Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: методы социальной психологии как науки

Поиск

СОЦИАЛЬНАЯ

ПСИХОЛОГИЯ

 

Сборник описаний лабораторных работ

для студентов

специальности 030301 Психология

очной формы обучения

 

Красноярск 2011

 


Социальная психология: Сборник описаний лабораторных работ для студентов специальности 030301. /И.В.Гудовский. - Красноярск: СибГТУ, 2011. - 68 с.

 

Рецензент: к.ф.н., доцент Е.С.Медведева (методический совет СибГТУ)

 

 

© И.В. Гудовский

© Сибирский государственный технологический университет, 2011

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение    
Занятие 1 Методы социальной психологии как науки    
Занятие 2 Основные направления прикладных исследований в практической социальной психологии  
Занятие 3 Анализ социально-психологических теорий  
Занятие 4 Анализ социально-психологических теорий (часть 2)  
Занятие 5 Общение как социально-психологическое явление  
Занятие 6 Общение как процесс взаимодействия и его способы  
Занятие 7 Общение как коммуникативный процесс    
Занятие 8 Общение как восприятие  
Занятие 9 Постоянство и изменчивость личности  
Занятие 10 Многогранность личности    
Занятие 11 Социализация личности  
Занятие 12 Особенности социализации  
Занятие 13 Социальные установки  
Занятие 14 Особенности группы    
Занятие 15 Определение групповой динамики  
Занятие 16 Групповое взаимодействие    
Примерные темы контрольных работ    
Перечень ключевых слов    

 

ВВЕДЕНИЕ

Курс «Социальная психология» одна из обязательных дисциплин подготовки в системе высшего профессионального психологического образования. Дисциплина предназначена для вооружения студентов системой теоретических знаний, практических навыков и умений социально-психологического анализа условий, процессов и результатов жизнедеятельности людей. Социальная психология является одной из наиболее динамично развивающихся в настоящее время наук. Это объясняется актуальностью и востребованностью социально-психологического знания в нашем обществе. Специфика социальной психологии состоит в изучении закономерностей поведения и деятельности людей, обусловленных их включением в социальные группы, а также психологических характеристик этих групп.

Лабораторный практикум предназначен для студентов специальности 030301 Психология. Цели лабораторных занятий – закрепить у студентов знания, полученные в процессе лекционного курса.

 

ЗАНЯТИЕ 1

Литература к теме

1. Андреева, Г.М. Социальная психология [Текст] /Г.М.Андреева - М.: Аспект Пресс, 1998. – 376 с.

2. Квинн, В. Прикладная психология [Текст] /В. Квинн. – Спб.: Питер, 2000. – 560 с.: ил. - (Серия «Учебник нового века»).

3. Крысько, В.Г. Социальная психология [Текст]: учеб. для студ. высш. учеб. заведений / В.Г. Крысько. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 448 с.

 

ЗАНЯТИЕ 2

Литература к теме

1. Введение в практическую социальную психологию [ Текст]; /под ред. Ю.М. Жукова, Л.А. Петровской, О.В. Соловьевой. – 3-е изд., испр. – М.: Смысл, 1999. – 377 с.

2. Орлова, С.Н. Социальная психология [Текст ]: учебное пособие для студентов всех форм обучения /С.Н. Орлова, И.В. Гудовский. – Красноярск: СибГТУ, 2003. – 80 с.

 

 

ЗАНЯТИЕ 3

Тема:

Литература к теме

1. Крысько, В.Г. Социальная психология [Текст]: учеб. для студ. высш. учеб. заведений / В.Г. Крысько. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 448 с.

2. Майерс, Д. Социальная психология.. [Текст ] /Д. Майерс. - СПб.: Издательство «Питер», 1999. – 688 с.:ил.

3. Платонов, Ю.П. Основы социальной психологии [Текст ] / Ю.П. Платонов – СПб.: Речь, 2004. – 624 с.

ЗАНЯТИЕ 4

Тема: ОБЩЕНИЕ КАК ПРОЦЕСС ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ И ЕГО СПОСОБЫ

ЗАНЯТИЕ 9

Литература к теме

1. Крысько, В.Г. Социальная психология [Текст]: учеб. для студ. высш. учеб. заведений / В.Г. Крысько. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 448 с.

2. Майерс, Д. Социальная психология [Текст ] /Д.Майерс. - СПб.: Издательство «Питер», 1999. – 688 с.:ил.

3. Орлова, С.Н. Социальная психология [Текст ]: у чебное пособие для студентов всех форм обучения /С.Н. Орлова, И.В. Гудовский. – Красноярск: СибГТУ, 2003. – 80 с.

ЗАНЯТИЕ 10

Тема: МНОГОГРАННОСТЬ ЛИЧНОСТИ

Цель работы Формирование осознания себя как личности и возможности личностного роста

Упражнение 3. Проекция

Ведущий предлагает участникам семь раз ответить на вопрос «Кто Я?» (письменно, на листочках). Затем листочки собирают и выясняют, какие ролевые позиции являются наиболее типичны­ми (профессиональные, семейные и т.д.). Можно устроить кон­курс на самую оригинальную, не повторяющуюся ни у кого в группе роль.

Упражнение 4. Сравнение

Самооценка человека базируется на определении "круга для сравнения". Мы предлагаем студенту определить, кто является наиболее типичным представителем этого круга. Для начала предлагается закончить следующие предложения: а) Я умнее, чем... Я такой же умный, как... Я менее умный, чем... б) Я сильнее... в) Я красивее... г) Я добрее...

д) Удачливее...

Затем ответы классифицируются ведущим по типам: семей­ные (привлечение фигур родителей, родственников), профессио­нальные (учителя, наставники, тренеры), социально-авторитет­ные (значимые взрослые, литературно-документальные образы), поп-культурные (артисты, литературные и видеогерои, символ, образ и т.д.); фантастико-юмористические.

3. Проведение тестирования на определение самооценки (приложение 2)

Вопрос для самостоятельного изучения: каково соотношение биологического и социального в личности?

 

Вопросы и задания по теме для упражнений и самоконтроля

1. Освойте направления исследования и выявления соотношения составных частей в иерархии социально-психологических особенностей личности.

2. Составьте социально-психологическую характеристику личности одного
из своих знакомых.

3. Изучите факторы и условия, оказавшие важнейшее влияние на формирование вашей собственной личности.

4. Выявите акцентуированные особенности личности у нескольких своих знакомых.

 

Литература к теме

1. Андреева, Г.М. Социальная психология [Текст] /Г.М.Андреева. - М.: Аспект Пресс, 1998. – 376 с.

2. Крысько, В.Г. Социальная психология [Текст]: учеб. для студ. высш. учеб. заведений / В.Г. Крысько. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 448 с.

3. Орлова, С.Н. Социальная психология [Текст ]: учебное пособие для студентов всех форм обучения /С.Н. Орлова, И.В. Гудовский. – Красноярск: СибГТУ, 2003. – 80 с.

ЗАНЯТИЕ 11

Тема: СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ

Цель работы Закрепить теоретический материал, сформировать представления о факторах социализации

Социализация - это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; а с другой стороны, процесс активного воспроизводства индивидом системы социальных связей за счет его активной деятельности, включения в социальную среду.

В процессе социализации можно выделить ряд акцентов.

Во-первых, в анализе социализации акцент может быть сделан на трансляции культурно задаваемых ценностей, моделей поведения, способов социальной категоризации и т. п. Социальное развитие личности в этом случае будет рассматриваться преимущественно как процесс инкультурализации.

Во-вторых, процесс социализации может быть понят как процесс собственно усвоения, интерналтации различных модусов социального опыта.

В-третьих, внимание может быть уделено преимуще­ственно анализу возможных результатов социализации, и в данном случае речь скорее будет идти о социализации как адаптации.

Факторы социализации

Стадии Положительные факторы Отрицательные факторы
Дотрудовая    
   
   
Трудовая    
   
Послетрудовая    
   

 

Вопросы и задания по теме для упражнений и самоконтроля

Какие факторы влияют на формирование социально-психологических особенностей личности?

Дайте определение понятия социализации.

Охарактеризуйте факторы социализации личности.

Перечислите этапы и стадии социализации личности.

 

Литература к теме:

1. Гудовский, И.В. Социализация личности в образовательном процессе: маргинальный аспект [Текст]: монография /И.В. Гудовский. – Красноярск: СибГТУ, 2005. – 200 с.

2. Крысько, В.Г. Социальная психология [Текст]: учеб. для студ. высш. учеб. заведений / В.Г. Крысько. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 448 с.

3. Орлова, С.Н. Социальная психология [Текст ]: учебное пособие для студентов всех форм обучения /С.Н. Орлова, И.В. Гудовский. – Красноярск: СибГТУ, 2003. – 80 с.

ЗАНЯТИЕ 12

Механизмы социализации.

Традиционный механизм социа­лизации представляет собой усвое­ние человеком норм, эталонов поведе­ния, взглядов, которые характерны для его семьи и ближайшего окружения (соседского, приятельского, професси­онального). Это усвоение происходит, как правило, на неосознанном уровне с помощью запечатления, некритичес­кого восприятия господствующих сте­реотипов.

Институциональный механизм социализации действует в процессе взаимодействия человека с института­ми общества, с различными организа­циями, как специально созданными для социализации, так и реализующими со­циализирующие функции параллельно со своими основными функциями (про­изводственные, общественные, клуб­ные и другие структуры, а также сред­ства массовой коммуникации).

Стилизованный механизм соци­ализации действует в рамках субкуль­туры. Под субкультурой в общем виде понимается тот комплекс ценностей, норм, морально-психологических черт и поведенческих проявлений, которые типичны для людей определенного воз­раста или конкретного профессиональ­но-культурного слоя, создающего в целом конкретный стиль жизни той или иной возрастной, профессиональной или социальной группы.

Межличностный механизм со­циализации функционирует в процес­се взаимодействия человека с субъек­тивно значимыми для него лицами и представляет собой психологический механизм межличностного переноса благодаря эмпатии и идентификации. Значимыми лицами могут быть роди­тели, любимый учитель, уважаемый взрослый, сослуживец, друг-сверстник своего или противоположного пола.

Рефлексивный механизм социа­лизации связан с внутренним диало­гом, в котором человек рассматривает, оценивает, принимает или отвергает те или иные ценности, свойственные раз­личным институтам общества, семье, сверстникам, значимым лицам и т.д.

Социально-психологические способы социализации:

· осознаваемые

· неосознаваемые

К неосознаваемым относят:

· психологическое заражение (бессознательная подверженность индивида определенным психическим состояниям)

· внушение (особый вид эмоционально-волевого целенаправленного воздействия)

· подражание (способ воздействия, в результате которого происходит воспроизводство черт и образцов демонстрируемого поведения)

· индетификация (отождествление индивида с другим человеком, в результате чего происходит воспроизводство поведения, мыслей и чувств другого лица)

По мере роста и формирования сознания и самосознания у индивида начинает складываться довольно четкое оценочное, избирательное отношение к окружению, его нормам и ценностям, ролевым предписаниям. Она находит место в таких социально - психологических явлениях (механизмы)

· референтная группа (выполняет функции перцептивного фильтра, отбирающего из социальных норм и ценностей наиболее значимые для индивида)

· авторитет (степень влияния, оказываемые отдельными лицами в той или иной отрасли знания или сфере занятости)

· престиж (групповое оценочное явление, совокупность внешних оценок одобрения, которыми с позиции групповых норм и критериев оцениваются различные социальные явления, наряду с самооценкой участвует в формировании притязаний)

· популярность (групповое оценочное явление в области формирования общественных вкусов, ценностей, предписаний

· групповые ожидания (групповые экспектации, направленные на индивида со стороны его окружения. Могут выступать как в виде ролевых предписаний, так и в виде оценочных стереотипов, проявляющихся в социальной перцепции) Г.Э. в сфере социальной перцепции складываются на основе стереотипизации, когда новые впечатления об объекте восприятия, обобщаются благодаря сходству с прежними знаниями, тем самым «вгоняют» индивида в определенный поведенческий стереотип («трудный подросток»)

 

Успешность человека – одна из составляющих процесса социализации. Проведение тестирования мотивации успеха-неудач МУН

 

ТЕСТ - ОПРОСНИК МУН (мотивации успеха/неудач)

 

Инструкция. Отвечая на нижеприведенные вопросы, необходимо выбрать один из ответов: «да» или «нет».

 

1. Включаясь в работу, я, как правило, оптимистично настроен, надеюсь на успех.

2. В деятельности я обычно активен.

3. Склонен к проявлению инициативы.

4. При выполнении ответственных заданий стараюсь по возможности найти причины, чтобы от них отказаться.

5. Часто выбираю крайности: либо очень легкие, либо совершенно невыполнимые задания.

6. При встрече с препятствиями, как правило, не отступаю, а ищу способы их преодоления.

7. При чередовании успехов и неудач склонен к переоценке своих успехов.

8. Продуктивность деятельности в основном зависит от моей собсвенной целеустремленности, а не от внешнего контроля.

9. При выполнении достаточно трудных заданий в условиях ограниченного времени результативность моей деятельности ухудшается.

10. Склонен проявлять настойчивость в достижении цели.

11. Склонен планировать свое будущее на достаточно отдаленную перспективу.

12. Если рискую, то скорее продуманно.

13. Я обычно не очень настойчив в достижении цели, особенно если отсутствует внешний контроль.

14. Предпочитаю ставить перед собой средние по трудности или слегка завышенные, но достижимые цели, нежели стремиться к невозможному.

15. В случае неудачи при выполнении какого-либо задания его притягательность для меня, как правило, снижается.

16. При чередовании успехов и неудач я склонен к переоценке своих неудач.

17. Предпочитаю планировать свое будущее лишь на ближайшее время.

18. При работе в условиях ограниченного времени результативность моей деятельности обычно улучшается, даже если задание достаточно трудное.

19. Я, как правило, не отказываюсь от поставленной цели даже в случае неудачи на пути к ее достижению.

20. Если я сам выбрал себе задание, то в случае неудачи его притягательность для меня еще более возрастает.

 

КЛЮЧ К ОПРОСНИКУ: ДА: 1,2,3,6,8,10,11,12,14,16,18,19,20

НЕТ: 4,5,7,9,13,15,17

 

ОБРАБОТКА И КРИТЕРИИ За каждое совпадение – 1 балл

от 1 до 7 – мотивация боязни неудач;

14-20 – мотивация успеха;

8-13 – мотивационный полюс ярко не выражен (8-9 тяготение к мотивации боязни неудач; 12-13 – к мотивации успеха).

 

Вопросы и задания по теме для упражнений и самоконтроля

1. Что такое маргинальная стадия социализации?

2. Изучите наиболее значительные этапы вашей социализации.

3. Осмыслите важнейшие факторы социализации личности в условиях современного развития нашего государства.

4. Исследуйте особенности социализации личности, живущего в многонациональном государстве.

Литература к теме

1. Андреева, Г.М. Социальная психология [Текст] /Г.М.Андреева. - М.: Аспект Пресс, 1998. – 376 с.

2. Гудовский, И.В. Социализация личности в образовательном процессе: маргинальный аспект [Текст]: монография /И.В. Гудовский. – Красноярск: СибГТУ, 2005. – 200 с.

3. Орлова, С.Н. Социальная психология [Текст ]: учебное пособие для студентов всех форм обучения /С.Н. Орлова, И.В. Гудовский. – Красноярск: СибГТУ, 2003. – 80 с.

 

ЗАНЯТИЕ 13

Тема: СОЦИАЛЬНЫЕ УСТАНОВКИ

Цель работы: Закрепить теоретический материал, научиться различать и формировать социальные установки.

Социальная установка – это благоприятная или неблагоприятная оценочная реакция на что-либо или кого-либо, которая выражается во мнениях, чувствах и целенаправленном поведении.

Особенно хорошо данный вопрос был исследован в западной социальной психологии и социологии. Для обозначения социальной установки используется термин аттитюд (Attitude).

Выделяют аттютид как:

а) определенное состояние сознания и нервной системы;

б) выражающее готовность к реакции;

в) организованное;

г) на основе предшествующего опыта;

д) оказывающее направляющее и динамическое влияние на поведение.

Исследователи выделяют четыре функции аттитюдов: приспособительная функция - аттитюд направляет личность к объектам, которые служат достижению его целей; функция знания - аттитюд дает указания о способе поведения по отношению к конкретному объекту; функция выражения - аттитюд выступает как средство выражения себя как личности, освобождения от внутреннего напряжения; функция защиты - аттитюд способствует разрешению внутренних конфликтов личности.

В 1942 году М. Смит выделил три компонента аттитюда:

а) когнитивный компонент - осознание объекта социальной установки;

б) аффективный компонент - эмоциональная оценка объекта, выявление чувства симпатии или антипатии к нему;

в) поведенческий компонент - последовательное поведение по отношению к объекту.

 

Пользуясь теоретическими знаниями по данной теме, разработать ряд установок, позволяющих повысить эффективность процесса управления на предприятии (в зависимости от специальности). (Обсуждение).

Вопрос для самостоятельного изучения: подготовьте доклад о влиянии социальной установки на межличностные отношения.

 

Вопросы и задания по теме для упражнений и самоконтроля

1. Что такое аттитюд?

2. Какова роль установки в педагогическом процессе вуза?

3. Как социальные установки влияют на поведение человека?

4. Назовите положительные и отрицательные установки в профессиональной деятельности психолога.

Литература к теме:

1. Квинн, В. Прикладная психология [Текст] /В. Квинн. – СПб.: Питер, 2000. – 560 с.: ил. - (Серия «Учебник нового века»).

2. Майерс, Д. Социальная психология. [Текст ] /Д. Майерс. - СПб.: Издательство «Питер», 1999. – 688 с.:ил.

3. Орлова, С.Н. Социальная психология [Текст ]: учебное пособие для студентов всех форм обучения /С.Н. Орлова, И.В. Гудовский. – Красноярск: СибГТУ, 2003. – 80 с.

4. Шибутани, Т. Социальная психология [Текст ] /Т. Шибутани. - Ростов-на-Дону: изд-во «Феникс», 1998. – 544 с.

 

ЗАНЯТИЕ 14

Тема: ОСОБЕННОСТИ ГРУППЫ

Цель работы Научиться работать с методикой, направленной на исследование особенностей группы.

Малые группыэто небольшие по составу общности(от 2-3 до 30-40 человек), члены кото­рых объединены единой целью своей деятельности и находятся в непос­редственном личном контакте (об­щении), что является основой для возникновения группы как целого.

Существует несколько методологических принципов исследования группы. Можно выделить среди них наибо­лее распространенные.

Принцип деятельности. Специфика данного принципа в исследовании малых групп характеризуется следующими моментами:

• понимание деятельности как совместной групповой, при этом выделяют формы организации, уровни и содержание совместной деятельности;

• рассмотрение группы, ее феноменов в контексте со­вместной деятельности индивидов, что означает при­нятие в качестве объекта исследования не лаборатор­ных, а реальных социальных групп (только в них межличностные отношения раскрываются во всей своей полноте, выступая формой реализации обще­ственных отношений);

• понимание группы как совокупного субъекта деятельности, ориентация на изучение соответствующих атрибутов указанного субъекта - групповых потребностей, мотивов, норм, ценностей, целей и т.д.;
выявление и описание целостных характеристик группового процесса;

• интерпретация совместной деятельности не только как фактора, конституирующего группу в качестве ин­тегратора групповых процессов, но и как основания процесса развития группы.

Принцип системности. Ведущую эвристическую фун­кцию в исследовании феноменов социальной группы вы­полняет принцип системности. Анализ характеристик це­лостной социальной системы, приложение системных идей к общепсихологической и социально-психологической про­блематике позволяют обозначить ряд существенных, с точки зрения системного подхода, моментов группы:

• поиск в группе специфически групповых (системных) новообразований (типа групповых норм, ценностей, целей, решений и т.п.);

• изучение их влияния на соответствующие аспекты индивидуального поведения;

• обязательное соотнесение тех или иных индивидуальных характеристик членов группы с деятельностным контекстом группы;

• учет наличия в группе особых интегративных факто­ров, обеспечивающих сохранение ее качественного своеобразия, нормальное функционирование и развитие;

• необходимость трактовки развертывающихся в группе процессов и отношений как многоуровневых и многомерных явлений;

• рассмотрение группы как функционирующей во времени открытой системы;

• принятие во внимание наличия двух основных сфер
жизнедеятельности группы - деловой (трудовой, ин­струментальной) и эмоциональной (межличностной);

• подчеркивание взаимосвязи и взаимовлияния групповых феноменов;

• включение вероятностного фактора в анализ закономерностей группового процесса, понимание сложной (системной) детерминации явлений групповой жизни.

Принцип развития. С позиции этого принципа:

• развитие социальной группы трактуется как обусловленное развитием совместной деятельности ее членов;

учитывается неравномерность развития основных
сфер жизнедеятельности группы в связи со спецификой решаемых ею задач и с особенностями организации ее членов;

• идет поиск и изучение механизмов группового развития;

• движение группы в широком временном диапазоне рассматривается, прежде всего, в отношении к буду­щему;

• выявляются возможные регрессивные тенденции на разных этапах жизни группы.

Указанные методологические принципы определенным образом взаимосвязаны и в разные периоды жизнедеятель­ности группы имеют различный удельный вес в объясне­нии, предсказании и конструировании происходящих в ней процессов.

Задание Составьте карту-схему студенческой группы (Обсуждение).

Инструкция

Карта-схема, состоящая из опросных листов, представляет собой пятибалльную шкалу, вмонтированную в набор качеств, характеризующих наиболее существенные свойства группы.

Оценка уровня развития отдельных групповых качеств идет по пятибалльной системе: «5» ставится тогда, когда качество очень сильно и постоянно проявляется, «4» - проявляется постоянно, но не так сильно, «3» - не очень проявляется, «2» - проявляется противоположное отрицательное качество, «1» - сильно проявляется противоположное отрицательное качество. Чтобы оценить какое-либо качество, надо прочитать слева положительную его оценку, а справа отрицательную и лишь затем крестиком обозначить оценку против соответствующего балла и вписать напротив каждого суждения фамилии тех учащихся, которые заметно влияют на данное.

Таблица 2

Организованность

             
1. В группе разумно, доброжелательно решаются вопросы взаимопомощи.           1. При решении групповой задачи необходимость взаимоподчинения вызывает противодействие, и даже конфликт.
2. Группа может самостоятельно выбрать себе организаторов по различным вида деятельности.           2. Группа не может самостоятельно решать вопросы о выборе организаторов ли проводит выборы несерьезно, по принципу «кого-нибудь, только не меня».
3. Члены группы взаимодействуют в том направлении, которое приносит успех всей группе в целом.           3. Большинство членов группы ориентируется на «себя» делают то, что им удобно и выгодно.
4. Трудные условия, ситуация опасности, неожиданные сильные воздействия еще более сплачивают группу.           4. В этих условиях происходит рассогласование группы, вплоть до ее полного распада.
5. Неудача в достижении групповой цели приводит к еще большему единству и сплочению группы.           5. Неудача в достижении групповой цели расслабляет группу вплоть до ее полного отказа от реализации данной цели.
6. Группа постоянно и устойчиво поддерживает связь и осуществляет взаимодействие с другими группами.           6. Группа стремится изолироваться от других групп, противодействует контактам с ними.

 

Продолжение таблицы 2

5. Группа доброжелательно, участливо относится к новым членам, старается помочь освоиться, и «прижиться», влиться в свою среду.             7. Группа враждебно относится к новым членам, противодействует вхождению их в новую для них среду своей группы.
             
8. Группа легко, свободно, быстро, с высокой результативностью согласует свои действия.           8. Группа способна к согласованию своих действий.
9. Группа представляет устойчивое единое целое. Имеющиеся в группе отдельные группировки (например, по симпатиям) активно взаимодействуют друг с другом, поддерживая общегрупповое единство.           9. Группа не представляет единого целого, распадается на ряд отдельных группировок, которые враждуют друг с другом.
10. Члены группы активно стремятся сохранить группу, как единое целое. Группа настойчиво противодей-ствует попыткам расформи-рования.           10. Члены группы относятся безразлично к сохранению группы. Группа легко поддается расформирова-нию или даже способствует ему.
11. Группа имеет хороших, способных организаторов, являющихся ее авторитет-ными полномочными представителями.           11. Группа не имеет хороших, способных организаторов.

Интеллектуальная коммуникативность

             
1. Группа имеет четкое единое суждение о возможностях ее действительных организаторов.           1. Группа не имеет единого мнения, единого суждения о возможностях своих организаторов. Мнение группы об ее активе противоречиво.

 

 

Продолжение таблицы 2

2. Все члены группы прислушиваются к мнению своих товарищей и приходят к единодушному суждению.           2. Члены группы не прислушиваются к мнению своих товарищей, мнения остро противоречивы.
3. Члены группы хорошо осведомлены обо всем, что касается группы: ее задачах, внутригрупповых отношениях, результатах деятельности и т.д.           3. В группе не знают о ее задачах, внутригрупповых отношениях, ее месте среди других групп, результатах ее деятельности и т.д.
4. Группа легко находит «общий язык» и взаимопонимание при решении групповых задач.           4. В группе нет взаимопонимания при решении общих задач.
6. При обсуждении актуальных вопросов, касающихся группы и поведения, отдельных ее членов, группа активно добивается единого мнения и находит единодушное решение.             5. Группа не способна прийти к единому мнению при обсуждении вопросов, касающихся как группы в целом, так и отдельных ее членов.
7. В изменяющихся жизненных ситуациях группа быстро оценивает перемены, создает новое общественное мнение.               6. Группа не способна оценивать изменившуюся обстановку, слепо следует привычкам, сложившимся суждениям.
             
7. При оценке воспринимаемых фактов и событий окружающей жизни в группе существует устойчивое единство суждений.           7. Для группы характерны противоположные суждения и оценки воспринимаемых фактор, событий.
8. Группа имеет единое и четкое мнение о своих возможностях, достоинствах и недостатках.           8. В группе имеют место явно противоречивые мнения о своих возможностях и недостатках.
9. Группа верно, единодушно оценивает свое место среди других групп.           9. Группа неверно и противоречиво оценивает свое место среди других групп.

 

 

Продолжение таблицы 2

10. Критические замечания со стороны членов группы принимаются доброжелательно и способствуют созданию единого группового мнения.           10. Критические замечания со стороны одних членов группы принимаются другими ее членами враждебно, способствует разъединению группового мнения.
11. Критические замечания извне группы принимаются доброжелательно, самокритично и создают стремление к осмысливанию и исправлению недостатков.           11. Критические замечания извне принимаются группой враждебно и вызывают стремление к отпору, настаиванию на недостатках, групповому упрямству.

 

Психологический климат

             
1. Преобладание мажорного, приподнятого, доброго общего тона в группе.           1. Преобладание подавленного настроения, пессимистического настроя в группе.
2. Доброжелательность во взаимоотношениях членов группы, взаимное притяжение друг к другу, симпатия.           2. Конфликты в отношениях, отталкивание, антипатия.
3. Стремление к совместности переживания событий, жизнен-ных явлений, произведений искусств.           3. Тенденция к замкнутости членов группы друг от друга, отказ или уклонение от группового характера переживаний.
4. Успехи или неудачи группы в целом переживаются ярко всеми членами группы.           4. Успехи или неудачи группы оставляют членов группы равнодушными.
5. Успехи ли неудачи товарищей вызывают пере-живание, искреннее участие других членов группы. Здесь имеют место одобрение, поддержка, а критика делается с доброжелательных позиций.             5. В этих условиях в группе проявляются зависть, зло-радство, а упреки и критика исходят из желания унизить, оскорбить.

 

 

Продолжение таблицы 2

6. В сложных ситуациях происходит эмоциональное единение, общий мобилизационный настрой.               6. В этих условиях группа теряется, «раскисает», наблюдается растерянность, ссоры, взаимные обвинения и т.д.
             
7.Отрицательная оценка группы со стороны более широких общностей или их органов вызывает групповое сопереживание, выражающее единение группы и способствующее ему.             7. В данных обстоятельствах у части группы имеют место переживания, выражающие разобщение группы или способствующие этому.
8. В отношении между эмоциональными объединениям (группировками по симпатиям) существует взаимное расположение и доброжелательность.           8. Группировки конфликтуют между собой, враждебно относятся друг к другу.
9. Групповые эмоциональные «взрывы» в сложных жизненных ситуациях (например, общее негодование, возмущение) регулируются группой и не меняют качественно содержание ее поведения.           9. Групповые эмоциональные состояния взрывного характера выходят из-под контроля группы, протекают стихийно и определяют содержание группового поведения.
10. Членам группы нравится бывать вместе, им хочется чаще находиться в группе, участвовать в совместной деятельности.           10. Члены группы не стремятся бывать вместе, проявляется безразличие к общению, выражается отрицательное эмоциональное отношение к совместной деятельности.
11. Группа способна сдерживать проявление своих чувств, когда этого требуют интересы дела.           11. Группа не в состоянии сдерживать эмоциональные порывы в необходимых ситуациях.

 

Количественная оценка проводится на основе сопоставления общей сумы по всем интегративным свойствам со следующей шкалой измерения уровня развития коллектива:

Шкала оценки уровня развития коллектива

Уровни развития коллектива Сумма баллов по всем качествам
Высокое развитие 180 – 220
Хорошее развитие 140 – 179
Среднее развитие 100 – 139
Недостаточное развитие 60 – 99

 

Вопросы и задания по теме для упражнений и самоконтроля

1. Дайте определение малой группы.

2. Перечислите виды малых групп.

3. Изучите подходы к пониманию малых групп и их особенностей.

4. Изучите, какие традиции проявляются в вашей малой группе.

Литература к теме

1. Андреева, Г.М. Социальная психо



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 153; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.42.247 (0.011 с.)