Тема: Правописание имен существительных 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: Правописание имен существительных



Упражнение №1

Был с..дьмой час вечера — время, когда белая акац..я и с..рень пахнут так сильно что кажется воздух и сами д..рев..я сты­нут от своего запаха.4 В город?ком саду уже играла музыка. Ло­шади звонко стуч..ли по м..стовой, со всех ст..рон слышались смех говор хлопанье к..литок. Встреч?ные с..лдаты к..зыряли офицерам, гимназисты кланялись Никитину; и видимо всем гуляющ..м, сп..шивш..м в сад на музыку, было очень пр..ятно гл..деть на к..в..лькаду6. А как тепло как мягки на вид облака разброса(н, нн)ые в бе..порядк.. по небу как кротки и уютны тени т..полей и акац..й,— тени, которые тянут?ся через всю широкую улицу и захватывают на другой сторон., дома до самых балконов и вторых этаж..й!

Вы?ехали за город и побежали рысью по большой дорог... Здесь уже (не, ни)пахло акац..ей и с..ренью (не, ни)слышно было музык.., но за(то) пахло пол..м зеленели молодые рож? и пшени­ца пищ..ли суслики каркали грачи. Куда (не, ни)взглян..шь, везде зелено; только кое(где) ч..рнеют бахчи6 да далеко влево на клад­бищ.. белеет полоса отцв..тающ..х яблонь.

Проехали мимо боен, потом мимо пив..варе(н, нн)ого завода, обогнали т..лпу солдат-музыкантов, сп..шивших в загородный сад.

(А. Чехов.)

Задание к упражнению:

Спишите текст. Объясните постановку недостающих знаков пре­пинания.

1.Произведите фонетический, словообразовательный и морфоло­гический анализ выделенных слов.

2.Найдите слова, в которых присутствует орфограмма: правопи­сание гласных после шипящих и ц. Объясните их написание.

Тема: Имя прилагательное

Упражнение №1

Задание к упражнению:

1) Образуйте прилагательные от указанных слов, составьте с ни­ми словосочетания, употребив их в значении качественных, относительных, притяжательных (где это возможно).

Образец: белкабеличий; беличье дупло, беличья шуба.

Птица, дерево, лиса, жемчуг, серебро, яблоня, старик, дождь, брат, туман, золото, моряк.

 

2) Распределите словосочетания в зависимости от разряда прилага­тельных.

Глиняный кувшин, бархатный занавес, бархатный голос, сердеч­ная встреча, сердечная боль, зимний вечер, крутая гора, крутой ха­рактер, серое платье, серый спектакль, спортивная обувь, спортив­ная походка, дремучий лес, дремучий человек, лебединый пух, лебединая песня, медвежья услуга, медвежья лапа, медвежья шу­ба, зеленая шляпа, голубое небо, голубые мечты, голубые глаза.

 

Тема: Правописание имен прилагательных

 

Упражнение №1

Дело в том, что в это самое время на выезд., из города, в сл..бод.. Навозной, цв..ла красотой поса?ская6 жена Алена Осипо­ва.4 (По)видимому эта жен?щина представляла собой тип той сла?кой русск.. красавиц., при взгляд., на которую человек (не, ни)загорает?ся страстью, но чу?ству..т что все его существо (по)тихоньку та..т. При среднем росте, она была полна, бела и румяна; имела больш.. сер.. глаза навыкате, (не, ни)то бе?тыж.., (не, ни)то застенчив.., пухл.. вишнев., губы, густ.., хорошо очерче(н, нн)ые брови, (темно)русую косу до пят и ходила по улиц., «серой утиц..й». Муж ее, Дмитрий Прокофьев, занимался ямщи­ной6 и был тоже под стать жен..: молод крепок красив. Ходил он в плисов..6 поддевк..6 и в поярков..6 грешневике6, расцвече(н, нн)ом павьими перьями. И Дмитрий (не, ни)чаял душ., в Аленк.., и Аленка (не, ни)чаяла душ., в Дмитр... Частенько п..хаж..вали они в соседи., кабак и, счас?ливые, расп..вали там вместе песни. Глуповцы(же) просто (не, ни)могли нарадоват?ся на их согласи., жизнь.

Задание к упражнению:

Прочитайте текст из повести М.Е. Салтыкова-Щедрина "История одного города". Какие слова и словосочетания вы здесь считаете ключевыми?

Изложите коротко ту часть из истории города Глупова, которая связа­на с Аленой Осиповой. Дайте свое толкование финала главы «Голодный го­род», откуда взят этот отрывок. Вставьте недостающие знаки препинания.

1.Выпишите полные и краткие прилагательные, сделайте их мор­фологический разбор.

2.Укажите, какую синтаксическую роль выполняют прилагатель­ные в тексте.

3.Найдите непонятные вам слова и с помощью словаря раскройте их зна­чение.

4.С какими способами образования слов вы здесь встретились? Назови­те их, выпишите примеры.

 

Упражнение №2

1)Солнца контур старинный,

Золотой, огневой,

Апельсинный и винный

Над червонной рекой.

 

От воздушного пьянства

Онемела земля.

Золотые пространства,

Золотые поля.

 

Озаренный лучом, я

Опускаюсь в овраг,

Черно-пыльные комья

Замедляют мой шаг.

 

От всего золотого

К ручейку убегу —

Холод ветра ночного

На зеленом лугу.

 

2)Сквозь пыльные, желтые клубы

Бегу, распустивши свой зонт.

И дымом фабричные трубы

Плюют в огневой горизонт.

 

Вам отдал свои я напевы-

Грохочущий рокот машин,

Печей раскаленные зевы!

Всё отдал; и вот- я один.

 

Пронзительный хохот пролетки

На мерзлой гремит мостовой.

Прижался к железной решетке,

Прижался — поник головой.

 

Уж вихри в нахмуренной тверди

Волокна ненастные вьют,

И клены в чугунные жерди

Багряными листьями бьют.

 

Сгибаются, пляшут, закрыли

Окрестности с воплем мольбы,

Холодной, отравленной пыли-

Взлетают сухие столбы.

 

 

Задание к упражнению:

Прочитайте выразительно отрывок из стихотворения «В нолях» А. Белого (I) и стихотворение «На улице» (II) этого же поэта. Какие зву­ки в отрывке I характерны для каждого четверостишия? Вслушайтесь в звуковую форму стихотворения. Какими средствами языка передает ав­тор звуковой образ в стихотворении?

 

1)Выпишите имена прилагательные по разрядам, выделите в них морфемы, определите способ образования слов.

2)Найдите в этих поэтических строках метафоры, сравнения, эпи­теты и другие выразительные средства языка.

Укажите, какую синтаксическую роль выполняют прилагательные в обоих текстах.

3)Объясните написание нн в прилагательных.

4)Сделайте полный морфологический разбор выделенных существительных.

5)Ознакомьтесь с книгой А. П. Журавлева «Звук и смысл» — о содержа­тельности звуковой формы в языке. Попытайтесь применить высказанные в ней положения к поэтическим текстам Андрея Белого.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 546; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.204.3.195 (0.02 с.)