Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
К теме 24. Политическая культураСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
35. Какие типы политической культуры, с точки зрения Г. Алмонда, соответствуют «профилям» политической культуры? Схема 1. Модели политической культуры: ориентации на включенность в политический процесс
36. Согласно кросс-национальным исследованиям, наибольший процент полностью или частично удовлетворенных демократией в своей стране демонстрируют Дания (19 и 64%), Люксембург (17 и 59%), Ирландия (12 и 58%), ФРГ (Западная Германия (12 и 51%), Австрии (10 и 51%). А наименьший уровень доверия к демократии был установлен в Италии (2 и 18%), Португалии (3 и 39%), Испании (5 и 36%), Франции (4 и 44%). Число же недовольных демократией превышает число довольных в Великобритании (- 3%), Индии (- 11%), Венесуэле (- 31%), Венгрии (- 33%), Мексике (-50%). В России же исследования, проведенные по схожей методике, показали, что в конце 1999 г. полностью или частично поддерживали сложившийся режим соответственно 3 и 37%. Попытайтесь объяснить приведенные результаты исследований.
37. В 2002 г. К. Доулей и Б. Силвер опубликовали результаты исследований, проведенных в посткоммунистических странах. Ученые установили, что в этих государствах отсутствует значимая связь между социальным капиталом* и ориентациями на поддержку демократии. Однако была подтверждена взаимосвязь между уровнем межличностного доверия и уровнем поддержки демократии, демократических институтов и деятельности правительства. Попытайтесь объяснить полученные Доулеем и Силвером результаты исследований.
38. Р. Пэтнем в работе «Чтобы демократия сработала» связывает гражданскую культуру с «социальным капиталом», под которым он понимает сеть взаимоотношений между людьми. Эти взаимоотношения, основанные на взаимном доверии, помогают им достигать общих целей. Исследователь приходит к выводу, что успешное экономическое развитие происходило, прежде всего, в тех странах, где существовали большие накопления «социального капитала», т.е. там, где были развиты гражданские инициативы, участие, где граждане проявляли высокую гражданскую активность. Какова логическая связь, в концепции Пэтнема, между демократией, гражданской культурой и экономическим развитием? Сравните концепцию Пэтнема с трактовкой взаимосвязи постматериальных ценностей, экономического развития и демократии Р. Инглхарта.
39. По мнению российского философа А. С. Ахиезера особую роль в историческом развитии России сыграл манихейский миф. С позиций этого мифа, реальность воспринимается как непрекращающаяся, незнающая компромиссов борьба между двумя субъектами. Этот миф может принимать различные исторические формы («истинно верующие» и «раскольники», «православные» и «иноверцы», «западники» и «почвенники», «большевики» и «враги народа», «демократы» и «коммунисты» и т.д.). Так например, революционная мифология основывалась на манихейских представлениях о народе как носителе абсолютного добра, борющегося со злом и властью злодеев. Логика манихейского мифа требует ответа на извечный вопрос «кто виноват?», а значит неизбежно ставит вопрос об истреблении зла, воплощенного в образе конкретных социальных групп. «Манихейство, - отмечает отечественный исследователь, - в его различных формах лежит в основе идеологического мифотворчества в России. Его влияние и громадный потенциал для идеологических конструкций создают как для демагогов и погромщиков, так и для романтических дурачков и авантюристов-политиков основу для оправдания отказа от исторически сложившейся культуры и нравственности.... Это - средство превращения насилия в стержень человеческих отношений,... способ поднять массы на разрушительное для общества массовое насилие, оправдать невиданные в истории массовые формы террора, уничтожения государства, геноцида народов». О какой черте российской политической культуры пишет А. С. Ахиезер? Какую роль эта черта сыграла в историческом развитии России?
40. Профессор Иерусалимского университета С. Шварц провел кросс-культурные исследования ценностей. Методологической основой его подхода стало утверждение, что содержательный аспект ценностей отражается в мотивации. Согласно полученным результатам, по мере экономического развития в культуре большее распространение приобретали ценности Индивидуализма и Автономии, в то время как Консерватизм и Иерархия имели отрицательную связь с уровнем экономического развития. В конце 90-х гг. российский ученый Н. М. Лебедева провела аналогичные исследования среди учителей и студентов. Полученные ее результаты свидетельствовали, что среди учителей были распространены такие ценности как: мир на земле, ответственность, социальный порядок, национальная безопасность, честность, уважение старших (т.е. ценности Консерватизма и Равноправия). Предпочтения в группе студентов было отдано таким ценностям как: самоуважение, независимость, достижение успеха, свобода, выбор собственных целей. Очевидны отличия ценностных предпочтений. Как Вы полагаете, эти различия носят межпоколенческий характер или свидетельствуют о трансформации политической культуры в российском обществе? Н. М. Лебедева также установила, что популярность ценностей Мастерства и Автономии (мотивационная основа предпринимательской деятельности) у российских студентов больше, чем у их зарубежных сверстников, ценности же Равноправия и Автономии (играющие важную роль в поддержке демократии) у российских студентов не получили широкого распространения. Какие выводы можно сделать о политической культуре российской молодежи на основе проведенных исследований?
41. Отечественный социолог М. Горшков утверждает, что «В России сегодня существуют две различные модели ценностных систем. Одна из них тяготеет к постиндустриальной модели ценностей западного типа, а другая связана с носителями традиционалистской российской ментальности и тяготеет к патриархально-коллективистской модели ценностей». Проанализируйте данное мнение. Сформулируйте свою точку зрения. Аргументируйте ее.
42. Одним из способов изучения ценностей является «автобиография будущего». Испытуемому предлагается в свободной форме изложить видение, как собственного будущего, так и будущего общества. Затем исследователи анализируют полученные «сочинения», выделяя в них базовые ценности. Попробуйте провести подобное исследование в своей группе. Если у Вас есть возможность, опросите своих зарубежных сверстников. Сравните полученные данные. О чем они свидетельствуют?
Другим способом исследования ценностей является метод неоконченных предложений. Исследователь формулирует предложение, которое связано с той или иной ценностью и предлагает его закончить. Например: «Я полагаю, что справедливость …….». Окончание предложения свидетельствует об отношении респондента к фиксируемой ценности. Разработайте опросник из 4 – 5 неоконченных предложений для исследования политических ориентаций. Попытайтесь с его помощью провести собственное исследование политических ориентаций ваших сверстников. Прокомментируйте полученные результаты.
43. Проведите исследование в своей учебной группе относительно ценностей материализма/постматериализма. Методика исследования приведена ниже. Полученные результаты обобщите. Проинтерпретируйте, полученные Вами результаты исследования. Основной вопрос для измерения ценностей материализма/постматериализма звучит примерно следующим образом: «Сейчас многие говорят о том, какие цели должны быть поставлены перед нашей страной на следующие десять лет. Вот список некоторых из них, имеющих наивысший приоритет по сравнению с другими, по мнению разных людей. Скажите, пожалуйста, какую из этих целей Вы лично считаете наиболее важной? И какую из них Вы назвали бы следующей по степени важности?». Как отмечал Инглхарт, варианты ценностей, предложенные для выбора были сформулированы таким образом, чтобы в них отражались «широкие социетальные цели, а не сиюминутные нужды респондентов: мы хотели прощупать какие проблемы заботят людей в долгосрочной перспективе, а не реакцию на ситуацию, в которой они находятся в данный момент». Эти ценности были сформулированы следующим образом: · Поддержание порядка в стране; · Предоставление больших возможностей для выражения гражданами своего мнения при принятии важных государственных решений; · Борьба с ростом цен; · Защита свободы слова. Первый и третий вариант – суть материалистические ценности, а второй и четвертый – постматериалистические. Первый раз респондент выбирает из четырех альтернатив одну, второй – из оставшихся трех единственную. Затем рассчитывается индекс (пост)материализма, значение которого лежат от 1 до 4. 1 – «чистый» материалист (оба выбранных варианта – материалистические); 2 – «смешанный материалист» (первый выбор материалистический, второй – постматериалистический) 3 – «смешанный постматериалист (первый выбор постматериалистический, второй – материалистический) 4 – «чистый постматериалист» – (оба выбранных варианта – постматериалистические) Таблица 1. Матрица типологии постматериализма
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 410; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.25.130 (0.007 с.) |