Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Правописание -Н-, -НН- в прилагательных и причастиях.

Поиск

1) В бесприставочных прилагательных, образованных от глаголов несовершенного вида, а также не имеющих зависимого слова: ломаная линия, званые гости, домотканая скатерть, крашеный платок.

Исключения: медленный, желанный, священный, нечаянный, отчаянный (от глагола чаять), окаянный, невиданный, неслыханный, нежданный, негаданный, жеманный, чванный, чеканный.

2) В бесприставочных прилагательных с частицей НЕ: некошеная трава, незваные гости, немощёная улица.

3) В кратких страдательных причастиях: поле не засеяно, книга не прочитана, ошибка исправлена.

-НН-

1) Если есть приставка: выдержанное вино, несмазанное колесо, свежезамороженное мясо (морожено мясо).

Исключения: названый (брат), посажёный (отец), смышленый (мальчик).

2) В бесприставочных причастиях, образованных от глаголов совершенного вида: брошенный, данный, купленный, лишённый, пленённый и в немногих причастиях, образованных от глаголов несовершенного вида (виданный, виденный, слыханный, читанный).

3) Если к ним относятся зависимые слова: сеянная через сито мука.

4) В прилагательных глагольного происхождения -ованный, -ёванный: балованный, рискованный, корчёванный.

ЗАПОМНИТЕ: кованый, жёваный.

ЗАПОМНИТЕ:

· Сочетания: глаженный-переглажеНый, стираный-перестираНый.

· ПисаНая красавица, ПрощеНое воскресенье.

· В сложных словах: гладкокрашеНый, домоткаНый, малоезжеНый (наличие второго корня не влияет на написание Н/НН).

· Необходимо разграничивать страдательные причастия и образованные от них прилагательные: Будучи раненым, солдат остается в строю. Раненный солдат оставался в строю. Раненный в голову солдат оставался в строю.

· В кратких причастиях пишется - Н -, в кратких прилагательных - НН -: девочка воспитаННа, девочка воспитаНа в детском доме.

IV. В наречиях.

В наречии пишется столько же - Н -, сколько и в полном прилагательном: смотреть изумлённо; нежданно-негаданно; путано отвечать.

Задание. Отметьте номера словосочетаний, в которых пишется Н.

1) крашен…ая дверь, 2) некрашен…ая дверь, 3) покрашен…ая дверь, 4) крашен…ая масляной краской дверь, 5) дверь покрашен…а, 6) дверь покрашен…а краской, 7) не крашен…ая никем дверь, 8) цен…ая вещь.

 

Тема: Антонимы и паронимы, их употребление в речи.

Упражнение № 1

І. 1) Говорит было, а... 2) Кто много говорит,... 3) недруг поддакивает,... 4) Злой не верит,... 5) Умел ошибиться,... 6) В шутку сказано, да... 7) Добрая слава лежит, а... 8) Ученье - свет,... 9)Быль что смола,... 10) Маленькое дело... 11) Где умному горе,...

ІІ 1)...а небыль что вода. 2)...всерьёз задумано. 3)...делает черно. 4)...что есть добрые люди. 5)...а неученье - тьма. 6)...тот мало делает. 7)...а худая бежит. 8)...а друг спорит. 9)...умей и поправиться. 10)...лучше большого безделья. 11)...там дураку веселье.

 

Задание к упражнению:

Закончите пословицы и поговорки, подбирая по смыслу вторые их части. Выпишите антонимические пары. Вы знаете, что и в загадках часто используются антонимы. Продолжите эту работу, подбирая пословицы, поговорки, загадки, содержащие антонимические пары.

1. В записанных пословицах подчеркните грамматическую основу предложений. Определите, какие это предложения: простые - сложные; односоставные- двусоставные.

2. Есть ли стилистическое различие в словосочетаниях добрые люди- люди добрые? Составьте с ними предложения, чтобы доказать правильность своей мысли.

3. Одинаково ли лексическое значение слов ученье и учение? А грамматическое? Докажите.

 

Знаете ли вы, что бывают антонимы контекстуальные? Например: Не считай недруга овцой - считай волком. На Руси не все караси - есть и ерши. Выделенные слова в предложениях являются контекстуальными антонимами, поскольку они вступают в антонимические отношения только в определённом контексте.

 

Упражнение № 2

Задание к упражнению:

Найдите в произведениях художественное литературы (стихи, проза) и запишите примеры использования: а) антонимов; б) антитезы; в) оксюморона. Укажите, что хотел подчеркнуть автор, используя выразительные средства языка.

Иногда мы путаем слова, похожие по звучанию, но совершенно различные по смыслу. Это приводит к ошибкам в их употреблении. Ошибки бывают часто связаны с неправильным пониманием смысла словообразовательных элементов (приставок, суффиксов), которые могут не только придать слову новый оттенок, но и совершенно изменить его значение. Такие слова, сходные по своему звучанию или морфологической структуре, называются паронимами.

Упражнение № 3

Удачный - удачливый, наследие - наследство, целый - цельный, ярый - яростный, советник - советчик.

Задание к упражнению:

Постройте словосочетания, учитывая разницу в лексичес­ком значении данных слов. Подберите к этим словам синонимы и антонимы (где возможно).

2. Повторяем орфографию.

Правописание частицы НЕ

СЛИТНО

· Существительные, прилагательные, глаголы и наречия, которые без НЕ не употребляются: ненависть, невзгоды, небрежный, неистовствовать, негодовать, нелепо.

· С существительными, прилагательными и наречиями, если можно образовать противоположное значение: веселый – невеселый – грустный, друг – недруг – враг, плохо – неплохо – хорошо.

· Приставка НЕДО - у глагола в значении «плохо», «мало», «ниже нормы»: недосолить (мало посолить), недовыполнить (выполнить ниже нормы). Приставка НЕДО - антонимична приставке ПЕРЕ -: недосолить – пересолить, недовыполнить – перевыполнить.

· Предлоги несмотря на, невзирая на.

· С полными причастиями, если нет зависимых слов: непрочитанное письмо, непогашенные огни.

· Отглагольные прилагательные и причастия на «- мый», которые пишутся слитно даже при наличии зависимых слов: невменяемый, необлагаемый, невидимый для глаз.

· Ряд наречий: некуда, неоткуда, незачем, невмоготу, невпопад, недаром, неспроста, неохота, недосуг и др.

РАЗДЕЛЬНО

· Личные глагольные формы: не спешил, не съела.

· Инфинитив глагола: не брать, не делать.

· С существительными, прилагательными, наречиями, если есть противопоставление, выражаемое союзом «а»: Путь не близкий, а далекий; он мне не друг, а враг.

НО: Осень нехолодная, но дождливая (противопоставления нет).

· Деепричастия: не думая, не читая.

· Числительные: не пять, не второй.

· Краткие причастия: уроки не сделаны, экзамены не выдержаны.

· С полными причастиями, если есть зависимые слова: не написанное вовремя письмо.

· Краткие прилагательные с оттенком долженствования: не должен, не обязан.

· Прилагательные в сравнительной степени: с не худшим результатом, с не меньшим желанием.

· Местоимения (кроме отрицательных): не я и не он.

· При них есть отрицательное местоимение или указание на лицо или инструмент, совершающие действие (зависимое слово), в творительном падеже: не гасимый водой огонь, не делимое никем наследство.

· Если есть усиление отрицания словами далеко не, вовсе не, отнюдь не или отрицательными местоимениями или наречиями: никому не известный автор, вовсе не печальный день, отнюдь не последнее место, никто никогда, нигде.

· Ряд наречий: не здесь, не так, не вполне, не полностью, не совсем, не надо, не время, не по-моему, не в меру.

Задание 1. Отметьте слитное написание.

1) путь не…близок, а далёк, 2) совершенно не…воспитанный ребенок, 3) весьма не…решительный шаг, 4) далеко не…лёгкое дело, 5) поступил не…по-товарищески, 6) вовсе не…трудовые доходы, 7) река была не…широка, 8) сказал явную не…правду, 9) не…обладающий тактом.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 1070; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.40.56 (0.008 с.)