готовы пойти на расходы по оплате посреднической деятельности в размере 10% от стоимости услуг, предоставляемых клиенту. К какому виду издержек могут быть отнесены указанные расходы?

Ответ:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

3 Какую функцию выполняют деньги в каждой из представленных ниже ситуаций:

а) Ваш депозитный счет в банке;

б) покупка автомобиля в кредит;

в) покупка овощей на базаре;

г) получение стипендии;

д) прайс-лист на продаваемую в магазине бытовую технику;

е) продажа земельного участка;

ж) меню с ценами в студенческой столовой?

Ответ:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

4 Абсолютная ликвидность денег зависит от:

а) их золотого содержания;

б) количества денег в обращении;

в) скорости обращения денег;

г) трансакционных издержек.

Дайте правильный ответ.

Ответ:______________________________________________________________________________________________________________________________

 

5 К условиям возникновения рынка относятся:

а) общественное разделение труда;

б) появление денег;

в) экономическая обособленность товаропроизводителей, основанная на частной собственности;

г) возникновение централизованных государств;

д) зарождение обмена.

Дайте правильный ответ.

Ответ:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

6 Внимательно рассмотрите следующие утверждения:

1) В замкнутой экономической единице ведется производство готового продукта и его потребление.

2) Трудовой процесс базируется на традициях, обычаях, принудительно устанавливаемых хозяйственных связях в рамках отдельной общности.

3) Производство основано как на индивидуальном труде собственника, так и на применении им рабочей силы.

4) Процесс производства ведется с применением малопроизводительных орудий труда, не дающих дополнительного продукта, сверх необходимого для потребления самих производителей.

5) Изготовленная продукция принадлежит собственнику и предназначена для свободной реализации на рынке.

6) Экономическая эволюция происходит очень медленно, отдельные усовершенствования и преобразования могут совершаться столетиями.

7) Быстрый экономический прогресс общества является следствием высоких темпов роста производительности труда и динамичного расширения ассортимента продукции.

Какие утверждения, на Ваш взгляд, характеризуют признаки натурального хозяйства и товарного хозяйства и в чем их принципиальные различия?

Ответ:_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

7 Что из нижеперечисленного может рассматриваться как рыночная деятельность, а что - как нерыночная деятельность:

а) рекламные объявления в газете;

б) приготовление пищи в домашних условиях;

в) предоставление государством пособий по безработице;

г) закупки государством военной техники;

д) выращивание овощей на приусадебном участке для собственного потребления;

е) «блошиный» рынок;

ж) выращивание клубники на приусадебном участке для продажи.

Ответ:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

8 Что из перечисленного ниже входит в состав домашних хозяйств, бизнеса, правительства:

а) текущий счет физического лица в банке, расходуемый на личное потребление;

б) держатель акций;

в) индивидуальное фермерское хозяйство;

г) чиновник министерства;

д) биржа металлов;

е) профессорско-преподавательский состав государственного высшего учебного заведения;

ж) бюджет семьи Ивановых;

з) текущий счет предприятия в банке;

и) арендатор земли;

к) выпускник института, ищущий работу.

Ответ:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

9 Какие из нижеперечисленных благ являются экономическими, а какие - неэкономическими:

а) воздух, которым Вы дышите;

б) снег зимой;

в) пищевой лед, используемый в ресторанах, барах и т. д.;

г) лед на улицах в зимнее время года;

д) вода из родника недалеко от Вашего дома;

е) белая глина, используемая для производства фарфоровой посуды.

Дайте правильный и аргументированный ответ.

Ответ:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

10 В чем преимущество перехода от товарных денег к бумажным и кредитным деньгам? Возможны ли ситуации частичного возврата к товарным деньгам?

Ответ:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

11 У Вас имеется 1 млн. р. наличными, а у Вашего друга – загородный дом, оцениваемый в 1 млн. руб. Чье имущество обладает большей ликвидностью? Всегда ли более ликвидный способ хранения имущества более рационален?

Ответ:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 


2.2.2 СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ, РЫНОЧНОЕ РАВНОВЕСИЕ, ЭЛАСТИЧНОСТЬ

 

Цели и задачи изучения темы

1 Определить понятия «рыночный спрос» и «рыночное предложение»

2 Выявить основные факторы, влияющие на спрос и предложение

3 Понять графическое изображение функции спроса и функции предложения

4 Объяснить, почему и как изменяется рыночное равновесие

5 Понять, что означает ценовая эластичность спроса

6 Уяснить, как ценовая эластичность спроса может быть использована для измерения реакции объёма спроса на изменения в цене товара

7 Раскрыть содержание спроса: эластичного, единичной эластичности и неэластичного

8 Выявить, чем обусловлены различия в величинах коэффициента ценовой эластичности спроса на различные товары

9 Понять. Что означает эластичность спроса по доходу и уяснить, как она рассчитывается

10 Установить связь между величиной коэффициента эластичности спроса по доходу и характером реализуемого товара

11 Изучить перекрестную эластичность спроса и метод её расчета: сравнить различия в величине коэффициента перекрестной эластичности по взаимозаменяемым, взаимодополняемым и нейтральным товарам

12 Обратить внимание на ценовую эластичность предложения, формулу расчета её коэффициента, а также зависимость его величины от фактора времени

 

Краткое содержание основных теоретических положений темы, основные схемы и формулы

Между рыночной ценой товара и тем его количеством, на которое предъявляется спрос, существует определенная зависимость, называемая закон спроса.

Зависимость между ценой и величиной спроса можно изобразить графи­чески (Рисунок 4). Кривую D в экономической литературе называют кривой спроса.Проецируя на нее цены, можно определить, как изменится величина спроса при изменении цены. Если при цене Р1, величина спроса состав­ляет Q1, то при снижении цены до Р2величина спроса увеличится до Q2, и т. д.

При предположении, что функция спроса носит линейный характер, уравнение кривой спроса может быть представлено в следующем общем виде:

 

QD = ab∙P (1)

Уравнение функции спроса показыва­ет, что между уровнем рыночной цены (Р) и количеством продукции, на которую предъявляется спрос (QD), существует обратная зависимость.

 

 

Рисунок 4 – Кривая спроса

 

Полученная кривая иллюстрирует закон спроса: если цена какого-либо товара по­вышается (и при этом все другие условия остаются неизменными), то спрос будет предъявляться на меньшее количество этого товара.

Закон спроса имеет силу в отношении практически всех товаров. Конфигурация кривой спроса и закономерности потребительского пове­дения могут быть объяснены при помощи двух известных в экономичес­кой теории эффектов: эффекта дохода и эффекта замещения.

Эффект дохода показывает, как изменяется реальный доход потре­бителя и его спрос при изменении цен на товары. Например, понижение цены то­вара может сделать человека реально богаче и позволит расширить объем спро­са, в чем и заключается смысл эффекта дохода.

Эффект замещения демонстрирует взаимосвязь между относитель­ными ценами товаров и объемом спроса потребителя. Снижение цен на один товар, при неизменном уровне цен на другие товары означает их относительное удешевление. Потребитель начнет замещать относи­тельно более дорогие товары покупкой более дешевых и купит их больше.

Эффект дохода и эффект замещения действуют не изолированно, а во взаимодействии друг с другом, и в различных ситуациях может пре­обладать более сильное влияние одного из них. В ситуациях с покупкой нормальных товаров(т. е. товаров, спрос на которые увеличивается по мере роста дохода потребителя) эффект дохода и эффект замеще­ния действуют в одинаковом направлении, вызывая больший объем спроса при снижении цен на товары. Но существуют так называемые низшие,или низкокачественные товары,чьи потребительские каче­ства невысоки (маргарин, низкокачественные папиросы и сигареты и т. п.). В случае изменения цен на такие товары эффект дохода и эффект замещения действуют в противоположных направлениях

Существуют следующие исключения из закона спроса (ситуации, ког­да снижение цены приводит к уменьшению спроса, а увеличение цены - повышению спроса на товар).

1 Эффект Гиффена, предполагается, что Гиффен описал этот эффект, когда наблюдал, как бедные рабочие се­мьи расширяют потребление картофеля, несмотря на его подорожание. Если происходит рост цен на картофель, то бедная семья вообще вынуждена будет отказаться от покупки мяса, тра­тя весь свой небольшой доход на покупку такого низшего товара, как картофель.

2 Эффект сноба, ситуация, когда некоторые потребители могут сокра­щать свой спрос на товар при снижении его цены, поскольку данный товар становится более доступным, масштабы его потребления растут, а данная категория потребителей не хочет быть «как все».

3 Эффект Веблена, ситуация когда спрос на эксклюзивные дорогостоящие товары может даже возрасти, если цены на них увеличатся, так как богатый покупатель приобретает эти товары прежде всего из-за престижных соображений.

Если рассматривать рыночную ситуацию со стороны продавцов, или со стороны предложения, то заметим обратную картину. Все продавцы будут стремиться получить на рынке самую высокую цену, и чем выше будет цена, тем активнее они будут пытаться продать большее ко­личество товара, т. е. увеличить предложение.

Иными словами, у каждого продавца объем предложения будет меняться в зависимости от цены: чем выше цена, тем, при прочих равных условиях, выше размер предложения на рынке данного товара. Графически данная зависимость изображена на рисунке 5. Кривую S называют кривой предложения.

При предположении, что функция предложения носит линейный характер, уравнение кривой предложения может быть представлено в сле­дующем общем виде:

QS = a + b∙P (2)

Уравнение функции предложения показывает, что между уровнем рыночной цены (Р) и количеством продукции, которое производитель го­тов предложить на рынке (Qs), существует прямая зависимость.

 

Рисунок 5 – Кривая предложения

Для каждого товара существуют свои кривые спроса и предложения. Под воздействием ряда факторов кривые спроса и предложения могут сме­щаться. В связи с этим важно различать величину спроса и сам спрос,а также величину предложенияи само предложение.При снижении цены увеличивается величина спроса, сам спрос как выражение потребности в данном товаре остается неизменным. Можно говорить об увеличении спро­са, если при каждой цене (и высокой, и низкой) покупатели будут приобретать большее количество данного товара. Так, в жаркие летние месяцы возрастает спрос на прохладительные напитки и мороженое. В этом слу­чае будем двигаться не по кривой D1, а произойдет сдвиг кривой в но­вое положение D2 (Рисунок 6)

 

 

Рисунок 6 – Сдвиг кривой спроса

 

На величину спроса, кроме цены, влияют уровень доходов, размер рынка, цена и полезность других товаров, особенно товаров-заменителей (субститутов), субъективные вкусы и предпочтения, мода и т. п. Если, например, средний доход покупателей возрастает, то, при прочих равных условиях, кри­вая спроса D1 сместится вправо и тому же уровню цены Р1, будет со­ответствовать возросший уровень спроса Q2.

Главный фактор, воздействующий на предложение, - издержки про­изводства. Поэтому, если в результате использования достижений технического прогресса или, применительно к сельскому хозяйству, в силу благоприятных погодных условий удается снизить издержки производства, кривая предложения S, смещается вправо (Рисунок 7)

 

Рисунок 7 – Сдвиг кривой предложения

Величина предложе­ния при неизменной цене Р1, возрастает с Q1 до Q2. К сдвигу кривой пред­ложения приводят также и изменения в налогообложении: повышение налогов, которые уплачивает производитель, приводит к сдвигу кривой предложения влево, а снижение налогов - к сдвигу кривой вправо.

Если наложить друг на друга два графика, обозначающие рыночный спрос и рыночное предложение одного и того же товара, получим показывающий одновременное поведение спроса и предложения интересующего нас товара. В какой-то точке две кривые пересекутся (Рисунок 8). В точке встречи Е спрос количественно равен предложению (Q1) и цена P1, выступает как уравновешивающая цена, или цена рав­новесия.

 

Рисунок 8 – Цена равновесия

При более высокой цене Р2возникает избыток предложения над спросом (равный по величине отрезку АВ). При цене ниже уравновешивающей (Р3) спрос превышает предложение (отрезок CF) и возникает дефицит товара на рынке.

Различные товары отличаются друг от друга по степени реакции спроса и предложения на изменение цены. То, в какой мере объем спроса на рынке возрастает при данном снижении цены или сокращается при данном повышении цены, характеризует степень эластичности спросав зависимости от цены.

Рассмотрим три варианта кривой спроса (Рисунок 9). На рисунке 9а представлен случай, когда паде­ние цены в 3 раза вызвало рост спроса тоже в 3 раза, и общая выручка не изменилась. На рисунке 9б снижение цены в 3 раза сопровождалось ростом закупок лишь в 2 раза, и общая выручка сократилась. Другая ситуация представлена на рисунке 9в: выручка возрастает, потому что объем спроса вырос больше, чем упала цена.

 
 

Рисунок 9 – Эластичность спроса

 

Коэффициент эластичности спроса в зависимости от цены ( ) представляет собой отношение изменения объема спроса к вызвавшему его изменению цены:

 

(3)

Коэффициент эластичности показывает, на сколько процентов меня­ется размер спроса на товар в результате изменения его цены на один процент. Когда снижение цены в точности компенсируется соответству­ющим ростом величины спроса, так что общая выручка остается неиз­менной (рисунок 9а), мы говорим о единичной эластичности спроса (ЕD = 1). Когда снижение цены вызывает меньший рост объема спроса (рисунок 9б), спрос неэластичен (ED< 1). Когда снижение цены вызывает больший рост величины спроса (рисунок 9в), мы говорим об эластичном спросе (ЕD > 1). Коэффициент эластичности спроса по цене, как прави­ло, является отрицательной величиной; однако в экономической теории принято пользоваться абсолютным значением этого показателя, не принимая во внимание знак «минус».

На степень эластичности спроса влияет целый ряд факторов: наличие товаров-субститутов(т. е. взаимозаменяемых товаров, например, чай и кофе), размер дохода потребителя, каче­ство товара, удельный вес товара в бюджете потребителя, является ли товар предметом роскоши или предметом первой необходимости, ожи­дания потребителя и т. д.

Спрос на какой-либо товар зависит не только от его цены, но и от цен на другие товары. Помимо товаров-субститутов, существуют и товары - комплементы(взаимодополняемые товары, например, фотоаппараты и фотопленка). Помимо этих групп товаров, существуют и независимые товары (например, ка­рандаши и молоко). Эластичность спроса на один товар относительно цены на другой товар называется перекрестной эластичностью.Коэф­фициент перекрестной эластичности спроса представляет собой отно­шение изменения спроса на товар i к вызвавшему его изменению цены на товар j:

(4)

При изменении цены на товар-субститут коэффициент перекрестной эластичности оказывается больше нуля (рост цен на кофе вызовет рост спроса на чай); при изменении цены товара-комплемента коэффициент перекрестной эластичности оказывается меньше нуля (рост цены на фотопленку ведет к уменьшению спроса на фотоаппараты). При измене­нии цены независимого товара коэффициент перекрестной эластичности равен нулю (рост цены на карандаши не изменит спрос на молоко).

При изменении доходов спрос на товары изменяется по-разному. В связи с этим мы говорим об эластичности спроса в зависимости от дохода.В частности, хорошо известно, что изменение доходов покупателей ока­зывает гораздо большее воздействие на покупки товаров длительного пользования, чем на покупки продовольственных товаров. Другими сло­вами, эластичность спроса на промышленные товары обычно бывает больше.

Влияние дохода на спрос определяют коэффициентом эластичности по доходу (I):

(5)

где - коэффициент эластичности спроса в зависимости от до­хода,

Q - величина спроса, а I - доход покупателей.

На основе анализа взаимосвязи между изменением дохода и спро­сом на разные товары можно построить график «доход-расходы» для отдельного блага (при предположении, что цена блага остается неиз­менной). Такие графики называют кривыми Энгеля.На рисунке 11 пока­зан примерный вид кривых Энгеля для нормальных товаров (кривая E1), предметов роскоши (кривая Е2) и низкокачественных товаров (кривая E3). На оси абсцисс откладывается уровень дохода (I), а на оси ординат - расходы на потребление данного блага (С).

 

Рисунок 10 – Кривые Энгеля

Рассуждения относительно эластичности спроса в целом могут быть применены и при анализе воздействия цены на предложение. Эластич­ность предложения- это показатель относительного изменения пред­лагаемого на рынке количества товара в соответствии с относительным изменением конкурентной цены. Коэффициент эластичности предложения ( ) представляет собой отношение изменения предложения к вызвавшему его изменению цены:

(6)

 

На рисунке 12 показаны три линии предложения с разной эластичнос­тью. Эластичность предложения товара зависит от многих факторов: от структуры издержек на разных предприятиях, степени загрузки произ­водственных мощностей, наличия свободной рабочей силы, быстроты перелива капитала из одной отрасли в другую и т. д.

Говоря об эластичности спроса и предложения, т. е. о том, насколько при изменении цены изменяются спрос и предложение, мы должны иметь в виду, что эти изменения происходят во времени и, следователь­но, время становится одним из факторов эластичности. Особенно боль­шое значение фактор времени имеет для характеристики эластичности предложения: прежде чем предложение полностью приспособится к но­вому уровню цен, должен пройти определенный промежуток времени.

Рисунок 11- Эластичность преджложения

 

Предположим, спрос на какой-либо товар вырос. Поскольку предло­жение этого товара сразу возрасти не сможет, ситуация мгновенного равновесиябудет характеризоваться лишь повышением цены (Рисунок 13а). Кривая предложения S1 представляет собой вертикальную линию с нулевой эластичностью, и сдвиг кривой спроса в положение D2 увели­чивает цену равновесия до Р2.

 

 
 

Рисунок 12 – Согласование спроса и предложения с учетом фактора времени

В условиях краткосрочного равновесия(Рисунок 13б) число предпри­ятий, работающих на данном рынке, еще не меняется. Однако предло­жение несколько увеличивается, и кривая S2 становится слегка наклон­ной, поскольку предприниматели могут более интенсивно использовать имеющиеся производственные мощности. В этом случае объем предло­жения немного возрастает до О3, а цена равновесия Р3 становится ниже.

Наконец, когда рассматриваем длительное равновесие(Рисунок 13в), предложение полностью приспосабливается к изменившемуся спросу. Высокие цены позволили создать новые мощности, в отрасль пришли новые предприниматели, объем предложения вырос до Q4, а цена рав­новесия еще более снизилась.

Вопросы для самоконтроля

1. В чем суть закона спроса? Почему между ценой блага и спросом на него существует обратная зависимость?

2. Объясните действие эффекта дохода и эффекта замещения.

3. Как влияют изменения моды, вкусов, предпочтений покупателей на рыночный спрос?

4. Как влияет изменение дохода покупателей на рыночный спрос?

5. Какова связь между изменением цен на один товар и спросом на другой?

6. Что происходит с кривой спроса под воздействием неценовых факторов спроса? Что характеризует эластичность спроса?

7. Что такое эластичность спроса по цене? Какие виды ценовой эластичности Вы знаете?

8. Что характеризует перекрестная эластичность спроса?

9. Что характеризует эластичность спроса по доходу?

10. Какие факторы приводят к смещению кривой предложения?

11. Что характеризует и как измеряется эластичность предложения?

12. Дайте определение равновесной цены и равновесного объема.

13. Что такое частичное и общее рыночное равновесие?

 

Примеры решения типовых заданий

1 Функция спроса на мясо имеет следующий вид: QD = 30 - Р, где QD - величина спроса на мясо в день (кг), а Р - цена в рублях за 1 кг. Функция предложения описывается следую­щим уравнением: QS= 15 +2Р, где QS - величина предложения мяса в день (кг).

1 Найдите равновесный объем и равновесную цену на мясо. По­кажите это графически.

2 Какая ситуация сложится на рынке мяса, если цена упадет до 3 рублей?

Решение

1 Для решения задачи приравниваем функцию спроса и предложения:

QD = QS , то есть 30 – Р = 15 +2Р.

Находим Р: 30 – 15 = 2Р +Р; 15 = 3Р; Р=5.

Подставим найденное значение цены Р=5 в любую функцию- спроса или предложения 30-5=25 или 15+10=25

Ответ

Равновесный объем (Qe) = 25 кг.

Равновесная цена (Рe) = 5 рублей.

 

Рисунок 13- Функция спроса и предложения, равновесный объём и равновесная цена в задаче 1

 

2 Для определения ситуации на рынке необходимо подставить значение цены Р=3 в обе функции (спроса и предложения), вычислить объёмы соответственно спроса и предложения при данной цене и сравнить их между собой.

Объём спроса: QD = 30 – Р; QD = 30 – 3 = 27кг

Объём предложения: QS= 15 +2Р; QS= 15 + 6 =21кг

Объём спроса превышает объём предложения на 6 (27-21=6)кг.

Ответ на рынке возникает дефицит мяса, равный 6 кг.

Рекомендуемая литература

Основная

1. Курс экономической теории. / Под общей редакцией Чепурина М.Н., Киселевой Е.А. – Киров: «АСА», 2007. Гл. 5.

Дополнительная литература

1. Макконнелл К., Брю С. Экономикс: принципы, проблемы и политика. – М.: Республика, 1992. Гл. 2,2.

2. Мэнкью Г. Принципы экономикс. – СПб: Питер Ком, 2002. Гл. 4,5,6.

3. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики. Учебник для вузов. – М.: ИНФРА – М.: 2002. Гл. 3.

4. Самуэльсон П., Нордхаус В. Экономика. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2000. Гл.3,4.

5. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. – М.: Дело, 1993. Гл. 5.

6. Экономика: Учебник / Под редакцией А.С.Булатова. – М.: Юристъ, 2009. Введение. Гл. 6.

7. Экономическая теория: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В.Д.Камаева. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. Гл. 5.

 

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

 

2 Задачи, задания, ситуации

1 Внимательно проанализируйте представленный на рисунке 14 график.

Рисунок 14- Кривая спроса и предложения на рынке на рынке

По результатам экономического анализа графика сформулируй­те ответы на следующие вопросы:

1. Какой экономический смысл имеет пересечение кривых в т. E?

2. Что означает отрезок КL при цене Р3?

3. Какова экономическая интерпретация отрезка MN при цене Р1?

4. При каких условиях возможно прекращение экономической динамики?

5. Что Вы понимаете под термином «экономическая свобода»?

6. Почему только экономическая свобода обеспечивает равно­весие рынка?

 

2 Спрос на товар описывается формулой QD = 30 - Р, а пред­ложение QS = 50 + 2Р.

1. Определите равновесный объем и равновесную цену.

2. Охарактеризуйте данную рыночную ситуацию и дайте ее гра­фическую иллюстрацию.

 

3 Как изменится спрос на товар, если изменится цена на товар-субститут:

спрос на уголь (при росте цен на нефть);

спрос на чай (при росте цен на кофе);

спрос на кур (при снижении цены на мясо).

В каком направлении сдвинется кривая спроса на эти товары, т. е. уголь, чай, куры?

4 Как изменится спрос на товар, если изменится цена на товар-комплемент:

спрос на ягоды (при росте цен на сахар);

спрос на фотоаппараты (при росте цен на фотопленку);

спрос на энергоемкие марки автомобилей (при росте цен на бензин).

В каком направлении сдвинется кривая спроса на эти товары, т. е. ягоды, фотоаппараты, автомобили?

 

5 Определите, в каких случаях происходит изменение спроса, а в каких – изм



Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.172.203.87 (0.017 с.)