Карта-схема психолого-педагогической характеристики группы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Карта-схема психолого-педагогической характеристики группы



Инструкция

Карта-схема, состоящая из опросных листов, представляет собой пятибалльную шкалу, вмонтированную в набор качеств, характеризующих наиболее существенные свойства группы.

Оценка уровня развития отдельных групповых качеств идет по пятибалльной системе: «5» ставится тогда, когда качество очень сильно и постоянно проявляется, «4» - проявляется постоянно, но не так сильно, «3» - не очень проявляется, «2» - проявляется противоположное отрицательное качество, «1» - сильно проявляется противоположное отрицательное качество. Чтобы оценить какое-либо качество, надо прочитать слева положительную его оценку, а справа отрицательную и лишь затем крестиком обозначить оценку против соответствующего балла и вписать напротив каждого суждения фамилии тех учащихся, которые заметно влияют на данное.

Таблица 2

Организованность

             
1. В группе разумно, доброжелательно решаются вопросы взаимопомощи.           1. При решении групповой задачи необходимость взаимоподчинения вызывает противодействие, и даже конфликт.
2. Группа может самостоятельно выбрать себе организаторов по различным вида деятельности.           2. Группа не может самостоятельно решать вопросы о выборе организаторов ли проводит выборы несерьезно, по принципу «кого-нибудь, только не меня».
3. Члены группы взаимодействуют в том направлении, которое приносит успех всей группе в целом.           3. Большинство членов группы ориентируется на «себя» делают то, что им удобно и выгодно.
4. Трудные условия, ситуация опасности, неожиданные сильные воздействия еще более сплачивают группу.           4. В этих условиях происходит рассогласование группы, вплоть до ее полного распада.
5. Неудача в достижении групповой цели приводит к еще большему единству и сплочению группы.           5. Неудача в достижении групповой цели расслабляет группу вплоть до ее полного отказа от реализации данной цели.
6. Группа постоянно и устойчиво поддерживает связь и осуществляет взаимодействие с другими группами.           6. Группа стремится изолироваться от других групп, противодействует контактам с ними.

 

Продолжение таблицы 2

5. Группа доброжелательно, участливо относится к новым членам, старается помочь освоиться, и «прижиться», влиться в свою среду.             7. Группа враждебно относится к новым членам, противодействует вхождению их в новую для них среду своей группы.
             
8. Группа легко, свободно, быстро, с высокой результативностью согласует свои действия.           8. Группа способна к согласованию своих действий.
9. Группа представляет устойчивое единое целое. Имеющиеся в группе отдельные группировки (например, по симпатиям) активно взаимодействуют друг с другом, поддерживая общегрупповое единство.           9. Группа не представляет единого целого, распадается на ряд отдельных группировок, которые враждуют друг с другом.
10. Члены группы активно стремятся сохранить группу, как единое целое. Группа настойчиво противодей-ствует попыткам расформи-рования.           10. Члены группы относятся безразлично к сохранению группы. Группа легко поддается расформирова-нию или даже способствует ему.
11. Группа имеет хороших, способных организаторов, являющихся ее авторитет-ными полномочными представителями.           11. Группа не имеет хороших, способных организаторов.

Интеллектуальная коммуникативность

             
1. Группа имеет четкое единое суждение о возможностях ее действительных организаторов.           1. Группа не имеет единого мнения, единого суждения о возможностях своих организаторов. Мнение группы об ее активе противоречиво.

 

 

Продолжение таблицы 2

2. Все члены группы прислушиваются к мнению своих товарищей и приходят к единодушному суждению.           2. Члены группы не прислушиваются к мнению своих товарищей, мнения остро противоречивы.
3. Члены группы хорошо осведомлены обо всем, что касается группы: ее задачах, внутригрупповых отношениях, результатах деятельности и т.д.           3. В группе не знают о ее задачах, внутригрупповых отношениях, ее месте среди других групп, результатах ее деятельности и т.д.
4. Группа легко находит «общий язык» и взаимопонимание при решении групповых задач.           4. В группе нет взаимопонимания при решении общих задач.
6. При обсуждении актуальных вопросов, касающихся группы и поведения, отдельных ее членов, группа активно добивается единого мнения и находит единодушное решение.             5. Группа не способна прийти к единому мнению при обсуждении вопросов, касающихся как группы в целом, так и отдельных ее членов.
7. В изменяющихся жизненных ситуациях группа быстро оценивает перемены, создает новое общественное мнение.               6. Группа не способна оценивать изменившуюся обстановку, слепо следует привычкам, сложившимся суждениям.
             
7. При оценке воспринимаемых фактов и событий окружающей жизни в группе существует устойчивое единство суждений.           7. Для группы характерны противоположные суждения и оценки воспринимаемых фактор, событий.
8. Группа имеет единое и четкое мнение о своих возможностях, достоинствах и недостатках.           8. В группе имеют место явно противоречивые мнения о своих возможностях и недостатках.
9. Группа верно, единодушно оценивает свое место среди других групп.           9. Группа неверно и противоречиво оценивает свое место среди других групп.

 

 

Продолжение таблицы 2

10. Критические замечания со стороны членов группы принимаются доброжелательно и способствуют созданию единого группового мнения.           10. Критические замечания со стороны одних членов группы принимаются другими ее членами враждебно, способствует разъединению группового мнения.
11. Критические замечания извне группы принимаются доброжелательно, самокритично и создают стремление к осмысливанию и исправлению недостатков.           11. Критические замечания извне принимаются группой враждебно и вызывают стремление к отпору, настаиванию на недостатках, групповому упрямству.

 

Психологический климат

             
1. Преобладание мажорного, приподнятого, доброго общего тона в группе.           1. Преобладание подавленного настроения, пессимистического настроя в группе.
2. Доброжелательность во взаимоотношениях членов группы, взаимное притяжение друг к другу, симпатия.           2. Конфликты в отношениях, отталкивание, антипатия.
3. Стремление к совместности переживания событий, жизнен-ных явлений, произведений искусств.           3. Тенденция к замкнутости членов группы друг от друга, отказ или уклонение от группового характера переживаний.
4. Успехи или неудачи группы в целом переживаются ярко всеми членами группы.           4. Успехи или неудачи группы оставляют членов группы равнодушными.
5. Успехи ли неудачи товарищей вызывают пере-живание, искреннее участие других членов группы. Здесь имеют место одобрение, поддержка, а критика делается с доброжелательных позиций.             5. В этих условиях в группе проявляются зависть, зло-радство, а упреки и критика исходят из желания унизить, оскорбить.

 

 

Продолжение таблицы 2

6. В сложных ситуациях происходит эмоциональное единение, общий мобилизационный настрой.               6. В этих условиях группа теряется, «раскисает», наблюдается растерянность, ссоры, взаимные обвинения и т.д.
             
7.Отрицательная оценка группы со стороны более широких общностей или их органов вызывает групповое сопереживание, выражающее единение группы и способствующее ему.             7. В данных обстоятельствах у части группы имеют место переживания, выражающие разобщение группы или способствующие этому.
8. В отношении между эмоциональными объединениям (группировками по симпатиям) существует взаимное расположение и доброжелательность.           8. Группировки конфликтуют между собой, враждебно относятся друг к другу.
9. Групповые эмоциональные «взрывы» в сложных жизненных ситуациях (например, общее негодование, возмущение) регулируются группой и не меняют качественно содержание ее поведения.           9. Групповые эмоциональные состояния взрывного характера выходят из-под контроля группы, протекают стихийно и определяют содержание группового поведения.
10. Членам группы нравится бывать вместе, им хочется чаще находиться в группе, участвовать в совместной деятельности.           10. Члены группы не стремятся бывать вместе, проявляется безразличие к общению, выражается отрицательное эмоциональное отношение к совместной деятельности.
11. Группа способна сдерживать проявление своих чувств, когда этого требуют интересы дела.           11. Группа не в состоянии сдерживать эмоциональные порывы в необходимых ситуациях.

 

Количественная оценка проводится на основе сопоставления общей сумы по всем интегративным свойствам со следующей шкалой измерения уровня развития коллектива:

Шкала оценки уровня развития коллектива

Уровни развития коллектива Сумма баллов по всем качествам
Высокое развитие 180 – 220
Хорошее развитие 140 – 179
Среднее развитие 100 – 139
Недостаточное развитие 60 – 99

 

Вопросы и задания по теме для упражнений и самоконтроля

1. Дайте определение малой группы.

2. Перечислите виды малых групп.

3. Изучите подходы к пониманию малых групп и их особенностей.

4. Изучите, какие традиции проявляются в вашей малой группе.

Литература к теме

1. Андреева, Г.М. Социальная психология [Текст] /Г.М. Андреева. - М.: Аспект Пресс, 1998. – 376 с.

2. Крысько, В.Г. Социальная психология [Текст]: учеб. для студ. высш. учеб. заведений / В.Г. Крысько. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 448 с.

3. Орлова, С.Н. Социальная психология [Текст]: учебное пособие для студентов всех форм обучения /С.Н. Орлова, И.В. Гудовский. – Красноярск: СибГТУ, 2003. – 80 с.

 

ЗАНЯТИЕ 15



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 368; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.200.169.48 (0.011 с.)