Тема: постоянство и изменчивость личности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: постоянство и изменчивость личности



Цель работы - Закрепление теоретического материала и формирование осознания себя как личности и возможности личностного роста

Личностьэто конкретный че­ловек, являющийся представителем определенного общества, определен­ной социальной группы, занимаю­щийся конкретным видом деятель­ности, осознающий свое отношение к окружающему и наделенный опре­деленными индивидуально-психоло­гическими особенностями.

В личности выделяется прежде все­го ее общественная сущность. Вне об­щества, вне социальной и профессио­нальной группы человек не может стать личностью, т.е. создает человека при­рода, а формирует его общество.

Сущностная характеристика лично­сти и ее основные особенности опреде­ляются:

1. Содержанием мировоззрения человека, его психологической сущностью.

Мировоззрение человека — это сло­жившаяся у него система убеждений, научных взглядов на природу, обще­ство, человеческие отношения, кото­рые стали его внутренним достоянием и отложились в сознании в виде опре­деленных жизненных целей и интере­сов, отношений, позиций.

Психологическая сущность миро­воззрения личности проявляется в спе­цифическом влиянии ее индивидуально- и социально-психологических качеств на поведение, действия и поступки.

2. Степенью целостности мировоззрения и убеждений, отсутствием или наличием в них проти­воречий, отражающих противопо­ложные интересы разных слоев об­щества.

Целостность мировоззрения нару­шается, если личность руководствует­ся или находится под влиянием проти­воречивых интересов, носителем кото­рых она вдруг оказывается в силу различного рода социальных обстоя­тельств.

3. Степенью осознанности чело­веком своего места в обществе.

Очень часто бывает, что человек слишком долго не может в силу разно­го рода обстоятельств найти свое мес­то в обществе, что не позволяет его мировоззрению окончательно офор­миться и эффективно проявляться.

4. Содержанием и характером потребностей и интересов, устойчивостью и легкостью их переключаемости, их узостью и многогранностью.

Будучи достаточно изменчивыми, потребности и интересы личности при своей слабой оформленности или узос­ти очень сильно ограничивают миро­воззрение человека.

5. Спецификой соотношения и проявления различных личностных качеств.

Личность настолько многогранна в своих индивидуально-психологичес­ких проявлениях, что соотношения ее разнообразных качеств могут сказы­ваться и на проявлениях мировоззре­ния, и на поведении.

 

Упражнение №1. Рефлексия.

Информирование:

1. Тема и цели занятия.

2. Используя результаты, полученные на предыдущих занятиях, и опираясь на читаемый параллельно теоретический курс, остано­виться на преимуществах (выгодах), которые дают осознание себя как личности и личностный рост.

 

Упражнение №2. Ролевое обсуждение.

Назначение:

- формирование осознания себя как личности;

- определение и развитие умений участников, необходимых для эффективного группового общения.

Ведущий раздает участникам листочки с обозначением той ро­ли, в которой должен выступать данный человек в обсуждении («фи­лософ», «дипломат», «поэт», «активный общественник», «эрудит», «скептик» и т.д.). Речь идет не о профессиях, а лишь о внутрен­ней позиции, которую необходимо продемонстрировать во время дис­куссии.

Каждый знает только о своей роли и ничего не знает о дру­гих.

Затем необходимо договориться о предмете обсуждения. Предмет дискуссии не должен быть сложным или слишком волнующим в данном игре, иначе это будет «выбивать» играющих из ролей. После 10-15 минут дискуссии участники должны определить, кто в какой роли выступал. Тот, чья роль оставалась неузнанной, считается не выполнившим задачу.

В процессе обсуждения итогов дискуссии обратить внимание на корректность выступающих, умение донести свое мнение до каждо­го, умение слушать, понимать и т.д.

Информирование:

1. О необходимости развития коммуникативных способностей, связь с успешностью.

2. Цели и правила дискуссии: 1) не уклоняться от темы; 2) работать на «общий котел»; 3) не уходить в абстрактное; 4) работать на понимание (не «ты меня не понял», а «я не смог донести до тебя свою мысль»); 5) активное участие всех.

 

Упражнение №3. Проективный рисунок.

Назначение:

- помочь в осознании своего внутреннего мира, конфликтов;

- стимулировать выражение чувств; а также их причин.

Предложить участникам каким-нибудь рисунком выразить свои чувства на тему: «реальное, я – идеальное»

При выполнении рисунка важно обратить внимание исполнителей на то, что здесь не требуется высокого качества рисования. Ори­ентация должна быть на спонтанность, эмоциональность, на то, что первым пришло в голову. Рисовать 5-10 минут.

Провести обсуждение готовых рисунков.

Вопросы и задания по теме для упражнений и самоконтроля

1. Покажите различия в понятиях «личность», «индивид», «субъект социального развития», «индивидуальность».

2. Охарактеризуйте понятие «социальный тип личности».

3. Объясните суть социально-психологических особенностей личности.

4. Перечислите составляющие элементы социально-психологической характеристики личности.

Литература к теме

1. Крысько, В.Г. Социальная психология [Текст]: учеб. для студ. высш. учеб. заведений / В.Г. Крысько. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 448 с.

2. Майерс, Д. Социальная психология [Текст ] /Д.Майерс. - СПб.: Издательство «Питер», 1999. – 688 с.:ил.

3. Орлова, С.Н. Социальная психология [Текст ]: у чебное пособие для студентов всех форм обучения /С.Н. Орлова, И.В. Гудовский. – Красноярск: СибГТУ, 2003. – 80 с.

ЗАНЯТИЕ 10



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 238; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.240.243 (0.008 с.)