ТОП 10:

К теме 24. Политическая культура



35. Какие типы политической культуры, с точки зрения Г. Алмонда, соответствуют «профилям» политической культуры?

Схема 1.

Модели политической культуры: ориентации на включенность в политический процесс

 

………….
…………...
…………….
………
 
Прихожане
Прихожане
  Прихожане
    Подданные
Участники
    Подданные
  Участники
    Подданные    
Участники
    Прихожане
    Подданные
Участники

 

 


36. Согласно кросс-национальным исследованиям, наибольший процент полностью или частично удовлетворенных демократией в своей стране демонстрируют Дания (19 и 64%), Люксембург (17 и 59%), Ирландия (12 и 58%), ФРГ (Западная Германия (12 и 51%), Австрии (10 и 51%). А наименьший уровень доверия к демократии был установлен в Италии (2 и 18%), Португалии (3 и 39%), Испании (5 и 36%), Франции (4 и 44%). Число же недовольных демократией превышает число довольных в Великобритании (- 3%), Индии (- 11%), Венесуэле (- 31%), Венгрии (- 33%), Мексике (-50%). В России же исследования, проведенные по схожей методике, показали, что в конце 1999 г. полностью или частично поддерживали сложившийся режим соответственно 3 и 37%.

Попытайтесь объяснить приведенные результаты исследований.

 

37. В 2002 г. К. Доулей и Б. Силвер опубликовали результаты исследований, проведенных в посткоммунистических странах. Ученые установили, что в этих государствах отсутствует значимая связь между социальным капиталом* и ориентациями на поддержку демократии. Однако была подтверждена взаимосвязь между уровнем межличностного доверия и уровнем поддержки демократии, демократических институтов и деятельности правительства.

Попытайтесь объяснить полученные Доулеем и Силвером результаты исследований.

 

38. Р. Пэтнем в работе «Чтобы демократия сработала» связывает гражданскую культуру с «социальным капиталом», под которым он понимает сеть взаимоотношений между людьми. Эти взаимоотношения, основанные на взаимном доверии, помогают им достигать общих целей. Исследователь приходит к выводу, что успешное экономическое развитие происходило, прежде всего, в тех странах, где существовали большие накопления «социального капитала», т.е. там, где были развиты гражданские инициативы, участие, где граждане проявляли высокую гражданскую активность.

Какова логическая связь, в концепции Пэтнема, между демократией, гражданской культурой и экономическим развитием? Сравните концепцию Пэтнема с трактовкой взаимосвязи постматериальных ценностей, экономического развития и демократии Р. Инглхарта.

 

39. По мнению российского философа А. С. Ахиезера особую роль в историческом развитии России сыграл манихейский миф. С позиций этого мифа, реальность воспринимается как непрекращающаяся, незнающая компромиссов борьба между двумя субъектами. Этот миф может принимать различные исторические формы («истинно верующие» и «раскольники», «православные» и «иноверцы», «западники» и «почвенники», «большевики» и «враги народа», «демократы» и «коммунисты» и т.д.). Так например, революционная мифология основывалась на манихейских представлениях о народе как носителе абсолютного добра, борющегося со злом и властью злодеев. Логика манихейского мифа требует ответа на извечный вопрос «кто виноват?», а значит неизбежно ставит вопрос об истреблении зла, воплощенного в образе конкретных социальных групп. «Манихейство, - отмечает отечественный исследователь, - в его различных формах лежит в основе идеологического мифотворчества в России. Его влияние и громадный потенциал для идеологических конструкций создают как для демагогов и погромщиков, так и для романтических дурачков и авантюристов-политиков основу для оправдания отказа от исторически сложившейся культуры и нравственности. ... Это - средство превращения насилия в стержень человеческих отношений, ... способ поднять массы на разрушительное для общества массовое насилие, оправдать невиданные в истории массовые формы террора, уничтожения государства, геноцида народов».

О какой черте российской политической культуры пишет А. С. Ахиезер? Какую роль эта черта сыграла в историческом развитии России?

 

40. Профессор Иерусалимского университета С. Шварц провел кросс-культурные исследования ценностей. Методологической основой его подхода стало утверждение, что содержательный аспект ценностей отражается в мотивации. Согласно полученным результатам, по мере экономического развития в культуре большее распространение приобретали ценности Индивидуализма и Автономии, в то время как Консерватизм и Иерархия имели отрицательную связь с уровнем экономического развития.

В конце 90-х гг. российский ученый Н. М. Лебедева провела аналогичные исследования среди учителей и студентов. Полученные ее результаты свидетельствовали, что среди учителей были распространены такие ценности как: мир на земле, ответственность, социальный порядок, национальная безопасность, честность, уважение старших (т.е. ценности Консерватизма и Равноправия). Предпочтения в группе студентов было отдано таким ценностям как: самоуважение, независимость, достижение успеха, свобода, выбор собственных целей. Очевидны отличия ценностных предпочтений.

Как Вы полагаете, эти различия носят межпоколенческий характер или свидетельствуют о трансформации политической культуры в российском обществе?

Н. М. Лебедева также установила, что популярность ценностей Мастерства и Автономии (мотивационная основа предпринимательской деятельности) у российских студентов больше, чем у их зарубежных сверстников, ценности же Равноправия и Автономии (играющие важную роль в поддержке демократии) у российских студентов не получили широкого распространения.

Какие выводы можно сделать о политической культуре российской молодежи на основе проведенных исследований?

 

41. Отечественный социолог М. Горшков утверждает, что «В России сегодня существуют две различные модели ценностных систем. Одна из них тяготеет к постиндустриальной модели ценностей западного типа, а другая связана с носителями традиционалистской российской ментальности и тяготеет к патриархально-коллективистской модели ценностей». Проанализируйте данное мнение. Сформулируйте свою точку зрения. Аргументируйте ее.

 

42. Одним из способов изучения ценностей является «автобиография будущего». Испытуемому предлагается в свободной форме изложить видение, как собственного будущего, так и будущего общества. Затем исследователи анализируют полученные «сочинения», выделяя в них базовые ценности.

Попробуйте провести подобное исследование в своей группе. Если у Вас есть возможность, опросите своих зарубежных сверстников. Сравните полученные данные. О чем они свидетельствуют?

 

Другим способом исследования ценностей является метод неоконченных предложений. Исследователь формулирует предложение, которое связано с той или иной ценностью и предлагает его закончить. Например: «Я полагаю, что справедливость …….». Окончание предложения свидетельствует об отношении респондента к фиксируемой ценности.

Разработайте опросник из 4 – 5 неоконченных предложений для исследования политических ориентаций. Попытайтесь с его помощью провести собственное исследование политических ориентаций ваших сверстников. Прокомментируйте полученные результаты.

 

43. Проведите исследование в своей учебной группе относительно ценностей материализма/постматериализма. Методика исследования приведена ниже. Полученные результаты обобщите. Проинтерпретируйте, полученные Вами результаты исследования.

Основной вопрос для измерения ценностей материализма/постматериализма звучит примерно следующим образом: «Сейчас многие говорят о том, какие цели должны быть поставлены перед нашей страной на следующие десять лет. Вот список некоторых из них, имеющих наивысший приоритет по сравнению с другими, по мнению разных людей. Скажите, пожалуйста, какую из этих целей Вы лично считаете наиболее важной? И какую из них Вы назвали бы следующей по степени важности?».

Как отмечал Инглхарт, варианты ценностей, предложенные для выбора были сформулированы таким образом, чтобы в них отражались «широкие социетальные цели, а не сиюминутные нужды респондентов: мы хотели прощупать какие проблемы заботят людей в долгосрочной перспективе, а не реакцию на ситуацию, в которой они находятся в данный момент».

Эти ценности были сформулированы следующим образом:

· Поддержание порядка в стране;

· Предоставление больших возможностей для выражения гражданами своего мнения при принятии важных государственных решений;

· Борьба с ростом цен;

· Защита свободы слова.

Первый и третий вариант – суть материалистические ценности, а второй и четвертый – постматериалистические.

Первый раз респондент выбирает из четырех альтернатив одну, второй – из оставшихся трех единственную. Затем рассчитывается индекс (пост)материализма, значение которого лежат от 1 до 4.

1 – «чистый» материалист (оба выбранных варианта – материалистические);

2 – «смешанный материалист» (первый выбор материалистический, второй – постматериалистический)

3 – «смешанный постматериалист (первый выбор постматериалистический, второй – материалистический)

4 – «чистый постматериалист» – (оба выбранных варианта – постматериалистические)

Таблица 1.

Матрица типологии постматериализма

Второй выбор Первый выбор
Поддержание порядка Повышение активности Борьба с ростом цен Свобода слова
Поддержание порядка   «Смешанные» постматериалисты «Чистые» материалисты «Смешанные» материалисты
Повышение активности «Смешанные» материалисты   «Смешанные» постматериалисты «Чистые» постматериалисты
Борьба с ростом цен «Чистые» материалисты «Смешанные» материалисты   «Смешанные материалисты
Свобода слова «Смешанные» постматериа-листы «Чистые» постматериалисты «Смешанные» постматериалисты  

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.215.62.41 (0.007 с.)