Тема: многогранность личности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: многогранность личности



Цель работы Формирование осознания себя как личности и возможности личностного роста

Психологическая структура личности

Индивидуально-психологичес­кая сторона личности отражает специфику функционирования ее пси­хических процессов, свойств, состо­яний и образований.

Психические процессы — это пси­хические явления, обеспечивающие первичное отражение и осознание лич­ностью воздействий окружающей дей­ствительности.

Психические свойства — это наи­более устойчивые и постоянно прояв­ляющиеся особенности личности, обеспечивающие определенный уровень по­ведения и деятельности, типичный для нее. Различают следующие свойства личности: направленность, темпера­мент, характер и способности.

Психические состояния — это уровень работоспособности и качества функционирования психики личности в каждый данный момент времени.

Психические образования — это психические явления, формирующиеся в процессе приобретения человеком жизненного и профессионального опыта, в содержание которых входит особое со­четание знаний, навыков и умений.

Мировоззренческая сторона личности отражает общественно значимые ее качества и особеннос­ти, позволяющие занимать достой­ное место в обществе.

Мировоззрение личности — это сложившаяся у нее система убежде­ний, научных взглядов на природу, об­щество, человеческие отношения, ко­торые стали ее внутренним достоянием и отложились в сознании в виде определенных жизненных целей и ин­тересов, отношений, позиций.

Моральный облик личности — это система ее представлений о морали, отражающая наличие у нее твердых устоев и определяющая ее действия и поведение в обществе.

Нравственный облик личности — это устойчивая система ее взглядов на нормы отношений людей в обществе и их достойное взаимодействие.

Социально-психологическая сторона личности отражает основ­ные ее качества и характеристики, позволяющие ей играть определен­ные роли в обществе, занимать оп­ределенное положение среди других людей.

Отношение к другим людям — совокупность проявлений индивиду­ально- и социально-психологических качеств личности, отражающих типич­ное ее поведение в общении и взаимо­действии с другими людьми.

Социальные роли личности — ти­пичные способы поведения личности, обусловливаемые ее индивидуально- и социально-психологическими особен­ностями, позволяющими завоевывать определенный авторитет и доверие со стороны других людей.

Социальные позиции личности — взгляды, убеждения и представления личности, реализуемые и отстаиваемые ею в отношениях с другими людьми.

Социальные установки личнос­ти — ее настроенность на определен­ное отношение к обществу и другим людям.

1. Проанализируйте и напишите положительные и отрицательные качества личности. (Обсуждение).

2. Выполнение упражнений:

Упражнение 1. Зеркало

Моделируется встреча со своим физическим «Я». Описать себя, глядя в зеркало, как постороннего человека. Ведущий вме­сте с группой оценивает отношение человека к самому себе.

Упражнение 2. Фильм

Описать фильм о своей жизни. Расслабиться всем участникам. Ведущий зачитывает фразы, а участники стараются представить себе: Где происходит действие фильма? Как фильм называется? Каков жанр? Какова фабула (сюжет)? Кто главные герои? Кто является второстепенными персонажами? Кто постановщик картины? Что чувствуют зрители, когда смотрят этот фильм? Какова кульми­нация сюжета? Чем заканчивается картина? Какова мораль?

Упражнение 3. Проекция

Ведущий предлагает участникам семь раз ответить на вопрос «Кто Я?» (письменно, на листочках). Затем листочки собирают и выясняют, какие ролевые позиции являются наиболее типичны­ми (профессиональные, семейные и т.д.). Можно устроить кон­курс на самую оригинальную, не повторяющуюся ни у кого в группе роль.

Упражнение 4. Сравнение

Самооценка человека базируется на определении "круга для сравнения". Мы предлагаем студенту определить, кто является наиболее типичным представителем этого круга. Для начала предлагается закончить следующие предложения: а) Я умнее, чем... Я такой же умный, как... Я менее умный, чем... б) Я сильнее... в) Я красивее... г) Я добрее...

д) Удачливее...

Затем ответы классифицируются ведущим по типам: семей­ные (привлечение фигур родителей, родственников), профессио­нальные (учителя, наставники, тренеры), социально-авторитет­ные (значимые взрослые, литературно-документальные образы), поп-культурные (артисты, литературные и видеогерои, символ, образ и т.д.); фантастико-юмористические.

3. Проведение тестирования на определение самооценки (приложение 2)

Вопрос для самостоятельного изучения: каково соотношение биологического и социального в личности?

 

Вопросы и задания по теме для упражнений и самоконтроля

1. Освойте направления исследования и выявления соотношения составных частей в иерархии социально-психологических особенностей личности.

2. Составьте социально-психологическую характеристику личности одного
из своих знакомых.

3. Изучите факторы и условия, оказавшие важнейшее влияние на формирование вашей собственной личности.

4. Выявите акцентуированные особенности личности у нескольких своих знакомых.

 

Литература к теме

1. Андреева, Г.М. Социальная психология [Текст] /Г.М.Андреева. - М.: Аспект Пресс, 1998. – 376 с.

2. Крысько, В.Г. Социальная психология [Текст]: учеб. для студ. высш. учеб. заведений / В.Г. Крысько. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 448 с.

3. Орлова, С.Н. Социальная психология [Текст ]: учебное пособие для студентов всех форм обучения /С.Н. Орлова, И.В. Гудовский. – Красноярск: СибГТУ, 2003. – 80 с.

ЗАНЯТИЕ 11

Тема: СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ

Цель работы Закрепить теоретический материал, сформировать представления о факторах социализации

Социализация - это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; а с другой стороны, процесс активного воспроизводства индивидом системы социальных связей за счет его активной деятельности, включения в социальную среду.

В процессе социализации можно выделить ряд акцентов.

Во-первых, в анализе социализации акцент может быть сделан на трансляции культурно задаваемых ценностей, моделей поведения, способов социальной категоризации и т. п. Социальное развитие личности в этом случае будет рассматриваться преимущественно как процесс инкультурализации.

Во-вторых, процесс социализации может быть понят как процесс собственно усвоения, интерналтации различных модусов социального опыта.

В-третьих, внимание может быть уделено преимуще­ственно анализу возможных результатов социализации, и в данном случае речь скорее будет идти о социализации как адаптации.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 313; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.200.136 (0.007 с.)