Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: Текст. Типовая принадлежность текстов.

Поиск

Упражнение №1

В большие, так называемые Красные ворота N-ского мужского монастыря въехала коляска, заложенная в четвёрку сытых красивых лошадей; иеромонахи и послушники, стоявшие толпой около дворянской половины гостиного корпуса, ещё издали по кучеру и лошадям узнали в даме, которая сидела в коляске, свою хорошую знакомую, княгиню Веру Гавриловну.

Старик в ливрее прыгнул с козёл и помог княгине выйти из экипажа. Она подняла тёмную вуаль и не спеша подошла ко всем иеромонахам под благословение, потом ласково кивнула послушникам и направилась в покои.

-Что, соскучились без своей княгине?- говорила она монахам, вносившим её вещи. -Я у вас целый месяц не была. Ну, вот приехала, глядите на свою княгиню. А где отец архимандрит? Боже мой, я сгораю от нетерпения! Чудный, чудный старик! Вы должны гордиться, что у вас такой архимандрит.

Когда вошел архимандрит, княгиня восторженно вскрикнула, скрестила на груди руки и подошла к нему под благословение.

-Нет, нет! Дайте мне поцеловать! - сказала она, хватая его за руку и жадно целуя её три раза. -Как я рада, святой отец, что наконец вижу я! Вы, небось, забыли свою княгиню, а я каждую минуту мысленно жила в вашем милом монастыре. Как у вас здесь хорошо! В этой жизни для Бога, вдали от суетного мира, есть какая-то особая прелесть, святой отец, которую я чувствую всей душой, но передать на словах не могу!

 

Задание к упражнению:

Прочитайте отрывок из рассказа А.П. Чехова "Княгиня". Определите, текст перед вами или нет. Докажите это.

1) Определите смысловые отношения между предложениями, укажите вид связи в тексте. Выпишете лексические и грамматические средства языка, подтверждающие ваше мнение. Как в тексте подчеркивается единство темы?

2) Выпишете слова старославянского происхождения. Постарайтесь найти в толковых словарях их значение.

3) Найдите однородные и обособленные члены предложения, объясните постановку знаков препинания или их отсутствия.

2. Повторяем орфографию. Ы, И после Ц (смотри правило к домашнему заданию к уроку № 3).

1.Выполните упражнение. Перепишите, вставьте пропущенные буквы:

ц…анистый, ц…вилизация, ц…гарка, ц…када, ц…гейка, ц…корий, ц…фра, панц…рь, ц…ган, ц…пленок, ц…кнуть.

 

Тема: Повествование, описание, рассуждение.

Упражнение №1

Бензохранилище - целый городок, строгий, правильный, однообразный, даже красивый в своём однообразии.

Гринька пристроился в длинный ряд автомашин и стал потихоньку двигаться.

Часа через три только ему закатили в кузов бочки с бензином.

Гринька подъехал к канторке, поставил машину рядом с другими и пошёл оформлять документы.

Свет вспыхнул сразу. Все на мгновение ошалели. Стало тихо. Потом тишину эту, как бичём, хлестнул чей-то вскрик на улице.

-Пожар!

Горели бочки на одной из машин. Горели как-то зловеще, бесшумно, ярко.

Гриньку точно кто толкнул сзади. Он побежал к горящей машине. Не о чём не думал. По голове точно молотком били - мягко и больно: " Скорей! Скорей!" Видел, как впереди над машиной огромным винтом свивается белое пламя.

Не помнил Гринька, как добежал он до машины, как включил зажигание, двинул стартёр, воткнул скорость - человеческих механизм сработал быстро и точно. Машина рванулась и, набирая скорость, понеслась прочь от цистерн и других машин с горючим.

Река была в полуметре от хранилища. Гринька правил туда, к реке.

Машина летела по целине, прыгала. Горящие бочки грохотали в кузове. Гринька закусил до крови губы, почти лёг на штурвал. Крутой, обрывисты берег приближался угнетающе, медленно. На косогорочке на зеленной мокрой травке колёса забуксовали. Машина юзом поползла назад. Гринька вспотел. Молниеносно перекинул скорость, дал левее руля, выехал. И опять выжал из мотора всю его мощь. До берега осталось метров двадцать. Гринька открыл дверцу, не снимая правой ноги с газа, стал левой на подножку. В кузов не глядел - там колотились бочки и тихо шумел огонь. Спине было жарко.

Теперь обрыв надвигался быстро. Гринька что-то медлил, не прыгал. Прыгнул, когда до берега осталось метров пять. Упал. Слышал, как с лязгом грохнули бочки. Взвыл мотор... Потом под обрывом сильно рвануло. И оттуда вырос красивый стремительный столп огня. И стало тихо.

Гринька встал и тут же сел- в сердце воткнулась такая каленная боль, что в глазах потемнело.

"Мм... ногу сломал", - сказал Гринька самому себе.

К нему подбежали, засуетились.

 

Задание к упражнению:

1.Где, по-вашему, начинается завязка рассказа? Прочитайте её.

2. Как называется часть композиции, предшествующая завязке? Найдите её.

3. Проследите, как в этом повествовательном тексте развивается действие. Где его кульминация? Где развязка? От какого лица ведётся повествование?

4. Объясните использование языковых средств.

Повествование может вестись от третьего лица (образ рассказчика отсутствует). Это авторское повествование. Может оно идти от первого лица, рассказчик назван или обозначен местоимением "я" и первым лицом глагольных форм.

Повторяем орфографию.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 1122; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.69.107 (0.008 с.)