![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема: методы социальной психологии как наукиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Сборник описаний лабораторных работ для студентов специальности 030301 Психология очной формы обучения
Красноярск 2011
Социальная психология: Сборник описаний лабораторных работ для студентов специальности 030301. /И.В.Гудовский. - Красноярск: СибГТУ, 2011. - 68 с.
Рецензент: к.ф.н., доцент Е.С.Медведева (методический совет СибГТУ)
© И.В. Гудовский © Сибирский государственный технологический университет, 2011 СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ Курс «Социальная психология» одна из обязательных дисциплин подготовки в системе высшего профессионального психологического образования. Дисциплина предназначена для вооружения студентов системой теоретических знаний, практических навыков и умений социально-психологического анализа условий, процессов и результатов жизнедеятельности людей. Социальная психология является одной из наиболее динамично развивающихся в настоящее время наук. Это объясняется актуальностью и востребованностью социально-психологического знания в нашем обществе. Специфика социальной психологии состоит в изучении закономерностей поведения и деятельности людей, обусловленных их включением в социальные группы, а также психологических характеристик этих групп.
Лабораторный практикум предназначен для студентов специальности 030301 Психология. Цели лабораторных занятий – закрепить у студентов знания, полученные в процессе лекционного курса.
ЗАНЯТИЕ 1 Литература к теме 1. Андреева, Г.М. Социальная психология [Текст] /Г.М.Андреева - М.: Аспект Пресс, 1998. – 376 с. 2. Квинн, В. Прикладная психология [Текст] /В. Квинн. – Спб.: Питер, 2000. – 560 с.: ил. - (Серия «Учебник нового века»). 3. Крысько, В.Г. Социальная психология [Текст]: учеб. для студ. высш. учеб. заведений / В.Г. Крысько. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 448 с.
ЗАНЯТИЕ 2 Литература к теме 1. Введение в практическую социальную психологию [ Текст]; /под ред. Ю.М. Жукова, Л.А. Петровской, О.В. Соловьевой. – 3-е изд., испр. – М.: Смысл, 1999. – 377 с. 2. Орлова, С.Н. Социальная психология [Текст ]: учебное пособие для студентов всех форм обучения /С.Н. Орлова, И.В. Гудовский. – Красноярск: СибГТУ, 2003. – 80 с.
ЗАНЯТИЕ 3 Тема: Литература к теме 1. Крысько, В.Г. Социальная психология [Текст]: учеб. для студ. высш. учеб. заведений / В.Г. Крысько. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 448 с. 2. Майерс, Д. Социальная психология.. [Текст ] /Д. Майерс. - СПб.: Издательство «Питер», 1999. – 688 с.:ил. 3. Платонов, Ю.П. Основы социальной психологии [Текст ] / Ю.П. Платонов – СПб.: Речь, 2004. – 624 с. ЗАНЯТИЕ 4 Тема: ОБЩЕНИЕ КАК ПРОЦЕСС ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ И ЕГО СПОСОБЫ ЗАНЯТИЕ 9 Литература к теме 1. Крысько, В.Г. Социальная психология [Текст]: учеб. для студ. высш. учеб. заведений / В.Г. Крысько. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 448 с. 2. Майерс, Д. Социальная психология [Текст ] /Д.Майерс. - СПб.: Издательство «Питер», 1999. – 688 с.:ил. 3. Орлова, С.Н. Социальная психология [Текст ]: у чебное пособие для студентов всех форм обучения /С.Н. Орлова, И.В. Гудовский. – Красноярск: СибГТУ, 2003. – 80 с. ЗАНЯТИЕ 10 Тема: МНОГОГРАННОСТЬ ЛИЧНОСТИ Цель работы Формирование осознания себя как личности и возможности личностного роста Упражнение 3. Проекция Ведущий предлагает участникам семь раз ответить на вопрос «Кто Я?» (письменно, на листочках). Затем листочки собирают и выясняют, какие ролевые позиции являются наиболее типичными (профессиональные, семейные и т.д.). Можно устроить конкурс на самую оригинальную, не повторяющуюся ни у кого в группе роль.
Упражнение 4. Сравнение Самооценка человека базируется на определении "круга для сравнения". Мы предлагаем студенту определить, кто является наиболее типичным представителем этого круга. Для начала предлагается закончить следующие предложения: а) Я умнее, чем... Я такой же умный, как... Я менее умный, чем... б) Я сильнее... в) Я красивее... г) Я добрее... д) Удачливее... Затем ответы классифицируются ведущим по типам: семейные (привлечение фигур родителей, родственников), профессиональные (учителя, наставники, тренеры), социально-авторитетные (значимые взрослые, литературно-документальные образы), поп-культурные (артисты, литературные и видеогерои, символ, образ и т.д.); фантастико-юмористические. 3. Проведение тестирования на определение самооценки (приложение 2) Вопрос для самостоятельного изучения: каково соотношение биологического и социального в личности?
Вопросы и задания по теме для упражнений и самоконтроля 1. Освойте направления исследования и выявления соотношения составных частей в иерархии социально-психологических особенностей личности. 2. Составьте социально-психологическую характеристику личности одного 3. Изучите факторы и условия, оказавшие важнейшее влияние на формирование вашей собственной личности. 4. Выявите акцентуированные особенности личности у нескольких своих знакомых.
Литература к теме 1. Андреева, Г.М. Социальная психология [Текст] /Г.М.Андреева. - М.: Аспект Пресс, 1998. – 376 с. 2. Крысько, В.Г. Социальная психология [Текст]: учеб. для студ. высш. учеб. заведений / В.Г. Крысько. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 448 с. 3. Орлова, С.Н. Социальная психология [Текст ]: учебное пособие для студентов всех форм обучения /С.Н. Орлова, И.В. Гудовский. – Красноярск: СибГТУ, 2003. – 80 с. ЗАНЯТИЕ 11 Тема: СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ Цель работы Закрепить теоретический материал, сформировать представления о факторах социализации Социализация - это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; а с другой стороны, процесс активного воспроизводства индивидом системы социальных связей за счет его активной деятельности, включения в социальную среду. В процессе социализации можно выделить ряд акцентов. Во-первых, в анализе социализации акцент может быть сделан на трансляции культурно задаваемых ценностей, моделей поведения, способов социальной категоризации и т. п. Социальное развитие личности в этом случае будет рассматриваться преимущественно как процесс инкультурализации. Во-вторых, процесс социализации может быть понят как процесс собственно усвоения, интерналтации различных модусов социального опыта. В-третьих, внимание может быть уделено преимущественно анализу возможных результатов социализации, и в данном случае речь скорее будет идти о социализации как адаптации. Факторы социализации
Вопросы и задания по теме для упражнений и самоконтроля Какие факторы влияют на формирование социально-психологических особенностей личности?
Дайте определение понятия социализации. Охарактеризуйте факторы социализации личности. Перечислите этапы и стадии социализации личности.
Литература к теме: 1. Гудовский, И.В. Социализация личности в образовательном процессе: маргинальный аспект [Текст]: монография /И.В. Гудовский. – Красноярск: СибГТУ, 2005. – 200 с. 2. Крысько, В.Г. Социальная психология [Текст]: учеб. для студ. высш. учеб. заведений / В.Г. Крысько. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 448 с. 3. Орлова, С.Н. Социальная психология [Текст ]: учебное пособие для студентов всех форм обучения /С.Н. Орлова, И.В. Гудовский. – Красноярск: СибГТУ, 2003. – 80 с. ЗАНЯТИЕ 12 Механизмы социализации. Традиционный механизм социализации представляет собой усвоение человеком норм, эталонов поведения, взглядов, которые характерны для его семьи и ближайшего окружения (соседского, приятельского, профессионального). Это усвоение происходит, как правило, на неосознанном уровне с помощью запечатления, некритического восприятия господствующих стереотипов. Институциональный механизм социализации действует в процессе взаимодействия человека с институтами общества, с различными организациями, как специально созданными для социализации, так и реализующими социализирующие функции параллельно со своими основными функциями (производственные, общественные, клубные и другие структуры, а также средства массовой коммуникации). Стилизованный механизм социализации действует в рамках субкультуры. Под субкультурой в общем виде понимается тот комплекс ценностей, норм, морально-психологических черт и поведенческих проявлений, которые типичны для людей определенного возраста или конкретного профессионально-культурного слоя, создающего в целом конкретный стиль жизни той или иной возрастной, профессиональной или социальной группы. Межличностный механизм социализации функционирует в процессе взаимодействия человека с субъективно значимыми для него лицами и представляет собой психологический механизм межличностного переноса благодаря эмпатии и идентификации. Значимыми лицами могут быть родители, любимый учитель, уважаемый взрослый, сослуживец, друг-сверстник своего или противоположного пола. Рефлексивный механизм социализации связан с внутренним диалогом, в котором человек рассматривает, оценивает, принимает или отвергает те или иные ценности, свойственные различным институтам общества, семье, сверстникам, значимым лицам и т.д.
Социально-психологические способы социализации: · осознаваемые · неосознаваемые К неосознаваемым относят: · психологическое заражение (бессознательная подверженность индивида определенным психическим состояниям) · внушение (особый вид эмоционально-волевого целенаправленного воздействия) · подражание (способ воздействия, в результате которого происходит воспроизводство черт и образцов демонстрируемого поведения) · индетификация (отождествление индивида с другим человеком, в результате чего происходит воспроизводство поведения, мыслей и чувств другого лица) По мере роста и формирования сознания и самосознания у индивида начинает складываться довольно четкое оценочное, избирательное отношение к окружению, его нормам и ценностям, ролевым предписаниям. Она находит место в таких социально - психологических явлениях (механизмы) · референтная группа (выполняет функции перцептивного фильтра, отбирающего из социальных норм и ценностей наиболее значимые для индивида) · авторитет (степень влияния, оказываемые отдельными лицами в той или иной отрасли знания или сфере занятости) · престиж (групповое оценочное явление, совокупность внешних оценок одобрения, которыми с позиции групповых норм и критериев оцениваются различные социальные явления, наряду с самооценкой участвует в формировании притязаний) · популярность (групповое оценочное явление в области формирования общественных вкусов, ценностей, предписаний · групповые ожидания (групповые экспектации, направленные на индивида со стороны его окружения. Могут выступать как в виде ролевых предписаний, так и в виде оценочных стереотипов, проявляющихся в социальной перцепции) Г.Э. в сфере социальной перцепции складываются на основе стереотипизации, когда новые впечатления об объекте восприятия, обобщаются благодаря сходству с прежними знаниями, тем самым «вгоняют» индивида в определенный поведенческий стереотип («трудный подросток»)
Успешность человека – одна из составляющих процесса социализации. Проведение тестирования мотивации успеха-неудач МУН
ТЕСТ - ОПРОСНИК МУН (мотивации успеха/неудач)
Инструкция. Отвечая на нижеприведенные вопросы, необходимо выбрать один из ответов: «да» или «нет».
1. Включаясь в работу, я, как правило, оптимистично настроен, надеюсь на успех. 2. В деятельности я обычно активен. 3. Склонен к проявлению инициативы. 4. При выполнении ответственных заданий стараюсь по возможности найти причины, чтобы от них отказаться. 5. Часто выбираю крайности: либо очень легкие, либо совершенно невыполнимые задания. 6. При встрече с препятствиями, как правило, не отступаю, а ищу способы их преодоления. 7. При чередовании успехов и неудач склонен к переоценке своих успехов. 8. Продуктивность деятельности в основном зависит от моей собсвенной целеустремленности, а не от внешнего контроля. 9. При выполнении достаточно трудных заданий в условиях ограниченного времени результативность моей деятельности ухудшается.
10. Склонен проявлять настойчивость в достижении цели. 11. Склонен планировать свое будущее на достаточно отдаленную перспективу. 12. Если рискую, то скорее продуманно. 13. Я обычно не очень настойчив в достижении цели, особенно если отсутствует внешний контроль. 14. Предпочитаю ставить перед собой средние по трудности или слегка завышенные, но достижимые цели, нежели стремиться к невозможному. 15. В случае неудачи при выполнении какого-либо задания его притягательность для меня, как правило, снижается. 16. При чередовании успехов и неудач я склонен к переоценке своих неудач. 17. Предпочитаю планировать свое будущее лишь на ближайшее время. 18. При работе в условиях ограниченного времени результативность моей деятельности обычно улучшается, даже если задание достаточно трудное. 19. Я, как правило, не отказываюсь от поставленной цели даже в случае неудачи на пути к ее достижению. 20. Если я сам выбрал себе задание, то в случае неудачи его притягательность для меня еще более возрастает.
КЛЮЧ К ОПРОСНИКУ: ДА: 1,2,3,6,8,10,11,12,14,16,18,19,20 НЕТ: 4,5,7,9,13,15,17
ОБРАБОТКА И КРИТЕРИИ За каждое совпадение – 1 балл от 1 до 7 – мотивация боязни неудач; 14-20 – мотивация успеха; 8-13 – мотивационный полюс ярко не выражен (8-9 тяготение к мотивации боязни неудач; 12-13 – к мотивации успеха).
Вопросы и задания по теме для упражнений и самоконтроля 1. Что такое маргинальная стадия социализации? 2. Изучите наиболее значительные этапы вашей социализации. 3. Осмыслите важнейшие факторы социализации личности в условиях современного развития нашего государства. 4. Исследуйте особенности социализации личности, живущего в многонациональном государстве. Литература к теме 1. Андреева, Г.М. Социальная психология [Текст] /Г.М.Андреева. - М.: Аспект Пресс, 1998. – 376 с. 2. Гудовский, И.В. Социализация личности в образовательном процессе: маргинальный аспект [Текст]: монография /И.В. Гудовский. – Красноярск: СибГТУ, 2005. – 200 с. 3. Орлова, С.Н. Социальная психология [Текст ]: учебное пособие для студентов всех форм обучения /С.Н. Орлова, И.В. Гудовский. – Красноярск: СибГТУ, 2003. – 80 с.
ЗАНЯТИЕ 13 Тема: СОЦИАЛЬНЫЕ УСТАНОВКИ Цель работы: Закрепить теоретический материал, научиться различать и формировать социальные установки. Социальная установка – это благоприятная или неблагоприятная оценочная реакция на что-либо или кого-либо, которая выражается во мнениях, чувствах и целенаправленном поведении. Особенно хорошо данный вопрос был исследован в западной социальной психологии и социологии. Для обозначения социальной установки используется термин аттитюд (Attitude). Выделяют аттютид как: а) определенное состояние сознания и нервной системы; б) выражающее готовность к реакции; в) организованное; г) на основе предшествующего опыта; д) оказывающее направляющее и динамическое влияние на поведение. Исследователи выделяют четыре функции аттитюдов: приспособительная функция - аттитюд направляет личность к объектам, которые служат достижению его целей; функция знания - аттитюд дает указания о способе поведения по отношению к конкретному объекту; функция выражения - аттитюд выступает как средство выражения себя как личности, освобождения от внутреннего напряжения; функция защиты - аттитюд способствует разрешению внутренних конфликтов личности. В 1942 году М. Смит выделил три компонента аттитюда: а) когнитивный компонент - осознание объекта социальной установки; б) аффективный компонент - эмоциональная оценка объекта, выявление чувства симпатии или антипатии к нему; в) поведенческий компонент - последовательное поведение по отношению к объекту.
Пользуясь теоретическими знаниями по данной теме, разработать ряд установок, позволяющих повысить эффективность процесса управления на предприятии (в зависимости от специальности). (Обсуждение). Вопрос для самостоятельного изучения: подготовьте доклад о влиянии социальной установки на межличностные отношения.
Вопросы и задания по теме для упражнений и самоконтроля 1. Что такое аттитюд? 2. Какова роль установки в педагогическом процессе вуза? 3. Как социальные установки влияют на поведение человека? 4. Назовите положительные и отрицательные установки в профессиональной деятельности психолога. Литература к теме: 1. Квинн, В. Прикладная психология [Текст] /В. Квинн. – СПб.: Питер, 2000. – 560 с.: ил. - (Серия «Учебник нового века»). 2. Майерс, Д. Социальная психология. [Текст ] /Д. Майерс. - СПб.: Издательство «Питер», 1999. – 688 с.:ил. 3. Орлова, С.Н. Социальная психология [Текст ]: учебное пособие для студентов всех форм обучения /С.Н. Орлова, И.В. Гудовский. – Красноярск: СибГТУ, 2003. – 80 с. 4. Шибутани, Т. Социальная психология [Текст ] /Т. Шибутани. - Ростов-на-Дону: изд-во «Феникс», 1998. – 544 с.
ЗАНЯТИЕ 14 Тема: ОСОБЕННОСТИ ГРУППЫ Цель работы Научиться работать с методикой, направленной на исследование особенностей группы. Малые группы — это небольшие по составу общности(от 2-3 до 30-40 человек), члены которых объединены единой целью своей деятельности и находятся в непосредственном личном контакте (общении), что является основой для возникновения группы как целого. Существует несколько методологических принципов исследования группы. Можно выделить среди них наиболее распространенные. Принцип деятельности. Специфика данного принципа в исследовании малых групп характеризуется следующими моментами: • понимание деятельности как совместной групповой, при этом выделяют формы организации, уровни и содержание совместной деятельности; • рассмотрение группы, ее феноменов в контексте совместной деятельности индивидов, что означает принятие в качестве объекта исследования не лабораторных, а реальных социальных групп (только в них межличностные отношения раскрываются во всей своей полноте, выступая формой реализации общественных отношений); • понимание группы как совокупного субъекта деятельности, ориентация на изучение соответствующих атрибутов указанного субъекта - групповых потребностей, мотивов, норм, ценностей, целей и т.д.; • интерпретация совместной деятельности не только как фактора, конституирующего группу в качестве интегратора групповых процессов, но и как основания процесса развития группы. Принцип системности. Ведущую эвристическую функцию в исследовании феноменов социальной группы выполняет принцип системности. Анализ характеристик целостной социальной системы, приложение системных идей к общепсихологической и социально-психологической проблематике позволяют обозначить ряд существенных, с точки зрения системного подхода, моментов группы: • поиск в группе специфически групповых (системных) новообразований (типа групповых норм, ценностей, целей, решений и т.п.); • изучение их влияния на соответствующие аспекты индивидуального поведения; • обязательное соотнесение тех или иных индивидуальных характеристик членов группы с деятельностным контекстом группы; • учет наличия в группе особых интегративных факторов, обеспечивающих сохранение ее качественного своеобразия, нормальное функционирование и развитие; • необходимость трактовки развертывающихся в группе процессов и отношений как многоуровневых и многомерных явлений; • рассмотрение группы как функционирующей во времени открытой системы; • принятие во внимание наличия двух основных сфер • подчеркивание взаимосвязи и взаимовлияния групповых феноменов; • включение вероятностного фактора в анализ закономерностей группового процесса, понимание сложной (системной) детерминации явлений групповой жизни. Принцип развития. С позиции этого принципа: • развитие социальной группы трактуется как обусловленное развитием совместной деятельности ее членов; • • идет поиск и изучение механизмов группового развития; • движение группы в широком временном диапазоне рассматривается, прежде всего, в отношении к будущему; • выявляются возможные регрессивные тенденции на разных этапах жизни группы. Указанные методологические принципы определенным образом взаимосвязаны и в разные периоды жизнедеятельности группы имеют различный удельный вес в объяснении, предсказании и конструировании происходящих в ней процессов. Задание Составьте карту-схему студенческой группы (Обсуждение). Инструкция Карта-схема, состоящая из опросных листов, представляет собой пятибалльную шкалу, вмонтированную в набор качеств, характеризующих наиболее существенные свойства группы. Оценка уровня развития отдельных групповых качеств идет по пятибалльной системе: «5» ставится тогда, когда качество очень сильно и постоянно проявляется, «4» - проявляется постоянно, но не так сильно, «3» - не очень проявляется, «2» - проявляется противоположное отрицательное качество, «1» - сильно проявляется противоположное отрицательное качество. Чтобы оценить какое-либо качество, надо прочитать слева положительную его оценку, а справа отрицательную и лишь затем крестиком обозначить оценку против соответствующего балла и вписать напротив каждого суждения фамилии тех учащихся, которые заметно влияют на данное. Таблица 2 Организованность
Продолжение таблицы 2
Интеллектуальная коммуникативность
Продолжение таблицы 2
Продолжение таблицы 2
Психологический климат
Продолжение таблицы 2
Количественная оценка проводится на основе сопоставления общей сумы по всем интегративным свойствам со следующей шкалой измерения уровня развития коллектива: Шкала оценки уровня развития коллектива
Вопросы и задания по теме для упражнений и самоконтроля 1. Дайте определение малой группы. 2. Перечислите виды малых групп. 3. Изучите подходы к пониманию малых групп и их особенностей. 4. Изучите, какие традиции проявляются в вашей малой группе. Литература к теме 1. Андреева, Г.М. Социальная психо
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 160; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.224.116 (0.02 с.) |