К теме 15-21. Политический режим 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

К теме 15-21. Политический режим



29. Охарактеризуйте тоталитаризм, авторитаризм и демократию с точки зрения:

а) гарантий прав человека;

б) методов осуществления власти;

в) учета интересов различных сегментов общества властными структурами политической системы;

г) основных структур, осуществляющих властные функции;

д) дифференциации государства и общества;

е) структурной дифференциации.

Заполните таблицу.

Таблица 1.

Сравнительная характеристика политических режимов

Характеристики режима Тоталитарный режим Авторитарный режим Демократический режим
Гарантии прав человека      
Политические структуры, осуществляющие власть      
Методы осуществления власти      
Степень учета интересов различных сегментов общества      
Степень дифференциации государства и общества      
Структурная дифференциация      

 

30. Каким образом, с точки зрения Р. Даля осуществляется взаимосвязь между полиархией и демократическим процессом? Охарактеризуйте эту связь, используя нижеприведенную таблицу.

Таблица 1.

Взаимосвязь полиархии и демократического процесса по Р. Далю

Данные институты… Необходимы для удовлетворения следующих критериев
1. Выборные власти   I. Избирательное равенство
2. Свободные и справедливые выборы
 
1. Выборные власти  
2. Включающее избирательное право
4. Право баллотироваться на пост
5. Свобода выражать свое мнение
6. Альтернативная информация
7. Ассоциативная автономия II. Эффективное участие
 
5. Свобода выражать свое мнение  
6. Альтернативная информация
7. Ассоциативная автономия III. Просвещенное понимание
 
1. Выборные власти  
2. Свободные и справедливые выборы
3. Включающее избирательное право
4. Право баллотироваться на пост
5. Свобода выражать свое мнение
6. Альтернативная информация
7. Ассоциативная автономия IV. Контроль над повесткой дня
 
3. Включающее избирательное право  
4. Право баллотироваться на пост
5. Свобода выражать свое мнение
6. Альтернативная информация
7. Ассоциативная автономия V. Включенность

* Даль Р. Демократия и ее критики / Пер. с англ. М., 2003. С. 342 – 343.

 

31. Сравните характеристику А. Лейпхарта мажоритарной и консенсусной моделей демократии. Заполните таблицу.

Таблица 2.

Мажоритарная и консенсусная модели демократии

Характеристики Мажоритарная модель демократии Консенсусная модель демократии
I. Исполнительно – партийное измерение
1. Характер исполнительной власти    
2. Взаимоотношения исполнительной и законодательной ветвей власти    
3. Тип партийной системы    
1. Степень пропорциональности / диспропорциональности представительности избирательной системы    
5. Характер функционального представительства интересов    
II. Федеративно – унитарное измерение
1. Форма государственного устройства    
2. Структура парламента    
3. Степень гибкости конституции    
4. Роль законодательной власти в своем собственном устройстве    
5. Отношения исполнительной власти с центральным банком    

 

32. А. Лейпхарт провел сравнительное исследование эффективности демократий, взяв за основу индекс человеческого развития. Его результаты приведены в таблице 3. В таблице 4. приведены данные об удовлетворенности демократией в различных странах. Рассмотрите данные, приведенные в этих таблицах. Существует ли связь между эффективностью демократии и удовлетворенностью ею?

 

Таблица 3.

Размеры населения (в тыс.) и уровень развития тридцати шести демократий, классифицируемых по степени плюрализма

 

  Население Индекс чело- вечес-кого разви-тия   Население Индекс чело- вечес-кого разви-тия
Плюралистические общества     Неплюралистические общества    
Индия 929,358 0.446 Япония 125,213 0.940
Испания 39,199 0.934 Великобритания 58,533 0.931
Канада 29,606 0.960 Венесуэла 21,671 0.861
Бельгия 10,146 0.932 Австралия 18,054 0.931
Швейцария 7,039 0.930 Греция 10,467 0.923
Израиль 5,521 0.913 Португалия 9,927 0.890
Папуа Новая Гвинея 4,320 0.525 Швеция 8,830 0.936
Тринидад 1,287 0.880 Дания 5,220 0.927
Маврития 1,128 0.831 Норвегия 4,354 0.943
Полуплюралистические общества     Новая Зеландия Ирландия 3,601 3,586 0.937 0.929
США 263,119 0.949 Коста Рика 3,399 0.889
Германия 81,869 0.924 Ямайка 2,522 0.736
Франция 58,060 0.946 Ботсвана 1,450 0.673
Италия 57,204 0.921 Мальта   0.887
Колумбия 36,813 0.848 Багамы   0.894
Нидерланды 15,460 0.940 Исландия   0.942
Австрия 8,054 0.932 Барбадос   0.907
Финляндия 5,110 0.940      
Люксембург   0.899      

* Lijphart A. Patterns of Democracy: Government Forms and Performence in Thirty-Six Countries. New Haven and London: Yale University Press. 1999. P. 56.

 

Таблица 4.

Удовлетворенность демократией

Западная Европа (% удовлетворенных демократией)   Восточная Европа (% удовлетворенных демократией)  
Дания Люксембург Ирландия Нидерланды Португалия Бельгия Германия Великобритания Франция Греция Испания Италия   Чешская Республика Албания Эстония Словения Литва Румыния Латвия Венгрия Польша Грузия Словакия Украина Европейская часть России Казахстан Беларусь Армения Болгария  

*Central and European Eurobarometr. 1995. № 5. March.

 

33. В 2000 г. в Лондонской школе экономики Б. Барбер в своей лекции сформулировал тезис о том, что глобализация может привести к разрушению демократии. Высказанные им и другими учеными сомнения, вкратце сводятся к следующему.

Важнейший тезис о приватизации как главном способе демократизации является противоречивым. Целью приватизации является коммерционализация экономических сфер. Однако она резко сужает публичную область, затрагивающую каждого гражданина, ведет к распространению не гражданских, а потребительских моделей поведения, к вытеснению на периферию гражданского общества. Гражданская позиция подменяется потребительскими формами самоидентификации. В свою очередь, вопросы общественного выбора делегируются гражданами корпорациям, элитам и духовным вождям. Совместимо ли это с демократизацией? Этот вопрос также остается открытым. Некоторые авторы опасаются формирования глобальным рынком «одномерного человека» (Г. Маркузе), который, как показала историческая практика, является удачным «строительным материалом» для «тотализации», т.е. формирования тоталитарных режимов.

А как считаете Вы: существуют ли угрозы современным демократическим режимам?

 

34. Немецкие политологи В. Меркель и А. Круассан выделяют специфический тип политического режима, который они обозначают как «дефектную демократию». «Дефектная демократия», - отмечают они, - это система господства, в которой «доступ к власти регулируется посредством значимого и действенного универсального “выборного режима” (свободных тайных, равных и всеобщих выборов), но при этом отсутствуют прочные гарантии базовых политических и гражданских прав и свобод, а горизонтальный властный контроль и эффективность демократически легитимной власти серьезно ограничены». Ученые выделили три типа «дефектной демократии»: исключающую демократию, анклавную демократию и нелиберальную демократию. Их характеристики даются в нижеприводимой таблице. Определите, используя данные, приведенные в таблице 5, специфику «дефектных демократий», чем эти режимы отличаются от либеральной демократии?

 

Таблица 5.

  Демократия
Либеральная демократия Дефектная демократия
  Исключающая демократия Анклавная демократия Нелиберальная демократия
Легитимация господства Суверенитет народа Суверенитет народа Суверенитет народа Суверенитет народа
Доступ к господству Открытый (всеобщее избирательное право) Ограниченный: Всеобщее избирательное право (1) формально ограничено на основании расы, пола, этноса религии, собственности или политичес-ких убеждений (2) формально ограничено на основании рестректив-ных законов о партиях (3) de facto ограничено в связи с социальным и/или политичес-ким давлением Открытый (всеобщее избирательное право) Открытый (всеобщее избирательное право)
Притязания на господство Конституцион-но-правовые гарантирован-ные границы Конституцион-но-правовые гарантирован-ные границы между государством и гражданинами Конституцион-но-правовые гарантирован-ные границы, которые, однако отменены в функциональ-ных и территориаль-ных анклавах Юридически определенные границы фактически пересекаются и нарушаются исполнительной властью
Монополия на господство Органы власти, легитимирован-ные посредством выборов и демократичес-кой конституции, имеют исключитель-ную монополию на господство Органы власти, легитимирован-ные посредством (исключающих) выборов и демократичес-кой конституции, имеют исключитель-ную монополию на господство Монополия на господство выборных конституцион-ных органов власти является неформальной или ограничена с помощью права вето Легитимированные посредством выборов и демократичес-кой конституции органы власти имеют монополию на господство. Выхолащивание законодательной монополии парламента исполнительной властью
Структура господства Плюралисти-ческая Плюралисти-ческая Плюралисти-ческая (за исключением анклавов) Полу-плюралисти-ческая. Тенденция к монопольной концентрации политической власти у исполнительной ветви за счет нарушения парламентских прерогатив и\или пренебрежения к судебной системе; частичная утрата контроля над властью
Способ существования господства Конституцион-но-правовой Конституцион-но-правовой Правовое государство частично ограничено «группами вето» Правовое государство частично ограничено из-за нарушения гражданских прав (и свобод) исполнительной властью и неэффективной судебной защиты этих прав

* Меркель В., Круассан А. Формальные и неформальные институты в дефектных демократиях // Полис. 2002. № 1. С. 13.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 309; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.204.204.14 (0.013 с.)