Тема: Частицы. Разграничение частиц не и НИ. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: Частицы. Разграничение частиц не и НИ.



Упражнение № 1

1) Кто(то), что(либо), где(нибудь), (кое)как.

2)(Темно)синий, (ярко)красный, (голубовато)зеленый, (бледно)розовый, (красно)желтый, (русско)японский.

3) Чуть(чуть), еле(еле), как(никак), крепко(накрепко).

4) (Северо)восток, (юго)запад, (пол)Москвы, (пол)Европы, (пол)яблока, (экс)чемпион, (вице)президент, (контр)адмирал, генерал (майор).

5) Москва(река), (река)Москва.

6) (Во)первых, (во)вторых, (по)русски, (по)прежнему, (по)видимому.

Задание к упражнению:

Вспомните и примените правила употребления дефиса.

 

Упражнение № 2

(Н..)взлюбить, (н..)вмочь, (н..)здоровится, (н..)здорова­ется, (н..)взгоды, (н..)прикосат?ся, (н..)уважение, (н..)краше?ый, (н..)выкрашен?ый, (н..)крашен, (н..)крашен?ый в этом году, (н..)кем (н..)узна?ый, (н..)узнан, (н..)узнав, (н..)былица, (н..)удача, (н..)лепица, (н..)гоже, (н..)ужели, (н..)когда, (н..)узнаешь, н..)сколько (н..)жалко, (н..)много (н..)мало, (н..)кем (н..)признан?ый, (н..)нароком, (н..)при­хотливое, (н..)льзя, (н..)договорит?ся, (н..)переходный гла­гол, (н..)насытный, совершенно (н..)за(чем), (н..)дотянут?ся до полки, (н..)приятный на вкус, (н..)за что на свете, (н..)двигаясь с места, (н..)взглянув на товарища. (н..)мало пройдено дорог, (н..)раскрытая книга, (н..)правильно решен?ая задача.

Задание к упражнению:

Вспомните правила написания не и ни с различными час­тями речи. Запишите, раскрывая скобки.

 

Тема: Частицы. Разграничение частиц НЕ и НИ.

Упражнение № 1

Левинсон (не, ни)как5(не, ни)мог представить себе Ме­телицу (не,ни)двигающ..мся5 и вообще (не, ни)живущим. Он всегда испытывал к этому человеку смутное вл..чение и (ни, не)раз зам..чал что ему пр..ятно бывает ехать рядом (с)ним разговаривать или даже просто смотреть (на)него. Метелица нравился ему н..(за)какие(либо) выдающиеся обществе(н,нн)о полезные качества которых у него было (не, ни)так уж много и которые в гораздо больш..й степени были свойств..ны5 самому Левинсону а Метелица нравился ему за ту (не, ни)обыкнове(н, нн)ую физическую цепкость ж..вотную ж..зне(н, нн)ую силу которая била (в)нем (не)ис?каемым ключ..м и которой самому Левинсону так (не, ни)хватало.4 Когда он вид..л перед собой его быструю всегда готовую к действию фигуру или знал что Метелица находит?ся где(то) тут рядом он (не, ни)вольно забывал о собств?ной физической слабости и ему казалось что он мож..т быть таким же крепким и (не, ни)утомимым как Ме­телица. (В)тайне5 он даже г..рдился тем что управляет та­ким человеком.

 

Задание к упражнению:

Прочитайте текст. Назовите произведение, из которого взят этот отрывок, и его автора. Объясните слитное и раздельное написание не и пи с разными частями речи. Поясните все случаи постановки или отсутствия запятой перед и.

1) Подчеркните грамматические основы предложений; укажи­те, чем они выражены.

2) Объясните, что соединяет союз и: однородные члены или части сложного предложения. Покажите это графически.

 

Тема: Простое предложение. Главные члены предложения.

Упражнение № 1

Задание к упражнению:

Подберите и запишите по две пословицы или поговорки в форме односоставных неопределенно-личных предложений со ска­зуемым. выраженным глаголами: во 2-м лице единственного числа; 2-м лице множественного числа; 3-м лице множественного числа.

Упражнение № 2

Задание к упражнению:

Составьте диалог, в котором были бы уместно использова­ны неполные предложения (с пропуском подлежащего; с пропуском сказуемого; второстепенных членов; с пропуском нескольких членов одновременно).

Упражнение № 3

Счас?ливая счас?ливая (не)возвр..тимая пора детсва! Как (не)любить (н..)леле..ть воспоминаний о ней? Воспоми­нания эти осв..жают возвышают мою душу и служат для ме­ня источн..ком лучших насл..ждений.

На6егавш..сь (до)сыта сидишь бывало за чайным столом на своем высоком креслиц..; уже поздно давно выпил сною чашку молока с сахаром сон смыкает глаза но (не)тро­га..шься с места сидишь и слуша..шь. И как (н..)слуш..ть? Маман говорит с кем(нибудь) и звуки голоса ее так сладки так приветливы. Одни звуки эти так много говорят моему сердцу! Отумане(н,нн)ыми дремотой глазами я прист..льно смотрю на ее лицо и вдруг она сделалась вся маленькая - лицо ее (н..)больше пуговки; но оно мне все так(же) ясно видно: вижу как она взгл.нула на меня и как улыбнулась. Мне нравит?ся вид..ть ее такой крошечн..й. Я прищур..ваю глаза еще больш.. и она делается (н..)больше тех мальчиков которые бывают в зр..чках; но я пошевелился — и очарова­ние разрушалось; я суж..ваю глаза пов..рач..ваюсь всячески стараюсь возобн..вить его но напрасн...

Я встаю (с)ногами забираюсь и уютно укладываюсь на кресло.

Ты опять заснешь Никол..нька говорит мне маман. Ты бы лучш.. ш..л наверх.

Я (н..)хочу спать мамаша -- ответ..шь ей и (не)ясные но сла..кие грезы наполняют во?бражение здоровый детский сон смыкает веки и через минуту забуд..ш?ся и спишь до тех пор пока (н..)разбудят. Чу?ствуешь бывал.. впросонках что чья(то) нежная рука трога..т тебя; по одному прикосно­вению узнаешь ее и еще (во)сне (н..)вольно схват..шь эту руку и крепко крепко пр..жмешь ее к губам.

(Л. Т о л с т о й.)

Задание к упражнению:

1) Из предложений первого абзаца выпишите словосочетания, укажите главное и зависимое слова, охарактеризуйте их по способу связи.

2) Из первых четырех и последнего предложений выпишите грамматиче­ские основы. Определите типы простых предложений, в том числе в со­ставе сложных.

3) Определите принцип постановки каждого из знаков препинания и его функцию.

4) Подготовьтесь писать текст под диктовку.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 477; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.218.215 (0.006 с.)