Тема: сложное предложение. Его виды. Сложносочиненное предложение. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: сложное предложение. Его виды. Сложносочиненное предложение.



Упражнение № 1

Тяж..лы первые впечатления провинциала в Петербург... Ему дико, грустно; его (н..)кто (н..)замеча..т; он потерялся здесь; (н..)новости, (н..)разнообразие, (н..)толпа (н..)развлекают его. Про­винциальный эгоизм его объявляет войну всему что он вид..т здесь и чего (н..)вид..л у себя. Он задумывается и мысле(н, нн)о переносит?ся в свой город. Какой отрадный вид! Один дом с остр..конеч­ной крыш..й и с п..лисадничком из акац..й. На крыш., надстройка, приют голубей,— купец Изюмин охотник гонять их: для этого он взял да и выстроил голубятню на крыш..; и по утрам и по вече­рам, в к..лпак.. и в халат.., с палкой к концу которой привязана тряпица стоит на крыш., и посвистыва..т размахивая палкой. Дру­гой дом — точно фонарь: со всех четырех сторон весь в окнах и с плоской крыш..й, дом давней постройки; кажется того и гляди развалится или сгорит от сам..возгорания; тес принял какой(то) светло(серый) цвет. Страшно жить в таком доме но там живут. Хо­зяин иногда правда посмотрит на скосивш..йся потолок и покачает головой, примолвив: «Простоит до весны? Авось!» — скажет по­том и продолжает жить опасаясь (н..)за себя а за карман. Подле него кокетливо красует?ся дикенький дом лекаря раскинувшийся (полу)кружием, с двумя похожими на будки флигелями а этот весь спрятался в зелени; тот обернулся на улицу задом, а тут на две версты тянется забор, из(за) которого выглядывают с деревьев ру­мяные яблоки, искушение мальчишек. От ц..рквей домы отступили на почтительное расстояние. Кругом их растет густая трава лежат надгробные плиты. Присутстве(н, нн)ые места — так и видно, что присутственные места: близко без надобности никто не подходит. А тут в столице их и не отличишь от простых домов, да еще срам сказать и лавочка тут же в доме. А пройдешь там, в городе, две, три улицы, уж и чу..шь вольный воздух, начинаются плетни, за ними огороды, а там и чистое поле с яровым. А тишина а (не)подвижность а скука — и на улиц., и в людях тот же благодатный застой! И все живут вольно, (на)распашку, (ни)кому (н..)тесно; даже куры и петухи свободно расхаживают по улицам козы и коровы щ..плют траву ребятишки пускают змей.

(И. Гон­чаров.)

Задание к упражнению:

Определите вид односоставных предложений (в том числе и в со­ставе сложного). Выделите главный член предложения. Назовите типы сложных предложений: сложносочиненное, сложноподчиненное, бессоюз­ное; постройте их схемы и дайте пояснения.

 

1) Обратите внимание, что в этом тексте только одно абзацное де­ление. Чем это объяснить?

2) Дайте толкование выделенных слов и оборотов, подбирая, где возмож­но, синонимичные и антонимичные слова и обороты.

 

Упражнение № 2

Было тепло и тихо. 2. Начался дождь и ветер. 3. С двух сто­рон дороги — хмурые суровые сосны и ели. 4. Тучи бежали по не­бу и быстро рассеивались. 5.Хотелось проводить друга и засвет­ло вернуться домой.

Задание к упражнению:

Преобразуйте простые предложения в сложносочиненные с сою­зом ы; запишите их рядом с простыми.

 

Тема: Сложноподчинённое предложение. Бессоюзное сложное предложение.

Упражнение № 1

В мир., есть (не)только нужное полезное но и красив..е. С того времен., как человек стал человеком с того мгнове­ния когда он засмотрелся на лепестки цветка и вечерн.. за­рю он стал всматриват?ся в самого себя. Человек постиг красоту.

Красота это глубоко человеческое. Красота сущ..ствует (н..)завис..мо от нашего сознания и вол., но она открывает?ся человеком им пост..гает?ся живет в его душ., (не)было (бы) наш..го сознания не было бы и красоты. (...)

Красота это рад..сть нашей жизни. Человек стал Челове­ком потому(что) увидел глубину лазурного неба м..рцание звезд розовый разлив вечерн.,й з..ри прозрачн.. дымку стен­ных просторов багровый закат перед ветр?ным днем треп..тание зарева над горизонтом синие тени в сугробах мартовского снега журавлиную стаю в голубом неб., отраже­ние солнца в м..риадах капель утр..ней росы серые нити дождя в пасмурный день фиолетовое облако на с..реневом кусте нежный стеб..лек и голубой кол..кольч..к подснежн..ка увидел и изумле(н,нн)ый пош...л но земл.. создавая новую красоту.

Остановись и ты в изумлени.. перед красотой и в твоем сердц.. расцв..тет благородство. Перед человеком открыл..сь радость жизни (по)тому что он усдыш..л ш.пот листьев и песню кузнеч..ка журчанье весе(н, нн)его ручейка и перели­вы серебр..ных колокольчиков жав..ронка в горяч..м летнем неб., шуршанье снеж..нок и стон м..тели ласковое пл..сканье волны и торжественную тишину ноч.. услышал и зат..ив дыханье слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни. Умей и ты слушать эту музыку. Дорожи красотой бер..ги ее.

(В. Сухомлинский.)

Задание к упражнению:

Прежде чем расставить правильно знаки препинания, вни­мательно прочитайте текст, осмыслите интонацию каждого предло­жения, найдите в них слона, в устной речи выделяемые логичес­ким ударением, синтаксические паузы. 15 предложениях с тире между главными членами подчеркните грамматическую основу, укажите, чем она выражена. Объясните постановку тире в предло­жениях.

 

Упражнение № 1

1.Что посе..шь, то и пожн.шь. 2. Ц..плят по осени счи­тают. 3. Без труда нет отдыха. 4. Одному в поле — горе, а вместе — всем раздолье. 5. Что написано пером, не вы­руб..шь топором. 6. В лес дров не возят. 7. Чужую беду ру­ками разведу, а к своей ума не приложу. 8. Что имеем — не храним, потерявши — плачем. 9. В дождь косить — в ведро грести. 10. На чужой стороне и сокола зовут вороною. 11.За один раз дерево не сруб..шь. 12. Хорошие речи при­ятно и слушать. 13. От бе?сон..ицы трудом лечатся. 14. И лю­того зверя укрощают терпением и любовью. 15. Говори, гово­ри, да молви. 16. Не срывай яблоко, пока зелено; созреет — само упадет.

Задание к упражнению:

Прочитайте пословицы; выделите грамматические основы, определите виды простых предложений, в том числе в составе слож­ных.

1) Из предложений 10, 13, 14 выпишите все словосочетания и произведите их синтаксический разбор.

2) Нарисуйте схемы предложений 1, 4, 16.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 538; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.150.59 (0.006 с.)