Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: определение групповой динамики

Поиск

Цель работы Научиться определять групповую динамику.

Групповая динамика

Впервые термин «Групповая динамика» использовал К. Левин в статье «Эксперименты в социальном пространстве» в 1939 г. Автор полагает, что групповая динамика - это дисциплина, исследующая положительные и отрицательные силы, которые действуют в данной группе.

В современном понимании групповая динамика - это развитие или движение группы во времени, обусловленное взаимодействием и взаимоотношениями членов группы между собой, а также внешним воздействием на группу.

Понятие групповой динамики включает пять основных элементов, а также несколько дополнительных. Основные элементы: цели группы, нормы, структура группы и проблема лидерства, сплоченность группы, фазы ее развития. Дополнительные элементы: создание подгрупп, отношения личности с группой. Остановимся на характеристике основных элементов.

Цели группы определяются тем, в какую общую систему включена группа, а также личностными качествами ее лидера. Цели группы могут не совпадать с целями отдельных ее участников, поэтому результаты групповой динамики не всегда предсказуемы.

Нормы группы возникают в результате следования общей цели, стремления к сохранению стабильности группы, подражания другим группам, страха перед санкциями.

Структура группы выявляется с помощью социометрии, полученные данные используются для управления процессами групповой динамики. Лидер ведет группу, организует, планирует и управляет ее деятельностью, проявляя более высокий, по сравнению с остальными, уровень активности, он импонирует группе.

Сплоченность группы - это взаимное тяготение членов группы, которое обеспечивается специальными факторами: привлекательностью членов группы (степень симпатии, испытываемой к ним окружающими); сходством взглядов членов группы; сходством отношения к целям группы; характером взаимосвязи членов группы (кооперация или конкуренция); удовлетворенностью групповой деятельностью; стилем руководства и принятия решения; атмосферой группы; ее величиной.

Фазы развития группы: диффузная группа, группа - ассоциация, группа - кооперация, группа - коллектив, корпорация.

 

Проанализируйте, как изменялась ваша группа с момента образования и на каком этапе она находится сейчас (Обсуждение).

Первый этап
Диффузная группа (по Л.И. Уманскому и А.С. Чернышеву) Для диффузной группы характерно отсутствие психологического единства группы по главным направлениям деятельности, хотя возможно достижение психологического единства на второстепенной, случайной, временной (а не деловой) основе. Как правило, это разобщенные общности, состоящие из изолированных группировок. Наряду с лидерами-организаторами действуют и лидеры-дезорганизаторы. Многие вопросы организации совместной деятельности решаются импульсивно, самоуправление развито слабо, организационное ядро группы авторитетом не пользуется. Управлять такими группами трудно, потому что они вялы, пассивны. При получении новых заданий оказывают большое сопротивление: не хотят нововведений, ссылаются на свою «немощность», пытаются оттянуть задание под видом любых, часто нелепых, отговорок. Личность в диффузных группах недостаточно включена в совместную деятельность, психологически слабо защищена.  
Второй этап
Группа – ассоциация (по Л.И. Уманскому и А.С. Чернышеву) К этой категории относятся такие коллективы, в которых плохо выполняется основная групповая деятельность. Эти группы не имеют общественно ценного лица. Актив в группе недостаточно действен. Учащиеся взаимно внушаемы и конформны в поведении. Общий тон – пассивная созерцательность. Стиль самоуправления в таких группах – импульсивный. В противовес официальным лидерам-организаторам в них выступают 2 – 3 ярко выраженных дезорганизатора, а чаще всего проявляется пассивное поведение учащихся. Управлять такими группами трудно, потому что они вялы, пассивны, часто не реализуют общих целей и задач. При получении новых заданий оказывают известное сопротивление, пытаются оттянуть задание под видом любых отговорок или переложить его на другие коллективы. Личность в таких группах проявляет себя слабо. Особенно в неблагоприятном положении оказываются в них яркие и самобытные ребята. По уровню своего развития эти коллективы находятся на начальных этапах формирования (как правило, ассоциации).  
Третий этап
Группа–кооперация (по Л.И. Уманскому и А.С. Чернышеву)   Это достаточно организованные и сплоченные группы, но проявляют активность, прежде всего в собственных интересах, проявляют групповой эгоизм, противопоставляют себя другим группам, строят межгрупповые отношения на основе конкуренции, соперничества. Общественно-значимые цели вышестоящей организации такие группы стремятся приспособить к своим узкогрупповым интересам.  
Четвертый этап
Группа–коллектив (по Л.И. Уманскому и А.С. Чернышеву) Такие группы успешно выполняют учебную и общественно значимую деятельность, ответственно относятся к поручениям, проявляют высокую принципиальность и моральную чистоту в разнообразных формах поведения. Полученные группой задачи решаются не шаблонно, есть попытки найти наилучший вариант их выполнения. Группа психологически сплочена, сплоченность базируется на социально-ценных мотивах и целях. Психологическое единство вырабатывается в ходе активного обсуждения различных сторон деятельности группы, в обсуждении принимают участие все учащиеся. Между группировками и между лидерами группировок сложились хорошие деловые и личные отношения. В общении между членами коллектива наблюдается уважительное отношение друг к другу. Личность в такой группе психологически защищена; в деловых отношениях - высокая требовательность к каждому учащемуся и непримиримость к нарушениям групповых норм и ценностей. В настроении группы преобладает «мажор», переживание чувства собственного достоинства, базирующегося на представлении ценности своей группы и гордости за нее. Каждый учащийся в такой группе чувствует себя легко и свободно. В личности каждого учащегося появляются индивидуальные качества, способности, украшающие коллектив.  
В группах – коллективах много лидеров-организаторов, способных организовать любое дело, отсюда «… бьющая в глаза способность группы построиться и перестроиться для любой задачи» (А.С. Макаренко). Управлять такими группами, с одной стороны, легко, так как они организованы, дееспособны, а с другой стороны, – трудно, так как они требуют высокого уровня управления, не идут на компромиссы и не боятся риска.  

 

Вопросы и задания по теме для упражнений и самоконтроля:

Дайте определение социально-психологической структуры малой группы.

Какую роль играет социально-психологическая структура малой группы?

Изучите особенности структуры межличностных предпочтений в вашей группе.

Выберите социометрический критерий для выявления неформального лидера вашей группы.

 

Литература к теме:

1. Андреева, Г.М. Социальная психология [Текст] /Г.М. Андреева. - М.: Аспект Пресс, 1998. – 376 с.

2. Майерс, Д. Социальная психология. [Текст] /Д. Майерс. - СПб.: Издательство «Питер», 1999. – 688 с.:ил.

3. Орлова, С.Н. Социальная психология [Текст]: учебное пособие для студентов всех форм обучения. /С.Н. Орлова, И.В. Гудовский. – Красноярск: СибГТУ, 2003. – 80 с.

4. Шибутани, Т. Социальная психология [Текст] /Т. Шибутани. - Ростов-на-Дону: изд-во «Феникс», 1998. – 544 с.

 

ЗАНЯТИЕ 16

Тема ГРУППОВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

Цели работы

- закрепление знаний, полученных на предыдущих занятиях;

- формирование навыков эффективного общения;

- сбор информации для дальнейшей работы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 309; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.249.84 (0.006 с.)