Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Оценка отношений индивида с группой↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 9 из 9 Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Межличностное восприятие в группе зависит от множества факторов. Наиболее исследованными из них являются: социальные установки, прошлый опыт, особенности самовосприятия, характер межличностных отношений, степень информированности друг о друге, ситуационный контекст, в котором протекает процесс межличностной перцепции и т.д. В качестве одного из основных факторов на межличностное восприятие могут влиять не только межличностные отношения, но и отношение индивида в группе. Восприятие индивидом группы представляет собой своеобразный фон, на котором протекает межличностное восприятие. В связи с этим исследование восприятия индивидом группы является важным моментом в исследовании межличностного восприятия, связывая между собой два различных социально-перцептивных процессов. Предлагаемая методика позволяет выявить три возможных «типа» восприятия индивидом группы. При этом в качестве показателя типа восприятия выступает роль группы в индивидуальной деятельности воспринимающего. Тип 1. Индивид воспринимает группу как помеху своей деятельности или относится к ней нейтрально. Группа не представляет собой самостоятельной ценности для индивида. Это проявляется в уклонении от совместных форм деятельности, в предпочтении индивидуальной работы, в ограничении контактов. Этот тип восприятия индивидом группы можно назвать «индивидуалистическим». Тип 2. Индивид воспринимает группу как средство, способствующее достижению тех или иных индивидуальных целей. При этом группа воспринимается и оценивается с точки зрения ее «полезности» для индивида. Отдается предпочтение более компетентным членам группы, способным оказать помощь, взять на себя решение сложной проблемы или послужить источником необходимой информации. Данный тип восприятия индивидом группы можно назвать «прагматическим». Тип 3. Индивид воспринимает группу как самостоятельную ценность. На первый план для индивида выступают проблемы группы и отдельных ее членов, наблюдается заинтересованность, как в успехах каждого члена группы, так и группы в целом, стремления внести свой вклад в групповую деятельность. Проявляется потребность в коллективных формах работы. Этот тип восприятия индивидом своей группы может быть назван «коллективистическим». На основании трех описанных гипотетических «типов» восприятия индивидом группы была разработана специальная анкета, выявляющая преобладание того или иного типа восприятия группы у исследуемого индивида. В качестве исходного «банка» суждений при разработке анкеты был использован список из 51 суждения, каждое из которых отражает определенный «тип» восприятия индивидом группы (а именно – учебной группы). При создании анкеты использовались суждения из теста для изучения направленности личности и методики определения уровня социально-психологического развития коллектива. На основании экспертной оценки были отобраны наиболее информативные для решения поставленной задачи суждения. Анкета состоит из 14 пунктов-суждений, содержащих три альтернативных выбора. В каждом пункте альтернативы расположены в случайном порядке. Каждая альтернатива соответствует определенному типу восприятия индивидом группы. Анкета создана с учетом специфики учебных групп и применялась для исследования перцептивных процессов в группах интенсивного обучения иностранным языкам, но при соответствующей модификации может быть применена и в других группах. По каждому пункту анкеты испытуемые должны выбрать наиболее подходящую им альтернативу в соответствии с предлагаемой инструкцией. АНКЕТА 1. Лучшими партнерами в группе я считаю тех, кто: А – знает больше, чем я; Б – все вопросы стремится решать сообща; В – не отвлекает внимание преподавателя. 2. Лучшими преподавателями являются те, которые: А – используют индивидуальный подход; Б – создают условия для помощи со стороны других; В – создают в коллективе атмосферу, в которой никто не боится высказываться. 3. Я рад, когда мои друзья: А – знают больше, чем я, и могут мне помочь; Б – умеют самостоятельно, не мешая другим, добиваться успехов; В – помогают другим, когда представится случай. 4. Больше всего мне нравится, когда в группе: А – некому помогать; Б–не мешают при выполнении задачи; В – остальные слабее подготовлены, чем я. 5. Мне кажется, что я способен на максимальное, когда: А–я могу получить помощь и поддержку со стороны других; Б – мои усилия достаточно вознаграждены. В – есть возможность проявить инициативу, полезную для всех. 6. Мне нравятся коллективы, в которых: А – каждый заинтересован в улучшении результатов всех; Б – каждый занят своим делом и не мешает другим; В – каждый человек может использовать других для решения своих задач. 7. Учащиеся оценивают как самых плохих таких преподавателей, которые. А – создают дух соперничества между учениками, Б–не уделяют им достаточного внимания, В – не создают условия для того, чтобы группа помогала им. 8. Больше всего удовлетворение в жизни дает: А – возможность работы, когда тебе никто не мешает; Б – возможность получения новой информации от других людей; В – возможность сделать полезное другим людям. 9. Основная роль должна заключаться. А – в воспитании людей с развитым чувством долга перед другими; Б–в подготовке приспособленных к самостоятельной жизни людей; В – в подготовке людей, умеющих извлекать помощь от общения с другими людьми. 10. Если перед группой стоит какая-то проблема, то я: А – предпочитаю, чтобы другие решали эту проблему; Б – предпочитаю работать самостоятельно, не полагаясь на других; В – стремлюсь внести свой вклад в общее решение проблемы. 11. Лучше всего я бы учился, если бы преподаватель: А – имел ко мне индивидуальный подход; Б – создавал условия для получения мной помощи со стороны других; В – поощрял инициативу учащихся, направленную на достижение общего успеха. 12. Нет ничего хуже того случая, когда: А – ты не в состоянии самостоятельно добиться успеха; Б – чувствуешь себя ненужным в группе; В – тебе не помогают окружающие. 13. Больше всего я ценю: А – личный успех, в котором есть доля заслуги моих друзей. Б – общий успех, в котором есть и моя заслуга; В – успех, достигнутый ценой собственных усилий. 14. Я хотел бы. А – работать в коллективе, в котором применяются основные приемы и методы совместной работы, Б – работать индивидуально с преподавателем, В – работать со сведущими в данной области людьми. Инструкция испытуемым: «Мы проводим специальное исследование с целью улучшения организации учебного процесса. Ваши ответы на вопросы анкеты помогают нам в этом. На каждый пункт анкеты возможны 3 ответа, обозначенные буквами А, Б и В. Из ответов на каждый пункт выберите тот, который наиболее точно выражает вашу точку зрения. Помните, что «плохих» или «хороших» ответов в данной анкете нет. На каждый вопрос может быть выбран только один ответ. На основании ответов испытуемых с помощью «ключа» производится подсчет баллов по каждому типу восприятия индивидом группы. Каждому выбранному ответу приписывается один балл. Баллы, набранные испытуемым по всем 14 пунктам анкеты, суммируются для каждого типа восприятия отдельно. При этом общая сумма баллов по всем трем типам восприятия для каждого испытуемого должна быть равна 14. При обработке данных «индивидуалистический» тип восприятия индивидом группы обозначается буквой «И», «прагматический» – «П», «коллективистический» – «К». Результаты каждого испытуемого записываются в виде многочлена:
a И + b П + c К, где a - количество баллов, полученное испытуемым по «индивидуалистическому» типу восприятия, b – «прагматическому», c – «коллективистическому», например: 4И + 6П + 4К.
Ключ для обработки анкеты:
Вопросы и задания по теме для упражнений и самоконтроля 1. Перечислите основные социально-психологические процессы, происходящие в группе. 2. Опишите динамику протекания конфликта в малой группе. 3. Исследуйте изменения психологических статусов членов вашей группы в процессе конфликта. 4. Сначала исследуйте, а потом опишите особенности проявления социально-психологических процессов в вашей группе.
Литература к теме 1. Андреева, Г.М. Социальная психология [Текст] /Г.М. Андреева. - М.: Аспект Пресс, 1998. – 376 с. 2. Крысько, В.Г. Социальная психология [Текст]: учеб. для студ. высш. учеб. заведений / В.Г. Крысько. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 448 с. 3. Майерс, Д. Социальная психология. [Текст] /Д. Майерс. - СПб.: Издательство «Питер», 1999. – 688 с.:ил. 4. Орлова, С.Н. Психологические основы предпринимательской деятельности [Текст]: учебное пособие. /С.Н. Орлова, И.В. Гудовский. – Красноярск: СибГТУ, 2001. – 106 с. 5. Орлова, С.Н. Социальная психология [Текст]: учебное пособие для студентов всех форм обучения /С.Н. Орлова, И.В. Гудовский. – Красноярск: СибГТУ, 2003. – 80 с. 6. Платонов, Ю.П. Основы социальной психологии [Текст] / Ю.П. Платонов. – Спб.: Речь, 2004. – 624 с. 7. Шевандрин, Н.И. Социальная психология в образовании Ч I [Текст]: / Н.И. Шевандрин. – М.: Владос, 1995. – 544 с.
ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ по дисциплине «Социальная психология» Социально-психологическая характеристика личности человека как представителя современного общества (в нашем государстве). Политико-психологический статус личности в условиях переходного общества. Роль личности в условиях роста напряженности во взаимоотношениях в различных группах. Влияние общественных отношений на характер и содержание взаимодействия между людьми при решении социальных проблем в государстве. Социально-психологическая характеристика наиболее значимых типов и способов взаимодействия людей в современном обществе. Психологический анализ отношений людей в многосоциальном коллективе. Социально-психологические особенности межличностного общения в условиях современного общества. Общение как средство повышения эффективности межличностных отношений при решении производственных и иных задач. Социально-психологический портрет современного менеджера (руководителя). Образ руководителя в современном сознании общества. Развитие общительности человека средствами социально-психологического тренинга. Социально-психологический тренинг как средство повышения эффективности деловых и иных отношений. Общение как средство психологического воздействия на людей в современных условиях. Межличностная аттракция как механизм формирования привязанностей людей в различных условиях общественных отношений. Психологическая характеристика малой группы в условиях различных видов трудовой и политической активности. Социально-психологическая характеристика процесса взаимопонимания людей в современном обществе. Влияние стиля руководства на внутригрупповые настроения. Психологические предпосылки повышения эффективности взаимопонимания людей в различных условиях. Социально-психологические особенности воздействия на людей в современных условиях. Психологическая характеристика социального самочувствия людей. Изучение социально-психологических особенностей представителей различных социальных групп как средство учета настроений людей в развитом обществе. Психологические особенности различных представителей религиозных групп. Социально-психологический анализ факторов формирования общественного мнения у представителей различных социальных групп. Социально-психологический анализ настроений людей в современном обществе. Психологические предпосылки повышения сплоченности людей в малой группе (коллективе). Социально-психологические особенности возникновения и функционирования традиций в различных социальных группах. Морально-психологический климат в обществе и его различных социальных группах. Влияние межличностных отношений на характер формирования группового мнения. Специфика межгрупповых и межконфессиональных отношений в современных условиях. Стратегия и тактика изучения социально-психологических особенностей представителей различных классов и наций. Влияние национально-психологических особенностей людей на их поведение и деятельность. Психология семейных отношений. Психология политического лидерства. Психология политической власти и властных отношений в современном обществе. Социально-психологическая подготовка политического лидера. Психологические предпосылки вовлечения людей в политику и отхода от нее. Социально-психологические особенности политических и избирательных кампаний. Особенности психологического воздействия на людей в процессе политических и избирательных кампаний. Возрастание роли социальной психологии в деятельности социальных работников. Психология толпы. Методологическое значение социально-психологической теории общения для деятельности социального педагога. Взаимосвязь и взаимообусловленность коммуникации, интеракции и перцепции в общении. Основные зарубежные социально-психологические теории личности. Основные направления исследования малых групп и межгрупповых отношений. Характеристика социально-психологических явлений в малой группе. Структура социальной власти в малой группе. Динамика психологических процессов в малой группе. Социально-психологическая характеристика процесса образования и развития малой группы. Лидерство и руководство в малой группе. Межличностные отношения в малой группе. Характеристика процесса группового давления. Место и роль социальной психологии в системе научного знания. Предмет социальной психологии как науки. Задачи социальной психологии как науки. Методологические основы социальной психологии как науки. Связь социальной психологии с другими отраслями знаний. Основные этапы развития социальной психологии на Западе. Описательный период в истории развития социальной психологии. Первые социально-психологические теории, положившие начало выделению социальной психологии в самостоятельную отрасль знаний. Период оформления социальной психологии в экспериментальную науку. Методологические и теоретические основы западной социальной психологии. Бихевиористское (необихевиористское) направление в социальной психологии на Западе. Когнитивистское направление в зарубежной социальной психологии. Психоаналитическое направление в зарубежной социальной психологии. Интеракционистское направление в социальной психологии на Западе. Развитие социальной психологии в России и в СССР. Общественные и межличностные отношения. Взаимодействие и его основные характеристики. Общение как особая форма взаимодействия и межличностных отношений. Психологические особенности социальной перцепции. Общение как восприятие людьми друг друга. Психологическая характеристика социальной коммуникации. Психологическая характеристика взаимопонимания. Понятие социализации личности в социальной психологии. Характеристика основных этапов социализации личности.
ПЕРЕЧЕНЬ КЛЮЧЕВЫХ СЛОВ 1. Авторитарность 2. Агрессия 3. Адаптация социальная 4. Активность личности 5. Альтруизм 6. Анкета 7. Аттракция 8. Аффект 9. Барьер смысловой 10. Барьеры психологические 11. Беседа 12. Близнецовые исследования 13. Валидность 14. Вербальный 15. Взаимодействие 16. Взаимодействие межличностное 17. Влияние 18. Внушаемость 19. Восприятие межличностное 20. Вытеснение 21. Группа 22. Групповой дискуссии метод 23. Гуманность 24. Деперсонолизация 25. Диспозиция 26. Достижения мотивации 27. Дружба 28. Заражение 29. Защита психологическая 30. Каузальная атрибуция 31. Коллективистское самоопределение 32. Коммуникативность 33. Конфликт 34. Конформность 35. Личность 36. Лонгитюдное исследование 37. Межгрупповые отношения 38. Межличностные отношения 39. Мотивация 40. Направленность личности 41. Нормы групповые 42. Общение 43. Опросники 44. Перцепция 45. Пилотажное исследование 46. Потребность 47. Предметно-ценностное единство коллектива 48. Психотерапия групповая 49. Респондент 50. Референтность 51. Рефлексия 52. Роль социальная 53. Совместимость межличностная 54. Совместная деятельность 55. Сопереживание 56. Социализация 57. Социограмма 58. Социометрия 59. Т-группа 60. Трансактный анализ 61. Тренинг 62. Уровень группового развития 63. Уровень притязаний 64. Установка 65. Феномен 66. Ценностно-ориентационное единство 67. Эксперимент 68. Эмпатия 69. Этнические стереотипы 70. Я-концепция
ИГОРЬ ВИТАЛЬЕВИЧ ГУДОВСКИЙ
СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Сборник описаний лабораторных работ
Отв. редактор д-р психологических наук, профессор С.Н.Орлова
Редактор РИЦ С.Н.Цыбенко
Техн. редактор Т.П.Попова
Подписано в печать __________ Сдано в производство__________ Формат 60х84 1/16. Бумага типографская. Печать офсетная. Усл. печ. л. 2,25. Уч.-изд. л. 2,25. Тираж 100 экз. Изд. №____. Заказ №_______. Лицензия ИД 06543 от 16.01.02 Редакционно-издательский отдел, типография СибГТУ 660049, Красноярск, пр.Мира 82
|
|||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 524; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.78.12 (0.009 с.) |