Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Показатели использования ОПФ

Поиск

Конечная эффективность использования основных производственных фондов характеризуется рядом показателей, различных по экономическим признакам и единицам измерения. В зависимости от экономической природы они подразделяются на обобщающие (синтетические) и частные (аналитические), а по измерителям - на стоимостные и натуральные.

К обобщающим относятся следующие показатели: фондоотдача, фондоемкость, реализованная продукция, рентабельность, относительная экономия основных средств, повышение объема продукции, повышение производительности труда, снижение себестоимости продукции и затрат на воспроизводство основных фондов, увеличение сроков службы средств труда.

Однако на основе обобщающего показателя невозможно анализировать степень использования элементов основных средств, имеющих различное значение в производственном процессе. Поэтому на практике применяют частные (аналитические показатели), к которым относятся в первую очередь технико-экономические показатели использования производственного оборудования. К ним относятся коэффициенты:

- износа основных фондов;

- выбытия основных производственных фондов;

- обновления;

- использования инвентарного парка оборудования;

- использования производственной мощности предприятия; сменности оборудования;

- экстенсивной и интенсивной загрузки оборудования и др.

Для всестороннего анализа и выявления резервов повышения эффективности использования основных фондов применяют систему общих (обобщающих) и частных (дополнительных) показателей.

Обобщающие показатели характеризуют использование всей совокупности основных производственных фондов. К ним относится:

фондоотдача - выпуск продукции на 1 руб. среднегодовой стоимости основных производственных средств;

фондорентабельность - сумма прибыли на 1 руб. среднегодовой стоимости основных производственных средств;

степень использования производственной мощности.

Общие (обобщающие) показатели предназначены для общей оценки использования всей совокупности основных фондов. Дополнительные показатели характеризуют использование главным образом активной части основных средств (оборудования) или использование основных средств отдельных подразделений предприятия. К их числу относятся: коэффициент экстенсивного и интенсивного использования оборудования; выпуск продукции на 1 м2 производственной площади (литейные цеха); выпуск продукции с 1 м2 пода печи; съем продукции с 1м2 площади рудного тела (коэффициент эксплуатации); использование отдельных видов оборудования.

На промышленных предприятиях показатель фондоотдачи определяется как частное от деления объема реализации продукции на среднегодовую стоимость основных промышленно-производственных фондов.

 

Объем однородной продукции может определяться в натуральных показателях, а разнородной продукции в денежном выражении или нормо-часах. При денежных показателях объем продукции может быть исчислен как валовая, товарная или реализованная продукция.

Реализованная продукция характеризует действительную отдачу средств, вложенных в основные промышленно-производственные фонды.

Товарная (валовая) продукция характеризует более полную отдачу при обеспеченности сбыта.

 

Сравнивая показатель фондоотдачи в отчетном году с аналогичным показателем за предшествовавший год, устанавливают изменения в ту или другую сторону. Положительная оценка должна быть в том случае, если фондоотдача увеличивается.

Количественная оценка влияния факторов на фондоотдачу.Показатель фондоотдачи, являясь обобщающим показателем, выражает связь между средствами труда и объемом произведенной продукции

На показатель фондоотдачи оказывают влияние факторы, основными из которых являются:

- структура и состояние основных фондов;

- структура производства;

- ассортимент и качество выпускаемой продукции;

- уровень кооперирования и комбинирования производства и др.

Поэтому при сопоставлении использования основных промышленно-производственных фондов по показателю фондоотдачи необходимо рассмотреть и учесть влияние всех вышеуказанных факторов с тем, чтобы сделать правильные выводы о степени использования основных фондов.

Влияние на уровень фондоотдачи каждого из перечисленных факторов определяется специальными расчетами, например для оценки загрузки оборудования определяются следующие показатели баланса времени

Таблица 1.1 - Показатели, характеризующие фонд времени использования оборудования

Показатель фонда времени   Условное обозначение   Формула расчета   Примечание

 

 

Билет 18. 1. Цена. Методы ценообразования. Ценообразование-комплексный процесс, в котором необходимо учитывать большое количество факторов: политику и задачи предприятия, результаты маркетинговых исследований, действия конкурентов, психологию потребителей, действующее законодательство и другие нормативно-правовые акты.
Механизм ценообразования представляет собой, с одной стороны, связь между ценой и ценообразующими факторами и, с другой стороны, - способ формирования цены, технологию ее зарождения и функционирования, изменения во времени.
Основные задачи ценообразования - обеспечение выживаемости предприятия; максимизация текущей прибыли; завоевание лидерства на рынке
Цена может устанавливаться в трёх вариантах: минимальный уровень цены, определяемый затратами, максимальный уровень цены, определяемый спросом и оптимально возможный уровень цены.
На практике используют три основных подхода к определению цены на продукцию и услуги предприятия: с ориентацией на издержки (затратные методы), с ориентацией на спрос или ориентацией на конкуренцию (ценностные методы).
Сущность затратного метода состоит в том, что цена товара ставится в непосредственную зависимость от издержек производства и обращения. Затратным методом цена разрабатывается по схеме:
Продукт → технология → затраты → цена → ценность → покупатель.

Затратные методы ценообразования позволяют с достаточной степенью точности определить затраты на производство продукции и их соотношение с возможной величиной прибыли при различных объемах производства, уровня продаж и цен на рынке. К затратным методам ценообразования относятся метод полных издержек, метод стандартных (нормативных) издержек, метод прямых и усредненных затрат, метод маржинальных затрат и метод целевой нормы прибыли. 2. Понятие и состав издержек производства и реализации продукции.

Издержки – это денежное выражение затрат производственных факторов, необходимых для осуществления предприятием своей производственной деятельности.
В странах с развитыми рыночными отношениями существуют два подхода к оценке издержек: бухгалтерский и экономический.

Бухгалтерские издержки представляют собой стоимость израсходованных ресурсов, измеренную в фактических ценах их приобретения. Это издержки, представленные в виде платежей за приобретаемые ресурсы (сырье, материалы, амортизация, труд и т.д.).

Однако для принятия решений о целесообразности продолжения деятельности своего предприятия владельцы должны учитывать экономические издержки.

Экономические издержки – это количество (стоимость) других продуктов, от которых следует отказаться или которыми следует пожертвовать, чтобы получить какое-то количество данного продукта.
Для целей учета затраты классифицируются по различным признакам:

1. В зависимости от участия в производственном процессе:
– производственные (все виды затрат, связанные с процессом изготовления продукции); - внепроизводственные (включают затраты на реализацию продукции – тару, упаковку, доставку продукции и т.п.).
2. По методам планирования, учёта и распределения затраты классифицируются: - по экономическим элементам (сметный разрез затрат); - по месту их осуществления (группировка по статьям калькуляции).
3.По экономической роли в процессе производства затраты можно разделить на: - основные (относятся затраты, связанные непосредственно с технологическим процессом, а также с содержанием и эксплуатацией орудий труда); - накладные (расходы на обслуживание и управление производственным процессом, реализацию готовой продукции).
4. По методу отнесения затрат на себестоимость продукции выделяют: - прямые – это затраты, связанные с изготовлением только данного вида продукции и относимые непосредственно на себестоимость данного вида продукции. - косвенные затраты при наличии нескольких видов продукции не могут быть отнесены непосредственно ни на один из них и подлежат распределению косвенным путем (расходы на содержание и эксплуатацию оборудования, общехозяйственные расходы).
5. По отношению к объему производства продукции затраты подразделяются на - переменные затраты это затраты, общая величина которых на данный период времени находится в непосредственной зависимости от объема производства и реализации; постоянные затраты это затраты, сумма которых в данный период времени не зависит непосредственно от объема и структуры производства и реализации продукции представляет выраженные в денежной форме текущие затраты предприятий на производство и реализацию продукции (работ, услуг).

Себестоимость продукции является качественным показателем, так как она характеризует уровень использования всех ресурсов, находящихся в распоряжении предприятия.
Элементы себестоимости – это однородные по своему характеру затраты всех служб и цехов на производственные и хозяйственные нужды. Затраты, образующие себестоимость продукции (работ, услуг), группируются в соответствии с их экономическим содержанием по следующим элементам:
· материальные затраты (за вычетом стоимости возвратных отходов); · затраты на оплату труда; · отчисления на социальные нужды; · амортизация основных средств; · прочие затраты.

3. Группировка затрат по экономическим элементам не позволяет вести учет по отдельным подразделениям и видам продукции, для этого нужен учет по статьям калькуляции. Калькуляция – это исчисление себестоимости единицы продукции или услуг по статьям расходов. В отличие от элементов сметы затрат, статьи калькуляции себестоимости объединяют затраты с учетом их конкретного целевого назначения и места образования. Существует типовая номенклатура затрат по статьям калькуляции, однако министерства и ведомства могут вносить в нее изменения в зависимости от отраслевых особенностей. Типовая номенклатура включает следующие статьи:
1. Сырье и материалы.
2. Возвратные отходы (вычитаются).
3. Покупные изделия, полуфабрикаты и услуги производственного характера сторонних предприятий
4. Топливо и энергия на технологические цели.
5. Заработная плата производственных рабочих.
6. Отчисления на социальные нужды.
7. Расходы на подготовку и освоение производства
8. Общепроизводственные расходы (расходы на содержание и эксплуатацию оборудования и цеховые расходы).
9. Общехозяйственные расходы.
10. Потери от брака.
11. Прочие производственные расходы.
12. Коммерческие расходы.

Цеховая себестоимость представляет собой затраты производственного подразделения предприятия на производство продукции.

Производственная себестоимость помимо затрат цехов включает общие по предприятию затраты.

Полная себестоимость включает затраты и на производство и на реализацию продукции.

Общепроизводственные расходы – это расходы на обслуживание и управление производством. В их состав входят расходы на содержание и эксплуатацию оборудования и цеховые расходы.

Общехозяйственные расходы – это расходы, связанные с управлением предприятием в целом: административно-управленческие, общехозяйственные, налоги, обязательные платежи и т.д.

В состав коммерческих расходов включают расходы на тару и упаковку, расходы на транспортировку, затраты на рекламу, прочие расходы по сбыту.
Учет затрат необходим для определения финансовых результатов деятельности предприятия.

 

 

Билет 19.

Виды цен.

В зависимости от ряда экономических признаков в переходный период все цены классифицируются по видам и разновидностям.

Первым и важнейшим признаком классификации цен является их дифференциация в соответствии с обслуживаемой сферой товарного обращения.

В зависимости от этого признака выделяют следующие основные виды цен:

- оптовые цены на продукцию промышленности;

- цены на строительную продукцию;

- закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию;

- тарифы грузового и пассажирского транспорта;

- розничные цены;

- тарифы на коммунальные и бытовые услуги;

- цены, обслуживающие внешнеторговый оборот (экспортные и импортные цены).

Оптовые цены на продукцию промышленности - цены, по которым реализуется и закупается продукция предприятий, фирм и организаций промышленности независимо от форм собственности в порядке оптового оборота. Продукция продается и покупается оптовыми партиями со сменой форм собственности, чего не было при административном ценообразовании. В этом принципиальное отличие оптовых цен в условиях перехода к рыночным отношениям.

Оптовые цены на продукцию промышленности, в свою очередь, подразделяются на два подвида:

- оптовая цена предприятия (отпускная цена);

- оптовая цена промышленности.

Оптовая цена предприятия (отпускная цена) - цена изготовителя продукции, по которой предприятие реализует произведенную продукцию оптово-сбытовым организациям или другим предприятиям. В условиях перехода к рынку эти цены призваны обеспечивать возможность дальнейшей хозяйственной деятельности предприятиям и организациям. Другими словами, реализуя свою продукцию по оптовым ценам, предприятие или фирма должны возместить свои издержки производства и реализации и получить такой размер прибыли, который позволил бы им выжить в условиях рынка. Прибыль является важнейшим элементом цены.

Получение прибыли - главный побудительный мотив любой формы предпринимательства. В условиях рыночной экономики, конкуренции существует объективная тенденция к получению максимальной прибыли.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 1058; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.87.145 (0.007 с.)