К теме 14. Административные институты власти 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

К теме 14. Административные институты власти



24. Французский и российский политологи Ж. Блондель и Г. Голосов сформулировали гипотезу, согласно которой эффективность власти зависит от двух переменных: административного устройства правительства и политического устройства правительства (в последнем случае, термин «правительство» употребляется как синоним понятий «режим» или «власть»). Содержание их гипотезы представлено в таблице 1. Рассмотрите данные таблицы 1 и примечание к ней. Какие меры должно предпринять российское общество и российская власть для повышения эффективности политической системы?

Таблица 1.

Типология правительства

 

 

Правительства Политическая структура правительств
Парламентский тип без сильных партий Президентский тип Парламентский тип с сильными партиями
Администра-тивное устройство правительства Децентрализо-ванное Эстония    
Централизо-ванное     Россия Кургызстан  

*По: Самонова Е.А. Исполнительная власть в постсоветских государствах. На примере России, Эстонии Кыргызстана // Полис. 2003. № 3. С. 82.

Примечание: Наименее эффективными Блондель и Голосов считают централизованные президентские системы, а наиболее эффективными - децентрализованные парламентские системы с сильными партиями. Системы 1, 2 и 6 занимают промежуточное положение.

 

25. Российский ученый Б. Мильнер полагает, что в современных условиях бюрократическая модель управления претерпевает коренные изменения. Суть происходящих изменений представлена в таблице 2. Прокомментируйте содержание происходящих изменений.

Таблица 2.

Коренные изменения в организационных системах

Сущность бюрократичес-кой организации Причины успешного применения бюрократии в прошлом Почему бюрократия оказалась несостоятельной Что приходит на смену бюрократии
Иерархическая цепочка команд Принесла простой и масштабный порядок. Руководители ввели порядок своего доминирования над подчиненными. Не может управлять в сложных ситуациях. Доминирование одной формы – не лучший способ совершенствования организации. Использование творческого потенциала каждого работника. Рабочие группы (самоуправляемые). Горизонтальная координация. Неформальные системы. Наличие выбора. Независимый внутренний потребитель.
Специализация. Организация на основе должностных обязанностей Бюрократия добилась эффективности, введя систему разделения труда. Сосредоточила интеллект в центре организации. Не поддерживает интенсивных междолжностных связей и постоянной координации на одном уровне. Многопрофильность специалистов и интра -предпринимательство. Организация в рыночно -посреднической системе.
Единые правила для всех Создала ощущение справедливости. Установила четкую власть руководителей. Медленно реагирует на перемены. Не согласуется с возникающими сложностями. Не поощряет взаимосвязи. Гарантированные права. Институты свободы и коллективности.
Стандартные процедуры Обеспечила жесткую организационную связь. Проявила способность использовать неквалифицированный труд. Преодолела устаревшие методы работы. Уменьшение числа руководящих должностей и повышение спроса на них в среде образованных рабочих. Снижаются возможности повышения в должности. Самоуправление. Влияние рынка и норм нравственности.  
Карьера в результате продвижения по служебной лестнице Культивировала лояльность. Создала преемственность управленцев и профессионалов. Информационноемкая работа требует углубления взаимоотношений. Карьера в результате роста профессиональной компетентности. Расширение условий большей результативности. Увеличение оплаты труда с повышением квалификации.
Безличностные отношения Уменьшила преобладание семейственности. Помогла лидерам ввести твердую дисциплину и принятие жестких решений. Образованные работники готовы к самоуправлению. Углубленные неограниченные взаимоотношения. Наличие выбора. Большая ориентация на результаты.
Координация сверху Ввела регулирование неквалифицированной рабочей силы. Организовала жесткое управление в отраслях с однообразной работой и текучестью кадров.   Самоуправляемые команды. Горизонтальные связи и сотрудничество.

* Мильнер Б. Уроки бюрократической системы управления // Вопросы экономики. 1999. № 1. С. 82.

 

26. Основываясь на данных, приведенных в таблице 3, определите, существует ли взаимосвязь между:

а) уровнем коррумпированности и благосостоянием общества;

б) уровнем коррумпированности и состоянием гражданских прав и свобод.

 

Таблица 3.

Взаимосвязь уровня коррумпированности (CPI – 2002),

благосостояния населения и состояния гражданских прав и свобод

Ранг по CPI - 2002 Страна Значение индекса восприя-тия коррупции CPI - 2002[1] Коли-чество опро-сов[2] Стандарт-ное откло-нение[3] Размах оценок (высокие – низкие)[4] Реальный душевой доход (ППС, долл. США)[5] Рейтинг свободы[6]
  Фин-ляндия 9,7   0,4 8,9 – 10,0 23,096 свободная
  Дания 9,5   0,3 8,9 – 9,9 25,869 свободная
Швеция 9,5   0,2 8,9 – 9,6 19,104 свободная
  США 7,7   0,8 5,5 – 8,7 31,872 свободная
  Словения 6,0   1,4 4,7 – 8,9 15,977 свободная
  Эстония 5,6   0,6 5,2 – 6,6 8,355 свободная
Тайвань 5,6   0,8 3,9 – 6,6 свободная
  Венгрия 4,9   0,5 4,0 – 5,6 11,430 свободная
Малайзия 4,9   0,6 3,6 – 5,7 8,209 частично свободная
Тринидад и Табаго 4,9   1,5 3,6 – 6,9 8,176 частично свободная
    Беларусь 4,8   1,3 3,5 – 5,8 6,876 не свободная
Литва 4,8   1,9 3,4 – 7,6 6,656 свободная
Ю. Африка 4,8   0,5 3,9 – 5,5 8,908 свободная
Тунис 4,8   0,8 3,6 – 5,6 5,957 не свободная
  Бразилия 4,0   0,4 3,4 – 4,8 7,037 частично свободная
Болгария 4,0   0,9 3,3 – 5,7 5,071 свободная
Ямайка 4,0   0,4 3,6 - 4,3 3,561 свободная
Перу 4,0   0,6 3,2 – 5,0 4,622 свободная
Польша 4,0   1,1 2,6 – 5,5 8,450 свободная
  Хорватия 3,8   0,2 3,6 – 4,0 7,387 свободная
    Чехия 3,7   0,8 2,6 – 5,5 13,018 свободная
Латвия 3,7   0,2 3,5 – 3,9 6,264 свободная
Марокко 3,7   1,8 1,7 – 5,5 3,419 частично свободная
Словакия 3,7   0,6 3,0 – 4,6 10,591 свободная
Шри-Ланка 3,7   0,4 3,3 – 4,3 3,279 частично свободная
  Малави 2,9   0,9 2,0 – 4,0   частично свободная
Узбекистан 2,9   1,0 2,0 – 4,0 2,251 не свободная
      Кот-Д'Ивуар 2,7          
Гондурас 2,7   0,8 2,0 – 3,4 1,654 частично свободная
Индия 2,7   0,6 2,0 – 3,4 2,340 свободная
Россия 2,7   1,0 1,5 – 5,0 7,743 частично свободная
Танзания 2,7   0,7 2,0 – 3,4   частично свободная
Зимбабве 2,7   0,5 2,0 – 3,3 2,876 не свободная
  Пакистан 2,7   1,2 1,7 – 4,0 1,834 не свободная
Филиппи-ны 2,7   0,6 1,7 – 3,6 3,805 не свободная
Румыния 2,7   0,8 1,7 – 3,6 6,041 свободная
Замбия 2,7   0,5 2,0 – 3,2   частично свободная
  Албания 2,6   0,8 1,7 – 3,3 3,189 частично свободная
Гватемала 2,6   0,6 1,7 – 3,5 3,674 частично свободная
Никарагуа 2,6   0,7 1,7 – 3,4 2,279 частично свободная
Венесуэла 2,6   0,5 1,5 – 3,2 5,495 частично свободная
  Грузия 2,4   0,7 1,7 – 2,9 2,431 частично свободная
Украина 2,4   0,7 1,7 – 3,8 3,451 частично свободная
Вьетнам 2,4   0,8 1,5 – 3,6 1,860 не свободная
  Казахстан 2,3   1,1 1,7 – 3,9 4,951 не свободная
  Молдова 2,1   0,6 1,7 – 3,0 2,037 частично свободная
Уганда 2,1   0,3 1,9 – 2,6 1,167 частично свободная
  Азербайд-жан 2,0   0,3 1,7 – 2,4 2,850 частично свободная
  Бангладеш 1,2   0,7 0,3 – 2,0 1,483 частично свободная

* Изменяющаяся Россия: вызовы и возможности. Социально-политическая ситуация в России в 2002 г. М., 2003. Т. 1. С. 74 – 76.

Используя данные за 2008 г. проанализируйте – изменился ли рейтинг коррумпированности стран? (Transparency International // http://www.marcheseuropeens.com/documents/corruption-index.htm

 

27. Во многих демократических странах борьба с коррупцией – постоянная забота общества и его политических институтов. Рассмотрите основные рекомендации по борьбе с коррупцией комитетов британского парламента (таблица 4). Попробуйте оценить их эффективность. Какие меры по борьбе с коррупцией предложили бы Вы?

Таблица 4.

Рекомендации комиссий британского парламента относительно борьбы с коррупцией

  Доклад Редклифф-Мауда (1974) Доклад Сэлмона (1976) Доклад Нолана (1995)
Конфликт финансовых интересов Финансовый интерес не совместим с должностным. О нем должно быть заявлено и он должен быть зарегистрирован в соответствии с законодательством Декларирование и регистрация финансового интереса для местной администрации в соответствии с законом Более четкие правила декларирования и регистрации; соблюдение кодекса поведения
Полиция Ей должен быть открыт доступ к финансовым документам Ей должен быть открыт доступ к финансовым документам, конкретные процедуры расследования коррупционных связей В докладе не рассматривается
Законодательство/ судебное преследование Презумпция невиновности по закону 1916 г., распространенному на дискреционные полномочия советников и должностных лиц Согласованный закон о коррупции. Общее применение призумпции невиновности. Члены парламента попадают по уголовный закон о подкупе Прояснить закон о подкупе должностных лиц
Контракты Четкость процедур Четкость процедур Не рассматривается
Жалобы на коррупцию Установить процедуру рассмотрения Установить процедуру рассмотрения Установить процедуру рассмотрения

* Джойдж А. Есть ли коррупция в британской политике и государственной службе? // Коррупция и бюрократизм: истоки и пути преодоления. Тематич. сб. М., 1998. С. 57.

 

28. Российские политологи М. Краснов, Г. Сатаров и М. Федотов разработали различные сценарии развития коррупции в России. Данные сценарии представлены в таблице 5. Рассмотрите их. Выберите наиболее оптимальный и наиболее вероятный сценарий развития коррупции в России.

Таблица 5.

Взаимодействие между сценариями из разных наборов,

не заполненные клетки, соответствующие нереализуемым

или

маловероятным сочетаниям различных сценариев

Экзогенные сценарии Исторический веер Эндогенные сценарии
    Возврат Оптимальный режим Победа захвата государства Победа захвата бизнеса
«Вялая Россия» Европейская модель        
Азиатская модель Совпаде-ние      
Африканская модель     Совпадение  
Латино- Американская модель        
«Мрачная Россия» Европейская модель        
Азиатская модель       Взаимо- связь
Африканская модель       Чередование  
Латино- Американская модель     Взаимо-связь
    «Smart Russia» Европейская модель   Совпадение    
Азиатская модель        
Африканская модель        
Латино- Американская модель        

* Краснов М., Сатаров Г., Федотов М. Россия – 2015: судьба коррупции и судьба страны // Россия между вчера и завтра. Книга первая. Экспертные разработки. 2003 г. / Общ ред. В. Преображенского и Д. Драгунского. М., 2003. С. 166.

Примечания:

Экзогенные сценарии – альтернативы развития России:

· «Вялая Россия» – тихое инерционное угасание страны;

· «Мрачная Россия» – диктатура, изоляция от внешнего мира, экономический спад;

· «Smart Russia» - демократическое развитие российского государства.

Исторический веер – «национальные» модели коррупции.

Эндогенные сценарии – альтернативы развития коррупции в России:

· Возврат – ограничения свободной экономики, прекращение экономических реформ;

· Переход в оптимальный режим – разграничение власти и собственности;

· Захват государства – установление теневого контроля бизнеса над властью;

· Захват бизнеса – установление теневого контроля бизнеса над властью.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 348; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.232.185.167 (0.024 с.)