Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Карта-схема психолого-педагогической характеристики группы
Инструкция
Карта-схема, состоящая из опросных листов, представляет собой пятибалльную шкалу, вмонтированную в набор качеств, характеризующих наиболее существенные свойства группы.
Оценка уровня развития отдельных групповых качеств идет по пятибалльной системе: «5» ставится тогда, когда качество очень сильно и постоянно проявляется, «4» - проявляется постоянно, но не так сильно, «3» - не очень проявляется, «2» - проявляется противоположное отрицательное качество, «1» - сильно проявляется противоположное отрицательное качество. Чтобы оценить какое-либо качество, надо прочитать слева положительную его оценку, а справа отрицательную и лишь затем крестиком обозначить оценку против соответствующего балла и вписать напротив каждого суждения фамилии тех учащихся, которые заметно влияют на данное.
Таблица 2
Организованность
|
|
|
|
|
|
| 1. В группе разумно, доброжелательно решаются вопросы взаимопомощи.
|
|
|
|
|
| 1. При решении групповой задачи необходимость взаимоподчинения вызывает противодействие, и даже конфликт.
| 2. Группа может самостоятельно выбрать себе организаторов по различным вида деятельности.
|
|
|
|
|
| 2. Группа не может самостоятельно решать вопросы о выборе организаторов ли проводит выборы несерьезно, по принципу «кого-нибудь, только не меня».
| 3. Члены группы взаимодействуют в том направлении, которое приносит успех всей группе в целом.
|
|
|
|
|
| 3. Большинство членов группы ориентируется на «себя» делают то, что им удобно и выгодно.
| 4. Трудные условия, ситуация опасности, неожиданные сильные воздействия еще более сплачивают группу.
|
|
|
|
|
| 4. В этих условиях происходит рассогласование группы, вплоть до ее полного распада.
| 5. Неудача в достижении групповой цели приводит к еще большему единству и сплочению группы.
|
|
|
|
|
| 5. Неудача в достижении групповой цели расслабляет группу вплоть до ее полного отказа от реализации данной цели.
| 6. Группа постоянно и устойчиво поддерживает связь и осуществляет взаимодействие с другими группами.
|
|
|
|
|
| 6. Группа стремится изолироваться от других групп, противодействует контактам с ними.
|
Продолжение таблицы 2
5. Группа доброжелательно, участливо относится к новым членам, старается помочь освоиться, и «прижиться», влиться в свою среду.
|
|
|
|
|
| 7. Группа враждебно относится к новым членам, противодействует вхождению их в новую для них среду своей группы.
|
|
|
|
|
|
|
| 8. Группа легко, свободно, быстро, с высокой результативностью согласует свои действия.
|
|
|
|
|
| 8. Группа способна к согласованию своих действий.
| 9. Группа представляет устойчивое единое целое. Имеющиеся в группе отдельные группировки (например, по симпатиям) активно взаимодействуют друг с другом, поддерживая общегрупповое единство.
|
|
|
|
|
| 9. Группа не представляет единого целого, распадается на ряд отдельных группировок, которые враждуют друг с другом.
| 10. Члены группы активно стремятся сохранить группу, как единое целое. Группа настойчиво противодей-ствует попыткам расформи-рования.
|
|
|
|
|
| 10. Члены группы относятся безразлично к сохранению группы. Группа легко поддается расформирова-нию или даже способствует ему.
| 11. Группа имеет хороших, способных организаторов, являющихся ее авторитет-ными полномочными представителями.
|
|
|
|
|
| 11. Группа не имеет хороших, способных организаторов.
| Интеллектуальная коммуникативность
|
|
|
|
|
|
| 1. Группа имеет четкое единое суждение о возможностях ее действительных организаторов.
|
|
|
|
|
| 1. Группа не имеет единого мнения, единого суждения о возможностях своих организаторов. Мнение группы об ее активе противоречиво.
|
Продолжение таблицы 2
2. Все члены группы прислушиваются к мнению своих товарищей и приходят к единодушному суждению.
|
|
|
|
|
| 2. Члены группы не прислушиваются к мнению своих товарищей, мнения остро противоречивы.
| 3. Члены группы хорошо осведомлены обо всем, что касается группы: ее задачах, внутригрупповых отношениях, результатах деятельности и т.д.
|
|
|
|
|
| 3. В группе не знают о ее задачах, внутригрупповых отношениях, ее месте среди других групп, результатах ее деятельности и т.д.
| 4. Группа легко находит «общий язык» и взаимопонимание при решении групповых задач.
|
|
|
|
|
| 4. В группе нет взаимопонимания при решении общих задач.
| 6. При обсуждении актуальных вопросов, касающихся группы и поведения, отдельных ее членов, группа активно добивается единого мнения и находит единодушное решение.
|
|
|
|
|
| 5. Группа не способна прийти к единому мнению при обсуждении вопросов, касающихся как группы в целом, так и отдельных ее членов.
| 7. В изменяющихся жизненных ситуациях группа быстро оценивает перемены, создает новое общественное мнение.
|
|
|
|
|
| 6. Группа не способна оценивать изменившуюся обстановку, слепо следует привычкам, сложившимся суждениям.
|
|
|
|
|
|
|
| 7. При оценке воспринимаемых фактов и событий окружающей жизни в группе существует устойчивое единство суждений.
| | | | | | 7. Для группы характерны противоположные суждения и оценки воспринимаемых фактор, событий.
| 8. Группа имеет единое и четкое мнение о своих возможностях, достоинствах и недостатках.
|
|
|
|
|
| 8. В группе имеют место явно противоречивые мнения о своих возможностях и недостатках.
| 9. Группа верно, единодушно оценивает свое место среди других групп.
|
|
|
|
|
| 9. Группа неверно и противоречиво оценивает свое место среди других групп.
|
Продолжение таблицы 2
10. Критические замечания со стороны членов группы принимаются доброжелательно и способствуют созданию единого группового мнения.
|
|
|
|
|
| 10. Критические замечания со стороны одних членов группы принимаются другими ее членами враждебно, способствует разъединению группового мнения.
| 11. Критические замечания извне группы принимаются доброжелательно, самокритично и создают стремление к осмысливанию и исправлению недостатков.
|
|
|
|
|
| 11. Критические замечания извне принимаются группой враждебно и вызывают стремление к отпору, настаиванию на недостатках, групповому упрямству.
|
Психологический климат
|
|
|
|
|
|
| 1. Преобладание мажорного, приподнятого, доброго общего тона в группе.
|
|
|
|
|
| 1. Преобладание подавленного настроения, пессимистического настроя в группе.
| 2. Доброжелательность во взаимоотношениях членов группы, взаимное притяжение друг к другу, симпатия.
|
|
|
|
|
| 2. Конфликты в отношениях, отталкивание, антипатия.
| 3. Стремление к совместности переживания событий, жизнен-ных явлений, произведений искусств.
|
|
|
|
|
| 3. Тенденция к замкнутости членов группы друг от друга, отказ или уклонение от группового характера переживаний.
| 4. Успехи или неудачи группы в целом переживаются ярко всеми членами группы.
|
|
|
|
|
| 4. Успехи или неудачи группы оставляют членов группы равнодушными.
| 5. Успехи ли неудачи товарищей вызывают пере-живание, искреннее участие других членов группы. Здесь имеют место одобрение, поддержка, а критика делается с доброжелательных позиций.
|
|
|
|
|
| 5. В этих условиях в группе проявляются зависть, зло-радство, а упреки и критика исходят из желания унизить, оскорбить.
|
Продолжение таблицы 2
6. В сложных ситуациях происходит эмоциональное единение, общий мобилизационный настрой.
|
|
|
|
|
| 6. В этих условиях группа теряется, «раскисает», наблюдается растерянность, ссоры, взаимные обвинения и т.д.
|
|
|
|
|
|
|
| 7.Отрицательная оценка группы со стороны более широких общностей или их органов вызывает групповое сопереживание, выражающее единение группы и способствующее ему.
| | | | | | 7. В данных обстоятельствах у части группы имеют место переживания, выражающие разобщение группы или способствующие этому.
| 8. В отношении между эмоциональными объединениям (группировками по симпатиям) существует взаимное расположение и доброжелательность.
|
|
|
|
|
| 8. Группировки конфликтуют между собой, враждебно относятся друг к другу.
| 9. Групповые эмоциональные «взрывы» в сложных жизненных ситуациях (например, общее негодование, возмущение) регулируются группой и не меняют качественно содержание ее поведения.
|
|
|
|
|
| 9. Групповые эмоциональные состояния взрывного характера выходят из-под контроля группы, протекают стихийно и определяют содержание группового поведения.
| 10. Членам группы нравится бывать вместе, им хочется чаще находиться в группе, участвовать в совместной деятельности.
|
|
|
|
|
| 10. Члены группы не стремятся бывать вместе, проявляется безразличие к общению, выражается отрицательное эмоциональное отношение к совместной деятельности.
| 11. Группа способна сдерживать проявление своих чувств, когда этого требуют интересы дела.
|
|
|
|
|
| 11. Группа не в состоянии сдерживать эмоциональные порывы в необходимых ситуациях.
|
Количественная оценка проводится на основе сопоставления общей сумы по всем интегративным свойствам со следующей шкалой измерения уровня развития коллектива:
Шкала оценки уровня развития коллектива
Уровни развития коллектива
| Сумма баллов по всем качествам
| Высокое развитие
| 180 – 220
| Хорошее развитие
| 140 – 179
| Среднее развитие
| 100 – 139
| Недостаточное развитие
| 60 – 99
|
Вопросы и задания по теме для упражнений и самоконтроля
1. Дайте определение малой группы.
2. Перечислите виды малых групп.
3. Изучите подходы к пониманию малых групп и их особенностей.
4. Изучите, какие традиции проявляются в вашей малой группе.
Литература к теме
1. Андреева, Г.М. Социальная психология [Текст] /Г.М. Андреева. - М.: Аспект Пресс, 1998. – 376 с.
2. Крысько, В.Г. Социальная психология [Текст]: учеб. для студ. высш. учеб. заведений / В.Г. Крысько. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 448 с.
3. Орлова, С.Н. Социальная психология [Текст]: учебное пособие для студентов всех форм обучения /С.Н. Орлова, И.В. Гудовский. – Красноярск: СибГТУ, 2003. – 80 с.
ЗАНЯТИЕ 15
|