Тема: анализ социально-психологических теорий 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: анализ социально-психологических теорий



(часть 2)

Цель работы Закрепить знания о истории становления науки

Основные направления социальной психологии:

Психоанализодно из наибо­лее известных направлений психо­логии за рубежом, возникшее в нача­ле XX века, основателем которого был 3. Фрейд.

Поначалу Фрейд скептически отзы­вался о социальной психологии, одна­ко изменил свое отношение к ней под воздействием работ Г. Лебона. Он при­шел к выводу, что, изучая с позиций психоанализа общественную жизнь и политическую деятельность, необходи­мо воспринимать личность более реа­листично, как целостный организм, многие действия, поступки, поведение которого обусловлены социальными причинами, зная которые можно со­ставить ее социально-психологический (психоаналитический) портрет. Впос­ледствии полученные им наработки были применены для анализа социаль­но-психологической атмосферы многих политических эпох, осмысления роли и значения различных факторов в фор­мировании социально-психологических характеристик личности многих выда­ющихся политических лидеров.

Бихевиоризмнаправление в западной психологии, ориентировав­шее исследователей на изучение не собственно общественного сознания людей, а различных форм их поведе­ния, понимаемых как совокупность реакций организма человека на сти­мулы внешней среды.

В 30-е годы XX века ему на смену пришла необихевиористская теория («смягченный» бихевиоризм), связан­ная в первую очередь с именами американских психологов Э. Толмена и К. Халла, которые включили в форму­лу «S—R» так называемые промежу­точные переменные (навык, потенциал возбуждения и торможения — К. Халл; намерение, ожидание, знание — Э. Толмен). Предпринятая за­тем Б. Скиннером, а позднее Н. Миллером, Д. Доллардом и А. Бандурой попытка применить новую концепцию «оперантного обусловливания» для объяснения и формирования социаль­ного поведения привела к созданию теории социального бихевиоризма.

Гештальтпсихология и когнитивизм в противовес бихевиоризму старались объяснить социальное поведе­ние, описывая процесс познания мира человеком. В ходе этого познания его впечатления трансформируются в сис­тему образов, на основе которых скла­дываются различные идеи, убеждения, ожидания и установки, определяющие в конечном итоге его действия и поступки. Представители этих направлений С. Аш, К. Левин, Т. Ньюком, Ф. Хайдер, Л. Фестингер и другие внесли серьез­ный вклад в социальную психологию.

Интеракционизм — одно из но­вейших направлений западной социаль­ной психологии — сводит социально-психологические явления к межлично­стному взаимодействию, усматривая в нем источник объяснения сущности, происхождения и динамики этих фено­менов. Становление же личности он объясняет ситуациями общения и взаи­модействия людей друг с другом. Об­щение и взаимодействие должны пони­маться как системы взаимно ориенти­рованных акций и реакций, развернутых во времени. Состояние общества, взаи­моотношения и личность, по мнению идеологов интеракционизма (Э. Гофма­на, Р. Линтона, Т.Ньюкома, М. Шери­фа и др.), являются не чем иным, как продуктами коммуникации между людь­ми, результатами их приспособления друг к другу.

1. Найдите достоинства и недостатки имеющихся теорий социально-психологических знаний.

2. Чем современные теории отличаются от первых социально-психологических знаний? (Обсуждение).

Вопрос для самостоятельного изучения: Подготовить доклады об ученых, внесших значительный вклад в развитие социальной психологии в России.

Вопросы и задания по теме для упражнений и самоконтроля:

Составьте схему подходов к пониманию сущности социально-психологических феноменов в нашей стране и за рубежом.

Составьте обобщающую характеристику основных направлений и школ
современной социально-психологической науки.

Составьте таблицу, в которой представлены все отечественные и зарубежные классики социальной психологии.

Охарактеризуйте направления вашего личностного совершенствования
в изучении истории социальной психологии.

Литература к теме:

1. Крысько, В.Г. Социальная психология [Текст]: учеб. для студ. высш. учеб. заведений / В.Г. Крысько. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 448 с.

2. Майерс, Д. Социальная психология [Текст ] /Д. Майерс. - СПб.: Издательство «Питер», 1999. – 688 с.:ил.

3. Платонов, Ю.П. Основы социальной психологии [Текст ] / Ю.П. Платонов. – СПб.: Речь, 2004. – 624 с.

4. Шибутани, Т. Социальная психология. [Текст ] /Т. Шибутани. - Ростов-на-Дону: изд-во «Феникс», 1998. – 544 с.

ЗАНЯТИЕ 5



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 212; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.240.142 (0.004 с.)