Показатели оценки закупочной деятельности



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Показатели оценки закупочной деятельности



Успешность закупочной деятельности Госкорпорации Росатом, деятельность которой будет рассмотрена в данной дипломной работе, и ее дочерних обществ заключается в соблюдении критериев, подобным критериям закупок любого коммерческого предприятия независимо от масштабов его деятельности и его организационно-правовой формы. Основу успешной закупочной деятельности любой организации составляют поиск необходимых товаров, услуг или работ хорошего качества и закупка их по минимальной цене.

Тема оценки закупочных практик является очень неоднозначной и всеобъемлющей, так как не существует единственного критерия, по которому можно оценить их успешность. Более того, в Федеральных Законах о закупках (№44-ФЗ и №223-ФЗ) нет перечня критериев успешности. При этом косвенно критериями являются принципы Законов, рассмотренные в Главе 1. В данной выпускной квалификационной работе предложены следующий возможные показатели оценки закупочной деятельности:

1. Уровень снижения цены

2. Количество участников в торгах

3. Количество закупок у единственного поставщика

4. Количество несостоявшихся торгов

5. Количество расторгнутых контрактов

6. Отсутствие жалоб со стороны участников закупок на заказчика

7. Уровень консолидации потребностей

8. Удовлетворенность потребителей закупаемого товара или услуги

9. Профессионализм контрактной службы заказчика

10. Регламентация процесса закупочной деятельности

Рассмотрим особенности каждого критерия оценки закупок. На данный момент главным критерием успешности закупки является ее экономическая эффективность. Главнейшем показателем экономической эффективности закупок является экономия. [5] Это действительно является очень важным критерием успешности закупочной деятельности, так как основным принципом обоих рассматриваемых законов является эффективное расходование денежных средств. Поэтому начальная (максимальная) цена каждого контракта должна быть четко обоснована в рамках Федеральных Законов №44-ФЗ и №223-ФЗ. Не менее важна реальная цена закупки, то есть цена, которую предложил победитель. Таким образом, критерием экономической эффективности является уровень снижения цены контракта. Уровень снижения цены закупки можно рассчитать следующим образом:

Economy – экономичность закупки;

Pmax – начальная (максимальная) цена контракта;

Pmin – цена, предложенная победителем закупки, т.е. цена контракта.

Таким образом, чем больше данный показатель, тем больше уровень снижения цены контракта. Необходимо отметить некоторые ограничения, связанные с данным критерием оценки закупочной деятельности. Сильное отклонение стоимости заключенного контракта от начальной (максимальной) цены контракта такого рода может свидетельствовать не столько об эффективности расходования средств, сколько об искусственном завышении начальных цен и демпинге недобропорядочных поставщиков. Демпинг может привести к нарушению сроков исполнения заказа, к расторжению контрактов, к ухудшению качества товаров, работ, услуг и, соответственно, к растрате бюджетных средств. В Федеральном Законе №44-ФЗ данный момент учитывается следующим образом: статья 47 Закона устанавливает антидемпинговые меры при проведении конкурса и аукциона. Поэтому при оценивании успешности по этому критерию необходимо учитывать указанные ограничения и не учитывать при анализе контракты, попадающие под категорию демпинговых в соответствии со статьей 47 44-ФЗ.

Далее перейдем к рассмотрению двух следующих критериев: количество участников в торгах и количество закупок у единственного поставщика. Высокая конкуренция при большом количестве участников в закупках влечет за собой положительные последствия. Высокая конкуренция делает закупки более прозрачными.[6] Чем больше участников, тем больше лиц, заинтересованных в том, чтобы закупка проходила по всем правилам. Таким образом, со стороны участников проявляется больший контроль за действиями заказчика, что повышает прозрачность всего процесса. Все три перечисленных плюса высокой конкуренции несомненно ведут к успешности закупок.

Что касается количества участников, то при большом количестве участников в закупочных процедурах увеличивается эффективность закупки.[7] При одном участнике у заказчика нет выбора, с кем заключать контракт, поэтому контракт может являться неэффективным. При двух участниках данный выбор также невелик, хотя небольшая конкуренция присутствует. Однако, если участников в закупке трое или больше, то резко повышается вероятность того, что закупка будет выполнена более качественно при наименьшей цене, то есть более эффективно. Например, все участники могут быть приемлемыми по качеству выполнения, но один участник может выполнить закупку по наименьшей из предложенных цен. В данном случае устанавливается наиболее эффективное соотношение «цена-качество». Данное последствие высокой конкуренции является значительным, потому что эффективное использование бюджетных ресурсов является первостепенной составляющей закупочной деятельности, что было рассмотрено при описании предыдущего критерия.

Также необходимо рассмотреть количество потраченных средств при заказе у единственного поставщика. В 44-ФЗ в статье 93 четко определены случая при которых заказчик может провести закупку у единственного поставщика (например, мелкая закупка до 100 тыс.руб. (ч.4) или заключение контрактов на оказание услуг, связанных с обеспечением визитов глав иностранных государств (ч.20)). В то же время Федеральный закон № 223‑ФЗ содержит очень мало упоминаний данного способа определения поставщика, хотя заказчики зачастую предпочитают использовать именно его. Из этого следует, что подробный регламент проведения закупки у единственного поставщика заказчик должен отразить в положении. Таким образом, в положении должны быть указаны регламент закупки и основания для использования этого способа. То есть заказчик сам вправе решить, когда ему лучше воспользоваться закупкой у единственного поставщика, как самым простым и быстрым способом определения поставщика, а закон разрешает его использование наравне с другими, хотя, при постоянном использовании данного способа закупки, прослеживается ограничение добросовестной конкуренции.

Таким образом, чем большее количество организаций принимает участие в закупках, тем выше конкуренция и, следовательно, успешность деятельности. Противоположный эффект имеет количество закупок у единственного поставщика: чем больше закупок осуществляется данным способом, тем меньше их экономичность.[8]

Далее рассмотрим такой критерий как количество несостоявшихся закупок. Закон №223-ФЗ не содержит в себе указаний на случаи, в которых конкурентные способы считаются несостоявшимися, поэтому обратимся к Закону №44-ФЗ. В указанном законе существуют следующие основания для того, чтобы считать торги несостоявшимися: если подана только одна заявка (часть 13 статьи 51; часть 13 статья 66); если по результатам рассмотрения заявок на участие в конкурсе или аукционе только одна заявка признана соответствующей требованиям (часть 6 статьи 53, часть 8 статьи 67); если по результатам предквалификационного отбора в случае конкурса или при рассмотрении частей заявки в случае электронного аукциона только один участник или его заявка признаны соответствующими закона и конкурсной документации (часть 9 статьи 56, часть 8 статья 67). В данных случаях заказчик должен заключить контракт с единственным поставщиком или же внести изменения в план-график (при необходимости также в план закупок) и осуществляет проведение повторной закупки.

Повторная закупка провоцирует временные издержки, так как заказчик тратит больше времени на удовлетворения нужд организации, а применение судебного разбирательства с уклонившимся участником размещения заказа влечет неизбежные временные издержки, что может привести к ситуации, когда поставки продукции в запланированные заказчиком сроки не будут осуществлены[9]. Причинами оснований для признания торгов несостоявшимися могут являться: некорректно составленная конкурсная документация, слишком низкая НМЦК, сложный лот закупки, неудобные для поставщика условия. В любом случае, следствием является потеря эффективности закупки. Для использования этого критерия недостаточно просто учесть количество несостоявшихся торгов, необходимо подсчитать их долю в общем количестве состоявшихся конкурсных закупок (за вычетом закупки у единственного поставщика), поэтому данный критерий можно оценить по следующей формуле:

Чем больше данный показатель, тем больше потеря успешности.

Следующим показателем является количество расторгнутых контрактов. Для проведения закупки недостаточно заключить контракт по итогам проведения конкурсной процедуры, необходимо чтобы контракт был исполнен победителем. Расторгнутые из-за некомпетентности исполнителя контракты вызывают временные издержки у заказчика, так как необходимо проводить новую закупку, необходимо провести все процедуры для его расторжения. Расторгнутый контракт свидетельствует о некачественном выборе исполнителя, то есть о некачественной закупке, что очевидно влияет на успешность закупочных практики компании в общем. Так что, как и в предыдущем случае, успешность закупок можно оценить, рассмотрев долю расторгнутых контрактов в количестве исполненных контрактов:

Чем больше данный показатель, тем больше потеря эффективности.

Далее рассмотрим такой показатель как жалобы участника закупки на действия (бездействия) поставщика. Согласно ч.1 ст. 105 Федерального Закона №44-ФЗ «любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.». В 223-ФЗ порядок подачи жалобы не указывается, но на практике соответствует порядку подачи жалобы по 44 Федеральному Закону.

Жалобы на действия (бездействия) заказчика напрямую влияют на успешность закупок. Если таких жалоб много, то это свидетельствует о непрофессионализме контрактной службы заказчика, что также непосредственно влияет на результативность. Согласно данным из статьи Подосинникова Е.Ю.и Железнякова С.С.[10] наиболее частым среди допущенных правонарушений (85 % дел за 2014 год в рассматриваемой в статье ФАС города Курск) было утверждение документации о закупке с нарушениями законодательства о контрактной системе. То есть, чтобы избежать жалоб, контрактная служба должна применять следующие инструменты: качественно составленное техническое задание, отсутствие ограничения конкуренции, объективная оценка участников и многое другое. Необходимо также очень хорошее знание законов о закупках.

Таким образом, эффективность закупок по количеству жалоб можно оценить по следующей формуле:

Следующий показатель - уровень консолидации потребностей, то есть укрупнение и закупка с большей скидкой. Суть данного критерия оценки состоит в том, чтобы проводить одну консолидированную процедуру, сокращая при этом время работы специалистов, так как не нужно проводить несколько процедур.

Консолидация повышает эффективность закупок следующими способами: снижение потраченных средств за счет консолидации объемов (эффект масштаба в закупках); снижение расходования денежных средств за счет оптимизации рабочего времени, так как сотрудники контрактной службы смогут провести одну закупочную процедуру вместо нескольких, тем самым сократив количество необходимого времени; снижение денежных средств за счет оптимизации логистической составляющей: закупая все у одного поставщика проще моделировать и проектировать свою цепь закупок; усиление контроля. При оценке консолидации закупок можно сравнить количество закупок, в которых фигурирует один лот с количеством закупок с несколькими лотами.

Далее рассмотрим удовлетворённость работников-потребителей закупаемого товара в качестве критерия успешности осуществления закупки. Закупки некоторых организаций можно проводить как по Федеральному Закону №44-ФЗ, так и по Федеральному Закону №223-ФЗ. При этом с помощью 44-ФЗ регулируются закупки, совершаемые на средства Федерального Бюджета, а с помощью 223-ФЗ регулируются закупки, совершаемые на внебюджетные и собственные средства. При этом конечные потребители закупаемого товара или услуги могут быть удовлетворены ими в различной мере, что является важным критерием качества поставляемой продукции или услуг. Таким образом, одним из критериев успешности осуществления закупки является удовлетворённость им конечных потребителей в организации. Для выявления качества поставляемого товара или услуги необходимо провести анкетирование потребителей через некоторое время после поставки товара и начала пользования им.

Далее перейдем к профессионализму контрактной службы заказчика как критерию эффективности закупок. Данный фактор влияет на качество закупочной, договорной и производственной деятельности предприятия, а качественно составленное техническое задание позволяет закупить именно то, что необходимо с минимальными рисками неисполнения договора или некачественной поставки/оказании услуги.[11] Данный фактор можно оценить с помощью анализа компетентности служащих, работающих в различных подразделениях, если в компании существуют различные служащие, отвечающие за закупку по 44-ФЗ и 223-ФЗ. К сожалению, данный критерий является достаточно размытым, хотя его можно учитывать. Проблема состоит в том, что со стороны сложно оценить компетентность работника. Можно учитывать его образование, курсы повышения квалификации, отсутствие жалоб на закупки, проведенные именно им, или на этап закупки. При этом показатель все равно остаётся субъективным.

Последним критерием эффективности закупочной деятельности, который хотелось бы рассмотреть, является качество регламентации процесса закупочной деятельности, под которым подразумевается положение о закупках в соответствии с 223-ФЗ и другие внутренние документы при их наличии. Федеральный Закон №44-ФЗ является является единым для всех, и иные внутренние регламенты заказчика, использующие бюджетные средства, не должны противоречить данному закону. Но даже в компаниях, работающих по этому закону, должны быть утверждены документы, описывающие детально процесс и ответственных за каждый этап закупки со сроками исполнения, что позволяет отслеживать проблемы на каждом этапе, выявлять виновников ошибок и в будущем корректировать деятельность исходя из понимания, в какие сроки, какие документы, какие действия необходимо совершить, чтобы к определенному моменту был заключен договор. Таким образом, если на каком-то этапе происходит задержка, то можно выяснить почему это произошло и в чем суть проблемы.

Данный критерий предлагается оценивать исходя из полноты внутренних регламентов. Для этого можно брать за образец Федеральный Закон №44-ФЗ, где детально описан каждый этап закупки.

 


 

2. Аналитическое исследование результатов применения основных положений федеральных законов в процессе осуществления закупок предприятия (на примере предприятия ГК «Росатом»)



Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.55.22 (0.016 с.)